СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме : «Формирование у воспитанников основ финансовой грамотности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы: «Формирование у воспитанников основ финансовой грамотности». Автор: Калинина Н.А.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме : «Формирование у воспитанников основ финансовой грамотности».»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 “Солнышко”»

г. Великий Устюг Вологодская область


Выступление из опыта работы:

«Формирование у воспитанников основ финансовой грамотности».



Автор: воспитатель

Калинина Наталья Александровна


Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!..

Омар Хайям (цитата)



Под термином «Финансовая грамотность» понимается способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (то есть жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами - это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.


Уже с детства ребёнок невольно приобщается к экономической жизни

семьи. Вместе с мамой и папой дети ходят в магазины за товарами, идут в банк для того, чтоб родители сняли зарплату с карты либо оплатили коммунальные услуги, видят, как рекламируют товары по телевидению, слышат, как родственники обсуждают будущую покупку, тем самым, учатся

начальным азам экономики.

Часто, зайдя в магазин, мы видим такую картину, как ребёнок плачет и

требует у мамы купить ему какую-либо игрушку, не понимая того, есть ли у

мамы средства на то, что требует малыш или их нет.

Как раз для того, чтобы не было таких ситуаций, чтоб ребёнок знал и понимал элементарные основы правильного распределения бюджета, нужно уже в детских садах знакомить детей с элементарными знаниями по экономике.

Меня эта тема заинтересовала, и я взяла её как тему моего самообразования.

Работаю в данном направлении второй год.



В своей работе по формированию основ финансовой грамотности я опираюсь на примерную парциальную программу экономического воспитания дошкольников «Тропинка в экономику» Анны Демьяновны Шатовой. Программа имеется в свободном доступе в интернете, разработана диагностика результатов освоения программы по всем четырем блокам

(1 блок «Труд - продукт», 2 блок «Деньги, цена», 3 блок «Реклама: желания и возможности», 4 блок «Полезные навыки и привычки в быту - тоже экономика»), можно скачать сборник демонстрационных материалов. Рассчитана программа на 1 год обучения. В приложении есть:

- сценарии занятий - развлечений; - пословицы, поговорки;

- словарь экономических терминов;

- в помощь воспитателю (биографии русских меценатов Савва Морозов-меценат Московского художественного театра, Павел и Сергей Третьяковы, Савва Мамонтов-меценат русского искусства);


На 2023 - 2024 уч. год приобрели парциальную программу Марины Кинеевой, Вероники Кузиной. В комплект входит учебно - методическое пособие для педагогов и наглядно-дидактический материал для работы с детьми. Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 5-7 лет, состоит из 3 модулей:

Модуль 1. Деньги

Модуль 2. Финансовые привычки

Модуль З. Предпринимательство


Обе Программы полностью соответствует ФГОС дошкольного образования и направлены на формирование у детей правильного отношения к труду, личному времени, бюджету семьи, к собственному делу, благотворительности и т.д.

Приобрела: Энциклопедия для малышей в сказках. 2022 г. «Откуда берутся деньги?» Елена Ульева. Само содержание написано, как сказка о зайце и вороне. Заяц бизнесмен, расширял свой бизнес. В конце каждой главы есть задание, которое нужно выполнить с ребенком.


Изучив особенности основ экономического воспитания в дошкольном возрасте, я разработала свою систему работы по данному направлению и внедряю её в работу с детьми.

Чтобы детям было понятно и интересно, я старалась подобрать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемы для данного направления, через которые я могла бы создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Информативный блок


1. тематические беседы по ознакомлению с элементарными финансовыми понятиями (на сегодняшний день дети понимают и могут объяснить следующие понятия: «деньги», «товар», «цена», «акции», «скидки», «бартер», «дорого», «дешево», что такое «семейный бюджет», из чего складываются доходы, какие бывают расходы, что свои желания нужно сопоставлять с бюджетом семьи. На чём можно сэкономить. На последнем занятии знакомились с понятиями «банк», «вклад», «проценты», «кредит»).

2. использую ИКТ - технологию: так, например, с целью узнать, где и как изготавливают деньги в настоящее время, провела для ребят виртуальную экскурсию: «В Монетный Двор».

Следующая виртуальная экскурсия была «На ферму устюжан Юлии и Дмитрия Хильман» с целью углубить знания детей по теме «что такое собственное дело. Свой бизнес».

- мною разработаны игры - презентации: «Что было, когда не было денег?» «Путешествие в денежную страну», «Потребность или желание

3. провела игры - путешествия, использовав пед. технологию Надежды Александровны Коротковой «Путешествие по карте», используя предложенный алгоритм.

(по географической карте с детьми отправлялись в разные страны и

знакомились там с финансовой жизнью страны, финансовыми привычками, дети запоминали денежные единицы других стран: в Германии- марка, в Китае - юань, США - доллар).


4 экономические сказки: книга Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» (глава № 4) знакомит детей с экономическим понятием - банк, как надежно защищенном месте, где хранятся деньги, и понятием вкладчики банка, как люди, которые хранят свои деньги в банке, и получают за это от него премию.

Сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» способствует развитию знаний детей о деньгах, как цене товара.

