Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. Развитие функциональной грамотности будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
В нашей школе дети учатся по программе «Школа России» А.А. Плешакова. Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так и много. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.
По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Именно эти качества сегодня мы должен воспитывать в детях, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
Проблема в том, что мы часто даём глубокие знания по предмету, но не обучаем детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. А мы должны научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.
При этом:
- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.
Есть методы, приёмы, формы работы, технологии, направленные на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:
Технология проектной деятельности
Информационно-коммуникативные технологии
Технология оценивания учебных достижений
Технология продуктивного чтения
Технология проблемного обучения
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность
Задания, формирующие естественнонаучную грамотность. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.
Воспроизводить по памяти, узнавать.
1. Соедини линиями понятия.
2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев. 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года.
Определять
1. Запиши показания термометров.
2. Какие времена года изображены на рисунках.
3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?
Приводить примеры.
1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?
2. Какие ты знаешь тела и вещества?
3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, заснули, поменяли шерсть.
Описывать
1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.
2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью.
3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника
Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур.
1. Расскажи, как устроен микроскоп.
2. Как называется эта группа изделий человека (пядь, локоть)? Что можно ими измерить?
3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?
Приведем пример практико-ориентированного задания. В старину люди использовали пальцы, руки, ноги как образцы для создания первых мер длины. Сколько сантиметров содержит локоть и пядь? Внимательно прочитайте текст, рассмотрите рисунки. Измерьте предметы, находящиеся в классной комнате, в локтях и пядях. Справочная информация. Одной из древнейших мер длины, которой пользовались во многих странах мира, считается локоть - расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (рис. 1). Ладонь и пальцы использовали в качестве измерительного инструмента еще древние египтяне. Позже на Руси широко использовали пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки.
В качестве инструментария проверки предлагается использовать ключ как эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа. Ключ Пядь = 19 см. Локоть = 46 см. Это задание интересно с нескольких точек зрения. Во-первых, создает мотивационное поле, погружая учащегося в контекст задания. Во-вторых, углубляются представления учеников о способах измерения (оказывается, измерять можно не только по линейке!) Задание позволяет развивать навыки работы с информацией различного типа (вербальной, графической), закладывает основы для дальнейшей экспериментальной работы.
Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
Сравнивать, противопоставлять, классифицировать.
Использовать модели.
Связывать, соотносить.
Интерпретировать информацию.
Находить решения.
Объяснять.
Практико-ориентированные задания обычно подкрепляются так называемым «стимулом», который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение, а также источниками информации (статьи из энциклопедии, Интернет и т.п). Таким образом, общая структура практикоориентированных заданий выглядит следующим образом:
Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
Источник информации - содержит информацию (текстовая, графическая и т. д), необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.
Например, традиционное задание «Расскажи, как нужно ухаживать за домашними питомцами. Используй рисунки при ответе, может выглядеть следующим образом:
«В журнале «Тошка» было опубликовано письмо Саши М. Прочтите его. Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свои советы в виде памятки. Здравствуй, «Тошка»! У меня есть хомячок Тони. Я его сфотографировал. Я его очень люблю. Но, мне кажется, у моего Тони проблемы. Он кусается, когда я его хочу погладить, не хочет играть со мной. Я кормлю его шоколадками и апельсинами (я их очень люблю!), но ничего не помогает. Тони весь день спит, мало двигается, не хочет бегать по колесику, почти ничего не пьет, не радуется, когда я его купаю. А ведь Тони еще маленький, ему только 1,5 года. Я волнуюсь. Может, Тони одиноко, и стоит завести еще одного хомячка или даже двух? Клетка большая, двухэтажная, места хватит всем! Саша М., 10 лет»
Стимул создается посредством погружения учащихся в хорошо знакомую ситуацию. Задачная формулировка («Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свою работу в виде памятки») определяет и конкретизирует деятельность обучающегося. Предлагаемые источники информации (статья из детской энциклопедии «Все обо всем», статья из Толкового словаря С.И.Ожегова «Памятка») являются оригинальными, позволяют формировать у обучающихся умение работать с информацией различного типа, выделять первичную и вторичную информацию. Инструментом проверки является модельный ответ.
