СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках физики средствами инновационных технологий"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям физики, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках физики средствами инновационных технологий"»

Лещук Любовь Павловна


ГОУ ДПО Белгородский региональный институт

повышения квалификации и профессиональной переподготовки

специалистов















Формирование коммуникативной компетенции учащихся

на уроках физики средствами инновационных технологий






Лещук Любовь Павловна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Орлик Чернянского района Белгородской области»














Белгород

Содержание


Информация об опыте…………………………………………………….. 1

Технология опыта…………………………………………………………. 6

Результативность опыта ………………………………………………….. 14

Библиографический список ……………………………………………… 16

Приложение к опыту……………………………………………………… 18



































Информация об опыте

  1. Условие возникновения, становления опыта

Свою педагогическую деятельность я осуществляю в МОУ «СОШ с.Орлик Чернянского района Белгородской области» в течение 16 лет. Школа находится в сельской местности, население неоднородно: оно большей частью состоит из рабочих и служащих ОАО «Орлик», ЗАО «Приосколье», небольшого количества интеллигенции.

Рис. 1. Социальный состав родителей Рис. 2. Образовательный уровень родителей

Безусловно, образовательный ценз родителей, уровень благосостояния населения не оказывают должного влияния на развитие детей.

Педагогический коллектив нашей школы всегда был нацелен на формирование конкурентноспособной личности ученика, причём задачи развития и воспитания неразрывно связывались с созданием культурной речевой среды.

Наблюдения показали, что обучающиеся с большим трудом овладевают особенностями языка естественно-математических дисциплин, нежели гуманитарных. Это обстоятельство существенно влияет на развитие их мыслительных способностей. Поэтому я решила создавать и на уроках, и во внеклассной работе предметно-культурную речевую среду с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся как того требует государственные стандарты.

Формирование опыта происходило в период введения в школьное образование Базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение физики отводится 2 часа в каждом классе. В сравнении с периодами, когда на изучение этого предмета отводилось 3 ч и 5 ч (на профильном уровне), ощутила, что у учащихся беден словарный запас, не развиты способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение, низок уровень владения монологической речью. Большинство школьников испытывают страх перед публичным выступлением, стесняются обратиться к учителю за разъяснением непонятного материала, не умеют работать в группах, участвовать в дискуссии.

Как справиться с ситуацией предметной речевой безграмотности учеников?

Благодатной средой для этого оказалась реализация инновационного УМК «Физика» авт. Грачёв А.В. и др.

Работа над темой опыта началась с предварительной диагностики. Для изучения исходного состояния сформированности коммуникативных умений и навыков использовала методику изучения сформированности коммуникативной компетентности учащихся (автор Репкин Г.В.)

Оказалось, что только 11% детей обладают высоким уровнем развития коммуникативных качеств, 38% - находятся на среднем уровне, 52% - на низком.

В ходе анализа результатов пришла к выводу о целесообразности формирования коммуникативной компетенции учащихся средствами инновационных технологий.

  1. Актуальность опыта

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. В современном обществе уверенно чувствует себя человек, который способен общаться с другими людьми на разных уровнях.

Замечу, что проблема формирования коммуникативной компетенции беспокоит не только меня, как учителя физики, но и каждого учителя-предметника. Исследовав проблему, увидела, что разработанные примерные общеобразовательные программы различных предметных областей вполне своевременно вводят понятие коммуникативной компетенции, которую учащиеся должны обрести на уроках. Приведу примеры:

  • «Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы» (Русский язык: Примерная программа основного общего образования);

  • «Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии … умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде…, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы...» (История: Примерная программа основного общего образования);

  • «Развить … речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для … аргументации и доказательства…» (Математика: Примерная программа основного общего образования).

  • Одним из приоритетов для школьного курса физики является коммуникативная деятельность: «… владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение» (Физика: Примерная программа основного общего образования).

