СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт целостного изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Рабочие материалы к уроку по 1 части романа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целостное изучение романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" рассматривается в пособии Н.И.Павловой. Рабочие материалы к уроку по 1 части романа подобраны по указанному пособию и  другим методическим источникам, в том числе уроки О.Смирновой.

Просмотр содержимого документа
«Опыт целостного изучения романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Рабочие материалы к уроку по 1 части романа.»

Опыт целостного изучения романа «Преступление и наказание»

Рабочие материалы к уроку

Начиная работу над романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», нельзя не согласиться с утверждением автора методического пособия «Целостное изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Н.И.Павловой: «Невозможно анализировать то, что не прочувствованно как нечто целостное. Перечитывание – не частный, а принципиальный прием литературоведческого анализа…Постижению художественной целостности романа способствует и умение вчитываться в текст и отчетливо осознавать значение каждой детали образа, цвета, звука и пр.»

Система уроков выстроена по ходу романного действия «вслед за автором». В каждой из частей выбираются такие эпизоды, осмысление которых способствует постижению целостности, поскольку целостный анализ может быть ориентирован на постижение целого через его часть, через какой-либо компонент содержательной формы. Безусловно, такой путь изучения романа предполагает систему предварительных заданий учащимся к уроку, на самом уроке применяются различные формы работы.

Часть 1.

Условия работы:

перспективный план анализа романа (раздаточный материал);

план анализа каждой части романа (раздаточный материал);

наличие текста у каждого ученика.

План анализа 1 части романа получили до урока с целью подготовки.

1. Проследите хронологию действий Раскольникова, дайте названия эпизодам. Обратите внимание на состояние Раскольникова, идущего на пробу. Чем, на ваш взгляд, вызваны противоречия в душе Раскольникова?

2. Какую роль играет Петербург в созревании идеи Раскольникова? Выделите сцены уличной жизни, пейзажи, описания домов, интерьеры.

3. Согласны ли вы с точкой зрения исследователей, считающих, что наказание Раскольникова начинается еще до совершения убийства. В чем проявляется наказание?

4.Какой эпизод выходит за рамки настоящего времени? Чем можно это объяснить?

5.Обратите внимание на курсив и закавыченные слова: они являются синонимами слова теория, преступление. Почему писатель избрал такой способ повествования?

6. Подумайте, почему до убийства свое предприятие Раскольников ни разу не называет преступлением?

7. Как вы думаете, почему писатель знакомит читателей с Соней задолго до ее вступление в действие романа?

8. С какой целью Достоевский рассказал о сне героя накануне преступления? Каким вы увидели героя в этом эпизоде?

Работа над 1-й частью романа (1-7 гл.) 1-2 урок (Определение мотивов преступления )

В Петербурге Достоевского и Раскольникова. Исследование пути к преступлению. Анализ психологического состояния героя до преступления. Преступление –убийство. Художественное воплощение замысла писателя (система образов, средства изображения).


Материал для анализа. Формы работы с текстом

Предполагаемые выводы, сделанные учениками в процессе анализа текста и результаты работы

Примечания

Хронология событий, происходящих с Раскольниковым в 1 части романа.

Индивидуальная работа на доске.

1.«Проба»

2. Встреча с Мармеладовым в распивочной.

3. Получение письма от матери.

4. Встреча на бульваре.

5. 1-й сон про лошадь.

6. Услышанный разговор Лизаветы с мещанином.

7. Воспоминания о разговоре офицера и студента.

8. Подготовка к убийству.

9. Убийство.

Запись в тетради

Роль Петербурга в романе:

Улицы, дома, сцены из уличной жизни, интерьеры.

Гл.1, 2,3,5,6.Цель: определение отношения автора к Петербургу, использование выразительных средств в изображении города.

Форма работы: групповая

Изображая городской пейзаж, интерьеры автор неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обречённом на невыносимые страдания и лишения, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб».

Петербург подвалов и чердаков – это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».

Писатель не говорит о великолепных зданиях, о красоте самого города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа “Преступление и наказание”.

В произведении мы встречаемся с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку. Это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловонья, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Он душит и давит. Писатель никогда не показывает красоты Петербурга. Природы почти нет, а если и встречается, то только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Для Достоевского Петербург - город убийства, нищеты и людского одиночества.


Образ северной столицы занимает особое место в творчестве Достоевского: в двадцати из тридцати романов писателя Петербург является главным местом действия; это, словами писателя, «самый угрюмый город, который может быть на свете». «Преступление и наказание » ярко выраженный петербургский роман не только потому, что он топографически точен (в нем указаны многие реальные адреса, где живут или бывают его герои). Петербург имеет особый, желтый (желчь, желтизна) колорит, что связано с мыслью писателя: в мучительной, давящей на сознание людей атмосфере романа рождаются безумные теории и идеи.

Петербург, кроме того, по мысли Достоевского, самый нерусский и фантастический город, изначально оторванный от исконный национальных корней, поэтому автор не случайно населил его героями с немецкими именами и фамилиями: Клопшток, Кох, Козель, Амалия Людвиговна Липпевехзель и т.п.

В пейзажах, интерьерах просматривается символика желтого цвета.


Главный герой романа: портрет, психологическое состояние –наблюдения автора, внутренняя речь героя.

Эпизод «Проба».

Гл.1. Форма работы: работа в паре.

Цель: увидеть основной прием в создании портрета главного героя, понять смысл внутренней речи героя, передающей его психологическое состояние.

Вопрос для пары:

Согласны ли вы с точкой зрения ряда исследователей романа, что наказание Раскольникова начинается еще до совершения им убийства? С какой целью автор вводит в текст курсив?

