СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опыт включения учащихся в обсуждение актуальных политических проблем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает в себя статью, посвященную проблемному обучению на уроках истории и обществознания, сопроводительную презентацию. В архив также включен буклет "Техник  проведения проблемного урока".

Просмотр содержимого документа
«Статья»

Проблема современного образования в том, что сегодняшний российский выпускник не всегда конкурентоспособен на рынке труда, граждански пассивен. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует систему образования на формирование личности школьника обладающего определенными компетенциями, позволяющими ему социализироваться в обществе. Поэтому задача педагога заключается в развитии личности в ответственный период социального взросления человека (14 – 17 лет), ее познавательных интересов, критического мышления, определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; в воспитании общероссийской идентичности, гражданской ответственности; приверженности гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Обществоведческие знания в формировании личности играет особую роль, так как сила воздействия на личность учащегося определяется не только деятельностными методами, применение которых требует ФГОС, но и содержанием предмета «обществознание». В процессе освоения обществоведческих знаний должна формироваться компетентностная культура учащихся, ученик должен уметь свои знания применить в новой ситуации, на новом материале, во время решения незнакомых познавательных задач. Достижение результатов осуществляется через урочную и внеурочную деятельность, современный ФГОС требует применения личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в обучении. В свете новых подходов меняется роль учителя на уроке, он из транслятора знаний превращается в наставника, организатора процесса обучения. На первый план выходит вовлечение учащихся в активную самостоятельную деятельность, обсуждение сложных вопросов общественного бытия. Формами такой работы учителя на уроках обществознания могут быть использование технологий проблемного обучения, различные виды групповых технологий, технологии критического мышления - то, что мы называем интерактивными методами обучения.


При применении интерактивных методов обучения изменяются способы коммуникации. Центральная роль переходит к обучающимся, преподаватель становится организатором и помощником. В таком случае взаимодействие преобладает над воздействием.

При выборе интерактивных методов обучения нужно учесть все их достоинства и недостатки. К положительным аспектам можно отнести расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала, высокую степень мотивации, акцент на деятельность, практику, широкие возможности для творчества. Однако первоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний), могут возникнуть трудности с установлением и поддержанием дисциплины. Кроме того, при формировании группы необходимо хорошо знать личностные особенности учащихся, так как можно столкнуться с давлением лидера в групповой деятельности.

Интерактивные методы предполагают большой выбор приемов преподавания. К ним мы можем отнести:

  • Ситуативные

Преподавание построено на рассмотрении учащимися реальной или вымышленной ситуации. В западной литературе такое преподавание называется Case studyисследование, рассматривающее специфические действия, эпизоды и участников;

  • Дискуссионные

Обсуждение той или иной проблемы, целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями. Существует множество форм и приемов организации дискуссии - панельные дискуссии, беседы, диспуты, дебаты, Аквариум, круглые столы, пресс-конференции и др. ;

  • Исследовательские или поисковые

Получение определенной информации из разных источников, создание модели научного исследования. К ним можно отнести любые экспериментальные, лабораторные и практические работы. Педагогическое исследование можно определить как вид познавательной деятельности, направленный на открытие закономерностей, состоящий из трех уровней исследования: эмпирического (устанавливает новые факты), теоретического (выдвигаются и формулируются основные закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие), методологического (формулируются общие принципы и методы исследования);

  • Ассоциативные

Опора в преподавании делается на ассоциативное мышление. Одно событие или понятие ассоциируется с другим в результате имеющегося опыта;

  • Аналитические

Развивают способности к дедукции (формулирования выводов от общего к частному, выведение следствия из посылок) и индукции(формулирования выводов от частного к общему, от единичных утверждений к общим положениям);

  • Игровые

Включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Основные виды – ролевая игра, деловая игра, симулирование (имитация или разыгрывание по ролям);

  • Проектные

Выполнение проекта, целью проектной деятельности является выработка способов деятельности, а не накопление знаний. Проектная деятельность непосредственно связана с умением выделять, формулировать, анализировать и находить пути решения проблем.