Пример модельного ответа:
Информационная компетентность | Коммуникативная компетентность (написание памятки) |
Памятка для Саши 1. Не буди хомяка днем, иначе он может укусить. 2.Не корми хомяка шоколадом и цитрусовыми. 4. Корми хомяка злаковыми, фруктами, используй специальный корм. 5. Не купай хомяка. 6. Поставь для любимца купалку с песком. 7. Не держи несколько хомяков в одной клетке, если не планируешь их разводить 8. Выпиши или возьми в библиотеке газету «Наши любимцы» (Заголовок может быть сформулирован иначе при сохранении общего смысла. Пункты памятки могут быть приведены в любой последовательности) | 1.Документу дан заголовок – 4 балла. 2. Рекомендации представлены по пунктам – 3 балла. |
Компетентность разрешения проблем (Элемент: идентификация проблемы) Если не оказать помощи, то, что случиться? Насколько сильно ожидаема эта ситуация ? |
1. Неправильный уход может (не может в случае, если) привести к гибели животного.1 2. Не знает, что; не умеет правильно …, не понимает разницы…. 11 3. Требуется практическая помощь в изменении поведения при уходе за другом |
1.Верно дан совет по уходу за Сашиным хомячком - 1 балл (за каждый совет) 2. Дан неверный совет (- 1 балл) 3. Дан верный совет, но он не имеет отношения к питомцу мальчика (- 0,5 баллов) Максимальный балл -8 | 1. Выделение рассогласования- 1 балл. 2. Выделение признаков проблемы – до3 баллов. 3. Определение цели 1 балл. |
Итого – 20 баллов | |
Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения. Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений.
1. Формулировать вопрос.
2. Планировать исследование.
3. Делать выводы на основе полученных данных
4. Приводить доказательства и аргументы.
5. Решать нестандартные задачи.
При составлении заданий, развивающих эти умения, учитываются возрастные особенности обучающихся.
Задания в учебнике | Компетентностноориентированные задания |
1. Прочтите параграф. Ответьте на вопросы учебника | Пример 1 1. Стимул: Вы выслушали сообщение ученика на конференции. 2. Задачная формулировка: Подготовьтесь задать разные вопросы по данной теме 3. Источник информации: текст выступления (сообщение ученика), ромашка Блума (какие бывают вопросы), таблица «Вопросы и понятия» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо) |
2. Составьте пищевую цепь по картинке | Пример 2. 1. Стимул: В Китае основным продуктом питания является рис. Китайцы заметили, что воробьи, поедающие рис, наносят вред сельскому хозяйству. За несколько лет были истреблены все птицы. Но урожай риса не увеличился, а уменьшился. 2. Задачная формулировка: Почему урожай риса не увеличился? Пример3. 1. Стимул: Было замечено, что вороны одни съедобные грибы отбрасывают клювом в сторону, а другие едят. 2. Объясните это явление. Какую информацию вы будете использовать? |
3. Какая температура воздуха в горах? | Пример 4 1. Стимул: Знаете ли вы легенду об Икаре? О мальчике, который сделал себе крылья и поднялся к солнцу. Но солнце растопило воск, которым Икар скрепил крылья. И Икар упал в море. 2. Задачная формулировка: Могло ли это случиться в действительности, если предположить, что Икар, действительно, мог долететь до солнца? |
| Пример 5. 1. Стимул: Во время грозы удар молнии чаще всех других животных (собаки, кошки, лошади, козы) поражает корову. 2. Задачная формулировка: Объясните это явление. Составьте памятку «Как вести себя во время грозы» |
Вывод. Практико-ориентированные задания при сохранении содержания стандарта позволяют формировать интегральные умения, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета. Используемые практико-ориентированные задания являются своеобразным инструментарием учителя, предназначены для обеспечения поэтапного движения к развитию функциональной грамотности младшего школьника.
Блинова А.А.