Перед читателем предстает человек, одержимый какой-то безобразной мечтой.

Воплощение своей безобразной мечты в жизнь он называет предприятием , делом, этим, новым словом, ужас.

Курсив вводит читателя в мир Раскольникова. Курсивом выделены раздумья героя, связанные с осмыслением и оценкой своих действий. Курсив передает смятенное состояние героя, тревогу.

Исповедь Мармеладова.

Посещение семьи Мармеладовых.

Гл.2.Цель: понять содержание, установить взаимоотношения героев, дать оценку героям.

Портреты Катерины Ивановны, детей.

Вопрос:

Почему, оставив деньги, раскаивается в своем поступке?

Индивидуальная работа.


Раскольников видит преступность поведения Мармеладова по отношению к семье и дочери. Катерина Ивановна тоже преступница по отношению к Соне, которая жертвует собой во имя семьи.

Но герой оставляет последние деньги семье Мармеладова, затем раскаивается в этом. Герой считает, что спасти положение семьи с помощью денег невозможно. Но чувство сострадания проявляется в нем на подсознательном уровне. Оно борется с той мыслью, которая не дает ему покоя вот уже целый месяц.



Письмо Матери.

Реакция Раскольникова на письмо матери.

Гл.3, 4 Цель: понять содержание, выявить систему образов и их взаимоотношений, определить реакцию Раскольникова на содержание письма. Ключевые слова внутреннего монолога героя. Вопросы: Почему письмо «измучило»его? Почему он возмущен поступком матери и Дуни? Почему он отвергает жертву матери и сестры?

Индивидуальная работа. Пересказ.

Он считает решение матери преступлением против дочери во имя сына. Дочь - жертва.

«Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…» - мысль Раскольникова.

Письмо матери объясняет характер Раскольникова: было бы дело в нищете, в деньгах, в эгоистическом материальном расчете, не была бы жива в нем совесть, он воспользовался бы замужеством сестры. Им руководит другая мысль

Эпизод «На бульваре» Гл. 4.

Ч.1, гл 4 Цель: краткий пересказ эпизода и ответ на вопрос: Почему в эпизоде упоминается фамилия Свидригайлова.

Индивидуальная работа

Спасает пьяную девушку от преследования жирного господина.

«И чего я ввязался тут помогать! Ну мне ль помогать! Имею ли я право помогать? Да пусть их переглотают друг друга живьем – мне-то чего?»

Странная реакция героя напоминает последнюю мысль Раскольникова после знакомства с семьей Мармеладовых.

«Лик мира сего» ужасен. Преступления, унижение человека царят в мире, самый близкий предает. Так жить нельзя. Что делать? Как изменить этот мир? Кто может это сделать?

Видимо, безобразная мечта – это и есть ответ на мучительные вопросы.

1-ый сон Раскольникова гл. 5

Гл.5 Выразительное чтение.

Индивидуальная работа.

Цель: определить

основной прием построения эпизода – противопоставление.

Что дает пробуждение? (работа с текстом - цитата)

Сон характеризует Раскольникова как человека гуманного.

«- Боже! - воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…

…ведь я еще вчера же понял совершенно, что не вытерплю…»


Сон об убитой лошади и его развертывание в романе, внутренний спор героя с самим собой и роль в этом других персонажей романа.


Сон несёт большую смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре.


Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак – олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жизнь в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.


Сон – это общение человека со своим подсознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Сон – часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и

размышлять.


Введение в произведение сна – излюбленный приём многих писателей (сны Татьяны Лариной, Ильи Обломова, художника Чарткова). Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.


Подготовка к преступлению:

Воспоминание о разговоре студента и офицера.

Разговор Лизаветы с мещанином.

Топор в дворницкой.

Воз с сеном во дворе дома старухи.

Гл.5,6. Цель: ответить на вопросы: В чём смысл данных эпизодов романа? Какую роль они играют для понимания психологического состояния героя?

После услышанного разговора Лизаветы с мещанином: «Он вошел к себе, как приговоренный к смерти».


…«задуманное им – «не преступление», в названных эпизодах звучит мотив провидения, суеверия, случая: «Не рассудок, так бес!» Упоминание беса не случайно. Если человек отказывается от благодати, он становится незащищенным от темных сил.

Убийство.

Гл. 7. Цель: Наблюдение за поведением героя. Ответ на вопрос: К какому выводу приводит автор читателя, наблюдающего за поведением героя и его психологическим состоянием? Обратить внимание на то, как Раскольников попадает в «точку перехода» , где должна состояться проверка на его место в мире –дверь в квартиру старухи. Как он из нее вышел?

Форма работы: предварительная работа в паре. Пересказ с элементами анализа.

Состояние героя мучительное, он как будто обречен на свою проклятую мечту.




В квартиру попал с трудом.

Выбрался с еще большим трудом, хотя забыл закрыть дверь. Эта открытая дверь стала для героя западней. Для того, чтобы выбраться из квартиры , он вынужден был проливать кровь уже Лизаветы, но вполне вероятно, что он убил бы и Коха, если бы тот не сбежал.


Причины преступления

Родиона Раскольникова

Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Домашнее задание:

Внимательное чтение 2-й части романа с опорой на план анализа

2-й части романа.

Письменное размышление над вопросом:

Почему автор дает Раскольникову возможность скрыться с места преступления?

Индивидуальное задание: образ Настасьи в романе.



Ответ на вопрос.

Данный композиционный прием называется ложной развязкой, и это один из способов выражения авторской позиции. По Достоевскому, «муки совести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного закона. И человек, пораженный муками совести, ждет наказания, как облегчение своей муки» (Н. Бердяев).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!