Следовательно, актуальность опыта «Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами инновационных технологий» связана с противоречием между требованиями образовательных программ и реальным уровнем коммуникативной компетенции учащихся.

Считаю, что коммуникативная компетенция личности формируется только в процессе активной познавательной деятельности ученика, а для совершения такой деятельности необходим мотив, порождающий потребность в ее совершении.

Поэтому реализация коммуникативного подхода в обучении физике предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой у учащихся возникало бы желание найти способы решения познавательных задач и формировались бы коммуникативные навыки.

Наряду с этим обнаруживается противоречие между развитием коммуникативной компетенции и подходами традиционной методики обучения.

Внедрение инновационных педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся средствами инновационных технологий.

Длительность работы над опытом

Начало работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся средствами инновационных технологий совпадает с моментом обнаружения противоречий.

Первый этап - 2005-2006 гг. - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме опыта, осмысление теоретических и методологических положений. Накопление и обработка диагностических материалов. Разработка содержания, структуры, критериев и показателей оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся.

Второй этап -2006-2007 гг. - внедрение инновационных технологий формирования коммуникативной компетенции учащихся и диагностика ее эффективности.

Третий этап – 2007-2009 гг. - обработка и осмысление полученных в ходе работы данных; систематизация и обобщение результатов; оформление опыта работы.

Диапазон опыта: представленный опыт охватывает единую систему «урок – внеурочная работа».

Технология опыта представляет собой описание авторских подходов к применению интерактивных методик с целью формирования коммуникативной компетенции, что приемлемо для использования в работе учителей физики при организации и проведении уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий.


Теоретическая база опыта

Теоретической базой моего опыта являются труды:

  • А.В. Хуторского (о ключевых компетенциях как компоненте личностно-ориентированного образования),

  • А. Н. Тубельского (технология обучения в сотрудничестве),

  • М.М.Поташник (методические требования к уроку в условиях развивающейся школы);

  • Стил, Мередит, Темпл, Уолтер (технология развития критического мышления);

  • Е.С. Полата (новые педагогические технологии, метод проектов, обучение в сотрудничестве);

  • Селевко Г.К. (современные образовательные технологии, «кейс»-метод).

По определению А.В Хуторского (Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов"):

«Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».

«Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Хуторской А.Рассматривает коммуникативную компетенцию личности как:

  • знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,

  • навыки работы в группе,

  • владение различными социальными ролями в коллективе,

  • умение ученика вести диалог в паре, малой группе; учитывать сходство и различие позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата; понимать сходство и различие языка науки, искусства, математики, иностранных языков; занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В соответствии с определением сущности коммуникативной компетенции становится понятным, что её формирование возможно в совместной деятельности учащихся, направляемой и корректируемой учителем.

Хуторской А.В. трактует коммуникативную компетенцию как ключевую.

Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие четыре уровня коммуникативной компетенции:

• первый уровень – неосознанная компетенция;

• второй – репродуктивная компетенция;

• третий – продуктивная компетенция;

• четвертый – творческая компетенция.

На основе выявленных уровней выделились показатели коммуникативной компетенции учащихся в учебно-познавательной деятельности: низкий, репродуктивный, продуктивный и творческий.

Показателем первого уровня мы считаем несамостоятельную деятельность ученика, построенную на подсказках учителя, когда педагог ведет в учебной деятельности и требует исключительно правильных ответов от ученика, не признавая его права на ошибку и диалог.

Показателем второго, репродуктивного, уровня является наличие предметных знаний у ученика при недостаточном умении их применять, репродуктивная деятельность выполняется по памяти или по заданному алгоритму.

Показателем третьего, продуктивного, уровня выступает достаточное владение учениками учебными умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Для учащихся этого уровня характерна уже самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или принятому типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Мыслительная деятельность опосредована словесно–логической формой.

Показателем четвертого, творческого, уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов. Ученик ставит и решает задачи, требующие обобщения данных и творческого мышления, стремится к пониманию другого с целью поиска новой истины, вступает в «партнерство» (В. Я. Ляудис), транслируя социальную ответственность – высший уровень социализации.