  • Рефлексивные

Самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы; тестовые оценочные вопросы, выделение проблем, рефлексия, оценивание. Данные методики основаны на проблематизации.


Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Мировоззрение учащихся формируется на основе развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

Основные методические приемы учителя в технологии проблемного обучения:

- разработка проблемных вопросов, ситуация;

- перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию;

- определение формы решения проблемных ситуаций. Одной из таких форм является учебная дискуссия. Ее нельзя отнести к новым формам учебной деятельности. Но в последнее время в практике преподавания появились различные формы урока-дискуссии. Такой формой является «круглый стол». Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией.

Рассмотрим методику проведения урока-дискуссии «Развитие гражданского общества в современной России».

Данный урок изучается в конце курса, поэтому к изучению проблемы учащиеся приступают с определенным запасом знаний, ценностного опыта, устоявшейся жизненной позицией. Содержание и форму урока необходимо выстраивать с учетом жизненного опыта и мировоззренческих позиций ученика. Роль учителя заключается в организации познавательной и практической деятельности детей, обобщении и систематизации материала по проблеме, предупреждение затруднений, моральной поддержке отдельных учащихся. Содержание текста требует осмысления, критического подхода к некоторым выводам и определениям, в связи с чем усиливается роль учителя в обеспечении помощи учащимся в сборе информационного материала, включающего документальные материалы, теоретические исследования, схемы, таблицы, биографические справки, публицистические данные. Результативность работы во многом зависит от предварительной подготовки учащихся по темам докладов и рефератов, озвученных заранее и проблемным вопросам учебника. Основная идея урока заключается в выборе общей позиции в условиях открытого диалога, в котором учащиеся покажут не только понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы, но и осмысление ее в связи с собственной позицией. Поэтому одним из элементов урока будет дискуссия в форме игрового моделирования «Круглый стол».

В организационной части урока объясняю содержание основных видов деятельности учащихся, определяем основные цели работы, формулируем проблему урока.

Определение проблемы урока.

Что естественно ждать нормальному человеку от общества, в котором он живет? Порядка. Материального благополучия, а точнее условий, при которых это благополучие возможно. Реальной свободы. Определенного уровня культуры. Уважения к себе за лояльность, честный труд, исполнение долга.

Все это рано или поздно обеспечивается гражданским обществом. Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живем? Что такое гражданское общество, каковы его признаки, этапы формирования? Какие проблемы оно решает и каковы его перспективы развития? Об этих сложных, но крайне важных для нас вопросах мы поговорим.

Урок начинаем с обсуждения понятия «гражданское общество». Учащимся для анализа предлагается несколько определений. Они должны выделить общие признаки, единую основу для классификации признаков.

Следует обратить внимание учащихся на содержание текста параграфа «Государство и гражданское общество». Предлагаются для обсуждения вопросы т. к. на мой взгляд, в нем представлены спорные суждения о соотношении государства и гражданского общества. Предлагаются для обсуждения вопросы: «Какие тенденции можно заметить в осмыслении соотношения понятий «гражданское общество» и «государство», «Должно ли гражданское общество противостоять государству?», «Какие подходы существуют в понимании роли гражданского общества?».

В учебнике говорится о нескольких сотнях общественных объединений по интересам, которые служат формой самореализации людей. Но это тезис не подкреплен конкретными примерами. Поэтому задаются уточняющие вопросы: «Какие примеры таких объединений вы можете привести?», «С какими из них вы непосредственно сталкивались?» Учащиеся составляют схему «Элементы гражданского общества», знакомятся с другими вариантами схем. Например, можно использовать иллюстративный материал учебного электронного издания по курсу « Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова ( приложение №2).


Создаются небольшие группы по 2-3 человека, каждая из которых должна внимательно проанализировать роль общественных организаций, выделив её место в общественной структуре, цели, современные проблемы функционирования этой организации в российском обществе.

