СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по кубановедению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный опыт обобщает работу по краеведению (кубановедению) в своей школе за последние годы.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по кубановедению»



(слайд 1) В настоящее время решение многих проблем в нашей стране зависит от того, каким вырастет будущее поколение . От формирования его гражданской позиции зависит наше будущее. Школа призвана заполнить тот духовно-нравственный вакуум, который появился в конце 20-го - начале 21 века. И как раз уроки кубановедения помогают решать эту проблему. (слайд 2) Цель учителя - формировать потребность в духовно-нравственном совершенствовании молодых людей, в развитии познавательного интереса к историческому прошлому, уважения к истории, к культурному наследию России, малой родины.

История и культура всегда играли и продолжают играть важнейшую роль в духовно-нравственном становлении человека, воспитывая уважение к традициям и ответственность за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями. История нашего отечества сложилась так, что связь с культурой предков была насильственно прервана. В настоящее время необходимо воскресить прерванную связь, народу необходимо вернуть его культуру, его память. (слайд 3)Эту работу нужно начинать с детства, когда маленького человека возможно еще органично для его развития «погрузить» в культуру своего народа, а также приобщить, воспитать уважение к культуре других народов. Процесс этот наиболее плодотворен, если происходит параллельно – в семье, детском саду, школе, станице, городе… Целью моей работы является формирование коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся, повышение мотивации.

Я выбрала наиболее важные, на мой взгляд, задачи:

​-повышение интереса детей к изучению истории, традиционной культуры, искусства родного края;

​- развитие у них творческого мышления и умений применять свои знания на практике;

​-активизация самостоятельной деятельности учащихся, направленной на поиск знаний;

​- формирование мировоззрения молодого поколения, умений давать независимые оценки и делать самостоятельные выводы.

Безусловно, что в процессе обучения огромную роль играет, в первую очередь, личность самого учителя, его активная жизненная позиция, грамотная речь, широкий кругозор, собственная точка зрения на те, или иные проблемы, любовь к предмету и желание быть полезным и необходимым детям.

Во-вторых, учитывая ведущую роль урока в процессе обучении, необходимо создавать тесное сотрудничество учащихся и учителя во время его проведения.

В-третьих, осуществляя планирование курса кубановедения, следует помнить о том, что история – стержень, основа данного предмета. Кроме того, надо учитывать двойственную природу предмета. С одной стороны, учащиеся получают и воспроизводят четкие знания о месте, времени, участниках событий, их характеристиках и признаках понятий и терминов, с другой - происходит субъективное восприятие фактов, их толкование с учетом индивидуальных и общественных ценностей.

Уроки кубановедения должны вызывать интерес, не быть скучными. (слайд 4)Поэтому, мультимедийные материалы позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Благодаря использованию презентационных технологий на уроках кубановедения используется уникальная возможность продемонстрировать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии. Презентация дает возможность вывода на экран уникальных материалов: рукописей, картин, материалов первоисточников, подлинников документов.

Информационные технологии не ограничиваются только компьютерными технологиями, а должны рассматриваться значительно шире. Так, показ фрагментов передач телевидения, освещающих культурные события края, с последующей демонстрацией на уроках позволяют интересно и насыщено проводить учебные занятия, семинары, диспуты. Видеодокументы позволяют подтверждать, либо опровергать выносимые на обсуждение тезисы, заставляют мыслить творчески, не по шаблону.

Используя системно-деятельностный подход на уроках кубановедения, ставятся основные задачи: 1.научить добывать знания, 2.пробудить желание у ребят мыслить и искать, 3.применять накопленный опыт и испытывать жажду творчества.

Изучая историю Кубани, проводится работа с документами, а именно, (слайд 5) со статьями местных газет прошлых лет, которые изучаются и анализируются. Например, изучаем статьи из газеты «Огни Кавказа», а заодно и историю этой газеты.

(слайд 6) Часто провожу урок – заочную экскурсию. Например: знакомство с музеями Краснодарского края, храмами города Краснодара. Материал для заочных экскурсий готовлю как сама, так и с помощью учащихся.

(слайд 7) Урок – портрет. Данный урок направлен на ознакомление учащихся с портретом исторических личностей, деятелей искусства, культуры и науки, с судьбами простых, но интересных людей, которые нас окружают. Примерами таких уроков могут быть: «Творческая деятельность В.Г.Захарченко», «Солдатская мать»(о Е. Степановой) «Отличные люди, прославленный край». ( о художнике В.Вторенко)

(слайд 8).. Очень интересно и необычно проходят интегрированные уроки Например, при знакомстве с культурой казаков, на урок был приглашён фольклорный коллектив, возглавляемый учителем музыки нашей школы Н.П.Масловым, который познакомил детей с обычаями и традициями казачества.

Преподавание курса в нашей школе тесно связано с музейным уголком. Экспонаты, имеющиеся в нём и соответствующие какой-либо теме, используются на уроках в качестве наглядного материала. (слайд 9) Особенно хорошую помощь в этом плане получает начальная школа. Детям легче посмотреть, потрогать, изучить материал и запомнить его.

Учащиеся средних и старших классов при изучении кубановедения используют материалы музейного уголка, особенно много тем в 7-8 классах по хозяйству, культуре, быту кубанских казаков. (слайд 10) В качестве наглядности используются предметы утвари, материалы кубанской хаты, старинные фотографии, документы, материалы по истории создания и развития Белореченского района и посёлка Заречного

В изучении кубановедения большое место уделяется проектной деятельности, которая объединяет урочную и внеурочную деятельность учащихся. Так, работая над проектом по изучению рекреационных ресурсов Белореченского района, учащиеся 8 класса Казакова Елизавета, Ященко Наталья представили свой проект на конкурс проектных работ по кубановедению в 2013 году и стали его призёрами.



Проводятся различные конкурсы, целью которых является изучение жизни казаков. Дети проявляют интерес к изучению истории, традиционной культуре, искусству родного края; применяют свои знания на практике, участвуя в различных викторинах, конкурсах. Примером является краеведческий конкурс «Кубань-край 100 народов», проводимый центром развития туризма и экскурсий г. Краснодара. (слайд 11) Учащаяся 6 класса Бурчак Олеся представила свою работу «Казак без веры – не казак», которая заняла на нём 3 место.(слайд 12)

И, конечно, без экскурсий, изучение родного края будет неполным. С целью расширения знаний о нашем крае в г. Краснодаре посетили музей – усадьбу Фелицина (слайд 13) В Горячем Ключе дети знакомились с природой предгорий и гор; (слайд 14) при посещении Свято – Михайловской пустыни – с историей православия на Кубани; ( слайд 15) при экскурсии в Новороссийск – с Великой Отечественной войной на Кубани. Очень полезны и экскурсии по г. Белореченску и Белореченскому району (слайд 16), в ходе которых учащиеся всё больше узнают о прошлом и настоящем нашего района.

Интересно и разнообразно в нашей школе проходят недели кубановедения. Учащиеся начальных классов проводят конкурсы рисунков «Мой любимый край», «Моя улица» и др., поделок из природного материала (слайд 17). Старшие дети оформляют газеты; проводятся викторины по истории, культуре, географии Краснодарского края (слайд 17)

Не забывают ребята нашей школы прошлое родного посёлка, на территории которого находится памятник танкистам, погибшим во время оккупации Белореченского района. За памятником постоянно ухаживают, стоят в вахте памяти. (слайды 18,19). Затем слайд 20 (последний)

Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!