Среди выделенных четырех уровней сформированности коммуникативной компетенции личности наивысшим является четвертый уровень – творческая компетенция. Ученики, вышедшие на творческий уровень коммуникативной компетенции, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим ученикам, на партнерство.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Так как основным инструментом формирования коммуникативной компетенции являются инновационные технологии - обучение в сотрудничестве, технология case-stadies, технология проектного обучения, технология развития критического мышления, то я представлю использование каждой из них для реализации поставленных целей.

3.Технология опыта

Цель: создание условий для развития коммуникативной компетенции школьников в процессе обучения физике.

Задачи:

  • развивать умения школьников вести диалог, полилог, аргументировать свою точку зрения, занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;

  • формировать умения и навыки учащихся работать в команде;

  • способствовать развитию монологической речи школьников;

  • инициировать активность и самостоятельность учащихся в работе (на уроке, над проектом, в сотрудничестве).

Организация учебно-воспитательного процесса

Методическая система автора по формированию коммуникативной компетентности учащихся при изучении физики опирается на следующие принципы:

  • единство обучения, воспитания и развития;

  • научность, систематичность и доступность;

  • сознательность и творческая активность учащихся;

  • наглядность;

  • коллективность характера обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся.

Решая поставленную цель, провожу единую стратегию обучения через программы: Физика 7-11. Авт. А.В. Грачёв и др. Издательский дом «Вентана-Граф», 2007 год; Физика 7-9 классы. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. «Дрофа», 2007 год; Федеральные примерные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования по физике, базовый уровень. 2004 год.

Содержание образования. Средства достижения целей

Технология «обучение в сотрудничестве». (Приложение 1) При использовании данной технологии обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого. Особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

Важным моментом в уроке является этап мотивации и целеполагания.

Например, на уроке по теме «Кинематика прямолинейного равномерного движения», предлагаю учащимся начать урок с посещения виртуального Проката транспортных средств, где каждый выберет себе транспортное средство по вкусу: одни, чтобы отправиться в длительное путешествие, другие – чтобы поехать на ближайшую речку порыбачить, третьи – чтобы срочно попасть в город навестить больную родственницу, четвёртые -любители водных прогулок, чтобы приятно провести время.

Учащиеся обосновывают свой выбор. Далее идёт обмен мнениями по вопросу «Что объединяет все выбранные вами средства передвижения?», учащиеся сами приходят с мысли, что речь на уроке пойдёт о движении.

Урок по теме «Силы в механике» начинаем с проверки творческого домашнего задания подготовить подарки для своих одноклассников. Каждый подарок должен быть связан с понятием «сила» и носить прикладной характер.

Вот подарки учащихся:

  1. Я дарю набор авторучек, которые удобны в обращении, так как в их устройстве присутствует пружина, следовательно, помогает им работать сила упругости. (Бунова Ирина)

  2. Мой подарок для мальчиков. Если хотите выглядеть, как супергерой, чаще поднимайте гирю весом 160Н. (Конотопченко Иван)

  3. Мы подготовили мешочек с песком. Песок вам необходим, чтобы в гололёд увеличивать силу трения и избегать неприятных ситуаций. (Овсянникова Альбина и Шманова Елена)

  4. С этой же целью в карман можно класть вот такие гири. Тогда сила реакции опоры, а, следовательно, и сила трения будут больше. (Васютин Алексей)

  5. Я дарю вам спичечный коробок. Мы пользуемся спичками, благодаря силе трения. Хочу всем напомнить «Берегитесь огня!». (Баев Денис)

  6. Я решила подарить своим друзьям репродукцию картины «Тройка» художника Перова, на которой дети, преодолевая силу трения, везут сани. Пусть она напоминает всем о том, что в жизни всегда для достижения желаемого результата нужно прилагать усилия. (Толстенко Виталия).

