СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт реализации проекта «Арт-пространство КГУ» научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий в общероссийском историко-культурном контексте

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт реализации проекта «Арт-пространство КГУ» научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий в общероссийском историко-культурном контексте»

УДК


ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «АРТ-ПРОСТРАНСТВО КГУ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБЩЕРОССИЙСКОМ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
1


© М. Л. Космовская


докт. искусствоведения, профессор,
гл. науч. сотр. научно-исследовательской лаборатории
музыкально-компьютерных технологий

e-mail: KosmosvskayaML@outlook.com


Курский государственный университет



© С. А. Боженов


лаборант-исследователь научно-исследовательской лаборатории
музыкально-компьютерных технологий

e-mail: bojenov@mail.ru


Курский государственный университет



© Е. А.Чупина


магистр, аспирант,

заведующая научно-исследовательской лабораторией
музыкально-компьютерных технологий

e-mail: [email protected]


Курский государственный университет



В статье дается краткий анализ истории деятельности в России креативных пространств: от анализа терминологии и сущности проблемы – к истории формирования аналогов в различные исторические эпохи, с выделением особенностей создания и организации работы первых десятилетий XXI века. В контексте истории этого процесса впервые дается научное осмысление результатов проекта «Арт-пространство КГУ» – одного из самых молодых направлений деятельности научно-исследовательской лаборатории музыкально-компьютерных технологий (далее – НИЛ МКТ) Курского государственного университета.


Ключевые слова: искусство и культура, творчество, музыка, арт-пространство, звуковое пространство бытия и образования, Курский государственный университет


Каждый новый исторический этап развития социума ведет к переосмыслению традиционных и выходу на первый план новых форм общественной работы, в соответствии с новыми возможностями для просветительской деятельности.

Современное состояние науки и техники, а вернее стремительное прогрессивное развитие всех отраслей, ведет к роботизации многих производственных процессов и сокращению человеческого фактора в этом процессе. Оптимизации всех сфер промышленного производства приводит к постепенно растущей проблеме безработицы, а вместе с тем и незанятости населения планеты. Людей надо чем-то увлекать, чтобы они не погружались в пороки социума. Единственное, что может активно противостоять их= пагубному воздействию – это творчество во всех его проявлениях. Именно в этом и состоит актуальность проблемы развития новых досуговых форм и подготовки к их организации и реализации тех, кто решил посвятить свою жизнь искусству. Этому надо целенаправленно учить в процессе получения молодежью образования, учить на примере работы со студентами в средних и высших учебных заведениях.

Особо существенной видится эта работа в университетах как центрах свободомыслия, которые должны дать обучающимся не только знания, но и опыт работы по креативным направлениям деятельности, чтобы передать им не только опыт просветительской работы в сфере искусства и культуры, но и подготовив молодежь к возможности создания современных и востребованных социумом новых площадок как новому направлению креативной индустрии, востребованной и дающей не только возможность интересного времяпровождения, но и импульс к самовыражению в творчестве.

«Арт-пространство КГУ» – один из молодых проектов НИЛ МКТ КГУ (как официальное подразделение вуза работает с 2008 года). Его включение в студенческую жизнь нашего вуза началось с марта 2019 года [Космовская: 2019. 21 марта]. Название проекта сложилось далеко не сразу – оно стало обобщением самой сути первых встреч, поскольку эти встречи стали погружением в музыку. В ходе встреч рождалось особое творческое состояние людей, объединённых воздействием студенческой молодежной музыки: индивидуальный почерк, творческое своеобразие композиций и исполнительского стиля вызывало отклик в душах всех присутствующих. Обсуждение, критика, желание прослушать еще раз отдельные сочинения, антракт между двумя отделениями для обмена мнениями об услышанном – все это создавало атмосферу, из которой очень не хотелось выходить по окончании встреч. А звучавшая музыка не отпускала и хотелось говорить и писать о ней, слушать и продолжать знакомство с авторами уже на просторах Интернета: на их страничках вКонтактах, по записям, размещенным на платформе ютуба.

