СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно-экспериментальная работа по краеведению

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Законом Российской Федерации об образовании предусматриваемся федеральный, региональный и школьный компоненты среднего образования. Реализация регионального компонента образования должна осуществляться путем внедрения регионального содержания во все основные учебные предметы (географию, биологию, историю, физику, химию и другие), а также регионального курса при изучении Родного края.

В связи с модернизацией среднего образования в настоящее время поставлена задача уменьшения объема учебной нагрузки учащихся не только при сохранении, но и улучшении качества среднего образования, включая вопросы профориентации. Поэтому в современных условиях наиболее целесообразно разработка и реализация методической системы изучения интегрированного курса «Краеведение», создаваемого на основе межпредметных связей истории, географии, экологии и профориентации. Моделирование методической системы интегрированного регионального курса основывается на необходимости учета социального заказа (стандарта по образованию), а также на методологических и дидактических принципах: системности, природосообразности и социализации личности учащихся, научности, доступности и других.

Мотивация изучения родного города и края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и Родного края.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная работа по краеведению»







Работа экспериментальной площадки


на тему: «Управление внедрением образовательных инноваций в деятельности организации на примере опытно-экспериментальной работы /ОЭР/ «Реализация курса краеведение как способ формирования мировоззрения обучающихся, обладающих основами культуры через познание окружающего мира и родного края» МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка Воскресенского района Саратовской области»









Выполнила:

Ермалаева Марина Николаевна,

учитель географии и краеведения,

первая квалификационная категория,

МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка

Воскресенского района

Саратовской области»







с.Ново-Алексеевка

2017







Содержание

Введение. ……………………………………………………………………..3

  1. Актуальность темы эксперимента. ……………………………………….3

    1. Исходные идеи…………………………………………………………3

    2. Цель эксперимента……………………………………………………8

    3. Задачи эксперимента…………………………………………………8

    4. Статус………………………………………………………………….8

    5. Объект…………………………………………………………………8

    6. Предмет ………………………………………………………………..9

    7. Гипотеза………………………………………………………………..9

    8. Ожидаемый результат…………………………………………………9

  2. Методы и методики исследования……………………………………….10

  3. Необходимые условия для проведения эксперимента………………….10

  4. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.11

  5. Этапы эксперимента………………………………………………………..12

    1. I этап. Подготовительный ……………………………………………..12

    2. II этап.Формирующий. …………………………………………12

    3. Ill этап. Результативно - обобщающий. ……………………….12

  6. Состав участников эксперимента , распределение функциональных обязанностей………………………………………………………………….13

  7. Психолого-педагогическое сопровождение…………………………………14

    1. Психологическое просвещение…………………………………………..14

    2. Психологическая профилактика………………………………………….14

    3. Психологическая диагностика…………………………………………….14

    4. Психологическая коррекция……………………………………………….14

    5. Консультативная деятельность……………………………………………15

  8. Методики для изучения процесса и результатов развития личности обучающих……………………………………………………………………15

  9. Диагностический инструментарий оценивания результатов эксперимента15

  10. Практическая реализация проекта………………………………………….18

  11. Состав участников ОЭР и их функциональные обязанности…………….19


  1. Этапы экспериментальной работы…………………………………………21

  2. План экспериментальной деятельности……………………………………22

  3. Заключение…………………………………………………………………..23

  4. Приложение…………………………………………………………………..25

  5. Список использованных источников………………………………………39





Введение.

1.Актуальность темы эксперимента.

1.1.Исходные идеи.

Наша страна огромна. И обычно в школах учат историю России в целом. И люди, живущие где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке, хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события при её складывании. И при этом подчас плохо – историю своего поселения (городка, посёлка, района). В таких условиях трудно чувствовать сопричастность к происходившему и происходящему рядом – всё становится слишком абстрактным. Пора так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – нашу деревню, наш район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. И от этой малой Родины перейдёт на всю большую страну .

Понятие "краеведение" как "совокупность знаний (географических, исторических и т.п.) об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны, преимущественно силами местного населения" впервые появилось в издании "Академического словаря русского языка" в 1916 году. Однако, как система научных знаний, как метод приобретения опыта, наконец, как направление в науке и комплекс специфических приемов в овладении теоретическими знаниями, это — древнейшее изобретение человечества. Оно появилось, когда "гомо сапиенс", обретя способность к познанию окружающего мира, стал систематизировать, анализировать и обобщать информацию, полученную эмпирическим методом.

Законом Российской Федерации об образовании предусматриваемся федеральный, региональный и школьный компоненты среднего образования. Реализация регионального компонента образования должна осуществляться путем внедрения регионального содержания во все основные учебные предметы (географию, биологию, историю, физику, химию и другие), а также регионального курса при изучении Родного края.

В связи с модернизацией среднего образования в настоящее время поставлена задача уменьшения объема учебной нагрузки учащихся не только при сохранении, но и улучшении качества среднего образования, включая вопросы профориентации. Поэтому в современных условиях наиболее целесообразно разработка и реализация методической системы изучения интегрированного курса «Краеведение», создаваемого на основе межпредметных связей истории, географии, экологии и профориентации. Моделирование методической системы интегрированного регионального курса основывается на необходимости учета социального заказа (стандарта по образованию), а также на методологических и дидактических принципах: системности, природосообразности и социализации личности учащихся, научности, доступности и других.

