СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме "Целеполагание и рефлексивные техники, методы и приемы на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районной педагогической конференции учителей математики, информатики и физики "Реализация ФГОС: обновление содержания образования, образовательные технологии" в 2018 году

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Целеполагание и рефлексивные техники, методы и приемы на уроках информатики"»

МОУ «Новоигирменская СОШ №3» Целеполагание и рефлексивные техники, методы и приемы на уроках информатики и во внеурочное время» Сметанина Елена Анатольевна учитель информатики I кв.категория

МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

Целеполагание и рефлексивные техники, методы и приемы на уроках информатики и во внеурочное время»

Сметанина Елена Анатольевна

учитель информатики

I кв.категория

“ Великая цель образования - это не знания, а действия”.   Герберт Спенсер   «Отрефлексируй»,  что ты мыслил,  Что ощущал ты «от» и «до»,  Не бойся, как обычно, если  Ты скажешь что-нибудь не то. Любая мысль -  к открытью дверца,  Любое чувство - к мысли путь,  Мы все способны - в это верьте -  За горизонты заглянуть!

Великая цель образования - это не знания, а действия”. Герберт Спенсер

«Отрефлексируй», что ты мыслил, Что ощущал ты «от» и «до», Не бойся, как обычно, если Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль - к открытью дверца, Любое чувство - к мысли путь, Мы все способны - в это верьте - За горизонты заглянуть!

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход: -  изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); - изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов); - изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся); - изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

- изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

- изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).

Цель повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: Познакомить коллег с различными видами рефлексий На примере конкретных приемов показать полезность применения рефлексий на уроках

Цель

  • повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с различными видами рефлексий
  • На примере конкретных приемов показать полезность применения рефлексий на уроках
Наша задача - обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения . Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом .
  • Наша задача - обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения .

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом .

Для меня, учителя информатики, существует проблема: с одной стороны, ученики «не расстаются» с компьютером, смартфоном, а, с другой, снижается мотивация в использовании компьютера и смартфона в качестве инструмента для творчества и исследования. Поэтому свою основную задачу в решении проблемы вижу в изменении подходов к организации уроков информатики. Всякий раз, составляя проект очередного занятия, я, как и каждый учитель, задаю себе одни и те же вопросы: а. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б. какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в. какие методы и средства обучения выбрать; г. как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; д. как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
  • Для меня, учителя информатики, существует проблема: с одной стороны, ученики «не расстаются» с компьютером, смартфоном, а, с другой, снижается мотивация в использовании компьютера и смартфона в качестве инструмента для творчества и исследования. Поэтому свою основную задачу в решении проблемы вижу в изменении подходов к организации уроков информатики.
  • Всякий раз, составляя проект очередного занятия, я, как и каждый учитель, задаю себе одни и те же вопросы:

а. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б. какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в. какие методы и средства обучения выбрать;

г. как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

д. как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Наша школа является экспериментальной площадкой по опережающему внедрению ФГОС. 9б класс является классом, обучающимся по ФГОС 2-го поколения. Тогда как 9а класс обучается по традиционной программе. В 5-6 классе дети из этих классов не очень сильно отличались по отношению к обучению, примерно в 7 классе стали заметны отличия. От ребят из класса с опережающим внедрением ФГОС я стала часто слышать вопрос: «А зачем нам это надо? А где это нам в жизни пригодится?» Им на каждом уроке приходится вместе с учителем ставить цели и решать задачи из жизни, и теперь мне приходится на каждую тему искать жизненное применение. И ставить цели.
  • Наша школа является экспериментальной площадкой по опережающему внедрению ФГОС. 9б класс является классом, обучающимся по ФГОС 2-го поколения. Тогда как 9а класс обучается по традиционной программе. В 5-6 классе дети из этих классов не очень сильно отличались по отношению к обучению, примерно в 7 классе стали заметны отличия. От ребят из класса с опережающим внедрением ФГОС я стала часто слышать вопрос: «А зачем нам это надо? А где это нам в жизни пригодится?» Им на каждом уроке приходится вместе с учителем ставить цели и решать задачи из жизни, и теперь мне приходится на каждую тему искать жизненное применение. И ставить цели.
Целеполагание Этот этап предполагает привлечение учащихся к постановке цели и мотивированное изучение темы урока. С позиции деятельностного подхода при формулировке цели необходимо указывать действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся, например: «использовать ИКТ для создания графических изображений», «сравнить возможности ЭЛТ - монитора и ЖК - монитора», «использовать возможностей Интернет для поиска информации», «построить информационную модель ПК», «графически представить результаты расчетов», «овладеть приемами работы со сканером», «разрабатывать и реализовывать табличные модели задач обработки данных», «вводить формулы с помощью встроенных средств табличного процессора, проверять корректность расчета данных», «интерпретировать результаты обработки данных средствами деловой графики» и.т.д.