Это было подлинное пространство, наполненное искусством, мыслью, творчеством. Что же дает такое общение? Прежде всего – радость бытия и ощущение праздника; то, что дарит светлые, счастливые минуты душе, без чего невозможна жизнь человека. А еще – стремление к творчеству в звуке, в слове, в движении или ином действии, то есть в искусстве. Это и есть то, что в последние десятилетия получило название «арт-пространство»: от английского «аrt» – искусство и всем понятного слова «пространство», которое можно интерпретировать как свободное от чего бы то ни было место, в котором творчеством пронизаны не только те, кто выступает на сцене, но и все присутствующие. Этот термин очень точно характеризует ту атмосферу, которая создается на всех подобных университетских встречах: в этом-то и состоит их ценность. Каждый, кто привит в юности подобными содружествами, начиная со школьной скамьи понимает ценность подобных встреч и впоследствии вспоминает о них как ярчайших моментах своих предвзрослых лет.

Утверждать новаторство подобных встреч вряд ли правомерно, ведь человечество, обращаясь к искусству, с первых своих шагов стремится именно к этому – самовоплощению в творчестве.

Изучая историю различных видов искусств мы видим, что люди стремились создавать сообщества для философского и художественного общения, особенно в кульминационные эпохи развития культуры цивилизаций.

Примером и образцом общества, свободного от тяжелого труда, к которому мы приближаемся, может служить Античность, если говорить о свободных гражданах и забыть в труде рабов, обеспечивавших их жизнь. Искусством для греков это было все, что их окружало, то есть и архитектура, и природное окружение. И в этих пространствах создавались особые «полисы»-сообщества и философские корпорации для «избранных», «которые желали диктовать “многим” все, сделать свои идеи уделом “всех”», как очень точно пишет белгородский философ В.П. Римский: «Делая творчество идей и их трансляцию … свободным уделом “каждого”, … школы-диатрибы и софистические “образовательные” школы стали культурной матрицей эллинизма» [Римский: 88–89]. Особо хотелось бы выделить его вывод о том, что «таковой со временем стала Платонова Академия по образцу философской корпорации пифагорейцев … По матрицам школ-диатриб и школ-пайдей строились и первые христианские общины. И Учитель Иисус Христос был предан своим двенадцатым учеником, а последователь апостол Павел, обращенный из фанатичного Савла, стал вторым основателем церкви, христианской корпорации, подчинившей своей иерархии первичные открытые общины верующих-христиан» [Римский: 89].

Такой экскурс в древность и средневековье показывает, как из сообществ философов создавались школы, творчество которых бережно хранится тысячелетиями. То есть, из творчества – к образованию, из личной инициативы – к большому общественному делу, из небольших сообществ к системе передачи знаний. Этот опыт очень важен для наших дней, так как рост претензий к реформированному образованию в стране должен привести к его глобальной перестройке и определенно к новой структуре: работать педагогам так, как это было в ХХ веке сегодня уже нельзя: стремительно увеличивающийся объем знаний, причем общедоступных и легко достижимых, предъявляет новые требования к педагогическим технологиям и системе работы каждого педагога. Творчество и свободная научная мысль становятся естественными и органичными исходными всех образовательных направлений и каждого конкретного урока.

Анализ истории изученности проблемы организации креативных сообществ нового типа отражает основные этапы становления такой формы работы как «арт-пространства», которая и возникла-то не так уж давно: если сам термин появился на западе в 1960-е годы, то в Россию он пришел в 1990-е, причем активное развитие такие сообщества получили только с начала XXI века.

Последнее десятилетие ушедшего столетия можно считать предысторией ставших весьма популярными в третьем тысячелетии креативных сообществ. Впрочем, зачастую и с большой долей основательности, к таковым относят и яркие явления предшествующих десятилетий: «В советский период такими неофициальными местами становились кафе (“Сайгон”, “Эльф”) или открытые пространства (“Треугольник”), квартирные встречи (например, знаменитая квартирная выставка “На Бронницкой” или квартирники Г. Михайлова или С. Ковальского) и сквоты» [Демшина: 44]. Этот ряд можно продолжать и продолжать.

