ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Светлана Валерьевна Жапарова
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 77»
1. Вступление
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я поделюсь своим опытом работы с одаренными детьми.
Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Но, по мнению психологов, процент одаренных детей с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования. Задача учителя – помочь ребенку оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
2. Формы работы с детьми
В начальной школе работа с одаренными детьми у меня строится в двух направлениях:
1 . Дифференцированный подход;
2. Индивидуальный подход.
1. Дифференцированный подход – это возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам.
Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучаю индивидуально – личностные особенности учащихся.
Например, на уроках русского языка я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности:
1 группа: находят в предложении только главные члены;
2 группа: задание 1гр и находят второстепенные члены;
3 группа: задание 1гр, 2гр и определяют части речи.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся и способствует лучшему усвоению программы.
Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.
2. Индивидуальный подход основан на том, что каждый ребенок талантлив по-своему. Сразу же возникает вопрос – как найти заветный ключик к каждому, вызвать интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Опираясь на собственный педагогический опыт, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Мы работаем над проектами. Дети умеют работать с разными источниками, добывать нужную информацию. Мои ученики проявляют таланты и реализуют свои способности в конкурсах, олимпиадах. Занимают призовые места.
К примеру, на уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини- исследования, рисуют знаки , своими руками изготавливают пособия.
Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Как правило, одаренные ребята имеют неплохие результаты и в играх разного уровня таких, как «Русский медвежонок и т д.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
- беседы;
- игры;
- наблюдения;
- поисковые эксперименты;
- походы и экскурсии;
- конкурсы;
- турниры;
- собеседования;
- олимпиады;
- индивидуальные занятия;
- художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!”(Л.Н.Толстой).
В итоге развивается также и внеурочная деятельность:
- Активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Дети пробуют свои силы в конкурсах стихов, рисунков, предметных олимпиадах, учатся радоваться любому результату.
- Первые шаги в исследовании. Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса ( "Покормите птиц зимой", "Подарок мамочки", "Война глазами детей");
- Обучение детей работе с интерактивной доской на уроках математики и обучения грамоте.
Важную роль в фиксации достижений ученика играет портфолио. Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. Портфолио показывает рост ученика, его особенности и возможности, отражает самооценку, перспективы его дальнейшего развития. Каждое портфолио выполнено в творческом и индивидуальным стиле. Свои способности и особенности ребенок должен осознавать, а мы взрослые, должны ему в этом помочь. Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования.
3. Работа с родителями одаренных детей
Важную роль при развитии творческих способностей ребенка следует отдать родителям. Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний ( "Проблема детской одаренности", "Развитие творческого потенциала младших школьников" и т.д);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи; творческие отчёты перед родителями.
Зачастую в ходе общения с родителями, я предлагаю им определить ребёнка либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка. Так ребенок получит гораздо больше возможностей для реализации своих талантов.
4. Ресурсы для работы с одаренными детьми:
Также хочу рассказать про те ресурсы, которыми я пользуюсь.
1). Портал «Одаренные дети» http://globaltalents.ru/
Всероссийский интернет-портал дополнительного образования «Одаренные дети» создан для выявления, поддержки и развития талантливых школьников России. Его идея была поддержана Президентом РФ на пресс-конференции 18 декабря 2014 года. Активно участвуя в проекте, школьники не только формируют портфолио, развивают свои таланты, приобретают знания и полезные навыки, но также получают возможность выиграть ценные призы, заручиться поддержкой профессионалов и заявить о себе на всю страну.
2. «Учи.ру» – это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. На данном сайте я обычно выбираю задания более сложного уровня, чтобы их решали те ребята, которые преуспевают в учебе.
3. Дистанционный Образовательный Портал «Продленка» — сетевое многофункциональное пространство, созданное для педагогов, воспитателей, школьников и родителей. В разделе «Методические разработки» представлены задания для работы с одаренными детьми в начальных классах. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/9748-rabota-s-odarennymi-detmi-v-nachalnyh-klassah
4. Инфоурок – крупнейший образовательный интернет-проект в России, который ежедневно посещают более 1 000 000 человек. Задания для одаренных детей есть в разделе «начальные классы» https://infourok.ru/zadaniya-dlya-odarennih-detey-1704885.html
4