СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. Развитие функциональной грамотности будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира.»

Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира.


Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. Развитие функциональной грамотности будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.

Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

В нашей школе дети учатся по программе «Школа России» А.А. Плешакова. Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так и много. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.

По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Именно эти качества сегодня мы должен воспитывать в детях, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Проблема в том, что мы часто даём глубокие знания по предмету, но не обучаем детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. А мы должны научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.

При этом:

- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Есть методы, приёмы, формы работы, технологии, направленные на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:

  1. Технология проектной деятельности

  2. Информационно-коммуникативные технологии

  3. Технология оценивания учебных достижений

  4. Технология продуктивного чтения

  5. Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

  1. Групповая форма работы

  2. Игровая форма работы

  3. Творческие задания

  4. Тестовые задания

  5. Практическая работа

  6. Ролевые и деловые игры

  7. Исследовательская деятельность

Задания, формирующие естественнонаучную грамотность. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.

Воспроизводить по памяти, узнавать.

1. Соедини линиями понятия.

2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев. 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года.

Определять

1. Запиши показания термометров.

2. Какие времена года изображены на рисунках.

3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?

Приводить примеры.

1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?

2. Какие ты знаешь тела и вещества?

3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, заснули, поменяли шерсть.

Описывать

1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.

2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью.

3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника

Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур.

1. Расскажи, как устроен микроскоп.

2. Как называется эта группа изделий человека (пядь, локоть)? Что можно ими измерить?

3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?

Приведем пример практико-ориентированного задания. В старину люди использовали пальцы, руки, ноги как образцы для создания первых мер длины. Сколько сантиметров содержит локоть и пядь? Внимательно прочитайте текст, рассмотрите рисунки. Измерьте предметы, находящиеся в классной комнате, в локтях и пядях. Справочная информация. Одной из древнейших мер длины, которой пользовались во многих странах мира, считается локоть - расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (рис. 1). Ладонь и пальцы использовали в качестве измерительного инструмента еще древние египтяне. Позже на Руси широко использовали пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки.

В качестве инструментария проверки предлагается использовать ключ как эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа. Ключ Пядь = 19 см. Локоть = 46 см. Это задание интересно с нескольких точек зрения. Во-первых, создает мотивационное поле, погружая учащегося в контекст задания. Во-вторых, углубляются представления учеников о способах измерения (оказывается, измерять можно не только по линейке!) Задание позволяет развивать навыки работы с информацией различного типа (вербальной, графической), закладывает основы для дальнейшей экспериментальной работы.

Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

 Сравнивать, противопоставлять, классифицировать.

 Использовать модели.

 Связывать, соотносить.

 Интерпретировать информацию.

 Находить решения.

 Объяснять.

Практико-ориентированные задания обычно подкрепляются так называемым «стимулом», который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение, а также источниками информации (статьи из энциклопедии, Интернет и т.п). Таким образом, общая структура практикоориентированных заданий выглядит следующим образом:

 Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;

 Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;

 Источник информации - содержит информацию (текстовая, графическая и т. д), необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания

 Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Например, традиционное задание «Расскажи, как нужно ухаживать за домашними питомцами. Используй рисунки при ответе, может выглядеть следующим образом:

«В журнале «Тошка» было опубликовано письмо Саши М. Прочтите его. Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свои советы в виде памятки. Здравствуй, «Тошка»! У меня есть хомячок Тони. Я его сфотографировал. Я его очень люблю. Но, мне кажется, у моего Тони проблемы. Он кусается, когда я его хочу погладить, не хочет играть со мной. Я кормлю его шоколадками и апельсинами (я их очень люблю!), но ничего не помогает. Тони весь день спит, мало двигается, не хочет бегать по колесику, почти ничего не пьет, не радуется, когда я его купаю. А ведь Тони еще маленький, ему только 1,5 года. Я волнуюсь. Может, Тони одиноко, и стоит завести еще одного хомячка или даже двух? Клетка большая, двухэтажная, места хватит всем! Саша М., 10 лет»

Стимул создается посредством погружения учащихся в хорошо знакомую ситуацию. Задачная формулировка («Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свою работу в виде памятки») определяет и конкретизирует деятельность обучающегося. Предлагаемые источники информации (статья из детской энциклопедии «Все обо всем», статья из Толкового словаря С.И.Ожегова «Памятка») являются оригинальными, позволяют формировать у обучающихся умение работать с информацией различного типа, выделять первичную и вторичную информацию. Инструментом проверки является модельный ответ.