Эти примеры свидетельствуют о том, что этап мотивации и целеполагания позволяет не только сформулировать тему и цель урока совместно с учащимися, но и способствует развитию их коммуникативной компетенции.

Наиболее продуктивными вариантами организации обучения в технологии «обучение в сотрудничестве» в моей практике являются:

Парная работа. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опорные конспекты – краткий в символах логический план ответа, максимально приближенный к учебнику. В инновационном УМК «Физика» авт.Грачёв А.В. и др. опорные конспекты приведены к каждой изученной теме.

В каждой паре один ученик рассказывает другому первую часть материала. Через 2-3 минуты это же рассказывает учитель. Учащиеся могут сверить с его сообщением свои ответы. Это приём носит название «ответ с эталоном». Затем вторую часть конспекта излагает второй ученик и опять для образца – сообщение учителя.

Затем учащиеся меняются и проговаривают другие части конспекта. Здесь реализуется принцип многократного повторения, благодаря которому развивается устная речь учащихся, преодолевается психологический барьер слабых учащихся, и они не боятся давать монологические ответы у доски. В процессе дальнейшего диалога по составленным к опорному конспекту вопросам формируется умение обосновывать свои действия, навык задавать вопросы, т.е. дети осваивают способы ведения дискуссии.

Выполнение задания «тройками» или «четвёрками. Для этого рассаживаю учащихся по три или четыре человека за парту, либо учащиеся поворачиваются лицом к ученикам, сидящим за соседней партой. Один учащийся выполняет роль консультанта и опрашивает каждого по заранее подготовленным вопросам, например, проверяет готовность учащихся к уроку. Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов.

В своей работе наряду с разнородными по составу группами (когда более сильные по подготовке дети являются как бы тренерами и занимаются со средними и слабыми учащимися) использую деление на однородные группы, чтобы была возможность сильным детям давать задания высокой сложности. Но предпочтение при формировании коммуникативной компетенции отдаю работе с разнородными группами, так как это позволяет реализовать себя учащимся 1 и 2 уровней сформированности коммуникативной компетенции.

Созданию коммуникативной и речевой среды способствуют такие задания, как:

• составить план ответа, высказать основные мысли по плану;
• выделить основную мысль текста изученного параграфа, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
• дать характеристику изученной физической величине;
• составить собственное высказывание по теме урока, исходя из прочитанного, услышанного.

Для выполнения подобных заданий и в этом случае предлагаю учащимся логические схемы, различные опорные конспекты. Это помогает детям ориентироваться в физическом материале, преодолевать психологический барьер в общении с более сильными одноклассниками. (Приложение 2)

Преимущества технологии «обучение в сотрудничестве» заключаются в следующем:

  • Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

  • Формируется высокая коммуникативная культура, которая включает себя умение сотрудничать, строить отношения с другими людьми.

  • Повышается мотивация учащихся за счёт того, что они осознают степень своего влияния на членов группы.

Проектное обучение. Метод проектов также в значительной мере способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Традиционно считается, что уроки-конференции целесообразно проводить только в старших классах и что на таких уроках активно работает лишь половина учащихся. Проанализировав материалы газет «Физика» (приложение к газете «1 сентября»), я пришла к мнению, что в рамках проектной деятельности такие уроки можно проводить и в 7-9 классах.

Например, в 8 классе уроки-конференции по темам «Физика атмосферы» (образование тумана и облаков, образование ветра, осадки, метеорологические наблюдения), «Электромагниты и их применение», «Глаз. Очки. Оптические приборы (глаз, очки, близорукость, дальнозоркость, проекционный аппарат, фотоаппарат, лупа). Основное условие: каждый ученик обязан высказаться по данной теме с дополнениями к основному докладу или с найденными им интересными материалами. В результате такие уроки проходят живо и эмоционально. За две недели до урока класс делится на группы по 4 человека в каждой. В состав группы входят: докладчик (готовит теоретическую часть), экспериментатор (готовит опыты, чертежи, рисунки, фрагменты кинофильмов), журналист-оппонент (готовит «каверзные» вопросы докладчику по теме), библиотекарь (подбирает материал для докладов, презентаций).

