СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы волонтерского отряда "Данко" на базе МБОУ-СОШ №6

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы волонтерского отряда "Данко" на базе МБОУ-СОШ №6 за 2021-2023 годы

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы волонтерского отряда "Данко" на базе МБОУ-СОШ №6»


Опыт работы волонтерского отряда в МБОУ-СОШ №6 г.Клинцы

Современные стандарты образования направлены на преодоление противоречия между решением задачи качественного образования с усвоением учащимися необходимого комплекса научных знаний и ориентацией на жизненное самоопределение ученика. Вступление в активную самостоятельную жизнь требует от учащихся решения проблем жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. Целью образования сегодня выступает личность, способная к индивидуальной инициативе, продуктивной деятельности, ориентированная на успех в конкурентной среде общества.

Сущность воспитания никак не сводится к воспитательным разговорам, наставлениям, нотациям, она заключается во включении учащихся в разнообразные виды деятельности для овладения различными сторонами общественного опыта. Логично, что сегодня школа становится в большей степени социально ориентированной, идет максимальная интеграция учащихся в процесс освоения способов жизнедеятельности. Во многом этому способствует включение школьников в социально значимую деятельность, вхождение в социальную практику.

Под социально значимой деятельностью понимается совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований, решение наиболее насущных проблем социума, способствующих позитивным изменениям, как в самом человеке, в среде школы, так и во внешней социальной среде, и закрепляющих социальные знания, навыки, социальный опыт и социальные роли во взаимоотношениях между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Иными словами, это деятельность «на радость и пользу другим людям».

В результате включения учащихся в социально значимую деятельность в структуре субъектного опыта меняется соотношение компонентов поведения и мышления, ценностные ориентиры, индивидуальные способы жизнедеятельности, приобретаемые в процессе активного взаимодействия с окружающей социальной и природной средой, познания и общения.

В последние годы все большую популярность у молодежи приобретает такая форма проявления инициативы, как добровольчество или волонтерство. Волонтерство – деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение; получение удовлетворения своих потребностей посредством оказания помощи другим людям. Добровольческая деятельность способствует активизации жизненной позиции учащихся, оказывает благотворное влияние на процессы самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

С 2021 года на базе МБОУ СОШ №6 города Клинцы действует волонтерский отряд «Данко». Цель отряда: создать условия для развития у учащихся высоких нравственных качеств посредством пропаганды идей добровольного труда на благо общества и посредством привлечения учащихся к решению социально значимых проблем. В отряд входят учащиеся 9-11 классов, а с этого года к ним добавились инициативные ученики 7 класса.

При организации добровольческой деятельности важно учитывать мотивы участия в ней. Результаты опроса волонтеров «Данко» показали, что причины участия в добровольчестве могут быть самыми различными:

желание помочь другим

потребность в общении

потребность чувствовать себя значимым

потребность в развитии, самореализации

потребность в интересном досуге.

Более половины опрошенных старшеклассников хотят продолжать и продолжают волонтерскую деятельность после окончания школы, выбирают профессии, связанные с помощью другим (учитель, логопед, психолог, ОРМ)

Добровольческая деятельность также способствует развитию социальных навыков, коммуникативных способностей; появляется опыт ответственного взаимодействия; проявляются лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов; делегирование полномочий; инициативность.

Инициатива в добровольческой деятельности нашего отряда исходит как «сверху» (социальный запрос взрослых), так и «снизу» (непосредственно от волонтеров). Подготовка волонтеров к различным мероприятиям осуществляется как до включения их в деятельность, так и в период активного участия в деятельности. Развитию инициативы и самостоятельности способствует активное использование метода «равный – равному», когда волонтеры проводят занятия со сверстниками и младшими по возрасту детьми, говорят с ними на одном языке, имеют схожие взгляды и ценности.

В своей работе мы выбираем наиболее интересные для молодежи направления добровольческой деятельности, такие как:

1. Патриотическое – деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти, культурного наследия России

Тема любви к Родине очень важна и близка нашей команде! Мы не раз принимали участие в патриотических акциях и мероприятиях. Ежегодно волонтеры принимают участие в городских мероприятиях, посвященных памяти жертв Беслана акции «Свеча памяти» и «Голуби мира»; посвященных Дню Победы (парады, почетные караулы, возложение цветов, «Бессмертный полк»).

Кроме этого проводят собственные мероприятия: уроки мужества к 9 Мая, ко дню героев Отечества, уроки мужества о героях, закончивших 6ю школу. В начальной школе ежегодно проводят МК «Красная гвоздика», «Моя открытка ветерану», игры, посвященные Дню народного единства, дню толерантности.

2. Экологическое – деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе (помощь животным, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение).

Ежегодно волонтеры участвуют в экологичеких десантах и субботниках, проводят МК из бросового материала, организуют сбор помощи приютам для бездомных животных, проводят экоуроки, игры, уроки энергосбережения.

3. ЗОЖ - пропаганда идей здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения.

Кроме этого проводят собственные мероприятия: уроки со спортсменами школы «Спорт – выбор сильных!», уроки здоровья и правильного питания, филькультминутки и зарядки для начальной школы, флешмобы.

То, что волонтеры говорят со сверстниками на одном языке, их авторитет, привлекательный имидж и компетентность, а также доступность преподнесения информации, способствует увеличению положительного эффекта профилактической работы. Привлечение учащихся разных классов к работе в волонтерском отряде по противодействию употреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки не только у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить чувство самоуважения и ответственности.

4. Социальное – деятельность, направленная на духовно-нравственное воспитание, укрепление семейных ценностей, пробуждение и развитие нравственных чувств (сострадание, милосердие, гуманность)

В рамках этого направления школа сотрудничает с социальными учреждениями и организациями: волонтерский отряд проводит творческие мастер-классы в детском саду, акции по сбору вещей и канцтоваров для детей из неблагополучных семей.

Помимо сотрудничества с организациями, разрабатываем и реализуем собственные социальные мероприятия и акция: уроки для начальной школы ко Дню Матери, Дню пожилых людей, уроки Доброты, оформление тематических выставок работ учащихся. Традиционная Весенняя неделя добра.

Таким образом, школа обладает огромным потенциалом включения учащихся в социально значимую деятельность, ее планирование и реализацию. Интеграция волонтерской деятельности в образовательный процесс повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор и воспитывает у каждого обучающегося позитивное и заинтересованное восприятие проблем современного человечества. Участие учащихся в волонтерском движении способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

Для волонтеров важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Проведение мероприятий в непривычных условиях (вне школы), с разным контингентом (дети из неблагополучных семей, инвалиды) позволяет удовлетворить потребность в высокой оценке со стороны окружающих, такая оценка играет важную роль в выборе целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!