Однако проблемы и научно-философское обоснование роли креативных сообществ в социальной жизни общества впервые начинают проводиться в конце ХХ века. Так в кандидатской диссертации Л. В. Силкиной о социально-философских основаниях создания культурного пространства, особенно во второй главе под названием «Бытийственность мира в культурном пространстве» [Силкина], начинается создание методологической базы изучения проблем этой формы работы.

Интенсивное создание в России креативных пространств, информацию о которых дают, прежде всего, интернет-объявления, началось в середине первого десятилетия XXI века. Лидерами стали Санкт-Петербург и Москва. О том, как все начиналось в древней столице читаем в статье М. Б. Гнедовского, директора института культурной политики: «Первым арт-кластером в Москве был “Artplay”, … в огромном пространстве около 10 000 квадратных метров поселились архитекторы и дизайнеры. … К ним начали приходить их коллеги и друзья. В конце концов, там поселились около 50 организаций, в основном, архитектурно-дизайнерского направления. Появились кафе, ресторан, зал для общих мероприятий. … В этом комплексе была сразу заложена общая инфраструктура, выставочные и конференц-помещения, рестораны, кафе. Среда для того, чтобы это все могло жить» [Гнедовский]. За “Artplay” родились аналогичные комплексы под названием «Винзавод», «Стрелка», «Флакон», которые стали местом притяжения для творческой молодежи. Вслед за столицами аналогичные комплексы вырастали в Екатеринбурге, Казани, Перми, Калининграде, Краснодаре, Хабаровске [Шереметьева] и в других российских городах.

2010-е годы – период становления креативных пространств не только как социально-просветительской формы работы в России, но и как целого направления в индустрии развлечений. Бóльшая часть источников информации о российских арт-пространствах как первого, так и второго десятилетия ХХI века содержится в просветительских статьях в открытом информационном пространстве, которые скорее похожи на рекламные акции, чем на научные обобщения. Однако и они дают немало интересных сведений: о разнообразии форм и методов работы, о поистине всероссийском размахе деятельности таких арт-пространств как, к примеру, Новая Голландия в Санкт-Петербурге (с 2011 года) []2, «Палуба» в Екатеринбурге []3

Особо хотелось бы отметить интернет-статью без указания автора, в которой дается определение креативных пространств как «мест для деятельности, в основе которой лежит творческое начало, навык или талант», формулируются функции, которые они выполняют «в условиях кризиса и сворачивания бизнесов» и дается систематизация возможных тем-направлений, которые могут вылиться в будущие интересные проекты, называя их: «17 бизнес-идей креативных и выставочных пространств» [Советы].

Естественно, что такое развитие креативных пространств постепенно приводит к необходимости научного осмысления этого интереснейшего художественного явления в зарубежной и российской культуре. Все чаще появляются интересные научные статьи про реализацию творческого потенциала населения через креативные пространства города [Суховская 2013], об истории становления и развития звукового пространства бытия [Лаптева] и даже про роль музыкально-компьютерных технологий в новой концепции звукового пространства [Горбунова 2021]. Диссертации конца первого десятилетия посвящаются становлению креативных индустрий в опыте зарубежных стран (2008 год) [Зеленцова], проектированию современного арт-пространства (2009) [Шустрова].

Особое значение для понимания значения работы по созданию арт-пространств имеет философская диссертация «Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности» Дарьи Николаевны Суховской. Работа строится на гипотезе о высочайшем значении креативных пространств городских поселений как фундаментальном базисе для развития творческого потенциала личности. При этом автор отмечает, что заниматься созданием таковых пространств должны только высококультурные профессионалы, так как они могут нести не только конструктивные, но деструктивные влияния, особенно на подростков. В то же время эта форма работы решает проблему кризиса ценностных ориентаций личности посредством приобщения к творчеству [Суховская 2017].

