СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Опыт Рождественской школы в организации духовно-нравственного воспитания подростков»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе изложен опыт Рождественской школы  духовно-нравственного воспитания подростков.

Просмотр содержимого документа
««Опыт Рождественской школы в организации духовно-нравственного воспитания подростков»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


143591, с. Рождествено, ул. Южная, д.19. тел. +7 (498) 316-68-60

istr_rozhdestven@mosreg.ru




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Рождественская СОШ»

____________Л.А.Ачапкина


«ОПЫТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ»


Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 12 – 14 лет

Автор:

Шарова Олеся Владимировна

учитель ОДНКНР, ДКП и истории.


город Истра

Одинцовская епархия

Русской Православной церкви (Московский Патриархат)

Православный приход Георгиевского храма г. Дедовск Истринского округа

[email protected]

8-916-641-49-00



2023 год


Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Уроки ДКП: православие для подростка…………………………4

Глава II. Творческие задания на уроках ОДНКНР…………………...........8

Глава III. Проекты, экскурсии, олимпиады……………………………….11

Заключение………………………………………………………………….16

























Введение

В наше непростое время, в условиях практически полностью открытого информационного пространства, российские подростки оказались под огромным влиянием секулярного мира, поп-культуры и различных «кумиров», которые демонстрируют стандарты поведения, несовместимые с понятием НРАВСТЕННОСТЬ. Агрессивная реклама, различные блоггеры, «герои» соцсетей закладывают главный смысл жизни в подростковые головы и души «бери от жизни все». Принцип «взять все» становится ключевым жизненным принципом, целью. Более того, глядя на «глянцевых» и «успешных» блоггеров, которые постоянно демонстрируют в соцсетях свой «успех», выраженный в наличии дорогих автомобилей, шикарных домов и нарядов, ярких вечеринок и отдыха в самых дорогих отелях мира, у подростка в голове формируется убеждение, что для того, чтобы «иметь все», не нужно особо учиться и работать. Для этого нужно быть просто успешным блоггером, умеющим на элементарном уровне писать какие-то посты. Наряду с этим формируется представление о том, что «мне все должны»: должны родители, страна, школа, потом будет должен муж или жена. Таким образом, растет потребитель, который готов только потреблять, а не давать, а если и давать что-то кому-то, то втридорога, чтобы потом больше получить.

В данный момент под угрозой находится сама личность ребенка, его ориентиры, его дальнейшая жизнь. Вопрос стоит о духовной безопасности подростка. Проблема усугубляется тем, что родители многих детей заняты зарабатыванием денег, устройством своей личной жизни, поэтому порой ребятам не хватает внимания и участия самых близких и любящих людей.

В связи с этим особую роль может играть школа и те знания, которая она дает. Более того, сегодня понятие ОБРАЗОВАНИЕ должно быть связано не только с получением знаний. ОБРАЗОВАНИЕ должно способствовать формированию ОБРАЗА БОЖИЯ в человеке, а ПРОСВЕЩЕНИЕ, освещать разум, сердце и душу ребенка. На мой взгляд, такие предметы, как Духовное краеведение Подмосковья (ДКП), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) и история несут в себе огромный потенциал ОБРАЗОВАНИЯ и ПРОСВЕЩЕНИЯ детей. Помогают воспитать людей, за которых не будет страшно, граждан, которым можно будет доверить страну. Это и является главной целью работы по духовно-нравственному воспитанию в МОУ «Рождественская СОШ».

Глава I. Уроки ДКП: православие для подростка

В программе МОУ «Рождественская СОШ» на уроки по Духовному краеведению Подмосковья отводится 1 час в неделю. В качестве учебного пособия выбран учебник Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья». Уроки предусмотрены для учеников восьмых классов. В 2022-2023 учебном году занятия посещают ребята из трех параллелей, 74 человека.