Какие русские народные сказки или авторские: «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», Братьев Гримм «Горшок каши», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» - дают представление детям о бартере, как обмене одной вещи на другую, без денег.

5. можно использовать в работе мультфильмы из цикла «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы» или «Фиксики».

Важно не только дать знания детям, но их нужно закрепить в практической деятельности.

Какие же приемы использую:

5. провожу с детьми игры - викторины («Угадай профессию», «Финансовая тема в сказках», обобщающая «Что? Где? Почём?»)

6. командные игры «Как проверить и посчитать деньги», «Как потратить деньги с пользой».

7. решаем с детьми проблемные ситуации (составила картотеку)

Например, ситуация «Два медвежонка».

Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мёд. Покупателей на рынке было мало. Торговля совсем не шла. Медвежата грустили.

Вопросы к детям: какие решения могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

8. В свободное время дети могут поиграть в настольные игры экономического содержания. В центре финансовой грамотности имеются

игры: «Дороже - дешевле», «Учимся считать сдачу», «Собери ряд монет по возрастанию», любимая игра «Миллионер» (где, продавая и покупая недвижимость, можно стать самым богатым игроком и не обанкротиться)

9. Такие словесные игры как: «Назови профессии по результату труда», «Что необходимо человеку», «Что можно, что нельзя купить за деньги», «Составляем план покупок», «Верю - не верю» (Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)

10. сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Аптека», «Рынок».

Данные игры провожу с цель дать детям возможность осуществлять процессы «купли - продажи», учить считать, разменивать купюру и давать сдачу, совершать покупки, определяя цену товара.

Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты.

Детям интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. 

Для сюжетно - ролевых игр в ходе проекта «Маленькие финансисты» родителями был сконструирован макет банкомата и кассового аппарата, подготовлены муляжи денежных средств, калькуляторы.

12. предлагаю детям задачи с экономическим содержанием (имеется картотека)

Задача «В магазин за продуктами»

Цель: научить детей считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность, выработать у детей желание покупать полезные для здоровья продукты.

Задача: бабушка попросила Аню сходить в магазин и дала ей кошелек с монетами: 3 шт. по 1 рублю, 1 шт. - 2 рубля, 1 шт. - 5 рублей. Всего 10 рублей.

На доске размещаю изображения с продуктами и ценой

Аня должна купить полезные продукты и, если останутся деньги, немного сладостей.



Вопросы: 1) Какие полезные продукты выбрала Аня?

2) Остались ли у нее деньги на сладости?

3) Какие сладости купила Аня?

*****

Родители Ани собрались делать ремонт на кухне. Что по вашему мнению им нужно сделать в первую очередь: купить новую мебель, поклеить обои, заменить текущий кран? Почему? (ответы детей)

 (нужнее и важнее купить новый кран и срочно заменить старый текущий, т. к. в современных квартирах и домах стоят приборы учета потребления воды. Родителям Ани придется платить за потребление воды больше денег из семейного бюджета. Затем нужно поклеить обои и только потом купить новую мебель, т. к. при поклейке обоев можно повредить, испортить мебель, а это приведет к дополнительным расходам семьи Ани.)


13. провела экскурсию в магазин самообслуживания «Устюжанин»:

детям было предложено самостоятельно совершить покупку. Для этого мы выбрали товар, который соответствал бы количеству выданных родителями денег. Дети оплатили товар наличными, я же оплатила товар картой, тем самым закрепили знания по теме «Наличный, безналичный расчет»). Дети каждый самостоятельно обращались к продавцу - кассиру, выбирали нужный товар, получали за покупку чек и сдачу.


Подводя итог, могу сказать, что дети проявляют интерес к финансовой грамотности, подобранные приёмы, формы работы помогают детям усваивать сложные экономические понятия, дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии и т.д.

Главное - говорить ребёнку о мире экономики на языке, ему понятном!

Работа с родителями

Работа по экономическому воспитанию детей невозможна без участия родителей. Семья - это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок.

Работу с родителями строю на принципе открытости и тесном сотрудничестве. С целью выявления заинтересованности родителей в обучении их детей основам финансовой грамотности в сентябре месяце было проведено анкетирование «Финансовая культура ребенка»

32 % - признают важность формирования азов финансовой грамотности у ребенка в семье;

68 % - недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи

0 % - считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс данный курс.


Родители поддержали меня в выбранной мною теме.

Стараюсь обеспечить педагогическую поддержку семьи.

Каждый месяц на стенде я располагаю для родителей наглядную информацию.

Разработала

- стендовые консультации: «Зачем вам нужна финансовая грамотность?»,

«Дети и деньги», «Учите детей видеть связь между трудом и деньгами», «Учите ребенка планировать семейный бюджет», «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?», «Как не вырастить жадину?»

- призываю родителей к тому, чтобы они рассказывали детям о своей работе, не скрывали от детей свое материальное положение, не приучали к излишествам, позволяли детям самостоятельно совершать покупки, хотя бы купить хлеб в Булочной, учили детей бережливости, привлекали детей к посильной работе по дому.

- запланирована игра - викторина с детьми и родителями «В мире финансов».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!