СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условия введения ФГОС ДО

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования.

               Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка как и игровая.

               Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условия введения ФГОС ДО»


Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условия введения ФГОС ДО.


«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку

захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский.


В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования.

Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка как и игровая.

Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

(Слайд3)

Экспериментирование— это практическая деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

(Слайд4)

В процессе эксперимента идет развитие памяти, обогащение речи ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментируя дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.

Китайская пословица гласит: «Расскажи— и я забуду, покажи— и я запомню, дай попробовать— и я пойму». Когда ребёнок слышит, видит и действует он все усваивает прочно и надолго. Вот на этом и основано акцентированное внимание на детской опытно-экспериментальной деятельности в практике нашего детского сада.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно— практического освоения действительности, направлена на создание таких условий. в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Мы определили основное направление своей педагогической цели «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование». на основе идей И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

(Слайд5)

Педагог, осуществляющий опытно-экспериментальную деятельность с детьми в ДОУ ставит перед собой следующие задачи:

1. Создавать условия для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2. Обеспечивать обогащение познавательного и речевого развития детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей

4.Развивать у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5. Развивать умственные способности детей посредством формирования способов познания и сенсорного анализа.

6.Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка (коммуникации, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий)

Для результативной и качественной работы в данном направлении в ДОУ разработана следующая система: распределена опытно-экспериментальная деятельность детей по трем направлениям.

(Слайд6)

- Живая природа: многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.

- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

- Неживая природа: воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук.

(Слайд7)

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении в каждой возрастной группе созданы зоны экспериментирования, которые оборудованы лабораторной посудой, термометрами, ёмкостями для игр с водой и песком разного объёма и формы, лупами. Имеется:

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, пенопласт;

-разные виды бумаги;

-краски, гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

-медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы, вазелин; (Слайд8)

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

(Слайд 9,10)

В1 младшей группе выделена зона экспериментирования с песком, водой и воздухом, где размещены , мелкие игрушки из разного материала коктейльные трубочки, разноцветные сачки для вылавливания непотопляемые и тонущие элементы.

В остальных группах (Слайд 11,12) зона экспериментирования совмещена с уголком природы, здесь в зависимости от возрастных задач развития и целей исследования меняется материал, наполнение и инструментарий.

(Слайд 13)

Универсальная зона воды и песка в здании ДОУ приняла своих исследователей в 2016 году (Слайд 14) (усовершенствована канализационная система, установлено электрооборудование)

(Слайд 15,16)

На прогулочной территории ДОУ так же оборудованы универсальные зоны: « Экологическая тропа», «Огород», (Слайд17,18,19,20)«Метеоплощадка».

На прогулочной территории ДОУ действует принцип пульсирующего пространства, при котором дети имеют возможность 1 раз в неделю изменить привычное пространство игрового участка на совершенно новое.

При возросших требованиях к условиям реализации Программы данного направления возникает необходимость поиска решения проблемы оснащения зон юных исследователей стандартным дорогостоящим оборудованием и инструментарием.
При реализации проекта преобразования среды ДОУ возможно создание мини-лаборатории на базе пустующего пространства в виде зимнего сада с размещением мобильных стеллажей с оборудованием и материалом для исследований : коллекциями минералов и камней, гербариями семян, листьев растений, дендро- коллекциями

(кора, спилы деревьев, необычные природные формы). Оснащение данной дидактической зоны возможно за счет передачи оборудования из школы в результате обновления их базы, привлечения внебюджетных средств и спонсорской помощи.

Также возможна практика использования образовательного пространства школы : кабинета биологии и теплицы в рамках реализации программы преемственности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!