В практике моей работы – проекты индивидуальные и групповые, но предпочтение отдаю групповым проектам (Приложение 3), так как они обладают рядом преимуществ по формированию коммуникативной компетенции:

– у каждого человека в группе есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею;

– группа усиливает творческий потенциал, учит самооценке и взаимоуважению;

– группа не дает возможности бездействовать, в работе задействованы все;

– вклад и участие каждого члена группы повышает производительность группы в целом.

Работа в группе позволяет учащимся испробовать различные роли и позиции.

Методику организации групповой работы с использованием компьютера с учащимися 8-го класса, в процессе которой формируется информационно- коммуникативная компетенция, можно проследить на примере организации урока-обобщения по теме «Зеркала». (Приложение 4)

Работая на компьютере в рамках проекта, ученик получает возможность ярче и интереснее представить найденный и обработанный им материал, используя различные иллюстрации, графики и т.д. Это позволяет наглядно представить результат своих действий.

Уроки защиты проектов (семинары, конференции, аукционы) дают возможность для самореализации учащимся 4 уровня развития коммуникативной компетенции. Именно на таких занятиях ученики учатся говорить чётко, ясно, изящно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Их самостоятельность, эрудиция, красноречие позволяют мотивировать учащихся 1-3 уровней развития коммуникативной компетенции, обогащать их словарный запас.

В процессе проектной работы по обобщению материала на уроках-конференциях, уроках-семинарах приобретаются коммуникативные умения – планировать и выполнять часть общей работы; занимать роли и позиции; вести диалог, понимать позицию другого.

Технология обучения на примере конкретной ситуации («кейс»-технология»). Основная цель уроков физики в старшей школе связана с формированием социально грамотной и мобильной личности, умеющей ориентироваться в современном мире. Физика должна стать для выпускника не только средством получения профессиональной и иной информации, но и средством осуществления коммуникации. Я полагаю, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если человек обладает практическим мышлением. Поэтому в качестве одной из наиболее адекватных технологий обучения я считаю технологию обучения на примере конкретной ситуации.

Особенностью технологии обучения на примере конкретной ситуации является работа с сase studies (с «кейсами»), которая включает анализ или решение конкретных ситуаций по определенному сценарию.

Этапы организации работы с кейсами:

  • самостоятельная работа;

  • «мозговой штурм» в рамках малой группы;

  • публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предполагаемого решения.

Отличительные особенности технологии обучения на примере конкретной ситуации:

  • работа в малых группах (3–5 человек);

  • в сжатые сроки учащиеся должны провести анализ конкретной ситуации, принять решение, выработать рекомендации.

В своей работе применяю различные обучающие и практические «кейсы» (Приложение 5).

На уроках с использованием обучающих «кейсов» я предлагаю различные варианты работы с текстом учебника: составление и пересказ по плану, краткий и развёрнутый конспект, опорный конспект, использование опорных слов.

Большинство учащихся в моих классах чаще выбирают опорные слова в качестве приёма учебной работы с текстом. Потому что, во–первых, данный метод не требует большой затраты времени. Во–вторых, помогает быстро запомнить новую терминологию (т.к. обычно в качестве опорных слов ребята выбирают новые для них слова из текста). В третьих, развивает коммуникативные умения (т.к. при составлении и последующем пересказе развивается монологическая речь).

Именно, на этом методе работы с текстом, я остановлюсь чуть подробнее. В 9 классе при изучении темы “Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения” учащимся предлагается прочитать вступление к соответствующему параграфу (учебник Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика–9, параграф 18, стр.109).