Обобщение фактов и идей стало основой целого ряда монографий, из которых хотелось бы выделить две: об историко-культурных брендах и образах территорий, регионов и мест, изданной в Ростове-на-Дону в 2012 году [Культура] и о генезисе и трансформации культурного пространства России, увидевшей свет в Санкт-Петербурге в 2017 году [Культурное]. В этих работах уделяется внимание не только архитектуре, дизайну или живописи, но и музыке, к примеру, в главах о диалогическом построении арт-пространства в ситуации кризиса современной культуры [Демшина 2017] или о свадебном фольклоре северо-запада России и его современном возрождении [Молчанова].

Следует подчеркнуть, что как в информационных заметках, так и в научных трудах в основном преобладает информация о развитии креативных пространств в помещениях полуразрушенных заводов, на крышах домов и в заброшенных кварталах, причем в самых разнообразных формах воплощения: флэшмобы, мастер-классы, литературные чтения, перфомансы, музыкальные программы и др. Это очень большие и яркие проекты общероссийского значения. Организаторы этих арт-пространств преследуют, что вполне естественно, прежде всего, коммерческие цели. Так постепенно сложилась индустрия не только и не столько развлечений, сколько новых форм проведения свободного времени в увлекательном процессе постижения новых знаний, умений и навыков для самосовершенствования и самовыражения личности, причем происходит рождение и развитие акт-пространств как в столицах, так и по всей стране.

Значимость этого процесса признана уже на государственном уровне. К примеру, в ежегодном Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию от 15.01.2020: «Сегодня в нашем обществе четко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, знаниях, в достижении благополучия, готовы брать на себя ответственность за конкретные дела. Зачастую они лучше знают, что, почему и как надо менять там, где они живут, работают – в городах, районах, селах, по всей стране» [Путин 2020]. А в Послании от 21.04.2021 отмечается: «Талант предпринимателя – это в первую очередь талант созидателя, стремление менять жизнь к лучшему вокруг себя, создавать новые рабочие места» [Путин 2021].

Ставя конкретную цель: «Менять жизнь к лучшему вокруг себя» и создаются «сообщества по интересам» или «арт-пространства». И будут рождаться новые площадки при условии осознания значимости этой работы и постижения ее механизмов, а вернее ремесла. И делать это должны будут профессионалы, которые, получая самые разные специальности в классических университетах, постигнув радость подобных встреч в процессе обучения, сами впоследствии стали бы организаторами разнообразных арт-пространств повсеместно. Насытить повседневную жизнь населения возможностью погружения в творчество, в искусство, в свободные и доступные дискуссии – одна из важнейших задач сегодняшнего дня и решать ее надо по всем направлениям, ведь в процессе этих встреч, направляемых талантливыми педагогами, рождается особая атмосфера, атмосфера творчества, несущая людям радость.

А отсюда рождается ряд вопросов. И важнейший из них – как передать студентам опыт и процесс создания арт-пространств для того, чтобы повзрослев, он сам стал инициатором и организатором подобных сообществ по месту собственной работы, неся людям радость встреч и счастье постижения искусства? В самых разнообразных формах и без возрастных ограничений.

Именно для решения этой задачи в университете НИЛ МКТ инициировала начало работы по новому проекту: творческих встреч по типу «квартирника» или «арт-пространства». Вызвано это было тем, что к 2018 году сложились все условия для начала этой работы, поскольку были созданы: научная база – разработкой темы «Формирование и развитие звукового пространства бытия»; проведением ежегодных конкурсов-фестивалей (по 3 в год в 2015–2018 годах: от внутрифакультетского «Калейдоскопа талантов факультета искусств», всероссийского с международным участием «Свирель – инструмент мира, здоровья и радости» до международного «VIVА GUITARRA»), в последующие годы – двух, с 2022 года – только свирельного); отработкой и внедрением системы подготовки музыкантов, которые к 3 курсу бакалавриата начинали писать музыку и стремились ее исполнять. Сочетание этих трех факторов привело к логической кульминации – организации выхода студентов на показ собственных сочинений и их обсуждение.

Каждая из семи встреч, состоявшихся в рамках проекта «Арт-пространство КГУ», получилась своеобразной, поскольку зависела от уровня творческого накала, понимания роли погружения в искусство и личностного участия каждого присутствующего: от действующих лиц – до самого непросвещенного гостя.

