СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы учителя математики Зимовниковской СОШ № 10 Костыриной Инны Анатольевны

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема:

 «Системно-деятельностный подход при обучении математике»

Актуальность темы

*Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, научить обучающихся пользоваться полученными  знаниями для решения  жизненных вопросов, работать в команде, развивать способность к самоорганизации.

 Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

 Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя математики Зимовниковской СОШ № 10 Костыриной Инны Анатольевны»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №10







Самоанализ

педагогической деятельности

Костыриной Инны Анатольевны

учителя математики

за период с 2006 по 2010 учебный год





























п. Зимовники

2010 год

В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 г. №1908) на основании Приказа по МУУО №15 от 1.03.2006 года мне была присвоена первая квалификационная категория по должности учитель.


Проблема, над которой я работаю в течение ряда лет «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».

Актуальность темы определяется приоритетными направлениями модернизации общего образования: «личностная ориентация содержания образования; формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать полученные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533—1592). Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Рене Декарт (1596—1650), советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений. Ян Амос Коменский (1592—1670) в работе «Великая дидактика» настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способности понимать вещи. Из числа отечественных учёных к проблеме активности в разное время обращались: Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, Н. А. Добролюбов, А. Н. Леонтьев, Л. М. Лопатин, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и другие. Заметный толчок к расширению дидактического использования методов положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких специалистов в области активного обучения, как И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий,В.А.


Уровни познавательной активности (по Г.И. Щукиной):

  • Творческая деятельность (сама задача может ставится учащимся, и пути ее решения избираются новые, нестандартные)

  • поисково-исполнительская деятельность (ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения, имеет место большая степень самостоятельности)

  • репродуктивно- подражательная деятельность (опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен)

Целью работы учителя математики является формирование активности, создание условий для развития личностных качеств ребенка посредством своего предмета, познавательных способностей, формирование системы научных и практических знаний, умений.

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.

      Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными  являются:

1. Определить разнообразие форм и методов обучения, стимулирующих повышение активности и самостоятельности учащихся.

2.   Повышение мотивации к обучению математике.

3.  Развитие творческого мышления, памяти, грамотной математической речи учащихся.

4.   Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

Объект деятельности: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Предмет деятельности: коммуникативные технологии организации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.


Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод.

  2. Эвристическая беседа.

Технологии:

  1. Технология сотрудничества.

  2. Технология активного обучения.


В своей работе я руководствуюсь основными принципами математического образования:

  1. принцип научности – соответствие содержания образования уровню современной науки, создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания, показ важнейших закономерностей процесса познания;

  2. принцип систематичности и последовательности в обучении математике, который заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы;

  3. принцип преемственности в обучении, характеризующийся опорой на пройденное, дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями, в результате чего знания становятся прочными и глубокими;

  4. принцип доступности в обучении – соответствие объема и содержания учебного материала уровню умственного развития учащихся, имеющемуся у них запасу знаний, умений и навыков.

  5. практической направленности обучения математике.

  6. сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998). Поэтому особое место в моей работе занимают формы занятий, которые обеспечивают активность каждого ребенка на протяжении всего урока. Одной из таких форм является игра, именно в игре каждый ребенок находится в ситуации вынужденной активности. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс получения и применения знаний. В 5-6 классе часто использую такие игры, как «Эстафета», «Конкурс знатоков математических определений», «Лови ошибку», «Большое космическое путешествие» по теме «Умножение дробей» 6 класс. Использую также игры-упражнения (кроссворды, ребусы, анаграммы).

В классах среднего и старшего звена - это урок-игра «Морской бой» по теме «Преобразование рациональных выражений» (8 класс), математический бой «Обобщающий урок по теме «Тригонометрические функции» 11 класс.

Как показывают результаты психологических исследований («Современные способы активизации обучения» : учеб. пособие для студ. высш. заведений/Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.), наибольший процент усвоения учебного материала в «пирамиде» методов обучения приходится на «обучение практикой действия» (70%), «выступление в роли обучающего» (90%). Поэтому использую в своей работе проблемно-поисковый, исследовательский методы. Считаю, что исследовательская деятельность – одна из эффективных форм развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она позволяет значительно расширить знания, полученные при теоретическом изучении естественно-научных дисциплин.

Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы.      Учебно-исследовательская работа - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия.

  Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Исследование в форме групповой работы провожу по следующим темам: «Сумма углов треугольника», «Свойства равнобедренного треугольника», «Свойства прямоугольного треугольника» (7 класс), «Определение синуса, косинуса и тангенса угла», 10 класс. Полученные таким образом знания обладают большой прочностью, дети испытывают чувство удовлетворения от самой деятельности и ее результатов.