1 группа – представление материала о молодежных движениях и организациях;

2 группа – представление материала о религиозных объединениях ;

3 группа – представление материала о роли Общественной палаты в России. Для анализа роли общественных объединений предложена схема анализа:

    • цели и задачи;

    • социальная база;

    • современные проблемы;

    • функции этой организации.

Источниками информации являются материалы учебных пособий, СМИ, Интернет. На подготовительный этап отводится неделя. Целесообразна консультация, в ходе которой решаются возникшие проблемы.

После представления результатов работы и подведения итогов, организуется деятельность учащихся по повторению теоретических аспектов гражданского общества на основе изучение текста документа «Что такое ГО и почему у нас его так мало?» (учебник, 238). Можно использовать текстовый материал из любых других источников.

Вопросы к тексту.

- В чём сильные и слабые стороны представленных взглядов?

- На каких краеугольных камнях, по вашему мнению, базируется гражданское общество?

Через рассмотрение этого материала можно выйти на анализ современных проблем гражданского общества.

Данная часть урока пройдёт в форме дискуссии с элементами игрового моделирования «Круглый стол». Подготовка к ней осуществляется в несколько этапов.

1. Учитель выдвигает проблему, показывает классу ее противоречивость и неоднозначность.

2.Класс делится на подгруппы, члены которых, исполняют роль участников «Круглого стола» с заранее определёнными позициями по отношению к выбранной проблеме «Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живём?».

3. Группам дается время на обсуждение проблемы.

4.Можно определить группы экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Можно привлечь к работе группу независимых экспертов (например, учащихся других классов) Эта группа в конце дискуссии должна подвести её итоги.

5. После заключения экспертов необходимо уточнить у класса, осталась ли точка зрения по проблеме дискуссии прежней или изменилась. Если она изменилась, то почему? Какие аргументы или кто из участников дискуссии способствовал изменению позиции?

Учитель наблюдает за ходом дискуссии, направляя ее в нужное русло. Не стоит перебивать высказывания учеников, так же во время их выступлений учитель должен воздерживаться от комментариев. Учащиеся рассаживаются полукругом или по группам. Эксперты фиксируют основные моменты обсуждения, оценивают выступление каждого учащегося.

В основном этапе занятия – представление и обсуждение различных точек зрения на характер, особенности, уровень сформированности гражданского общества в России.

1 группа учащихся рассказывает о создании гражданского общества с позиции «оптимиста».

2 группа учащихся анализирует проблемы и противоречия формирования гражданского общества в современной России с точки зрения «пессимиста».

3 группа учащихся выступает с позиции «скептика», предполагающей, что для России чужды и вредны демократические ценности, что весь ход истории подсказывает необходимость жёсткой централизации и максимального ограничения свобод. Класс активно участвует в дискуссии; задаёт вопросы, фиксирует в тетради доводы и доказательства участников «круглого стола», которые считает наиболее аргументированными.


Примерные вопросы для обсуждения.

1) Можно ли назвать гражданским общество, в котором постоянно нарушается права человека?

2) Приведите по 3 примера наличия или отсутствия признаков гражданского общества в России.

3. Все ли права человека могут быть реализованы в гражданском обществе?

4. В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать» Эти вопросы являются ключевыми в обсуждении проблемы.

5) Проанализируйте последние выборы депутатов в Госдуму и Президента России с точки зрения сформированности гражданского общества.

6) Должно ли гражданское общество противостоять государству?

7) Как вы относитесь к высказыванию Ж.Ж. Руссо «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам»?

Другой вариант дискуссии предполагает ее проведение в форме игры «Марафон самоопределения». Цель этой игры заключается в самоопределении личности, во время выбора позиции по проблемному вопросу, а затем в аргументации своего выбора. В помещении устанавливаются три плаката с надписями «ДА», « МОЖЕТ БЫТЬ» и « НЕТ». Ведущий (на уроке – учитель ) оглашает тезис, который по своей сути, является спорным. Участники игры по команде занимают место под определенным плакатом. Каждый член данной группы объясняет свой выбор, приводя примеры, доказательства. Можно внести условие, чтобы каждый ученик приводил только один аргумент. Существуют правила игры. Например, можно выступать только в том случае, если предыдущий оратор передал тебе предмет: цветок, мяч, свечу, перо, микрофон и т.д. При такой дискуссии все вопросы должны иметь другую формулировку:

1) Общество, в котором нарушаются права человека, можно назвать гражданским?

