Муниципальное дошкольное образовательное учреждение- детский сад №32
Опыт работы по поликультурному воспитанию по теме:
«Воспитание дошкольников
на основе традиций
многонациональной России».
Воспитатель первой квалификационной категории:
Солонина Ольга Львовна
2014год
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут .» Суслова Э.К.
Цель поликультурного воспитания:
формирование творческой личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачи поликультурного воспитания :
- приобщать детей к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры;
- формировать представления детей о многообразии культур в регионе, стране, мире ;
- воспитывать положительное отношение к культурам разных народов;
- развивать этническую толерантность в процессе ознакомления детей с национальными традициями и достижениями разных народов ;
- формировать и развивать умения и навыки продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
- воспитывать в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Составляющие поликультурного воспитания
Поликультурное образование
Поликультурное воспитание
Нормативная культура
Духовная культура
Материальная культура
Правила общения внутри этноса
Обычаи, обряды, праздники
Нравств-енные качества
Язык, народное творчество
Искусство
Труд с учетом его специфики
Жилище, предметы быта
Орудия труда
Трансп-ные средства
Нац-ное
Нац-ный костюм
блюдо
Работа с детьми ведется по следующим блокам
Блок
Темы
Моя родина-Россия
Форма работы
«Родная страна»,
Моя малая родина
« Символы России », «Как жили люди на Руси».
Образовательная деятельность, беседы, художественная литература ИЗО, дидактические и подвижные игры, презентации
Старые и новые традиции россиян
«Мой город Рыбинск», «Речка, реченька, река».
Образовательная деятельность, беседы, подвижные игры, презентации
«Рождество», «Масленица», «День матери», «День защитника Отечества».
Наши ближайшие соседи
Образовательная деятельность, презентации, художественная литература,
«Украина», «Белоруссия», «Прибалтика», «Народы Севера», «Узбекистан»,
развлечения
«Нас много на земном шаре».
Образовательная деятельность, беседы, художественная литература, театрализация, музыка , дидактические и подвижные игры, презентации, развлечение
В каждом блоке работа с детей осуществляется в трех направлениях:
информационное насыщение
сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей
эмоциональное воздействие
В процессе реализации первого направления важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства
поведенческие нормы
знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правила этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении
Условия реализации трех направлений
-определение базовых направлений
-совместная деятельность педагога с родителями
-подготовленность педагога
-создание предметно-пространственной среды
-организация деятельности детей
Средства реализации трех направлений:
-общение с представителями разных национальностей;
-устное народное творчество;
-художественная литература;
-игры, народные игрушки, национальные куклы;
-декоративно- прикладное искусство, живопись;
-музыка;
-мини-музеи.
«Как жили люди на Руси»
Непосредственно образовательная деятельность
« Символы России »
« Родная страна»
« Мой город Рыбинск »
Знакомство с ближним зарубежьем
«Нас много на земном шаре»
«Прибалтика»
Знание ребенком традиций обогащает его внутренний мир.
«Масленица» «День Матери»
«День Защитника Отечества»
Огромное эмоциональное воздействие оказывает на детей театрализация сказок разных народов
Украинская сказка «Колосок»
Русская сказка «Теремок»
Игра выступает как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников
Сюжетно-ролевая игра «Кукольный театр»
Дидактические игры
Подвижные игры народов мира являются важным средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей
Подвижные игры : «Нет печенья», «Ручеек», «Юрта»
«Мы радушны, хлебосольны, ждем гостей и тем довольны!»
Использование мини-музеев в дают возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его.
Мини-музеи кукол в национальных костюмах, сувениров
Мини-музей зерна, сувенирных колокольчиков, интерьерных кукол
Особенности жизни народов севера
Макеты «Арктика» и «Чукотка»
Дидактические материалы
Спасибо за внимание!