После прочтения текста учитель демонстрирует ребятам в течение 40 секунд следующие 8 слов для запоминания: Ньютон, законы, движение, сила, ускорения, Земля, притяжение, гравитация, масса. Далее слова убираются, и учащиеся в парах воспроизводят эти слова. Учитель фиксирует результат и пытается выяснить, каким способом удалось (или почему не получилось) запомнить все слова. Многие из тех, кто запомнил в правильном порядке все слова, отмечают, что эти слова встречались им в прочитанном только что тексте и, кроме того, все они логически связаны. Предлагаю воспроизвести логику связи этих слов, использованную в тексте. Получается связанный пересказ прочитанного текста. Тут же даю задание прочитать следующую небольшую часть из параграфа: “Роль масс притягивающихся тел” и каждому самостоятельно выписать 5–8 опорных для него слов, попытаться сначала запомнить их, а затем по желанию у доски или в парах воспроизвести текст, используя свои опорные слова.

Очевидно, что такой приём работы с учебным текстом помогает справиться не только с проблемой усвоения, осмысления материала каждым учеником группы, но и активизировать работу учащихся, повысить некоторую уверенность слабых учеников в собственных силах, формирует их коммуникативную компетенцию.

Практический «кейс» даёт возможность решения производственной ситуации или производственной задачи, в которых отражается комплекс знаний и практических умений учащихся по изучаемой теме. Он содержит тексты объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Обучаемые прочитывают и изучают «кейс», привлекая к этому как материалы учебника, так и другие источники информации.

После этого проводится подробное обсуждение содержания. При этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

На мой взгляд, «кейсовый» метод развивает коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Немаловажным является и то, что данный метод развивает и социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Технология развития критического мышления. Критическое мышление рассматривается, как способность личности ставить вопросы, выдвигать аргументы, принимать независимые продуманные решения. Каждый ученик, не взирая на авторитеты, высказывает свое мнение в контексте учебной программы.

Основные этапы реализации методики развития критического мышления:

1. этап «Вызов» содействует пробуждение имеющихся знаний, интереса к новой информации.

На этом этапе я обычно предлагаю учащимся фото, рисунок, высказывание, по которым они определяют тему урока.

2. этап «Осмысление» направлен на систематизацию имеющихся знаний об объекте изучения, которые учащиеся представляют в виде структурно-логической схемы (СЛС) или кластера сначала в своей тетради, затем силами всех учащихся составляется общая СЛС и заполняют первый столбик «Я» маркированной таблицу, которая имеет следующий вид:

Таблица 1

Я знаю

Я узнал(а)

Я хочу узнать




3. этап «Работа с текстом» предполагает работу учащихся с текстом с пониманием основного содержания. Работа сопровождается заполнением 2 и 3 столбцов таблицы, при этом второй столбец имеет следующую форму:

Таблица 2

Кто?


Что?


Когда?


Где?


Почему?


Как?


4. этап «Рефлексия» направлен на развитие умений учащихся по самоанализу своей собственной деятельности.

5. этап «Домашнее задание». Специфика домашнего задания заключается в том, что учитель задает его согласно интересам учащихся, представленных в третьей колонке таблицы.

Использование технологии критического мышления на уроках физики способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции.

В данной технологии эффективно использую следующие приёмы: мозговой штурм, кластер, «верные-неверные утверждения», «толстые и тонкие вопросы», «чтение с пометками», «зигзаг», «мозаика», перекрестная дискуссия, «знаю - хочу узнать - узнал», возвращение к кластеру, эссе, синквейн.

Работа с текстом в рамах «технологии критического мышления» позволяет формировать устную и письменную компетенции учащихся всех уровней развития коммуникативной компетенции– умение работать с текстом: находить знакомую и новую информацию, ставить вопросы, находить ответы, перерабатывать информацию, делать сообщение по теме урока.

В своей работе использую разнообразные формы осуществления учебно-воспитательного процесса, где происходит развитие коммуникативной компетенции.

Реализация инновационных образовательных технологий невозможна без применения информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют учащимся:

• обращаться к любой электронной библиотеке, каталогам и ресурсам по предмету;
• знакомиться с современными научными достижениями, последними документами;
• принимать участие в обсуждении актуальных вопросов в «контактах»;
• представить себя в Интернете через сайт школы.