С первого урока перед детьми ставятся два вопроса: Кто крещен? Для чего нужно крещение человеку? Опыт показывает, что крещеных детей довольно много, более восьмидесяти процентов, поэтому на первый вопрос детям ответить легко. Однако на второй вопрос они часто ответа не знают, в лучшем случае кто-нибудь скажет, что при крещении человеку «дается Ангел-хранитель» или «в нашей семье почти все крещены». То есть дети, по большому счету, не понимают смысла таинства, с которого начинается церковная жизнь человека, не осознают его ценности. А это значит, что все знания, которые они в последующем приходят получать на уроки ДКП, для детей особого смысла не имеют. Если ребенок не знает ответа на вопрос «Для чего мне это надо?», то для него любой предмет и знания по этому предмету – лишний балласт, который не стоит нести, потому что учебные нагрузки и так очень велики. Из этого следует, что уроки, на которые приходит ребенок, должны быть сугубо прикладными и не просто обогащать его конкретными знаниями, а вести в Храм, к Богу.

Люди, хорошо знакомые с православной традицией и живущие православной жизнью, знают, что Православие - это глобальная система безопасности, которая обнимает дух, душу и тело человека. И в информационном, агрессивном, секулярном мире, приобщение подростков к православию – это возможность защитить их на всех уровнях, сформировать целую мировоззренческую систему. Возможно, не сейчас, а чуть позже, когда ребенок станет взрослым и отправится в плавание по бушующему океану жизни, в трудные минуты сомнений и испытаний, он вспомнит о той гавани, о которой ему говорил когда-то учитель. О гавани, в которой его ждет любящий и всемогущий Отец, о гавани, в которой он сможет найти поддержку, утешение и набраться новых сил, чтобы достойно преодолеть свой жизненный путь. Таким образом, учитель становится сеятелем, который сеет семена на разную почву, надеясь, что они прорастут, когда Бог пошлет подходящую погоду.

Какова логика и тематическая последовательность занятий? На первых занятиях дети вспоминают (или узнают) о разных мировоззренческих концепциях происхождения мира и человека: человек произошел от Бога или человек произошел от обезьяны? От ответа на этот вопрос, от взгляда на происхождение самого себя во многом зависит вектор развития человека и человечества в целом. По большому счету, детям предлагается подумать о своем собственном происхождении: по какому образу и подобию создан именно Я? Это всегда внутренний диалог ребенка с самим собой. Любой ребенок поймет, что происхождение от обезьяны все же ущербнее божественного происхождения. Отсюда возникают следующие вопросы: Если у меня божественное происхождение, то кто такой БОГ? Какой Он? Что нас роднит, что сближает, а что отдаляет? Почему он меня создал? А как он жил? И как я должен жить, имея такое происхождение? И только при появлении этих вопросов мы можем начать изучение библейской истории. Потому что в этом случае Бог – это уже не далекий мифический персонаж, это твоя собственная ПЕРВОПРИЧИНА, ОТЕЦ, а раз отец – значит, любящий родитель. В процессе изучения библейских сюжетов, мы говорим о свободе выбора человека, о грехопадении, об изменении природы человека, происхождении зла, о потере рая.

И тут выходим на главный смысл человеческой жизни – возвращение в Эдем, к любящему Отцу, что возможно только при изменении своей поврежденной природы и восстановление Образа Божия в себе. Возникает вопрос: Как этого добиться и как вернуться в рай? Отвечая на него, мы изучаем 10 заповедей и Заповеди Блаженства, которые служат маяками, дорожными знаками, чтобы мы не сбились с пути. Изучаем Евангелия, которые рассказывают нам о том, как свой жизненный путь прошел Иисус Христос.

После выходим на тему Церкви и священников, которых Бог дал людям, как корабль и профессиональную команду, помогающую преодолеть бушующий океан жизни. Далее идем к таинствам церкви, раскрываем смыл крещения, как выбора пути, рассказываем о том, что дает человеку членство в церкви. Особый акцент делается на исповеди и причастии. Подчеркивается значение тайны исповеди, дети узнают, что во время исповеди они могут полностью довериться священнику, рассказать то, что не расскажешь родителям или друзьям. К сожалению, среди подростков распространена проблема одиночества, некоторые ребята познали предательство сверстников, для таких детей таинство исповеди может быть актуальным уже сейчас. Подчеркивается польза и практическое значение каждого таинства.

