СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы Угаровой Ю.А., учителя МБОУ СОШ №2 по теме «Применение кейс технологии на уроках ИЗО, Музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые школьные стандарты требуют от выпускника способности творчески мыслить, достойно жить, создавая себя и преобразуя мир. Уроки изобразительной деятельности очень важны для реализации этой модели, но без применения современных педтехнологий, развитие личности ребенка и его творческие способности сводятся к минимуму. Поэтому, для поддержания активности на уроках Изобразительного Искусства я недавно начала использовать кейс – технологию.   

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы Угаровой Ю.А., учителя МБОУ СОШ №2 по теме «Применение кейс технологии на уроках ИЗО, Музыка»»

Подготовила Учитель ИЗО, Музыки

г. Дубна, Московская обл., МБОУ СОШ №2

Угарова Ю.А.



Опыт работы по теме «Применение кейс технологии на уроках ИЗО, Музыка»

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                   Н. Заболоцкий



Новые школьные стандарты требуют от выпускника способности творчески мыслить, достойно жить, создавая себя и преобразуя мир.

Уроки изобразительной деятельности очень важны для реализации этой модели, но без применения современных педтехнологий, развитие личности ребенка и его творческие способности сводятся к минимуму.

Поэтому, для поддержания активности на уроках Изобразительного Искусства я недавно начала использовать кейс – технологию.



Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов).

Суть метода:

Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую, например, из художественной литературы.

Один из элементов кейс – ситуации я хочу вам сегодня показать.

Так как кейс технология позволяет внедрять интерактивные методы обучения, то для мотивации учебной деятельности я выбрала ролевую игру.

Мастер класс:



Процесс работы (этапы):

1 этап: Учащиеся делятся на группы, выбирается спикер (капитан команды, который будет представлять вариант ответа группы).

2 этап: Учащимся выдается кейс для самостоятельного прочтения, изучения (под кейсом понимается письменное и наглядное описание персонажей нового года разных стран: Дед Мороз и Санта Клаус)

3 этап: Характеризуется проблема (дать точное изображение Деда Мороза и Санта Клауса)

4 этап: Задаются вопросы для диагностики кейса (т.е. как учащиеся усвоили данный кейс)

5 этап: Предоставить решение в виде рисунка (т.е. нарисовать деда мороза).

6 этап: Учитель в конце урока должен дать оценку каждому ученику за работу на уроке.



1 этап: Учащиеся делятся на группы, выбирается спикер (капитан команды, который будет представлять вариант ответа группы).



По принципу кейс – технологий на моих уроках обучение проводится в группах по 4-5 человек.

Группы формирую по-разному. Например, по уровню готовности учащихся, по желанию или по жребию.



Так как использование кейсов пришло к нам из мира бизнеса, то обязательным условием остается соблюдение правил работы с кейсом. На данном этапе команды выбирают спикера, который оглашает решение команды и секретаря, который будет вести запись предложенных выводов. Хранителем отведенного времени выступает обычно учитель, но можно назначить в каждой группе своего. Отведенное время, для каждого пункта плана работы с кейсом строго регламентируется.



2 этап: Учащимся выдается кейс для самостоятельного прочтения, изучения (под кейсом понимается письменное и наглядное описание персонажей нового года разных стран: Дед Мороз и Санта Клаус)

Приложение №1

1. Учитель знакомит с поставленной проблемой (жизненной ситуацией).

2. Учащимся выдается кейс для самостоятельного прочтения, изучения (под кейсом понимается письменное и художественное описание персонажей нового года разных стран: Дед Мороз и Санта Клаус)



1.

Представьте ситуацию:

Открылась фирма по проведению новогодних праздников, визитов на дом Деда Мороза и Снегурочки. Задание: «Представьте себе, что вы – Дед Мороз и нужно одеться в соответствии этого образа».

И здесь нас поджидает проблема – как правильно одеться, чтобы выглядеть настоящим Дедом Морозом.

Мы все помним добрые русские новогодние сказки и мультфильмы, где главным действующим лицом выступал всеми нами любимый Дед Мороз. Многие наверняка даже не понимают в чём разница между Дедом Морозом и Санта Клаусом, которого можно увидеть в рекламных роликах и зарубежных мультсериалах и фильмах. Так вспомним внешний облик Деда Мороза и сравним с обликом Санта Клауса.

(Так как сейчас сказывается влияние запада, то происходит смешение образов, стирание культурных традиций. Наши дети, порой, даже не знают, как должен выглядеть настоящий Дед Мороз. Его часто путают с изображением Санта Клауса, а если и различают, то все равно в изображении то и дело появляются элементы западно - европейского Деда Мороза, т.е. Санта Клауса.

Поэтому для этой темы был взят кейс-метод, метод описания. Учащиеся все же знакомы визуально с данным персонажем и данный метод поможет точно расставить акценты, выявить точные элементы в изображении).

2.

Подготовительный этап очень важен.

- Я объясняю учащимся содержание кейса.

- Делаю акцент на план работы. (При многократном использовании кейсов, знакомство с его содержанием, можно предоставить учащимся самостоятельно).

- Каждой группе дается целенаправленная задача.

(Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой (жизненной ситуацией). С помощью дополнительной информации ищут решение. Кейс содержит информацию по теме выдвинутой проблемы).