Помогает формированию коммуникативной компетенции учащихся использование таких современных ТСО как компьютерный класс с локальной сетью и выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, комплекты лабораторного оборудования для проведения демонстрационного и лабораторного экспериментов по всем разделам физики.

Применение инновационных технологий во внеурочное время - одно из необходимых условий формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Внеурочная деятельность. Важной составляющей в моей методической системе является внеурочная деятельность, в ходе которой продолжается формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

Традиционными формами, содействующими формированию коммуникативной компетенции школьников являются дни и недели физики, экскурсии (очные и заочные) викторины, посвящённые людям науки, выпуски тематических физических стенгазет (посвящены Дню космонавтики, юбилею физического открытия, юбилею учёных-физиков), вечера занимательной физики, олимпиады, поэтические гостиные «Физика в стихах», «Астрономия в стихах», выставки творческих работ, встречи с интересными людьми, связанными с физикой и др.

Наиболее популярными среди учащихся являются физические вечера, игра «Физическое многоборье» (Приложение 6).

Учитель обязан быть интересным. Большую помощь в этом мне оказывают занятия фольклорного кружка. В течение 16 лет я руковожу работой фольклорного кружка «Русская песня» как педагог-совместитель МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников Чернянского района Белгородской области». В ходе занятий учащиеся, приобретают и совершенствуют практические коммуникационные умения и навыки.

Мои учащиеся развивают познавательный интерес, повышают интеллектуальный уровень, работая над различными творческими проектами, участвуют в конкурсах сайтов, мультимедийных проектах.

Таким образом, применение инновационных технологий во внеурочной деятельности также способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, помогает им приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно; оказывает поддержку и помощь одаренным и талантливым детям, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

4.Результативность опыта

Система работы позволяет отслеживать развитие уровня коммуникативной компетенции и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Наличие устойчивого повышения уровня коммуникативной компетенции способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического, проблемного мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Рис. 3. Определение уровня развития лидерских качеств среди уч-ся, в котором апробируется УМК "Физика" авт.Грачёв А.В. и др.

(Методика «Я-лидер» Н.П. Капустина)

Рис. 4. Оценка уровня общительности

(тест Ряховского)

Высокий уровень коммуникативной компетенции повышает уровень обученности школьников, как по физике, так и по другим предметам, так как физика занимает особое место среди других дисциплин, формирует творческое мышление, мировоззрение и убеждения учащихся.

Рис. 5. Динамика качества знаний по физике

в целом по школе и в экспериментальном классе

(апробация инновационного УМК «Физика»

авт. Грачёв А.В. и др.) за последние три года

О результативности и эффективности опыта работы свидетельствует тот факт, что качество знаний по физике в экспериментальном классе выше среднешкольного показателя качества знаний по физике.

Диапазон опыта охватывает как урок, так и внеурочную деятельность, 

значительное место в которой занимает работа с одарёнными детьми.

Рис. 6. Диаграмма участия воспитанников

в муниципальном туре Всероссийской олимпиады

учащихся по физике и астрономии

Работа над темой позволила значительно повысить уровень методического мастерства. Второй год я возглавляю творческую группу учителей физики района, даю открытые уроки на семинарах районного, областного уровней: семинар по теме «Нормативно-правовые основы преподавания предметов естественно-

