СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы воспитателя по теме :«Использование кинезиологических упражнений в развитии умственных способностей и физическом развитии детей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы «Использование кинезиологических упражнений в развитии умственных способностей и физическом развитии детей»- это  форма моих самореализации и самовыражения, этим видом методической деятельности  я показала, как при помощи кинезиологических упражнений мною достигнуты положительные результаты в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы воспитателя по теме :«Использование кинезиологических упражнений в развитии умственных способностей и физическом развитии детей».»

Опыт работы по теме: «Использование кинезиологических упражнений в развитии умственных способностей и физическом развитии детей».

Опыт работы по теме:

«Использование кинезиологических упражнений в развитии умственных способностей и физическом развитии детей».

Воспитатель: Т.С.Пашина Образование: высшее. Закончила образовательное учреждение : Ставропольский Государственный Педагогический Институт - 2007г. Специальность : учитель русского языка и литературы. Дополнительное образование: воспитатель. Место работы : МКДОУ «Детский сад №8 «Колосок»» с.Нины Должность : воспитатель. Педагогический стаж: 11 лет 7 месяцев Стаж работы в занимаемой должности: 11 лет 7 месяцев. Квалификация : соответствие занимаемой должности.

Воспитатель: Т.С.Пашина

Образование: высшее.

Закончила образовательное учреждение : Ставропольский Государственный Педагогический Институт - 2007г.

Специальность : учитель русского языка и литературы.

Дополнительное образование: воспитатель.

Место работы : МКДОУ «Детский сад №8 «Колосок»» с.Нины

Должность : воспитатель.

Педагогический стаж: 11 лет 7 месяцев

Стаж работы в занимаемой должности: 11 лет 7 месяцев.

Квалификация : соответствие занимаемой должности.

На формирование опыта работы меня натолкнули наблюдения за детьми во время образовательной деятельности. 1.Дети показывают слабую мускульную реакцию на определённые упражнения. 2.У некоторых детей замечено зеркальное написание букв. 3.Плохая координация движений у детей. Всё это сказывается на слабой познавательной деятельности детей. Теоретическая база опыта: Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.  В своей работе использую концепцию

На формирование опыта работы меня натолкнули

наблюдения за детьми во время образовательной деятельности.

1.Дети показывают слабую мускульную реакцию на определённые упражнения.

2.У некоторых детей замечено зеркальное написание букв.

3.Плохая координация движений у детей.

Всё это сказывается на слабой познавательной деятельности детей.

Теоретическая база опыта:

Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

В своей работе использую концепцию"Три водном»,которая является

новейшим направлением кинезиологии и включает в себя работу с телом и эмоциями, а также индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Актуальность использования метода кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста.

В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

Как уже говорилось, кинезиология   – наука, изучающая развитие головного мозга через движения.

Перспективность: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

  Новизна  данного опыта состоит в применении комплексного подхода в осуществлении интеллектуального развития через метод кинезиологии.

Метод кинезиологии рекомендуется применять воспитателям старшего дошкольного возраста.

Трудоемкость  этой работы состоит в том, что выполнение кинезиологических упражнений требует постоянной тренировки и осмысленного выполнения движений. Кроме этого, необходимо постоянное выполнение этих упражнений в домашних условиях, а для этого нужна поддержка родителей воспитанников.

Технологии применяемые в опыте : здоровьесберегающие, игровые.

Прогнозируемые результаты : разработана система

кинезиологических упражнений, которая позволит использовать возможности воздействия средств кинезиологии на интеллект детей: разовьет сообразительность, внимание, память, восприятие. Эти умные кинезиологические упражнения сформируют самостоятельное, гибкое мышление, с помощью которого ребенок сможет оперативно

находить нестандартные решения и правильные выходы из любой жизненной ситуации, что даст возможность ребенку почувствовать свою самостоятельность.

Продуктивная деятельность: 1.Проект «Кинезиология как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста». 2.Консультация для родителей «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников». 2.Консультация для воспитателей «Использование кинезеологии в развитии детей старшего дошкольного возраста». 3.Отчёт- презентация «Кинезеологическая гимнастика».

Продуктивная деятельность:

1.Проект «Кинезиология как средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста».

2.Консультация для родителей «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников».

2.Консультация для воспитателей «Использование кинезеологии в развитии детей старшего дошкольного возраста».

3.Отчёт- презентация «Кинезеологическая гимнастика».

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ГИМНАСТИКА

КИНЕЗИОЛОГИЯ наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения;  наука о развитии головного мозга через движение.

КИНЕЗИОЛОГИЯ

наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения;

наука о развитии головного мозга через движение.

ВИДЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ : 1.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность); ( способствуют расслаблению и снятию напряжения) ; 2.УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ   ( способствуют расслаблению и снятию напряжения) ; 3.УПРАЖНЕНИЯ - РАСТЯЖКИ (нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость); 4.ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма). 5. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ( влияют на формирование  «речевых»  зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка).

ВИДЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ :

1.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность);

( способствуют расслаблению и снятию напряжения) ;

2.УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ   ( способствуют расслаблению и снятию напряжения) ;

3.УПРАЖНЕНИЯ - РАСТЯЖКИ (нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость);

4.ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма).

5. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ( влияют на формирование  «речевых»  зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка).

В своей работе я использую кинезиологические  упражнения такие как:

Растяжки, дыхательные упражнения,глазодвигательные упражнения,  

упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Кинезиологические упражнения не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей, поэтому я их применяю в течении дня в качестве динамических пауз, утренней гимнастики и гимнастики после сна, а так же провожу перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Сначала дети выполняют по одному упражнению каждого вида, затем могут выполнять их в комплексе. Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга - означает подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости и активизации памяти и мышления. Занятия по кинезеологии гармонизируют работу головного мозга.

Цель использования кинезиологических упражнений : активизация  различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий. Задачи: развитие межполушарной специализации; развитие межполушарного взаимодействия; развитие межполушарных связей; синхронизация работы полушарий; активизация работы мышц глаз; развитие дыхательной мускулатуры развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания; развитие речи; развитие мышления.

Цель использования кинезиологических упражнений :

активизация  различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.

Задачи:

развитие межполушарной специализации;

развитие межполушарного взаимодействия;

развитие межполушарных связей;

синхронизация работы полушарий;

активизация работы мышц глаз;

развитие дыхательной мускулатуры

развитие мелкой моторики;

развитие способностей;

развитие памяти, внимания;

развитие речи;

развитие мышления.

1.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 «Плыви кораблик!»

«Плыви кораблик!»

2.УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ «Волшебный сон» Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем,  сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают… Ножки тоже отдыхают… Отдыхают, засыпают… Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются, Всё чудесно расслабляется… Дышится легко, ровно, глубоко… Мы спокойно отдыхаем,  сном волшебным засыпаем… Хорошо нам отдыхать….

2.УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ

«Волшебный сон»

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Мы спокойно отдыхаем,

сном волшебным засыпаем…

Хорошо нам отдыхать….

 Упражнение на релаксацию «Солнышко» «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногана м. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

Упражнение на релаксацию «Солнышко»

«Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногана м. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

“ Путешествие на облаке ” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Путешествие на облакеСядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

3.УПРАЖНЕНИЯ - РАСТЯЖКИ. «Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды.

3.УПРАЖНЕНИЯ - РАСТЯЖКИ.

«Снеговик».

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды.

«Тряпичная кукла и солдат»   Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

«Тряпичная кукла и солдат»   Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4.ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Глазки»  Открываем глазки-раз, А, зажмуриваем-два, Раз, два, три, четыре, Раскрываем глазки шире. А теперь опять сомкнули, Наши глазки отдохнули!

4.ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Глазки»

Открываем глазки-раз,

А, зажмуриваем-два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули!

Индивидуальные карточки . Офтальмотренажёр.

Индивидуальные карточки .

Офтальмотренажёр.

           5. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ « Колечко» Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

5. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

« Колечко»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

« Кулак — ребро — ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений - по 8- 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

« Кулак — ребро — ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений - по 8- 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

«Змейка » Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

«Змейка »

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

«Лягушки». Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Лягушки».

Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Ухо – нос» Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

«Ухо – нос»

Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

Зеркальное рисование.

Зеркальное рисование.

Дом-ёжик-замок Дом  – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, Ёжик  – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, Замок  – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести

Дом-ёжик-замок

Дом  – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить,

Ёжик  – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки,

Замок  – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести

Упражнение «Зайчик-колечко-цепочка»

Упражнение «Зайчик-колечко-цепочка»

Упражнение «Зайчик-коза-вилка»

Упражнение «Зайчик-коза-вилка»

Вывод:  Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми на, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.  На мой взгляд, видны следующие результаты:  - снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее; - улучшились навыки самообслуживания; - развивается устная речь; - формируется логическое мышление; -улучшаются коммуникативные навыки; - улучшаются внимание, память, воображение. Применявшаяся применявшиеся комплексы упражнений оказали положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей,но самое главное способствовали снятию утомляемости детского организма в течение дня.

Вывод:

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного

взаимодействия с детьми на, я могу сказать, что кинезиологические

упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

На мой взгляд, видны следующие результаты:

- снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

- улучшились навыки самообслуживания;

- развивается устная речь;

- формируется логическое мышление;

-улучшаются коммуникативные навыки;

- улучшаются внимание, память, воображение.

Применявшаяся применявшиеся комплексы упражнений оказали положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей,но самое главное способствовали снятию утомляемости детского организма в течение дня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!