Целеполагание

  • Этот этап предполагает привлечение учащихся к постановке цели и мотивированное изучение темы урока.
  • С позиции деятельностного подхода при формулировке цели необходимо указывать действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся, например:
  • «использовать ИКТ для создания графических изображений»,
  • «сравнить возможности ЭЛТ - монитора и ЖК - монитора»,
  • «использовать возможностей Интернет для поиска информации»,
  • «построить информационную модель ПК»,
  • «графически представить результаты расчетов»,
  • «овладеть приемами работы со сканером»,
  • «разрабатывать и реализовывать табличные модели задач обработки данных»,
  • «вводить формулы с помощью встроенных средств табличного процессора, проверять корректность расчета данных»,
  • «интерпретировать результаты обработки данных средствами деловой графики» и.т.д.

Основной критерий достижения целей обучения – успешное решение учащимися задач. Дополнительный критерий – актуализация знаний общей структуры содержания учебной дисциплины.

На этом этапе происходит пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. Поэтому формулировке цели может предшествовать построение ситуации, в которой учащимся предлагается два решения, одно с помощью имеющихся знаний, другое с помощью нового материала, ученик должен увидеть его преимущество или же задание должно вызывать у ученика информационный дефицит. Например:

Моделирование жизненной ситуации.

Это ситуация, которая может возникнуть в реалии.

Тема урока: «Основные характеристики персонального компьютера» (7 класс)

Цель: «составить описание основных характеристик устройств ПК»

«Представьте, что вы идете покупать компьютер. Опишите, на что вы будете обращать внимание при выборе ПК?». Составляется краткое описание (технология «Мозговой штурм»), которое сохраняется на протяжении всего урока. Изучив новую тему, даётся оценка первоначальному описанию и ученикам, предлагается ещё раз выполнить задание.

Модель технологии развития критического мышления Основу ТРКМ составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление). 1 этап -

Модель технологии развития критического мышления

  • Основу ТРКМ составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа)

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
  • на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?»
  • От учителя требуется организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Происходит пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.
2 этап -

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления)

Основными задачами на этом этапе являются:

  • организация активной работы с информацией;
  • самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). В ходе работы с информацией ученик выделяет главное, дает оценку содержания: «это я знаю», «знал, но забыл», «это противоречит моим представлениям», «не знал», «никогда не подумал, что так бывает» и т.д.

3 этап -

3 этап - "Рефлексия" (размышление)

  • Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо: самостоятельно систематизировать новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы.

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены:

а) возврат к стадии вызова;

б) возврат к ключевым словам;

в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;

г) возврат к кластерам

Понятие рефлексии

Понятие рефлексии

Функции рефлексии Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего

Функции рефлексии

Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего

Рефлексия в педагогическом процессе

Рефлексия в педагогическом процессе

Педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся

Педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся

Виды рефлексии показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом. что повлияло на ребенка положительно или отрица-тельно, он созидал себя или разрушал и как воздейст-вовал на своих товарищей

Виды рефлексии

показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом.

что повлияло на ребенка положительно или отрица-тельно, он созидал себя или разрушал и как воздейст-вовал на своих товарищей

Можно еще выделить следующие виды рефлексии:

Можно еще выделить следующие виды рефлексии:

С точки зрения психологии рефлексия бывает

С точки зрения психологии рефлексия бывает

Содержание рефлексии

Содержание рефлексии

Еще одна классификация, которая опирается на функции рефлексии:

Еще одна классификация, которая опирается на функции рефлексии:

Эмоциональная рефлексия Такая разновидность рефлексии часто используется в самом начале занятия. Ее цель - установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но и в конце урока такая рефлексия также будет уместна.

