СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Особенно благодатный период – лето, начало осени, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.

Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй.

Просмотр содержимого документа
««Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»»

Доклад на тему:

«Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС»

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.


В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Особенно благодатный период – лето, начало осени, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы. Нам жителям сельской местности для этого представляется широкая возможность познания через опытно- экспериментальную деятельность дошкольников.

Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Вся работа по экологическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьёй.

Приобщая родителей к процессу ознакомления и наблюдения за природой, стараемся донести до родителей, чтобы они находили время остановиться с ребёнком на минутку и лишний раз увидеть и показать своему малышу нечто необычное в, казалось бы, обычном предмете, лишний раз пообщаться со своим ребёнком. Как итог, дети становятся более чуткими ко всему живому: будь то кустик, котёнок или выпавший из гнезда птенец. Они умеют наблюдать, ставить цели и находить пути их достижения. Для них любить и охранять природу – не пустой звук.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Наша работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

• расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

В своей работе с дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

Основные цели и задачи:

Основная цель нашей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия, делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.

1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.

2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.

4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Работу по экологическому воспитанию дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность строим по следующим принципам:

• Постепенное –наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

• Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей, (систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы)

•Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений.

• Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы.

Зона экологического воспитания опытно-экспериментальной деятельностиможет быть очень обширной и содержать в себе: территорию, зелёную зону детского сада, видовое разнообразие деревьев, кустарников, дикорастущие травы, огород, фруктовый сад, разнообразие насекомых, муравейники, птицы и птичьи гнёзда.

В группе,например для наблюдений можно использовать : комнатные растения, их видовое разнообразие, а также приборы- колбы, пробирки, термометры, компас, увеличительные стёкла, песочные часы, пипетки, лупу, зеркала, цветные стёкла, ракушки, камни, камешки, семена цветов, почва, глина, птичьи перья, соль, сахар, пищевая сода, пищевые красители и многое другое.

Для того чтобы детям было интересно мы используем в своей работе:

- Конспекты и занятия по экологическому воспитанию дошкольников.

- Цикл сезонных экскурсий. «Сельскохозяйственные объекты»

- Демонстрационные знаки поведения в природе.

- Различные плакаты экологического содержания

- ИКТ (информационно-компьютерные технологии)

Из полученного нами опыта экологического направления, был сделан вывод, что детям очень нравятся занятия с элементами экспериментирования; целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них; экологические наблюдения и опыты на участке детского сада; наблюдения и проведение экспериментов на нашем огородике, с фиксацией в дневнике; экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»; самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома - родителей); беседы с использованием показом слайдов.

Немаловажное значение имеет работа с родителями.

Главной задачей во взаимодействии с родителями является по нашему мнению:

• Установка партнёрских отношений с семьями воспитанников и объединения совместных усилий для развития и воспитания детей (проводятся родительские собрание, где поднимаются вопросы экологического воспитания дошкольников, консультации «Учите детей любить природу»«Радость общения с природой») и др.

• Создание атмосферы общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)

• Активизация и обогащение воспитательских умений родителей;

• Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

• Анкетирование «Ваше отношение к природе и природным объектам» и др.

• Изготовление совместно с детьми поделок к участию в конкурсах проводимых в нашем детском саду «Осень золотая».

• Озеленение участков весной.

• Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего года.

Итог:

Наша работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Проект длился не долго, но даже на протяжении этого короткого времени, виден результат, дети, да и родители, стали бережнее относится к окружающему их миру, стали внимательнее, добрее. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников.

Экспериментально - исследовательская деятельность в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.). Стимулирует познавательные способности детей, любознательность.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается и в речи, что сейчас очень актуально.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Заключение:

Результатом нашего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему небольшому пока опыту работы по экологическому воспитанию я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Используемая литература

1. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

2. Н. А. Рыжова, «Наш дом природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.: ил. ISBN 5-9715-0004-Х

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 336 с.

4. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова [и др. ].- Волгоград: Учитель, 2017. - 174 с.

5. 28. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2012. - 192 с.

6. Рыжова, Н. А. Экологический проект "Мое дерево": для детских садов и начальной школы / Рыжова Н. А. - М.: Карапуз-Дидактика, 2016 ; Творческий центр Сфера. - 256 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!