Далее мы знакомимся со святыми, в том числе со святыми мучениками, способными прийти на помощь, а также с самыми известными чудотворными иконами. Среди таких: Богородичные иконы «Прибавление ума» (помощь в учебе), «Семистрельная» (помощь при конфликтах с родителями, учителями, сверстниками), «Неупиваемая чаша» (помощь при проблемах с алкоголем, курением, наркотиками, игроманией), чудотворная икона «Избавление от бед страждущих» и т.д. То есть ребенок должен знать, куда и к кому ему можно обратиться, если есть проблема, которую самому решить не под силу. Он должен знать, что Церковь – это ВОЗМОЖНОСТИ, которых неверующие и невоцерковленные люди лишены.

Далее разбираются различные грехи (как болезни, которые необходимо лечить, проказа, искажающая Образ Божий в человеке), в том числе упоминается история Содома и Гоморры. В наше время благодаря информационной среде понятия добра и зла так перемешаны, так растушеваны границы между ними, что у некоторых подростков просто спутаны нравственные ориентиры, они не понимают, что можно, а что нельзя делать. В рамках уроков ДКП мы называем грех грехом и это важно.

Затем говорим о лекарствах и методах духовного лечения, то есть о посте и молитве, знакомимся с ключевыми молитвами «Отче наш» и Иисусовой молитвой, разбираем смысл и значение каждого слова молитвенного обращения человека к Богу. Что же касается поста, то важно объяснить ребятам, что пост – это не «православная диета» и не самоистязание, это путь к свободе, тем более, что многие подростки пытаются искать свободу там, где ее нет и быть не может.

Далее наполняем уроки елеем мудрости библейские притч, продолжая с их помощью формировать христианскую мировоззренческую систему и модели правильного подведения.

Уроки в основном проводятся в форме бесед, учитель демонстрирует презентации. В конце почти каждого урока дети проходят небольшой тест, как правило, успешно. В процессе уроков ученики знакомятся с православными СМИ (Azbyka.ru, телеканал «Спас» и др.), где, при желании, они могут найти дополнительную информацию.

К концу учебного года мы изучаем устройство храма, правила поведения в храме. Курс завершается походом в храм Рождества Христова в селе Рождествено.

Если ребенок категорически не принимает информацию, связанную с православными духовными практиками (у меня был всего лишь один такой школьник), то он может выполнять письменные задания по учебнику, выбрав темы, наиболее близкие его душе. На мой взгляд, такой выбор позволяет избегать неприятия православной культуры и предоставляет ребенку возможность входить в ее пространство через те двери, через те вопросы, которые самому ученику кажутся наиболее интересными.

Не стоит также забывать о важных исторических и культурологических составляющих предмета, ведь религия тесно связана со всемирной историей и культурой человечества. К библейским сюжетам во все времена обращались художники, композиторы, режиссеры. Поэтому на уроках мы изучаем вехи Священной истории через полотна Леонардо да Винчи, Караваджо, Рембрандта и других художников, знакомимся с образцами религиозного музыкального искусства, православными фильмами. Конечно, центральное место на занятиях занимает православная икона, работы великих иконописцев: Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.

Таким образом, на уроках ДКП ребенок расширяет свой кругозор, приобщаясь к мировой истории и культуре. А это очень важно для любого человека, вне зависимости от его религиозных или антирелигиозных убеждений.

Стоит особенно подчеркнуть, что изучая православную культуру, детям говорится о том, что нужно всегда сохранять уважение к религиозному выбору представителей других конфессий, что Бог изначально создал человека свободным, чтобы он СВОБОДНО мог сделать свой выбор. Принцип свободы вероисповедания утвержден на законодательном уровне Российской Федерации. Для многонациональной и многоконфессиональной России следование этим принципам является важным фактором единства нашего народа, залогом гражданского мира, силы и целостности нашей страны.

Насколько же эффективны будут мои уроки, покажет время, пока одна из учениц приняла православие. Отмечу также, что верующим учителям, преподающим этот предмет, важно самим регулярно посещать храм, приобщаться Святых Христовых Таин и обращаться к Богу за вразумлением, чтобы их педагогический труд был максимально полезным.

Глава II. Творческие задания на уроках ОДНКНР

Предмет ОДНКНР в МОУ «Рождественская СОШ» проходит у детей пятых-седьмых классов. Всего этот предмет охватывает около трехсот человек. Уроки ОДНКНР носят более светский характер, чем уроки ДКП. Занятия ведутся по учебникам под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

В этом предмете смыкаются история и обществознание. В рамках программы затрагиваются такие темы, как национальная и художественная культура, традиции народов России и представителей разных конфессий, патриотизм, семейные ценности и так далее.