Эмоциональная рефлексия

Такая разновидность рефлексии часто используется в самом начале занятия. Ее цель - установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но и в конце урока такая рефлексия также будет уместна.

Примеры эмоциональной рефлексии Прием «Смайлик», «Три лица».  Суть его заключается в том, что учитель в начале урока просит детей нарисовать в тетради смайлик, с той эмоцией, которая характерна для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.

Примеры эмоциональной рефлексии

Прием «Смайлик», «Три лица».

  • Суть его заключается в том, что учитель в начале урока просит детей нарисовать в тетради смайлик, с той эмоцией, которая характерна для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.
«Д ерево чувств » Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если безразлично, желтого, если плохо, некомфортно,  зелёного. Можно использовать цветные карточки красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние .

«Д ерево чувств »

  • Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если безразлично, желтого, если плохо, некомфортно,  зелёного.
  • Можно использовать цветные карточки
  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый - тревожное, напряженное;
  • черный - упадок, уныние .
«Пейзаж» «Гномики»

«Пейзаж»

«Гномики»

Эмоциональная рефлексия очень важна в жизни Дети привыкают оценивать свое состояние и свободно говорить об этом. Порой многим взрослым этого как раз и не хватает, чтобы объясниться со своими близкими и высказать, что они чувствуют. Часто простой разговор по душам решает сразу все проблемы. Эмоциональная рефлексия проста для проведения даже в начальной школе, дети учатся выражать свои эмоции и анализировать настроение.

Эмоциональная рефлексия очень важна в жизни

  • Дети привыкают оценивать свое состояние и свободно говорить об этом. Порой многим взрослым этого как раз и не хватает, чтобы объясниться со своими близкими и высказать, что они чувствуют. Часто простой разговор по душам решает сразу все проблемы.
  • Эмоциональная рефлексия проста для проведения даже в начальной школе, дети учатся выражать свои эмоции и анализировать настроение.
Деятельностная рефлексия Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний. Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.

Деятельностная рефлексия

  • Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.
  • Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.
Примеры деятельностной рефлексии   Интересная рефлексия в конце урока в виде « Лесенки успеха ». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.

Примеры деятельностной рефлексии

  • Интересная рефлексия в конце урока в виде « Лесенки успеха ». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.
 «Солнышко»  «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось

«Солнышко»

  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось

«Поезд» На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель. «Цветочная поляна»  На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился

«Поезд»

  • На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.

«Цветочная поляна»

На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился

«Дерево успеха» зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

«Дерево успеха»

  • зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
«Дюжина вопросов» Рефлексия - физминутка. Ребята встают около парт, учитель предлагает им систему вопросов, на который отвечает одновременно каждый участник, невербально, про себя, осуществляя соответствующие движения: «нет» – присесть на корточки, «ни да, ни нет» – сесть на стул, «да» – поднять руки вверх, приподнявшись на цыпочки Примерные вопросы: Помните ли вы тему урока? Хорошее ли у вас настроение? Получается ли у вас выполнять предлагаемые задания? Хочется ли вам, чтобы прямо сейчас прозвенел звонок с урока? Хочется ли вам домой? Расскажете ли вы родителям о том, что узнали на уроке? Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? Нужно ли вам на информатике знание английского языка? А русского? И т.п.

«Дюжина вопросов»

  • Рефлексия - физминутка. Ребята встают около парт, учитель предлагает им систему вопросов, на который отвечает одновременно каждый участник, невербально, про себя, осуществляя соответствующие движения: «нет» – присесть на корточки, «ни да, ни нет» – сесть на стул, «да» – поднять руки вверх, приподнявшись на цыпочки
  • Примерные вопросы:
  • Помните ли вы тему урока?
  • Хорошее ли у вас настроение?
  • Получается ли у вас выполнять предлагаемые задания?
  • Хочется ли вам, чтобы прямо сейчас прозвенел звонок с урока?
  • Хочется ли вам домой?
  • Расскажете ли вы родителям о том, что узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?
  • Нужно ли вам на информатике знание английского языка?
  • А русского? И т.п.
«Твои знания» Ребята, нарисуйте человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме: Прошу ребят нарисовать на полях тетради подобные смайлики (если всё получилось – улыбается, есть над чем поработать – прямой ротик, не получилось – грустный рот) «Ключевое слово» Ребята, напишите на доске (в тетради, на листочке) одно слово, с которым у вас ассоциируется содержание сегодняшнего урока. Провести краткий анализ, можно совместно с учащимися. Данный метод можно провести и устно: каждый ребенок вслух по цепочке называет свое слово.

