СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы с учащимися 5-9 классов по подготовке к ВПР по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые приёмы и методы работы с учащимися по подготовке к ВПР по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с учащимися 5-9 классов по подготовке к ВПР по русскому языку»

Опыт работы учителя по подготовке к ВПР

Л.И. Переверзева,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3



Методы , приемы работы в ходе подготовки к ВПР.

ВПР – Всероссийские проверочные работы.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ваш ребенок к проверке? Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошла в штатный режим.

Рособрнадзор сообщает, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, т.е. выпускным экзаменом в начальной школе. ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.

Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Всероссийские проверочные работы:

• не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией. Конечно, они похожи тем, что оба события проводят проверку знаний школьников. ЕГЭ прямо влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы. От количества набранных баллов зависит выбор учебного заведения для продолжения обучения и шансы в него поступить. От ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все выпускники школы будут продолжать учиться в том же классе, на общих основаниях.

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и школе, с тем чтобы:

• выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);

• спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;

• позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;

• определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;

• определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

Нужно ли готовиться к ВПР?

• «Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала, которое любой учитель организует вне зависимости от того, кто и как проводит итоговое оценивание, Повторение ни в коем случае нельзя сводить к «натаскиванию» на решение типовых задач из демоверсий.

• Задача учителя – определить, где у ребенка затруднения, и их ликвидировать. Важно также сформировать у детей потребность в пополнении и корректировке своих знаний.

• Опыт выполнения работ разного формата позволит ученику быть психологически готовым к ВПР с любой структурой. Для учителя подготовка детей к испытаниям – это не самоцель, а гарантия того, что мы сделали все возможное для улучшения образовательных результатов, чтобы ребята перешли в следующий класс с прочными знаниями. ( заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева).

Рекомендации для учителей или как помочь учащимся подготовиться к ВПР

1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем учащимся. Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе. Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто. Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например, на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин). Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий. Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников. Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами! Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся. Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону! Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

Перечислю некоторые виды заданий и расскажу о разных способах и приемах, которые использую на своих уроках для успешной подготовки детей к ВПР по русскому языку в 5-8 классах.

  • Для подготовки задания № 3, которое проверяет знание орфоэпических норм, в начале учебного года составляю орфоэпический словарик из слов орфоэпического минимума для каждой параллели.

Орфоэпический минимум для 5 класса

Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь‚ ку́хонный

То́рты, краси́вее, позвони́шь, крапи́ва.

Догово́р, поняла́, столя́р, алфави́т.

Балова́ть, ве́рба, позвони́шь, комба́йнер.

ДремОта, завИдно, жалюзИ, каталОг.

ПриговОр, разОгнутый, газопровОд, ракУшка.

БАнты, взялА, экспЕрт, чЕрпать.

БурьЯна, цемЕнт, удОбнее, свЁкла.

БензопровОд, балОванный, дремОта, зАговор.

КружевА, комбАйнер, намЕрение, тОрты.

ДоговОр, цемЕнт, понялА, красИвее.

ВзялА, граждАнство, о деньгАх, Искра.

ЯзыковОй, экспЕрт, цЕнтнер, шАрфы.

ЗадалА, досУг, боЯзнь, атлЕт.

ВрученА, балОванный, гУсеничный, о деньгАх.

ЗакУпорить, включИть, добЫча, киломЕтр.

ЧЕрпая, ржАвея, балУясь, красИвее.

БАнты, каталОг, ломОть, тОтчас.

БетОн, малЯр, штукатУр, столЯр.

ОстАлась, прИнял, рАзвитее, договОр

ДефИс, диалОг, занятОй, Искра

ПроведенО, принЯв, одолжИт, положИл.

сОгнутый, жалюзИ, занятОй, крапИва

ДавнИшний, звонИт, злОба, балУясь.

кАшлянуть, мусоропровОд, недУг, обеспЕчение.

ПлЕсневеть, ремЕнь, ржАветь, тУфля

за́говор, нача́ть, опто́вый, по́днял.