Считаю своей обязанностью формировать у учащихся представление о своем предмете, как о части общечеловеческой культуры. Провожу уроки, расширяющие кругозор учащихся, посвященные выдающимся личностям прошлого(«Преобразование рациональных выражений» 8 класс, посвященный А. Нобелю и его премии; «Квадратные уравнения»8 класс, посвященная Ф. Виету и др.), использую на уроках исторические сведения, которые в форме презентаций и докладов готовят сами учащиеся («Аксиомы геометрии и Н.И. Лобачевский» геометрия 7 класс; «Фалес и его теорема», «Биография Пифагора», « Пифагорейская школа»- геометрия 8 класс)

Активизации познавательной деятельности служат и интегрированные уроки. В 5 классе провожу открытый урок по теме «Проценты» как «Урок-путешествие по Ростовской области», интегрирую с природоведением. Дети решают и составляют задачи по теме, используя данные о животном мире, реках, озерах, административном устройстве нашей области. В 9 классе при изучении в курсе геометрии темы «Симметрия» интегрирую урок с МХК. При подготовке к этому уроку ребята предварительно получают темы, по которым необходимо провести исследование:

  1. Симметрия в архитектуре.

  2. Картины Мариуса Эшера и симметрия.

  3. Симметрия в животном мире.

      В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. В Толковом словаре русского языка. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия входе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон. В своей работе я использовала метод «Пила-2», разработанный в 1986 году Ф.Славиным. Я делю учащихся на группы по 4-5 человек. Вся группа работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает группа, набравшая больше баллов. С применением этой технологии я проводила уроки изучения нового материала по следующим темам: «Свойства и признаки параллельных прямых», «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника» 7 класс; «Перпендикуляр и наклонные. Теорема о трех перпендикулярах», «Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла»10 класс, «Повторение темы «Функции, их свойства и графики» 11 класс. При рефлексии ребята отмечают не только возросший интерес к предмету, но и свои чувства, возникшие в ходе работы в группе: чувство сплоченности, общего делового настроя.

Как показывает практика, дети активно работают на уроке, если им интересно. Поэтому огромное значение для активизации познавательной деятельности имеет отбор содержания материала. Как показывает практика, большой интерес и мыслительную активность ребят вызывают математические фокусы, парадоксы, софизмы. Так, например, я использую в своей работе математические софизмы на уроках геометрии в 8 классе при изучении темы «Площадь», на уроках математики в 5-6 классах при изучении темы «Свойства арифметических действий», «Применение распределительного свойства умножения», в 10 классе при изучении темы «Логарифмическая функция». Математические фокусы использую при изучении темы «Буквенные выражения» 5 класс, «Преобразование алгебраических выражений» 7 класс. Такие виды заданий способствуют не формальному усвоению знаний по предмету, а их осмысливанию, более глубокому пониманию.

Немаловажную роль в активизации познавательной деятельности играет решение прикладных задач практического характера, старинных задач разных народов. Это формирует у моих учеников представление о математике не только как об абстрактной науке, но и как об инструменте для более глубокого познания окружающей действительности. Например, при изучении темы «Площадь трапеции» предлагаю не только задачи из учебника, но и задачи, решать которые приходится людям разных профессий.

Стараюсь повысить уровень мотивации через необычные для учащихся на моем предмете виды деятельности. Например, учащиеся провели социологический опрос на тему «Понятие «Площадь» в повседневной жизни». В результате многие ребята были удивлены количеством профессий, представители которых должны уметь находить площади различных фигур. Среди этих профессий оказались строитель, дизайнер, агроном, сварщик и многие другие.

Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике разработала и использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.(«Простейшие тригонометрические уравнения» 11 класс, «Логарифмическая функция» 10 класс, «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби» 6 класс, «Неполные квадратные уравнения», «Квадратичная функция и ее график» 8 класс и др.).

В 2003 году повысила квалификацию в Донском институте информатизации образования по курсу «Пользователь ПК с основами создания электронных иллюстративных приложений к уроку в среде Power Point» (удостоверение № 373), затем в Южно- Российском региональном центре информатизации высшей школы РГУ по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника» (удостоверение №313/41). Полу ченные знания сразу стала применять для создания мультимедийных приложений к урокам. Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся.

Благодаря ПНПО в 2008-2009 учебном году у меня появилась возможность использовать на уроках интерактивную доску. Возможностей для того, чтобы разнообразить урок, сделать его интересным, насыщенным она предоставляет бесконечно много. Я работала с ИД в 6 и 8 классах. Повышение уровня мотивации - один из ожидаемых мною результатов работы с ИД. На различных этапах урока я использовала различные типы заданий для активизации познавательной деятельности, развития не только памяти, но и умения анализировать, сравнивать, моделировать различные ситуации. Разработала и провела уроки с использованием ИД по следующим темам 6 класса: «Длина окружности», «Противоположные числа», «Сложение чисел с помощью координатной прямой», «Координатная прямая» и др. При объяснении нового материала использую диски виртуальной школы Кирилла и Мефодия. В 5-6 классах при изучении тем «Дроби», «Сложение и вычитание дробей с равными знаменателями», «Умножение дробей», «Деление дробей» использую программу «Учим дроби», которая знакомит ребят с содержанием учебного материала в игровой форме, соответствующей особенностям их возраста.

Развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности способствует подготовка учащимися и демонстрация на уроках презентаций по различным темам курса математики. Ребята получают новые знания, исторические факты из Энциклопедий, Интернета. Большое внимание здесь уделяю грамотности оформления материала, соответствию требованиям к презентации.

       Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: повышается мотивация,  качество знаний по предмету стабильно.


Об этом свидетельствуют следующие данные:


Уровень успеваемости и качества знаний

по математике за последние 3 года


Учебный год

Класс

Качество, %

Успеваемость, %

2007-2008

5б,7а,9а,9б

53

100

2008-2009

6б,8а,10а,10б

57,5

100

2009-2010

7б, 9а, 11а, 11б,

58

100


  1. 2007-2008 учебный год.

  2. 2008-2009 учебный год.

  3. 2009-2010 учебный год.













 Большое внимание в урочной и внеурочной деятельности по предмету уделяю работе с одаренными детьми.  Для них провожу индивидуальные консультации в процессе учебно-воспитательной работы.  За последние годы мои ученики принимали участие в олимпиадах школьного и муниципального тура, занимая призовые места.

На протяжении нескольких лет мои ученики активно участвуют в Международном конкурсе «Кенгуру».

Призерами муниципальных олимпиад в разные годы становились Ильина Елена, Саблина Ольга, Табуева Элиса, Величко Евгений.

Мои ученики являются активными участниками заочных олимпиад, неоднократно становились призерами дистанционных, межрегиональных олимпиад:

2009 год - Заруднева Валерия ( 6 класс), диплом 3 степени, Заочная дистанционная олимпиада «Построй свое будущее!»;

В число победителей XVI Межрегиональной физико-математической олимпиады, проводимой при поддержке ОАО «Концерн «Рсэнергоатом», Всероссийской школы математики и физики «Авангард» вошли: Заруднева Валерия (7класс), Адильханова Сабина (7класс), Грицына Наталия (7 класс).

2010 год- Заруднева Валерия (7 класс), диплом 1 степени, Заочная дистанционная олимпиада «Построй свое будущее!»;

Адильханова Сабина (7 класс), диплом 1 степени, Заочная дистанционная олимпиада «Построй свое будущее!»;

Грицына Наталия(7 класс), диплом 1 степени, Заочная дистанционная олимпиада «Построй свое будущее!»;

Кочеткова Екатерина (9 класс), диплом 1 степени, Заочная дистанционная олимпиада «Построй свое будущее!»;

Лисовая Юлия (9 класс), диплом 2 степени, Заочная дистанционная олимпиада «Построй свое будущее!».

Мои ученики Адильханова Сабина, Лисовая Юлия, Кочеткова Екатерина, Плещенко Алексей, Собочкина Ксения, Ободец Богдан, Величко Евгений становились участниками районной команды математических боев, учавствовали в зональных турах.



С 2002 года активно сотрудничаю с Зимовниковским Педагогическим колледжем:

-2002 год в качестве классного руководителя; практика «Внеучебная воспитательная работа»;

-2003 год- преддипломная практика;

-2004 год в качестве учителя математики по практике «Пробные уроки и занятия»;

-2005 год – преддипломная практика;

-2006 год-«Показательные уроки математики»;

-2007 год – «Показательные уроки и занятия», «Пробные уроки»;

-2008 год – преддипломная практика.



«Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам»,-сказал К. Д. Ушинский. Считаю необходимым постоянно повышать свой профессиональный уровень. Принимаю активное участие в работе школьного МО. Систематически занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение опыта работы коллег методического объединения; изучение публикаций журнала «Математика в школе» и газеты «Первое сентября» на сайте http://1september.ru. И др.; самосовершенствование по владению ИКТ; знакомство  с материалами сайтов  Интернета и методической копилки учителей по вопросам использования новых технологий.

В 2005 году повышала квалификацию в РОИПК и ПРО «Обновление содержания образовательного процесса в моделях предпрофильного обучения» (Свидетельство №580).

В декабре 2008 года прошла обучение в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по проблеме «Современные образовательные инновационные технологии» (удостоверение №3748).

В 2008 году опубликовала свою работу «Урок-путешествие по Ростовской области по теме «Проценты» на сайте www.zavuch.info.

В 2009 году приняла участие в межрегиональном конкурсе педагогических проектов «Моя новая школа», получила сертификат участника II марафона педагогических идей учителей Зимовниковского района, на котором выступила с докладом «Различные типы заданий для работы с интерактивной доской».

С сентября 2010 года начала работу по новому для нашей школы УМК Математика 5, авторы которого Муравин Г.К., Муравина О.В. Используя возможности Интернета знакомилась с опытом работы коллег из других районов по преподаванию по этому УМК, изучила материалы сайта авторов, методические рекомендации. В дальнейшем планирую узнать больше о самой технологии преподавания по данному учебнику, продолжить работу по изучению методов активизации познавательной деятельности, современных инновационных технологий, внедрению их в процесс обучения.



Учитель математики МОУ ЗСОШ№10 Костырина И.А.


Директор МОУ ЗСОШ№10 Полищук О.П.


Руководитель районного МО Дончулеско Л.Г.

учителей математики


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!