СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт социального партнерства ДОУ с учреждениями культуры и спорта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт социального партнерства ДОУ с учреждениями культуры и спорта

Просмотр содержимого документа
«Опыт социального партнерства ДОУ с учреждениями культуры и спорта»

1. Рубрика сборника: «Опыт социального партнерства с учреждениями культуры, спорта»

2. Название статьи: «Реализация авторской программы «Связь поколений» по духовно-нравственному воспитанию детей в Структурном подразделении ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - детский сад №1 через совместную деятельность воспитанников и Хора ветеранов МБУ «СК ДК» им. В.И. Чапаева»

3. Фамилия, Имя, Отчество: Семистенова Людмила Викторовна

4. Должность: музыкальный руководитель

5. Полное наименование образовательной организации: государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа Чапаевск Самарской области

6. Контактный телефон: ГБОУ СОШ №4 2-22-12, СП ГБОУ СОШ №4 — ДС №1: 2-17-30

7. Адрес электронной почты: e-mail: [email protected]




























8. Взаимодействие ребенка со старшим поколением очень важно для воспитания. С бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек начинается приобщение ребенка к истории семьи, истории страны, народным традициям. Семейные реликвии, традиции - источник исторических знаний, которые отвечают образному характеру познания окружающего мира. Одним из определяющих компонентов воспитания выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений.

Мною была создана авторская программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Связь поколений», построенная на совместной деятельности воспитанников нашего детского сада и хора ветеранов МБУ «СКДК» им. Чапаева, которая стала успешно внедряться.

Цель программы – формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи программы:

  1. Приобщить детей к духовно-нравственным традициям русского народа.

  2. Способствовать общему развитию детей, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

  3. Прививать любовь родному городу, интерес к прошлому и настоящему.

  4. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость.

  5. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням, интерес к песням современных авторов.

  6. Совершенствовать певческий голос, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, чёткости дикции, подвижности голоса).

  7. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.

  8. Способствовать пробуждению творческой активности детей.

  9. Воспитывать чувство гордости за своих земляков – ветеранов Великой Отечественной войны и труда.

10. Воспитывать уважение к пожилым людям и поддерживать интерес к совместному хоровому пению.

Реализация цели и решение задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкальной, чтения. В настоящее время существует договор о сотрудничестве с СК ДК им. Чапаева и СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - ДС №1 о поведении совместных мероприятий с Хором ветеранов.

Вот уже 8 лет у СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - ДС №1 существует тесная связь с хором ветеранов МБУ «СК ДК» им. В.И. Чапаева, которым я руковожу 11 лет. Началось все с того, что хор ветеранов был приглашен с концертом для детей и сотрудников детского сада. Под их плясовые русские народные песни дети пели и плясали, просто не могли усидеть на месте. Затем администрация детского сада пригласила хор ветеранов принять участие в проведении «Масленицы», исполнить песни для детей под баян. Этот праздник прошел весело, с играми и плясками. Заведующий детским садом Т.П. Зеленкина даже захотела написать статью об этом необычном празднике в местную газету «Чапаевский рабочий», где она и была напечатана 13 марта 2009 г. под названием «Масленица» в «Катюше». Вот некоторые ее цитаты: «С частушками, шутками, веселыми песнями заходят в зал участники хора ветеранов…». Все в восторге – дети видят нарядные русские костюмы, слышат замечательные звуки баяна и далее исполняют вместе с гостями русскую «Барыню». Певцы очень довольны приемом и новой встрече с юными слушателями, в сердцах которых русская песня нашла такой живой отклик. Все номера в исполнении хора сопровождаются бурными аплодисментами. Ну как тут не постараться ветеранам не порадовать еще и еще благодарных зрителей. С каждым музыкальным номером все больше и больше крепнет взаимопонимание между двумя поколениями: старшим и молодым. Популярную «Калинку» хор поет уже под несмолкаемые аплодисменты… Дети с удовольствием присоединяются к певцам со своими частушками и песнями.

Спустя некоторое время на праздник «Рождество» хор ветеранов пришел со своей программой «Рождественские колядки». Музыкальный руководитель заранее согласовала все нюансы своего сценария с участниками хора. И этот праздник получился очень интересным и познавательным.