слИвовый, стАтуя, тОртов, удОбнее

зАперший (дверь), языкОвый, крапИва, балОванный

кружева́, о́трочество, подбодри́ть, хода́тайство

БухгАлтеров, гналА, докумЕнт, квартАл

Арбу́з, краси́вее, положи́ла, ша́рфы

Позвони́м, слу́чай, ту́фля, шкафы́

Затем, не менее двух раз в неделю, работаем с данными словами. Для этого использую различные виды заданий, направленные на запоминание правописания и произношения слов:

Начиная с пятого класса каждый урок русского языка я начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором (как скороговорку) проговариваем блоки слов. Я чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет объявление темы урока, целеполагание и т.д.

Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.

1. У Иры – крапИ ва.

2. У Фёклы – свЁ кла.

3. Лика- малая толИ ка.

4. Ия – санитарИ я.

5. Гена – гЕ незис.

6. Чук купил каучУ к.

7. Где ель- там щавЕ ль.

8. Остынь –нет простЫ нь.

9. Рота прошла через ворО та.

10. МЕ льком взглянешь- на мель сядешь.

11. Рынок оптО вый, фруктовый.

12. Съев тО рты, не влез в шорты.

13. Его то целУ ю, то баУу ю .

Не надо целовА ть,

не надо баловА ть.

14. Кричат «Ура!»

профессорА и докторА ,

директорА и поварА ,

увидев церковные куполА .

15. Грибы –зелЁ нки рассказывали побасЁ нки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, сказка)

16. Петя уверял, что пЕ тлю завязал.

17. Ядра как Я дрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи )

18. У ушка – ракУ шка.

19.Молчишь и не звонИ шь.

Простит и позвонИ т.

20. Будешь с нами –

будешь с деньгА ми.

А если «Ах!» -

Забудь о деньгАх.

21. Я кремЕ нь, несмотря на твой ремЕ нь.

22. ВорожеЯ и простынЯ – ударение на Я.

23. Они исконИ (издавна, с незапамятных времён)

мастерскИ вязали платки.

24. Нельзя кричА ть, бряцА ть, озорничА ть.

Можно принУ дить, пристрУ нить.

25. Поэт Минский знал финский и украИ нский.

26. Как он смог проверить каталО г ?

27. Не юли, а закрой жалюзИ.

28. Наш Ник - баловнИ к.

В городе Ницца наша баловнИ ца.

29. Сэр, вам надо в диспансЕ р (сэ).

30. ШлифО вщик и танцО вщик.

31. Маля р и столЯ р .

32. Христопрода вец и книгопрода вец .

33.«Где ноты?» - спросили сирО ты.

34. Вор заключил договО р.

35. Новый хит облегчИ т все его страдания.

36. ТабУ на рагу.(табу-запрет)

37. АфЕра не его сфера.

38. ХозЯ ева из ГулЯева.

39. Не мог написать некролО г.

40. Суровый край. КедрО вый рай.

40. Здесь каждая буква на месте стоит,

И называется всё алфавИ т.

41. Его опЕ ка с начала века.

42. Голь пьет алкогО ль.

43. Парень он видный,

жених завИ дный.

44. Кис-кис пиши через дефИ с.

45. Рог –творО г.

Для запоминания в качестве примера можно использовать шуточные стихотворения:

Долго ели тОрты,

Не налезли шорты.

Мама сына баловала,

 вместо супа торт давала.


Для строителей в момент

машина привезет цемент. 


Для приземленья попроси

пилота выпустить шасси.


  • Орфоэпическая разминка. Расставь ударение в данных словах.

Августовский, портфель, партер, цемент, корысть, создалась, изогнутый, позвонит, звонит, бармен, диспансер, досуг, вручишь, краны, доверху, налила, звонит, портфель, избалован, приободрить, простолюдин, баловать, балованный, шасси.

  • Использую приём «Цепочка», который направлен на запоминание правописания и произношения словарных слов, а также на развитие связной речи учащихся. Необходимо «связать» слова по смыслу, составив с ними предложения.

Например: ВрученА, балОванный, гУсеничный, о деньгАх.

Сергею Петровичу на собрании была вручена грамота за доблестный труд. И несмотря на то, что он и не помышлял о деньгах, работая на гусеничном тракторе, был приятно польщён премией в размере двух тысяч рублей, так как он с детства не был балованным ребёнком, и денег ему всегда не хватало.