На уроках большое значение предается творческим заданиям. Например, дети пишут сказки, сочинения на разные темы, рисуют рисунки. Это позволяет раскрыть и обогатить внутренний мир наших ребят, расширяет возможности для самовыражения. Привожу цитаты из сочинений-размышлений на тему патриотизма, которые писали шестиклассники:

«Я считаю себя патриотом, потому что я никогда не променяю свою страну ни за что, даже за 100 000 000 000 $. Когда я стану взрослым, я буду платить налоги» (рис.1).

Рисунок 1. Фрагмент сочинения

«Я считаю себя патриотом, потому что мой папа патриот, и он говорит, что свою Родину бросать нельзя… Мой папа очень любит Россию, и он хочет добровольно пойти в армию. Он уйдет на 3-4 месяца, мне грустно, но я рада, что мой папа патриот… когда я вырасту, то буду работать в цирке, а после работы я пойду к отцу и буду его любить и защищать…» (рис.2).

Рисунок 2. Фрагмент сочинения

Наши дети порой нестандартно мыслят, например, когда я попросила придумать и нарисовать символы счастливой крепкой семьи, то один мальчик нарисовал яблоко, которое олицетворяет семью, зернышки в нем – это дети, а другой изобразил семью в качестве звездного неба, на котором солнце и луна – это муж и жена, а звездочки – это дети.

Вот такую сказку под названием «Алфавит» на тему дружбы написала одна из шестиклассниц:

«В одном королевстве жили буквы, у которых не было порядка. Откроет какой-нибудь ученик тетрадь, но не может ничего написать или возьмет дедушка книгу, но не может ничего прочитать – все вверх тормашками, друг на друге, буквы с одной строчки на другую перескакивают.

Жили они так, жили и однажды решили навести порядок. Но вот беда: не знают как. Обратились за советом к знакам, а знаки тоже не знают, что ответить. Вопросительный знак все спрашивал: «Как? Как?». Многоточие твердило: «Просто…просто…просто…». И все.

Но однажды в это королевство из путешествия вернулся Восклицательный знак и воскликнул: «Что за собрание!!!». Ему наперебой буквы стали рассказывать, что случилось. Восклицательный знак сказал буквам: «Вам нужен алфавит!». Все загалдели, зашумели: «Что за алфавит такой?». «Успокойтесь! — сказал Восклицательный знак. — Я сейчас все объясню! Алфавит – это принцип расположения букв в определенном порядке!».

Восклицательный знак попросил буквы построиться по росту и заметил, что буквы-сестрички «е» и «ё» стоят рядом и буквы-братишки «и» и «й» стоят рядом. Глянул он и на другие буквы и предложил им: «Давайте составим алфавит так, как вы сейчас стоите». «Ъ» держал листочек, а «Ь» записывал по порядку буквы. С тех пор живут все буквы все вместе дружно, как братишки и сестренки.

И книги удобнее стало читать,

И письма удобнее стало писать,

И правило это весь мир сохранит:

В порядке быть должен Алфавит!».

Свои сочинения, сказки, рассказы о знаменитых людях, с которых нужно брать пример, дети зачитывают перед всем классом, а тот, кто стесняется, просто сдает свою работу учителю.

Глава III. Проекты, экскурсии, олимпиады…

В рамках направления по духовно-нравственному воспитанию дети МОУ «Рождественская СОШ» ведут исследовательскую и проектную работу. Так девятиклассница Анастасия Новоженина завершает проект, который будет представлен на Межрегиональном конкурсе «Лествица». Тема работы «История создания, разрушения и восстановления Храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области.»

К сожалению, современные подростки не всегда знают историю православных храмов, которые находятся в их местности. Это подтверждает опрос, проведенный Анастасией среди учащихся 9-ых классов. По результатам этого опроса, только 8 процентов ответов учеников были верными. Кроме того, выяснилось, что не все ребята знакомы с особенностями ведения проектной и исследовательской деятельности, что затрудняет самостоятельную активность учеников при изучении истории родного края и истории православной церкви.