Почти каждая встреча получила отзыв в средствах массовой информации, причем не только в информационном формате, но и в виде полноценной профессиональной рецензии.

Вот хронология событий с гиперссылками на новостную ленту официального сайта Курского государственного университета:

2019 год:

21 марта – Творческая встреча с музыкантами дуэта Полночь.

22 апреля – Творческие встречи на факультете искусств и арт-педагогики: Александр Мардарь представил свое творчество

22 мая – Творческая встреча с Б. В. Прусаковым в день его рождения.

2020 год:

14 февраля – Творческий вечер Артема Зенова.

2021 год:

29 апреля – Антропология искусства.

29 июня – «Чтобы помнили…» К 80-летию начала Великой Отечественной войны.

2022 год:

25 января – Театральный вечер в день студентов на Точке кипения.


На этих семи встречах, в организации, оформлении декораций, создании сценария и проведении самого мероприятия уже сложились основные направления проекта.

Во-первых, это музыкальные вечера (4 из 7) с исполнением своих сочинений и музыки своих друзей. Лидером этой работы стал Артем Зенов. Его ближайшими соратниками – Александр Мардарь, Николай Маркин и Алексей Пьяных. Особо следует обратить внимание на динамику привлечения талантливых студентов: если первых год это были сольные и дуэтные выступления, то в 2021 году «Арт-пространство КГУ» представило уже пятерых начинающих композиторов.

Во-вторых, творческие встречи с признанными в России и за рубежом музыкантами. И в этом отношении Борис Владимирович Прусаков оказался очень значимой личностью: незаурядный пианист джазового направления, педагог системы дополнительного образования, интереснейший человеком, имя которого известно далеко за пределами России. Его слова о предназначении музыканта – исполнителя и педагога как двух направлений развития личности запали в души всех присутствующих, особенно фраза: «Каждый для себя выбирает что-то как преимущественное, более ему близкое и сосредотачивается именно на этом. Это просто выбор: кто-то учится долго-долго, а кто-то с юности играет, играет, играет и становится известным во всей стране и даже мире» [цитата по Космовская Подарок].

В-третьих, встречи в памятные для России дни. Энтузиазм студентов в подготовке к 80-летию начала Великой Отечественной войны был беспрецедентным: несмотря на сессию, а у некоторых и уже ее окончание, 9 студентов ежедневно приходили на репетиции, которые проводили сами и составили яркое, запоминающееся мероприятие. Стремление сказать свое слово, внести свой вклад в антивоенную акцию – отличительная особенность этой встречи. Если поставить своей задачей поиск недостатков, то «и на солнце бывают пятна», а сольные выступления студентов с особыми возможностями здоровья (два человека – инвалиды первой группы, еще один – третьей) и студентов-первокурсников безусловно требуют серьезной работы педагогов (что говорит о негативном результате оптимизации индивидуальных занятий до одного часа в неделю и по вокалу, и по инструментальной подготовке). Но патриотический подъем, вызванный исходным вопросом инициатора и постоянного технического исполнителя проекта, лаборанта-исследователя НИЛ МКТ Сергея Александровича Боженова: «А что бы ты делал, если бы этот день – первый день войны –настал сейчас?» – вот истинный результат прошедшей акции в рамках проекта.

Четвертое направление вывело организаторов за рамки музыкального искусства и создало условия в формате малой сцены для презентации театрального коллектива под руководством Юлии Ивановны Бирюковой, сценариста, художественного руководителя театра и библиографа научной библиотеки нашего вуза. Спектакль был посвящен памяти И. А. Бунина, лауреата Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Музыка и театр, творческие встречи и календарные праздники – темы, которым уже были посвящены встреч проекта «Арт-пространство КГУ». В плане немало идей, но хотелось бы, чтобы они шли от студентов и наших коллег, а НИЛ МКТ с удовольствием поможет создать творческую атмосферу, обеспечить реализацию идеи технически, тем более, что с текущего учебного года началось сотрудничество с «Точкой кипения» КГУ, что, вместе с уверенностью в необходимость продолжения деятельности в обозначенных направлениях, принесет немало новых интересных идей, незаурядных участников и чутких, доброжелательных слушателей.