1 группа:

  1. Выявить основной облик и элементы одежды персонажа:


Облик и элементы одежды

Дед Мороз

Санта Клаус

Головной убор

Боярская шапка

колпак с помпоном

Верхняя одежда

Длинная шуба (красного, синего или белого цветов с узорами и вышивкой)

Короткая куртка (только красного цвета), кожаный ремень с пряжкой

Борода

Длинная, прямая

Коротко подстриженная, кудрявая

посох

Прямая палка с круглым наконечником или звездой

Палка с загнутым верхом

обувь

Валенки

Сапоги



2 группа:

Выявить транспорт, момент сказочного появления персонажа, как приносит подарки и куда прячет.



Транспорт и сказочное появление

Дед Мороз

Санта Клаус

транспорт

Тройка лошадей

Упряжка оленей

момент появления

Через входную дверь

Через каминную трубу

подарки

Кладет под ёлку

Прячет в чулки





3 группа:

Выявить главные атрибуты персонажа и главных его помощников.



В чем подарки и кто помощники

Дед Мороз

Санта Клаус

главный атрибут

Прячет под елку

Прячет в носок у камина

помощники

Снегурочка

Эльфы



3 этап: Характеризуется проблема (дать точное изображение Деда Мороза и Санта Клауса). По группам.

4 этап: задаются вопросы для диагностики кейса (т.е. как учащиеся усвоили данный кейс)

Например:

- почему у Деда Мороза валенки, а не сапоги?

- какая функция посоха у данных героев? (у Морозко – это волшебный посох, который морозит, замораживает, одевает все в снежное одеяние (деревья, землю),

- почему Дед Мороз приезжает на лошадях? (в России – раньше это основной вид транспорта),

- для чего деду Морозу нужна длинная шуба? (для того, чтобы не замерз, в России трескучие морозы).

После такого описательно-исследовательского метода данной ситуации, на основе закрепленных знаний можно подвести итог и изобразить персонажа.

5 этап: предоставить решение в виде рисунка (т.е. нарисовать деда мороза).

Творчество.

Учащиеся представляют решение в виде законченной иллюстрации.

Итоговый этап включает в себя выступление спикера по итогам работы группы.

Необходимо отмечать любую активность учащихся положительным результатом.

Вывод.

Цель применения кейса-метода на данном уроке:

- иметь точное представление об облике персонажа;

- отметить отличия деда Мороза от Санта Клауса;

- развивать чувство патриотического долга;

- не забывать наши традиции, национальную культуру.

ИТОГ:

На применение кейс-метода распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью и мы проходим на уро­ках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе.

Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять сле­дующим требованиям:

1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а так­же с возможными будущими жизненными ситуациями школьников.

2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.

3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.

4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.

5. Кейс должен допускать различные варианты решения.


В ходе обработки кейса, учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в

центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решений.

Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.

Приложение №1

КЕЙС



Наш русский Дед Мороз носит теплую боярскую шапку с меховой опушкой. Форма этой шапки - полуовальная, традиционная для русских царей. Ведь в студёную русскую зиму без теплой шапки на улицу не выйти - тут же замерзнешь.

Санта Клаус носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце.

Борода у Деда Мороза белая и пушистая, как снег, длинная, до пояса.

А у Санта Клауса борода короткая, лопатой, в декоративных кудряшках.

 

 Верхняя одежда.


В Европе зимой тепло, а на Руси без шубы (полноценной шубы) замёрзнешь.

Дед Мороз одет в толстую шубу до щиколотки, с поясом или кушаком под цвет меховой отделки. Шуба может быть красная, синяя, и даже белая, вышита золотом и серебром, украшена богатыми узорами, рисунками морозных узоров со звездами и снежинками.

Санта Клаус всегда одет в красный костюм с белой отделкой и подпоясан ремнём с пряжкой.


На ногах 


У Деда Мороза – серебряные или красные сапоги с приподнятым носком (но только не чёрные). А в морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки.

У Санта Клауса – чёрные сапоги.

У Деда Мороза – тёплые рукавицы. Хороши они в мороз!

У Санта Клауса – лёгкие перчатки.

А что же общего у Деда Мороза и Санта Клауса, это - Мешок с подарками. Только Дед Мороз честно, открыто и торжественно входит в дома, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку. А Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.

Главный атрибут Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой. Посох завершает лунница - изображение месяца. Ведь с посохом легче пробираться по сугробам. А посох у Деда Мороза к тому же еще и волшебный - именно с его помощью дедушка "морозит".

В руках у Санта Клауса ничего нет. Зато есть два атрибута на лице, которых нет у нашего здоровяка Деда Мороза - это очки и трубка, которую Санта курит. Правда, в последние годы последний атрибут появляется все реже и, скорее всего, со временем и вовсе исчезнет. Старается вести здоровый образ жизни.

В России основной вид транспорта были лошади. Поэтому передвигается Дед Мороз на тройке лошадей. Именно они помогают сказочному персонажу добраться до детей, чтобы поздравить их с Новым годом!

Санта Клаус живёт в Лапландии, где нет лошадей, но есть олени и ездит он в повозке, запряжённой оленями.

Главные помощники Санта Клауса - добрые эльфы. Они перебирают письма малышей и собирают подарки, регулярно записывают хорошие и плохие поступки детей в волшебную книгу. Эльфы занимаются хозяйством Санты, ухаживают за его оленями. 

А верной помощницей и спутницей Деда Мороза является его внучка - Снегурочка.



 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!