2) В России нет никаких признаков гражданского общества?

3. Могут ли быть реализованы все права человека в гражданском обществе?

4. Высказывание Вольтера: Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказать» могло быть популярным в любом обществе» могло быть популярным в любом обществе?

5. Последние выборы депутатов в Госдуму и Президента России свидетельствуют о сформированности гражданского общества в стране?

6. «Успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или одной политической партии?». Ответ можно найти в тексте документа «Из речи В.В. Путина при вступлении в должность Президента РФ 7 мая 2004 года». Работа с документом позволит сменить вид деятельности, включить в активную работу другую часть класса и подвести итоги работы экспертов.

Использование данной технологии не требует предварительной подготовки учащихся, так как выбор позиции осуществляется спонтанно, потому что они не знают вопросов. Целесообразно проведение дискуссии в ходе повторения, когда учащиеся владеют полным объемом информации.


Подведение итогов урока.

Общий вывод урока:

- можно сделать вывод: наше гражданское общество рождалось в противоречивых болезненных событиях последних двух десятилетий. Сегодня оно является важным элементом политической жизни.

Эксперты сдают свои записи учителю. Он вместе с классом подводит итоги урока.

Оценка итогов деятельности учащихся:

Рефлексия:

- каковы основные понятия и идеи урока;

- что я нового узнал для себя;

- выступление какого ученика на уроке было особенно важным и ценным для меня.

Об эффективности урока можно судить по следующим критериям:

- информативность учебного материала, его понимание и усвоение учащимися;

- уровень сформированности системы ценностей и личной политической ориентации;

- умение применять полученные знания на практике.

Использование технологии проблемного обучения повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Развиваются коммуникативные умения, критическое мышление.


Просмотр содержимого презентации
«Опыт включения учащихся в обсуждение актуальных политических»

"Опыт включения учащихся в обсуждение актуальных политических проблем на уроках обществознания»

Козлова И.А., учитель обществознания МОУ «КСОШ №1»

Этот шаблон можно использовать как начальный файл для представления учебных материалов группе слушателей.

Разделы

Для добавления разделов щелкните слайд правой кнопкой мыши. Разделы позволяют упорядочить слайды и организовать совместную работу нескольких авторов.

Заметки

Используйте раздел заметок для размещения заметок докладчика или дополнительных сведений для аудитории. Во время воспроизведения презентации эти заметки отображаются в представлении презентации.

Обращайте внимание на размер шрифта (важно обеспечить различимость при ослабленном зрении, видеосъемке и чтении с экрана)

Сочетаемые цвета

Обратите особое внимание на графики, диаграммы и надписи.

Учтите, что печать будет выполняться в черно-белом режиме или в оттенках серого. Выполните пробную печать, чтобы убедиться в сохранении разницы между цветами при печати в черно-белом режиме или в оттенках серого.

Диаграммы, таблицы и графики

Не усложняйте восприятие: по возможности используйте согласованные, простые стили и цвета.

Снабдите все диаграммы и таблицы подписями.

Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования Ключевые направления и тенденции трансформации системы общего среднего образования в РФ: к построению гуманистической, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности; к становлению диалогичного учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации Дайте краткий обзор презентации. Опишите главную суть презентации и обоснуйте ее важность. Представьте каждую из основных тем. Чтобы предоставить слушателям ориентир, можно можете повторять этот обзорный слайд в ходе презентации, выделяя тему, которая будет обсуждаться далее.