Таким образом, проект, который родился в 2019 году в Курском государственном университете – это, прежде всего, педагогический и научно-исследовательский эксперимент, который имеет открытый характер с точки зрения привлечения новых соавторов, участников и идей и носит просветительский, творческий и воспитательный характер. Ведь в широком смысле креативное пространство должно создаваться грамотным педагогом на каждом уроке и осмысливать эту проблему, а также грамотно внедрять ее в практику – одна из важнейших задач современной педагогики.

Арт-пространство, понимаемое как креативное содружество единомышленников, которые собираются для творческого погружения в искусство, его постижения, анализа и отстаивания собственной позиции; для получения импульса к собственному творчеству и реализации индивидуального потенциала в собственной деятельности; для обучения и воспитания искусством, что возможно не только в тех формах, которые постепенно становятся традиционными (на заброшенных или свободных территориях, во внеурочной работе в учебных заведениях), но и в более камерных.

Арт-пространства в России набирают силу и это мы видим на примере нашего города: создаются площадки, которые предоставляются для проведения креативных встреч; а вместо Курского электроаппаратного завода, который находился в центре города, ныне выведен за черту города и сегодня отдан Комитету культуры Курской области. Естественно, освоение большой площади – это не один год работы, но уже второй год действует один из его секторов – Свиридовский дворик, в котором летними вечерами даются концерты филармонии.

Проект же «Арт-пространство КГУ» продолжает свою работу, ведь как писалось уже после второй встречи: «Думается, что подобные встречи сегодня очень нужны талантливой молодежи, причем, не только музыкантам, но и поэтам, литераторам, художникам; встречи, в ходе которых происходило бы не только знакомство с искусством сегодняшней и будущей России, но и зарождались новые идеи, контакты, шел процесс активного приобщения к творчеству»[Космовская Творческие].


Библиографический список


  1. Беспалова А. А. Рекреационное пространство крупного российского города: креативные практики конструирования: диссертация ... кандидата cоциологических наук: 22.00.04 / ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, 2016. 171 с. URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/rekreacionnoe-prostranstvo-krupnogo-rossijskogo-goroda-kreativnye-praktiki.html (дата обращения: 10.04.2022).

  2. Гнедовский М.Д. Творческие кластеры в больших городах // Русский журнал. 2015. №6 URL: http://www.russ.ru/pole/Vinzavod-Strelka-Flakon (дата обращения 20.02.2022)

  3. Горбунова  И. Б., Мезенцева С.В. Музыкально-компьютерные технологии и новая концепция звукового пространства (к проблеме синестезии искусств) //Общество: философия, история, культура. 2021. №. 5 (85). С. 138-142.

  4. Демшина  А. Ю. Диалогическое построение арт-пространства как форма развития современной культуры // Вестник СПбГИК: научный журнал.2017. №4.С. 44–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskoe-postroenie-art-prostranstva-kak-forma-razvitiya-sovremennoy-kultury(датаобращения: 16.01.2022).

  5. Демшина А. Ю. Значение диалогического построения арт-пространства в ситуации кризиса современной культуры // Культурное пространство России: генезис и трансформация / О. В. Прокуденкова, Т. Ф. Ляпкина, А. С. Тургаев и др.; под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А. С. Тургаева. СПб.: СПбГИК, 2017. С. 218-225. Глава из коллективной монографии.

  6. Зеленцова  Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре (анализ зарубежного опыта): дисс. … канд-та культурологи. Моск. пед. гос. ун-т, 2008.

  7. Космовская М. Л. Новости. Театральный вечер в день студентов на Точке кипения// Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2022. 25 января. URL:https://kursksu.ru/stories/view/14606(дата обращения: 28.01.2022).

  8. Космовская М. Л., Молодых О.М. Творческая встреча Артема Зенова и Александра Мардаря со студентами факультета искусств и арт-педагогики // Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2019. 22 апреля. URL: https://kursksu.ru/stories/view/9997 (дата обращения: 24.12.2021).

