Материалы из опыта работы
по теме:
«Реализация Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики»
учителя начальных классов
Макеевского общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 4 города Макеевки»
Макогон Ольги Владимировны
2018 г.
Из всех наук, которые должен
знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Детство - самый интересный и запоминающейся этап в жизни каждого человека, а особенно первые годы обучения в школе. Начальная школа - это фундамент развития и становления личности, все впечатления (хорошие или плохие) запоминаются на всю жизнь. Поэтому мне, как и каждому учителю, хочется воспитать всесторонне развитую личность, потому что из страны детства ребёнок попадает в огромную жизнь, которая наполнена радостью и огорчениями, счастьем и горем. Каждый ребёнок должен научиться преодолевать трудности, радоваться жизни, уметь общаться и понимать других людей, сочувствовать ближнему и выражать свою любовь к родным. Быть достойным гражданином Республики, любить и уважать историческое наследие своей Родины, стремиться принести пользу своему родному краю, бережно относиться к природе. Поэтому свою работу по реализации Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики веду в нескольких направлениях:
Духовно- нравственное развитие.
Патриотическое развитие.
Развитие ученического самоуправления.
Физическое развитие и культура здоровья.
Семейное развитие.
Экологическое развитие.
Духовно-нравственное развитие
Цель: обеспечить условия становления и развития духовно-нравственной личности ребёнка.
Задачи: - формировать духовные качества личности;
- развивать в детской сфере чувства ответственности и выбора;
- воспитывать у детей чувства достоинства, чести и честности,
совести,
- уважения к отцу, матери, педагогам, старшему поколению,
сверстникам, другим людям;
- интегрировать деятельность всех социальных институтов: семьи,
школы, общественных организаций в процессе духовно-
нравственного воспитания подрастающего поколения.
Современный мир компьютерных технологий имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения, показывая детям плохие стороны современного общества. И мне, как педагогу и воспитателю, хочется, чтобы ребята увидели другую сторону общества: добрую, милосердную, гуманную.
Для этого провожу познавательные и поучительные классные часы.
«Хлеб - всему голова»
«Фольклор моего народа»
«День Святого Николая»
«Ты да я- дружная семья»
Прививая любовь к книге и чтению, совместно с библиотекарем школы, провожу литературные гостиные:
«Книга - мой лучший друг»
массовые мероприятия между классами:
«В гостях у сказки»
Патриотическое развитие
Рыбе - вода, птице - воздух,
Зверю - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу,
значит охранять Родину.
М. М. Пришвин
Цель: создание условий для формирования гражданско - патриотической
культуры личности ребёнка.
Задачи: - воспитание любви к родителям и родному дому; любви к природе,
её охране;
- воспитание гражданской позиции, бережного отношения к
памятникам истории, культуры края, сохранения традиции;
- любовь к родному краю, его изучение;
- знакомство с национальной культурой;
- воспитание чувства национальной гордости и патриотизма;
- изучение государственной символики.
Уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому в своей работе особое внимание уделяю патриотическому воспитанию. Для достижения поставленных целей
традиционным в моей воспитательной работе стало проведение акций:
«Подарок защитнику Республики»
«Видеопоздравление с Днем Победы для ветеранов
Великой Отечественной войны»
«Голубь мира»
С целью воспитания у детей любви к прошлому и настоящему своего родного края, стало традицией проводить мероприятия, посвященные истории нашего народа:
«День освобождения Донбасса»
«Конкурс военно- патриотической песни»
«Их детство прервала война»
«Помним и чтим»
Ведущей целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Поэтому на классном собрании отряда «Лидер», ребята 4-Б класса, выбрали красный цвет галстука. Красный цвет- цвет Родины.
Приём в пионеры
Развитие ученического самоуправления
Цель: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.
Задачи: - приобщение как можно большего числа учащихся к решению
управленческих проблем, а также вовлечение учащихся в
управление новыми сферами деятельности;
- формирование у школьников умений планирования, организации,
анализа результатов деятельности;
- формирование организаторских умений и навыков на основе
применения управленческих знаний в процессе практической
деятельности;
- воспитания чувства коллективизма, товарищества, сотрудничества,
взаимопомощи.
Развитие самоуправления в школе помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возможности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить отношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива.
11 лет являюсь руководителем детской школьной организации самоуправления «Страна Солнечных зайчиков».
Цель организации – это объединение обучающихся 2-3 классов, для создания организации ученического самоуправления. Способствует сплачиванию детских коллективов, расширению кругозора, изучение природы родного края; развитие творческих способностей; воспитание у школьников любви к Родине, милосердия, уважительного отношения друг к другу, к животным, к труду.
Каждый год «Страна Солнечных зайчиков» принимает в свои ряды 2-е классы, которые выбирают название для класса - цветок. В классах появляются девиз, песня. Оформляются классные уголки успехов класса. Избирают командира класса, звеньевых, раздают поручения каждому ребёнку. В «Стране Солнечных зайчиков» уже живут цветы: «Васильки», «Розы», «Одуванчики», «Гвоздики», «Колокольчики», «Ромашки».