«Твои знания»

  • Ребята, нарисуйте человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:
  • Прошу ребят нарисовать на полях тетради подобные смайлики (если всё получилось – улыбается, есть над чем поработать – прямой ротик, не получилось – грустный рот)

«Ключевое слово»

  • Ребята, напишите на доске (в тетради, на листочке) одно слово, с которым у вас ассоциируется содержание сегодняшнего урока. Провести краткий анализ, можно совместно с учащимися. Данный метод можно провести и устно: каждый ребенок вслух по цепочке называет свое слово.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ Каким был урок? ИНТЕРЕСНЫМ СКУЧНЫМ НЕОБЫЧНЫМ НЕИНТЕРЕСНЫМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ

Каким

был

урок?

ИНТЕРЕСНЫМ

СКУЧНЫМ

НЕОБЫЧНЫМ

НЕИНТЕРЕСНЫМ

Интересное оформление рефлексии

Интересное оформление рефлексии

Рефлексия содержания материала Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы. Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.

Рефлексия содержания материала

  • Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы.
  • Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.
Примеры рефлексии содержания Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Вот только некоторые методы ее проведения: Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими: Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата?

Примеры рефлексии содержания

  • Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Вот только некоторые методы ее проведения:
  • Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими:
  • Что сегодня я узнал?
  • Мне было тяжело или нет?
  • Я понял материал или были затруднения?
  • Я научился чему-то новому?
  • Я смог добиться результата?
«Мой самоанализ» В конце занятия можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. Ребята, выберите к каждому вопросу правильный, по вашему мнению, ответ

«Мой самоанализ»

  • В конце занятия можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
  • Ребята, выберите к каждому вопросу правильный, по вашему мнению, ответ
Пример анкеты

Пример анкеты

2. Прием «Плюс-минус-интересно».  Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки.
  • 2. Прием «Плюс-минус-интересно».
  • Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки. "Плюс" – это то, что понравилось, "минус" – не понравилось, а "интересно" показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке.
  • 3. Составление синквейна.
  • Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.
  • Очень важна рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС можно приводить почти до бесконечности.
+-И Наблюдала, помогала, объясняла как правильно и куда нужно внести информацию. На данное упражнение ушло много времени. Не все учащиеся смогли правильно справиться с этим заданием. В седьмом классе, спустя два года, учащиеся вновь работают по заполнению данной таблицы. Результаты разительные. В 11 классе учащиеся, изучив произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», заполняя таблицу, уже используют сложные предложения, выводы отличаются самостоятельным суждением. Это упражнение полезно как учителю, так и ученику, так как позволяет научить ученика вести записи на протяжении всего урока, наблюдая и оценивая свою деятельность, ученики учатся делать выводы. 

+-И

  • Наблюдала, помогала, объясняла как правильно и куда нужно внести информацию. На данное упражнение ушло много времени. Не все учащиеся смогли правильно справиться с этим заданием. В седьмом классе, спустя два года, учащиеся вновь работают по заполнению данной таблицы. Результаты разительные. В 11 классе учащиеся, изучив произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», заполняя таблицу, уже используют сложные предложения, выводы отличаются самостоятельным суждением. Это упражнение полезно как учителю, так и ученику, так как позволяет научить ученика вести записи на протяжении всего урока, наблюдая и оценивая свою деятельность, ученики учатся делать выводы. 
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия детям предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Рекомендуется с обрать все фразы на одном листе, вложить в файл и пусть на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии занятия». Варианты:

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

  • В конце учебного занятия детям предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Рекомендуется с обрать все фразы на одном листе, вложить в файл и пусть на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии занятия».
  • Варианты:
  • "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…"; "На этом занятии меня порадовало…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После занятия мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; и т.п.
  • "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "На этом занятии меня порадовало…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После занятия мне захотелось…";
  • "Сегодня мне удалось…"; и т.п.
Качественная и количественная оценка урока

Качественная и количественная оценка урока

Траектория собственных знаний График перед контрольной работой

Траектория собственных знаний

  • График перед контрольной работой
Как разработать рефлексивную методику? При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты: Возраст ребят и состав класса. Особенности конкретного предмета и тему урока. Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока. Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты.