Пример модельного ответа:

Информационная компетентность

Коммуникативная компетентность (написание памятки)

Памятка для Саши

1. Не буди хомяка днем, иначе он может укусить.

2.Не корми хомяка шоколадом и цитрусовыми.

4. Корми хомяка злаковыми, фруктами, используй специальный корм.

5. Не купай хомяка.

6. Поставь для любимца купалку с песком. 7. Не держи несколько хомяков в одной клетке, если не планируешь их разводить

8. Выпиши или возьми в библиотеке газету «Наши любимцы» (Заголовок может быть сформулирован иначе при сохранении общего смысла. Пункты памятки могут быть приведены в любой последовательности)

1.Документу дан заголовок – 4 балла.

2. Рекомендации представлены по пунктам – 3 балла.

Компетентность разрешения проблем (Элемент: идентификация проблемы) Если не оказать помощи, то, что случиться? Насколько сильно ожидаема эта ситуация ?

1. Неправильный уход может (не может в случае, если) привести к гибели животного.1

2. Не знает, что; не умеет правильно …, не понимает разницы…. 11

3. Требуется практическая помощь в изменении поведения при уходе за другом

1.Верно дан совет по уходу за Сашиным хомячком - 1 балл (за каждый совет) 2. Дан неверный совет (- 1 балл) 3. Дан верный совет, но он не имеет отношения к питомцу мальчика (- 0,5 баллов) Максимальный балл -8

1. Выделение рассогласования- 1 балл.

2. Выделение признаков проблемы – до3 баллов.

3. Определение цели 1 балл.

Итого – 20 баллов


Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения. Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений.

1. Формулировать вопрос.

2. Планировать исследование.

3. Делать выводы на основе полученных данных

4. Приводить доказательства и аргументы.

5. Решать нестандартные задачи.

При составлении заданий, развивающих эти умения, учитываются возрастные особенности обучающихся.

Задания в учебнике

Компетентностноориентированные задания

1. Прочтите параграф. Ответьте на вопросы учебника

Пример 1

1. Стимул: Вы выслушали сообщение ученика на конференции.

2. Задачная формулировка: Подготовьтесь задать разные вопросы по данной теме

3. Источник информации: текст выступления (сообщение ученика), ромашка Блума (какие бывают вопросы), таблица «Вопросы и понятия» (Технология развития критического мышления через чтение и письмо)

2. Составьте пищевую цепь по картинке

Пример 2.

1. Стимул: В Китае основным продуктом питания является рис. Китайцы заметили, что воробьи, поедающие рис, наносят вред сельскому хозяйству. За несколько лет были истреблены все птицы. Но урожай риса не увеличился, а уменьшился.

2. Задачная формулировка: Почему урожай риса не увеличился?

Пример3.

1. Стимул: Было замечено, что вороны одни съедобные грибы отбрасывают клювом в сторону, а другие едят.

2. Объясните это явление. Какую информацию вы будете использовать?

3. Какая температура воздуха в горах?

Пример 4

1. Стимул: Знаете ли вы легенду об Икаре? О мальчике, который сделал себе крылья и поднялся к солнцу. Но солнце растопило воск, которым Икар скрепил крылья. И Икар упал в море.

2. Задачная формулировка: Могло ли это случиться в действительности, если предположить, что Икар, действительно, мог долететь до солнца?


Пример 5.

1. Стимул: Во время грозы удар молнии чаще всех других животных (собаки, кошки, лошади, козы) поражает корову. 2. Задачная формулировка: Объясните это явление. Составьте памятку «Как вести себя во время грозы»


Вывод. Практико-ориентированные задания при сохранении содержания стандарта позволяют формировать интегральные умения, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета. Используемые практико-ориентированные задания являются своеобразным инструментарием учителя, предназначены для обеспечения поэтапного движения к развитию функциональной грамотности младшего школьника.


Блинова А.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!