В 2013 году на III Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания» я выступила с докладом на тему совместной работы детского коллектива «Ручеек» д/с №1 «Катюша» и Хора ветеранов СК ДК им. Чапаева. Оба коллектива стали участниками региональной конференции «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» в 2015 г., где успешно выступили.

В качестве гостей участники хора ветеранов стали посещать утренники в детском саду №1, посвященные Дню Победы. Ветераны рассказывают детям о своем труде в годы войны, о своих наградах, о своей жизни в трудное послевоенное время. И здесь не обходится без совместного исполнительства - вместе поют «Катюша», «Смуглянку». Присутствие ветеранов стало традиционным на утренниках, посвященных «Дню города», а весной 2013 года хор принял участие в посадке деревьев на территории детского сада. Совместное выступление участников Хора ветеранов и ансамбля «Ручеек» детского сада «Катюша» состоялось в марте 2012 г. на окружном конкурсе «Кабинет специалиста 2012». После выступления было принято решение – творческий союз продолжать, укреплять и выступить, при первой возможности, на большой сцене. И возможность выступить с хором ветеранов на большой сцене вскоре представилась. Это был юбилейный концерт хора ветеранов, затем городской концерт, посвященный Дню народного единства, межнациональный областной фестиваль им. В. Карабоненко и другие.

О совместных выступлениях хора ветеранов с ансамблем «Ручеек» неоднократно писала местная пресса, их выступления транслировались по местному телевидению. Но главное - крепла творческая и духовная связь между ветеранами войны и труда и детьми дошкольного возраста. В детском саду с участниками Хора ветеранов стали проводиться такие мероприятии как «Посиделки за чашкой чая», праздники «День пожилого человека», «День города», «Масленица», Рождество», «Золотые бабушкины руки», встречи, на которых старшее поколение знакомит детей с народными костюмами, традициями, играми, в которые они сами играли в детстве.

В репертуар творческого союза двух коллективов я включила русские народные песни «Калинка», «Молода я. молода», «Я по бережку похаживала», авторские песни «Русская печка», «Катюша», «Смуглянка» и другие. Мой выбор русских песен неслучаен. Именно на основе русской народной песни формируется бережное, доброе отношение к культурным традициям своего народа. Для детского голосового аппарата очень удобно использование русской народной песни с небольшим диапазоном. Участники хора ветеранов поют в народной манере пения, голос же детей 6-7 лет также не требует работы над прикрытием звуков – они поют в естественной манере близкой, народной. В русской песне объединяются пение и танец, предусматривается танцевальная импровизация, использование простейших народных инструментов. Все это играет большую роль в воспитании музыкальных национальных традиций у детей, так же, как и использование народных костюмов. К двум комплектам народных стилизованных костюмов хора ветеранов были изготовлены новые яркие русские народные костюмы для детей ансамбля «Ручеек» с кокошниками, фуражками и платками.

В заключении хочется отметить, что все дети детского сада «Катюша» знают и любят русские песни, а особенно те, которые исполняет хор ветеранов и ансамбль «Ручеек», поют их с удовольствием, почитают ветеранов войны и труда, с радостью готовят с ними совместные праздники. Дети чувствуют поддержку своих прабабушек и прадедушек, грудь которых увешана орденами и медалями, а головы убелены сединами.









9. Литература.

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2010. - 328 с.

3. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса//Психолого-педагогические проблемы современного образования//Сборник научных статей. - Барнаул: БГПУ, 2011. - С.128-133.

4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное//Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике/Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986. - С.185-193.

5. Детям о Великой Победе/Казаков А. П., Шорыгина Т. А. - М.: Просвещение, 2012. – 135 с.

6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Просвещение, 1986. – 115 с.

7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм//Дошкольное воспитание. - 2013. - №9. - С.16-22.

8. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2010. – 96 с.

9. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 257с.

10. Критская Е.Д. Хрестоматия музыкального материала. - М.: Просвещение, - 2011. – 248 с.

11. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2010. - 72 с.

12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 2013. – 239 с.

13. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

14. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 72 с.

15. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1984. – 186 с.

16. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.

17. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. - Владимир.: Академия, 2010. -185 с.

18. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 2011. - 78 с.

19. Фольклор - музыка - театр/под ред. С.М. Мерзляковой. - М.: Владос, 2012. – 214 с.

20. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. - М.: Музыка, 1990. – 152 с.

21. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2012. – 348 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!