Как разработать рефлексивную методику?

  • При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты:
  • Возраст ребят и состав класса.
  • Особенности конкретного предмета и тему урока.
  • Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока.
  • Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты.
Как научить детей рефлексии? Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов: Умение анализировать свое настроение. Проводить анализ своих достижений. На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников. На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса. Только работая постоянно в этом направлении, можно добиться хороших результатов, когда ученики не будут бояться высказывать свое мнение и будут адекватно оценивать не только свою работу, но и заслуги своих товарищей.

Как научить детей рефлексии?

  • Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов:
  • Умение анализировать свое настроение.
  • Проводить анализ своих достижений.
  • На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников.
  • На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса.
  • Только работая постоянно в этом направлении, можно добиться хороших результатов, когда ученики не будут бояться высказывать свое мнение и будут адекватно оценивать не только свою работу, но и заслуги своих товарищей.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учеников, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.
  • Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учеников, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, таких как самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития преподавателя. Прекращается профессиональный рост педагога тогда, когда он начинает довольствоваться достигнутым, планку надо поднимать, Для этого чаще задавать себе вопросы: чему учу? Как учу? Зачем? Каковы результаты моей деятельности? Как этого достигаю? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше? Пока педагог рефлектирует, он развивается. А с ним развивается обучающийся.
  • Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
  • Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, таких как самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
  • Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития преподавателя. Прекращается профессиональный рост педагога тогда, когда он начинает довольствоваться достигнутым, планку надо поднимать, Для этого чаще задавать себе вопросы: чему учу? Как учу? Зачем? Каковы результаты моей деятельности? Как этого достигаю? Можно ли сделать лучше? Что я буду делать дальше? Пока педагог рефлектирует, он развивается. А с ним развивается обучающийся.
Каждый педагог должен помнить, что урок для ребенка – это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он учится осознавать себя среди людей, ценить свой и чужой труд, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало. Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.
  • Каждый педагог должен помнить, что урок для ребенка – это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он учится осознавать себя среди людей, ценить свой и чужой труд, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало.
  • Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.
Нужна ли рефлексия педагогу Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

Нужна ли рефлексия педагогу

  • Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Учитель рефлексирующий – это учитель растущий. Прекращающий рефлексировать, избегающий рефлексии неминуемо приостанавливается в профессиональном росте.
  • Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Учитель рефлексирующий – это учитель растущий. Прекращающий рефлексировать, избегающий рефлексии неминуемо приостанавливается в профессиональном росте.
Что дает рефлексия ученику можно отметить следующее: Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни. Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их. Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело. Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей. Учитывая все это, можно сказать, что рефлексия в конце урока делает процесс освоения новых знаний более интересным для ребят и осмысленным.

Что дает рефлексия ученику

  • можно отметить следующее:
  • Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
  • Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
  • Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
  • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.
  • Учитывая все это, можно сказать, что рефлексия в конце урока делает процесс освоения новых знаний более интересным для ребят и осмысленным.
Цель рефлексии  для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
  • Цель рефлексии  для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
  • Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Из моего личного опыта применения следует, что деятельностный метод обучения информатике (с использованием рефлексии на каждом уроке) приводит к следующим положительным результатам: - увеличение качества знаний учащихся ; - более гибкое и прочное усвоение знаний, полученных в результате деятельности учащихся ; - возможность самостоятельного движения учащихся в изучаемой области; - повышение мотивации к обучению на уроках информатики .
  • Из моего личного опыта применения следует, что деятельностный метод обучения информатике (с использованием рефлексии на каждом уроке) приводит к следующим положительным результатам:

- увеличение качества знаний учащихся ;

- более гибкое и прочное усвоение знаний, полученных в результате деятельности учащихся ;

- возможность самостоятельного движения учащихся в изучаемой области;

- повышение мотивации к обучению на уроках информатики .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!