На каждый учебный год определяется основная цель, под которой члены организации будут жить и работать. На протяжении учебного года проводятся конкурсы рисунков, аппликаций, фото - конкурсы, соревнования, праздники за участие в которых каждый коллектив получает веснушку: золотую за первое место, серебряную за второе. В конце каждого учебного года на отчётном концерте подводятся итоги и награждаются победители - классы и самые активные члены организации. Самому активному коллективу вручают переходящий вымпел «Лучший класс». Открывает каждый новый учебный год традиционный «Праздник цветов» (посвящение обучающихся 2- ых классов в организацию).
«Праздник цветов»
Важное значение имеет развитие творческих способностей всех членов детской организации, которое тесно связано с организацией работы с родителями. Это совместные проекты и тематические выставки.
«Мама, папа и я – читающая семья»
«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!»
«Счастливой Пасхи»
«Безопасный дом»
«Песни Победы»
Наша организация совместно с библиотекарем школы Филенко В. М. много лет шефствует над детским дошкольным учреждением № 34. Члены «Страны Солнечных зайчиков» принимают участие в акциях: «Подари книгу малышу», «Подари игрушку детям», проводят игры и праздники для малышей.
Физическое развитие и культура здоровья
Единственная красота,
которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гейне
Цель: создавать условия для формирования у детей представлений о здоровом
образе жизни.
Задач: - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения
к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование у детей системы мотивации к ведению активного и
здорового образа жизни, занятиям спортом, развитие культуры
здорового питания;
- формирование навыков и привычек, необходимых для поддержания
собственного здоровья.
Одна из главных задач подрастающего поколения - это укрепление и сохранение здоровья. Мой девиз: «Здоровый ребёнок - творческий ребёнок», поэтому, начиная работать в 1 классе, ставлю себе вопрос: «Как построить учебно - воспитательный процесс, чтобы не навредить, а укрепить и сохранить здоровье каждого ребёнка?». Для этого планирую в своей работе мероприятия, связанные с физкультурой и спортом.
«Быстрее, выше, сильнее»
Не мало важную роль для здоровья детей имеет питание и режим дня, о которых рассказали на мероприятиях:
«Азбука здоровья»
«Физкультура и спорт – это движение, а движение, это - жизнь!»
Создаю условия не только для занятий на свежем воздухе уроков физкультуры, но и уроков окружающего мира, чтения, ИЗО, музыки.
Семейное развитие
Цель: создание условий для расширения участия семьи в воспитательной
деятельности класса.
Задачи: - обеспечение гармонии в отношениях школы и семьи;
- сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания
детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных
ценностей;
- воспитание уважительного отношения к семье и её членам, желание
помогать им и участвовать в совместной деятельности.
Семья – это особого рода коллектив, который играет в воспитании ребёнка основную и важную роль. Учителю начальных классов надо стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективны тогда, когда учитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Совместное участие родителей в культурно - массовой работе класса и школы, воспитывает у детей уважение к старшим, повышает авторитет своей семьи.
Для этого организую массовые мероприятия совместно с родителями.
Экскурсия «Изучаем родной край»
Создаю условия для активного участия родителей в подготовке и проведении различных мероприятий.
«Масленица»
Городской конкурс
«Семейная мастерская»
Экологическое развитие
Кто не любит природы,
тот не любит и человека,
тот плохой гражданин.
Федор Достоевский
Цель: создание правильной организации воспитательной работы классного коллектива, которая формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы.
Задачи: - формирование у подрастающего поколения экологической картины
мира, развитие у него стремления беречь и охранять природу;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных
ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
- становление и развитие у детей экологической культуры, бережного
отношения к родной земле.
Высказывание Ф. Достоевского «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот плохой гражданин» актуально в наше время, когда вопрос экологии поднят на мировом уровне. Школа не может быть в стороне от общественного мнения, которое выражает тревогу по поводу экологических катастроф и опасных ситуаций. В этой связи главная ответственность лежит на воспитании у подрастающего поколения любви и бережного отношения к природе и окружающему миру. В своей работе активно использую метод - проектов, который тесно связан с семейным воспитанием. Совместно с родителями организуем чистоту и порядок в школьном дворе, проводим исследования о растениях родного края, помогаем птицам зимой, изготавливая кормушки и домики. Участие в городском этапе Республиканской природоохранной - практической акции «Ёлочка, живи!»
«Мой школьный дворик»
Исследование «Растения родного края»
«Как помочь птицам зимой»
«Ёлочка, живи!»
В ходе реализации Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики ожидаются следующие результаты:
воспитать всесторонне развитую личность, патриота и достойного гражданина Донецкой Народной Республики;
сформировать гражданскую и правовую культуры, гражданского и национального самосознания, проявление социальной активности обучающихся в процессе идеологического воспитания, деятельности органов ученического самоуправления;
повышение общественного престижа семьи, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка;
овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;
воспитать любовь к природе родного края и бережного отношения к окружающему миру.
Хочется закончить свою работу словами В.А. Сухомлинского: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».
Литература
Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, N4.;
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Знание, 1988.
Интернет ресурсы
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики.
(mondnr.ru/news/item/download/136_295a601642f5b61ec5c93833e6c117ab)
5