Трансформация российского общества и новые приоритеты общего среднего образования

Ключевые направления и тенденции трансформации системы общего среднего образования в РФ:

  • к построению гуманистической, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей многообразие человеческой индивидуальности;
  • к становлению диалогичного учебного процесса, имеющего деятельностный характер, стимулирующего индивидуальную и групповую учебную деятельность, способствующего демократическому воспитанию школьников, формированию гражданской культуры, приобретению ими опыта критического мышления и межкультурной коммуникации

Дайте краткий обзор презентации. Опишите главную суть презентации и обоснуйте ее важность.

Представьте каждую из основных тем.

Чтобы предоставить слушателям ориентир, можно можете повторять этот обзорный слайд в ходе презентации, выделяя тему, которая будет обсуждаться далее.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ  Методы кругового взаимодействия

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ Методы кругового взаимодействия

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ

СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ

  • Центральная роль принадлежит обучающимся
  • Преподаватель - организатор и помощник
  • Обсуждение происходит в малых группах
  • Взаимодействие преобладает над воздействием
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ

  • Групповые (работа в группе)
  • Общие или командные (обмен информацией, выработка общего решения)
УСЛОВИЯ ВЫБОРА

УСЛОВИЯ ВЫБОРА

  • Подготовленность к обсуждаемой теме
  • Базовые коммуникационные навыки и умения
  • Повышенный интерес учащихся к теме занятия
  • Наличие дополнительных источников информации
  • Достаточное пространство для работы малых групп
Использование различных стратегий в учебном процессе

Использование различных стратегий в учебном процессе

Ситуативные Ситуативные  Дискуссионные   Дискуссионные  Исследовательские или поисковые Исследовательские или поисковые Обзор методов 1 2 3 Это другой параметр для обзорного слайда. 3 4 Ассоциативные Ассоциативные
  • Ситуативные
  • Ситуативные
  • Дискуссионные
  • Дискуссионные
  • Исследовательские или поисковые
  • Исследовательские или поисковые

Обзор методов

1

2

3

Это другой параметр для обзорного слайда.

3

4

  • Ассоциативные
  • Ассоциативные
Аналитические Аналитические Игровые Игровые Проектные Проектные Обзор методов 5 6 7 Это другой параметр для обзорного слайда. 3 8 Рефлексивные  Рефлексивные
  • Аналитические
  • Аналитические
  • Игровые
  • Игровые
  • Проектные
  • Проектные

Обзор методов

5

6

7

Это другой параметр для обзорного слайда.

3

8

  • Рефлексивные
  • Рефлексивные
Основные методические приемы

Основные методические приемы

  • Разработка проблемных вопросов
  • Перевод проблемных вопросов в проблемную ситуацию
  • Определение формы решения проблемных ситуаций
Урок-дискуссия в форме игрового моделирования в профильном 11 классе

Урок-дискуссия в форме игрового моделирования в профильном 11 классе

Этапы урока:

Этапы урока:

  • Определение проблемы
  • Обсуждение понятия «Гражданское общество»
  • Представление работы групп по проблеме «Роль общественных организаций в жизни общества»
  • Круглый стол «Современные проблемы гражданского общества»
Работа в группах «Роль общественных организаций, современные проблемы их функционирования в современном обществе»

Работа в группах «Роль общественных организаций, современные проблемы их функционирования в современном обществе»

Круглый стол по проблеме «Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живем?»

Круглый стол по проблеме «Можно ли назвать гражданским общество, в котором мы живем?»

Примерные вопросы для обсуждения

Примерные вопросы для обсуждения

  • Можно ли назвать гражданским общество, в котором нарушаются права человека?
  • Приведите примеры наличия или отсутствия признаков гражданского общества в России
  • Все ли права человека могут быть реализованы в гражданском обществе?
  • В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли свободно их высказать».
Показатели эффективности урока Информа-тивность учебного материала Понимание и усвоение материала учащимися Умение применять полученные знания на практике Уровень сформированности системы ценностей и личной политической ориентации

Показатели эффективности урока

Информа-тивность учебного материала

Понимание и усвоение материала учащимися

Умение применять полученные знания на практике

Уровень сформированности системы ценностей и личной политической ориентации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!