  9. Космовская М. Л., Молодых О.М.Творческая встреча дуэта «Полночь»// Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2019. 21 марта. URL:https://kursksu.ru/stories/view/9732(дата обращения: 28.12.2021).

  10. Космовская М. Л.«Чтобы помнили…» К 80-летию начала Великой Отечественной войны // Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2021. 3 июля. URL: https://kursksu.ru/stories/view/13810 (дата обращения: 30.12.2021).

  11. Космовская М. Л.Антропология искусства// Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2021. 29 апреля. URL:https://kursksu.ru/stories/view/13594/?id=0(дата обращения: 25.12.2021).

  12. Космовская М. Л.Подарок в день рождения: от Б.В. Прусакова – студентам факультета искусств и арт-педагогики // Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2019. 22 мая. URL:https://kursksu.ru/stories/view/10069(дата обращения: 27.12.2021).

  13. Космовская М. Л.Творческий вечер Артема Зенова// Курский государственный университет: официальный сайт. Новости. 2020. 14 февраля. URL: https://kursksu.ru/stories/view/11598(дата обращения: 28.12.2021).

  14. Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест: Коллективная монография / под ред. В.К. Мальковой, акад. В.А. Тишкова. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. 312 с.

  15. Культурное пространство России: генезис и трансформация: коллективная монография / О. В. Прокуденкова, Т. Ф. Ляпкина, А. С. Тургаев и др.; под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А. С. Тургаева. СПб.: СПбГИК, 2017. 339 с.

  16. Лаптева  В. А. Звуковое пространство бытия человека: история становления и развития, проблемы современности // История музыкального образования: новые исследования. 2014. С. 240-242.

  17. Лаптева  В. А. Инновационный образовательный проект «организация звукового пространства образования: история и современность» //Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 188-190.

  18. Лаптева  В. А. Подготовка педагогов дошкольного образования к организации звукового пространства в ходе освоения дисциплины «Теории и технологии музыкального развития детей» //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №. 4 (40). С. 159-164.

  19. Лаптева  В. А. Роль и функции учителя музыки в организации звукового пространства современной общеобразовательной школы //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №. 1 (37). С. 101-106.

  20. Прейсман Э. М. Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII-XX веков // Красноярск: Красноярский гос. ун-т. 2002. 47 с.

  21. Римский  В. П., Римская О.Н. Сообщества и корпорации в античной философии // Наука. Искусство. Культура: научный журнал. 2020. №. 2 (26). С. 81–91.

  22. Силкина Лариса Владимировна. Социально-философские основания анализа культурного пространства: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11. Саратов, 1999. 17 с.

  23. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). С. 650–652. URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/ (дата обращения: 10.04.2022).

  24. Суховская Д. Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Краснодар. ун-т МВД России. Пятигорск, 2016. 197 с. Социальная философия https://elibrary.ru/item.asp?id=28852991 (дата обращения: 10.04.2022).

  25. Шереметьева Л. В. Феномен арт-пространства в современной культуре (на примере г. Хабаровска) Выпускная квалификационная работа Направление подготовки: 51.04.01 Культурология, профиль подготовки Культура стран и регионов мира. Науч. рук. Е.В. Холодилова. ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры. Хабаровск, 2019. 92 с. Кафедра культурологии и музеологии https://nauchkor.ru/uploads/documents/60d6a811e4dde5000108c605.pdf (дата обращения: 10.04.2022).

  26. Шустрова Ольга Иосифовна. Проектирование мультимедийного Арт-пространства средствами современного дизайна; автореф. дис. … канд. искусствоведения. 17.00.06. СПб., 2009. 28 с.


1 Начиная публикацию статей с аналитическим освещением научно-исследовательских проектов НИЛ МКТ с «Арт-пространства КГУ» отметим, что в ближайших номерах «Ученых записок Курского государственного университета» планируются статьи о таких проектах лаборатории как «Формирование и корректировка звукового пространства региона», «Работа с архивами отечественных музыкантов», «Музыкальное краеведение» и др.

2https://www.newhollandsp.ru/history/xviii-century/

3http://www.napalubu.ru/#aboutus


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!