Анастасия освоила и использовала в своей работе такие исследовательские методы, как опрос и статистическая обработка полученных результатов, интервьюирование, изучение литературы, документов, анализ и синтез полученной информации.

Она изучила печатные и Интернет-издания, посвященные обозначенной тематике, а потом взяла интервью у настоятеля храма Рождества Христова Александра Елатомцева, который рассказал о том, как восстанавливали храм (рис.3). Кроме этого Анастасия посетила музей православной школы «Рождество», где познакомилась фотографиями, чертежами, по которым планировалось восстанавливать храм, другими артефактами, взяла интервью у директора музея Сергея Юрьевича Мамаева (рис.4). Сергей Юрьевич является автором книги о селе Рождествено, свидетелем и участником восстановления нашего храма.

С обрав все данные, Анастасия сначала написала исследовательскую работу, а потом на ее основе выполнила проект в виде презентации. С ней она выступила перед учениками 9а и 9б классов (рис.5). После выступления был заново проведен опрос с теми же вопросами, что и задавались ребятам прежде. На этот раз 88 процентов ответов оказались верными (рис.6). Примечательно то, что девятиклассники сочли презентацию Насти очень интересной.

Рисунок 4. Знакомство с чертежами восстановления храма

Рисунок 3. Интервью с Александром Елатомцевым

Р

Рисунок 6. Итоговый опрос учеников

исунок 5. Презентация проекта

Говоря о духовно-нравственном воспитании, стоит отметить еще одно направление, которое развивается в нашей школе - это участие в организации экскурсий по святым и историческим местам Подмосковья.

Наши ученики бывают в Новоиерусалимском монастыре (г.Истра, 2021 год, рис.7), в Иосифо-Волоцком монастыре (с.Теряево, 2022 год, рис.8), в Саввино-Сторожевском монастыре (г.Звенигород, 2019, 2022 годы, рис.9,10). Они посетили музейный комплекс «Дорога памяти» и Главный храм Вооруженных сил России (п.Кубинка, 2021 год, рис.11,12,13,14), Музей военной отечественной истории (д.Падиково, 2020 год, рис.15,16,17,18), музейный комплекс Зои Космодемьянской (д.Петрищево, 2022 год, рис.19,20,21,22), часто бывают в Ленино-Снегиревском военно-историческом музее (д.Ленино) и в других музеях.

Р

Рисунок 8. В музее Библии Иосифо-Волоцкого монастыря

исунок 7. В Новоиерусалимском монастыре

Р

Рисунок 10. В музее Саввино-Сторожевского монастыря

исунок 9. В Саввино-Сторожевском монастыре

Рисунок 12. В музее «Дорога памяти»

Рисунок 11. В музее «Дорога памяти»

Рисунок 14. В Храме Вооруженных сил России

Рисунок 13. В Храме Вооруженных сил России

Р

Рисунок 16. В музее военной отечественной истории

исунок 15. В музее военной отечественной истории

Р

Рисунок 18. В музее военной отечественной истории

исунок 17. В музее военной отечественной истории

Рисунок 20. В музее Зои Космодемьянской

Рисунок 19. В музее Зои Космодемьянской

Рисунок 22. В музее Зои Космодемьянской

Рисунок 21. В музее Зои Космодемьянской

Ребята ежегодно участвуют в школьной акции «Бессмертный полк», митингах, посвященных освобождению села Рождествено от фашистско-немецких захватчиков, интеллектуальных играх, связанных с важными историческими событиями, например, с победой России в войне 1812 (2022 год), с Днем космонавтики (2022 год), с Днем защитника Отечества (ежегодно). В этом учебном году мальчики и девочки из 8б приняли участие в празднике, который организовали работники детского сада села Рождествено. Этот праздник был посвящен освобождению нашей местности от фашистов (рис.23,24).

Рисунок 24. Учим делать фронтовые треугольники

Рисунок 23. Совместное исполнение песни «В землянке»

Кроме того ученики школы ежегодно принимают участие в различных олимпиадах, связанных с духовно-нравственным воспитанием, например, в олимпиаде по основам православной культуры. В рамках договора о сотрудничестве между Истринским благочинием и Управлением образования администрации городского округа Истра для бесед с ребятами в школу приходит настоятель храма Рождества Христова Александр Елатомцев. Особенно интересными становятся такие встречи со старшеклассниками в рамках урока «Разговоры о важном».