  • В работе по подготовке к ВПР часто использую  «таблички-подсказки»

Задание 5 УДАРЕНИЕ – 8 класс





















































  • Для подготовки к заданию №13(12) в 5 и 6 классах, которое направлено на умение подбирать синонимы и антонимы к словам, использую следующее упражнение:

К предложенным словам подобрать синонимы и антонимы.




























  • Задание 9 Средства выразительности – 8 класс



  • Для подготовки к заданию №14, в котором необходимо объяснить и записать значение фразеологизма, а затем, используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма, включив фразеологизм в одно из предложений.

Составляю фразеологический словарик, который доступен учащимся на стендах в кабинете.

Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды.

Биться как рыба об лёд — настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность

Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.

Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»

Водой не разольёшь — о крепкой дружбе

Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе

Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать

Возить воду (на ком-л.) — обременять тяжёлой работой, пользуясь его покладистым характером

В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду

Выйти сухим из воды — без плохих последствий, остаться безнаказанным

Выводить на чистую воду — разоблачать, уличить во лжи

Гнать волну — нести сплетни, провоцировать скандалы

Девятый вал — суровое испытание (высокая волна)

Деньги как вода — имеется в виду та лёгкость, с которой они тратятся

Держаться на плаву — уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела

Дуть на воду, обжегшись на молоке—излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках

Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся.

Даю различные творческие задания с использованием фразеологизмов.

Задание: Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).

  • Игры с поднятием рук, например игра «Причастие или имя прилагательное?»

Учитель называет слова. Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие – то левую.

Таким образом, игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников. Ученики же, в свою очередь, оживляются, проявляют интерес к предмету.  

  • Виды работы традиционные: использую 5 минутные мини срезы для проверки знаний: «Расставь ударение», «Произведи вид разбор», «Определи часть речи», «Расставь знаки препинания», «Начерти схему предложения. Проверка быстрая. Можно практиковать на уроках часто при выполнении задания с любым текстом (как отдельными предложениями)

  • Педагогического приема - «Удивляй!».

В практике моей работы - это достаточно часто используемый прием. 6 класс (вид работы – морфологический разбор имени прилагательного).


Германия - страна замков, здесь их более 20000, каждый - со своей уникальной историей и стилем.
Замок Нойшванштайн -  самый величественный замок Германии, любимое детище самого Людвига Баварского. Его название переводится как «Новый лебединый камень». Именно он послужил Чайковскому источником вдохновения для «Лебединого озера».
Задание: найдите имена прилагательные, произведите на выбор морфологический разбор одного-двух из них.

ВЫВОД: Использование такой когнитивной эмоции, как удивление – прием не новый, его широко применяли еще советские педагоги (Амонашвили, Соловейчик) и сегодня, благодаря развитию средств массовых коммуникаций и интернета, прием «Удивляй!» считают инновационным. Высока планка побудительной способности этой эмоции, актуализации мыслительной деятельность ребят, метода запоминания  интересных фактов, которые потом вполне могут быть использованы как аргументы.

  • Прием «конвейер» - различные виды разборов: синтаксический, морфемный (словообразовательный), морфологический, фонетический.

К доске вызываются 3 ученика, каждому предлагается записать предложение и сделать все виды разборов (работа проводится учеником самостоятельно, молча). Примечание: при этом всему классу объявляется, что после завершения работы первой тройки, будут вызваны следующие 3 ученика и т.д. Причем ученики вызываются к доске с учетом способностей (сильный+слабый+средний). В целом каждый из учащихся класса, понимает, что примет участие в «конвейере», если не на этом уроке, то на следующем. Эффективность этого приема заключается в том, что дети серьезно относятся к алгоритму разбора. В классе стоит тишина, работоспособность высокая, и каждый из учеников, кто выходит к доске, получает оценку.


Заключение:

Для достижения положительных результатов, за две недели перед ВПР использую распечатанные варианты на уроках русского языка. Ребята решают задания, комментируют выполнение, а главное они визуально представляют целостную работу. Это позволит во время реальной работы избежать страха перед объёмом и формулировкой заданий.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!