математического цикла в 2009- 2010 учебном году», мастер-класс в рамках областного семинара руководителей методических объединений учителей естественно-математических дисциплин, информатики и ИКТ по теме «Мастер – новичку» (2009г.), методический семинар «Проблемы содержания и методики преподавания физики в основной общеобразовательной школе» (2009г.). Разработки уроков, методические материалы опубликованы на сайте издательства «Вентана –Граф» (www.vgf.ru). Вместе со своими учащимися являюсь призёром и победителем различных методических конкурсов: муниципальный конкурс методических разработок в системе доп. образования детей (2007 г., 1 место), муниципальный конкурс сайтов «Как прекрасен этот мир» (2007 г., 1 место), Всероссийский открытый фестиваль молодых читателей России «Сочи- Мост-2008» (Золотых Т., 11 кл. – лауреат в номинации «Как наше слово отзовется», победитель в номинации «Лучший сайт «Бессмертье.ru»); конкурс «Компьютер – Новый век», посвященный 55-летию Белгородской области в номинации «Мультимедийный проект» - 1-е место, 2008 г., Интернет-конкурс «Мой край - родная Белгородчина» - 3 место 2008 г., муниципальный конкурс социальных видеореклам, web- сайтов на лучшее освещение здорового образа жизни без наркотиков «Как прекрасен этот мир!», 2008 г.

Работа над опытом позволила и мне самой совершенствовать собственную речь, что немаловажно. Ведь именно язык урока определяет, станет ли он интересным, воспитывающим, будет ли выполнять мотивационную функцию. Использование инновационных технологий, обозначенных в опыте, придаёт процессу обучения личностно-ориентированный характер. В связи с этим справедливо отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках любого предмета это не просто одно из направлений в работе педагога, это – методология.








Библиографический список

  1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 2001.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., «Просвещение», 1980. – 56 с.

  3. Бадмацыренова Э.А. Внедрение современных образовательных технологий. Специалист, 2003, № 11, с.12.

  4. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988. – 187 с.

  5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М., Ростов-на-Дону, «Учитель», 1999. – 87 с.

  6. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., «Педагогика», 1978. – 424 с.

  7. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. – М., «Просвещение», 1987. – 205 с.

  8. Драгунова Г.В. Подросток. – «Знание», 1976.

  9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 142 с.

  10. Затик Т.Ф. Современные педагогические технологии как одно из условий повышения качества подготовки специалистов. ПВП, 2003, № 3, с.234-245.

  11. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика, 2003. № 3. С. 3–10.

  12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, изд-во «Академия развития».

  13. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М., «Просвещение», 1965.

  14. Лобашев В.Д. Модульное обучение и ценностные ориентации личности обучаемого. Методист, 2005, № 1, с.36-43.

  15. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., «Знание», 1987. – 76 с.

  16. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970. – 39 с.

  17. Панферов В.Н. Психология общения. // Вопросы философии, 1972. - № 7.

  18. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. – № 1. – С. 50-51.

  19. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. – № 2. – С. 50-51.

  20. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально- психологический тренинг. – М., Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.

  21. Петровская Л.А., Соловьев О.В. Обратная связь в межличностном общении.

  22. Савина Н.М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании [«портфолио» и «кейс-стади»] //Среднее профессиональное образование.-2008.-№4.-С.2-5.

  23. Сидорова, В.В. Психолого-педагогические аспекты современных технологий обучения/ В.В. Сидорова //Инновации в образовании.-2008.-№7.-С.78-87.

  24. Советова, Е.В.Эффективные образовательные технологии/Е.В. Советова.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.-285с.

  25. Тубельский А.Н. Об изменениях содержания образования / А.Н. Тубельский // Школьные технологии. 2007. № 3, с. 35–41.1.

  26. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая шк., 2007. 639 с.

  27. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированного образования» // Народное образование, 2003. № 2






























Приложение

Приложение №1 - Конспект урока физики в 8 классе по теме «Основы термодинамики».

Приложение №2 - Конспект урока физики в 7 классе «Повторение по теме «Кинематика прямолинейного равномерного движения».

Приложение №3 - Учебный проект по физике «Потребление электроэнергии МОУ «СОШ с.Орлик Чернянского района Белгородской области. Рекомендации по экономии электроэнергии».

Приложение №4 - Методика организации групповой работы на примере организации урока-обобщения по теме «Зеркала»


Приложение №5 - Описание практических ситуаций для работы на уроке в рамках Кейс- технологии.

Приложение №6 – Конспект внеклассного мероприятия «Физический поединок».





21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!