Острой болью в наших сердцах сегодня откликаются события на Украине и связанные с ними военные действия. В канун Нового года и Рождества Христова ребята подготовили для наших бойцов поздравительные открытки.

Вот, что написали наши дети:

«Здравствуйте, дорогие солдаты, защитники Родины-матушки! Поздравляю вас с Новым годом. Желаю вам мужества, терпения, стойкости, удачи в бою и самое главное – Победы! Надеюсь, вы накажите обидчиков, вернетесь на Родину живыми и здоровыми. Иванов Артем Юрьевич, 8б».

«Здравствуйте, солдаты! Спасибо за то, что вы делаете. Грустно, что вы не сможете провести Новый год в кругу семьи. Для того, чтобы хоть немного вас порадовать, я хотел бы поздравить вас с Новым годом. Желаю, чтобы у вас все было хорошо, чтобы вы всегда побеждали в боях, удачи, надежных соратников и друзей, и, наконец, чтобы вы вернулись здоровыми и невредимыми. Ганиев Дмитрий». И так далее.

Важно то, что оценки за эту работу не выставлялись. Вместе с рисунками воспитанников рождественского детского сада открытки были отправлены на фронт через редакцию православного телеканала «Спас». Мы надеемся, что наши теплые слова и пожелания согреют российских солдат в холодных блиндажах и землянках, поддержат боевой дух, скрасят военные будни.

Заключение

Работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи очень многогранна и необходима. Каждый день бросает педагогам новые вызовы, которые не дают расслабляться и заставляют нас искать новые методы работы, открывать новые горизонты. Уже в этом учебном году в рамках занятий по ДКП планируется ввести уроки, посвященные социальному служению Русской православной церкви. На них мы будем рассказывать о том, как РПЦ помогает самым незащищенным слоям населения: о службе «Милосердие», и Марфо-Мариинской обители, о больнице Святителя Алексия, о помощи людям, находящимся в местах заключения, об ангарах спасения, о приютах для детей, оставшихся без попечения родителей. Ребята узнают о том, как Церковь заботится об одиноких престарелых людях, как создает приюты для мам с детьми, которые оказались в сложной жизненной ситуации, о православных священниках и волонтерах, которые трудились на социальной ниве в дни пандемии коронавируса, о сестрах милосердия. Думаю, для восьмиклассников не будет лишней информация о том, где готовят волонтеров и сестер милосердия и вообще, где можно получить духовное образование.

Детям планируется рассказать о том, как РПЦ и Государство взаимодействуют на законотворческом уровне, стараясь защитить материнство и детство в России.

Особое место будет отведено рассказам о наших священниках, которые сегодня находятся на передовой и, рискуя собственной жизнью, окормляют наших бойцов, о том, как прихожане разных храмов сдают свою кровь в военных госпиталях, где проходят лечение наши военные, какую гуманитарную помощь оказывают православные верующие украинским беженцам. Дети должны знать, что в годину страшных испытаний Русская Православная Церковь всегда была со своим народом, разделяя с ним самые тяжелые ноши.

Возможно, все эти рассказы, если и не сделают детей верующими, то хотя бы дадут надежду на то, что наши сегодняшние ученики не станут хулителями Бога и гонителями православия. А, напротив, усвоят примеры высокого служения своему Отечеству.

Более того, с этого года в рамках уроков ДКП я буду рассказывать о том, какой досуг сегодня возможен для молодых людей. Расскажу о спортивных и патриотических клубах, которые действуют при разных храмах, о киноклубах, об интересных паломнических путешествиях, о баллах, в том числе о Сретенском молодежном бале. Ребята должны понять: жизнь молодого православного человека – это не унылое прозябание, что она может быть очень яркой и интересной, возможно, кто-то из ребят захочет приобщиться к ней, сделав и свои дни не менее красочными. Тем более, что Бог ведет разных людей разными тропами. Может, посещение какого-нибудь клуба или бала, в конечном счете, приведет человека в храм.

В перспективе мне хотелось бы создать авторскую программу по ДКП и работать по ней. Словом, жатвы много!


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!