Мотивация изучения родного города и края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и Родного края.

Важнейшим компонентом системы является мотивация обучения, выполняемая учителем, и мотивы учения учащихся. При этом следуем различать внутренние (врожденные) мотивы учащегося к изучению Родного края, выражающиеся в естественной личной потребности изучения и мотивы обучения (внешние), создаваемые у учащегося в результате мотивационной работы учителя. Оба мотива образуют индивидуальные мотивы учащегося, выражающиеся через познавательный интерес.

В соответствии с современной педагогической концепцией (по И. Я. Лернеру) содержание курса «Краеведение», отражающее социальный опыт, должно состоять из четырех основных компонентов:

- опыт познавательной деятельности - знания, опыт овладения известными способами деятельности - умения, опыт творческой деятельности - умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях и опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру - личностные оценки окружающей действительности.

В результате изучения курса «Краеведение» эти компоненты должны реализоваться не только в системе знаний, но и умениях решать познавательные задачи в нестандартных проблемных ситуациях.

При определении места регионального курса «Краеведение» в системе школьного образования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и их подготовленность к восприятию учебного материала различной трудности. Постепенно усложняющееся изучение комплексного регионального курса «Краеведение» может иметь следующую структуру:

I. Этап начальной школы.

Здесь должны быть «Картины природы и истории формирования Родного края». Этот учебный материал включается в курс «Окружающий мир» и другие учебные предметы.

II. Этапы основной школы (V - IХ классы).

1. Этап изучения географии, истории и культуры родного края отдельными темами в составе этих курсов. (5-7 классы).

2. Этап изучения комплексного курса краеведения - (8- 9 классы).

Комплексное изучение истории, географии, экологии, литературы и профориентации учащихся.

Независимо от того, что подводится под понятие “край”, он представляет собой небольшую территорию Российской Федерации и изучается как часть этого целого, связанная с другими территориями, в первую очередь с соседними, организационно и по существу. Ее природные условия сходны с той природной зоной, в пределах которой она расположена, а направление хозяйства отвечает специализации того экономического района, в который она входит. Но эта территория обычно в природном отношении имеет много особенностей, свойственных только ей. Также много отличий от других территорий она может иметь по своему хозяйственному развитию. Поэтому при изучении своего края необходимо стараться установить, какими чертами природы и хозяйства он отличается от окружающих его территорий.

Средняя общеобразовательная школа с.Ново-Алексеевка основана в 1978 году. С 2004 года наша школа вошла в школьный, а затем муниципальный эксперимент по предпрофильной подготовке, куда были включены элективные курсы краеведческой направленности.

С этого года школа реализует данный проект. Накоплен богатейший материал по всем направлениям, с которым педагоги постоянно делятся на семинарах, методических объединениях районного масштаба.

В течение многих лет учащиеся школы принимали участие в муниципальных и региональных конкурсах.

В 2008 году ученики школы Ананьева О., Ермалаев Д., Хижова Виктория, Аверьянова И., Евсеева Г., Бобровских А. участвовали в областном экологическом конкурсе «Наследие природы» и завоевали грамоты.

Ермалаев Д.,Аверьянова И.,Аверьянова С. участвовали в областном конкурсе исследовательских работ «Имя Саратова на карте России» и завоевали грамоты ОДЭЦ г.Саратова.Ермалаев Д. завоевал диплом победителя в конкурсе фотографических работ «Природа вокруг нас».

В школе открыта региональная учебно-краеведческая площадка «За чистый город земли Саратовской»

Группа учащихся участвовали в областном фестивале –смотре детских экологических театров, где завоевали грамоту победителей в номинации.

Белохвостова Инна участвовала в областном конкурсе «Отечество.История края в истории России»





1.2. Цель эксперимента:



- формирование личности учащегося на основе развивающего обучения, а также традиций и ценностей национальной, природной культуры в родном крае;



1.3.Задачи :



-приобретение социального опыта обучающимися, необходимого для ориентации в современном обществе;

-формирование навыков социального взаимодействия в современном обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, способствующих укреплению социального единства;

- профориентационная направленность изучения родного края;

- экологизация изучения родного края в целях экологической воспитанности учащихся



1.4.Статус эксперимента:



Регионального уровня



1.5.Объект :



Образовательный процесс в школе



1.6.Предмет:



Пути и способы изучения краеведческого материала Саратовской области с помощью внедрения предметов :

Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья»

Географическое краеведение. Саратовская область,

Биологическое краеведение. Саратовская область,

Историческое краеведение. Саратовская область в образовательный процесс.

Культура края.

1.7.Гипотеза:



Если образовательный процесс построить на принципах актуализации краеведческих принципов, то можно получить толерантную личность, способную к самореализации в социуме.

1.8.Ожидаемый результат:



1.Создание методических материалов

  • Итоговые тесты

  • Мониторинг качества знаний

  • Темы сообщений, рефератов, проектов, исследований



2.Обобщение педагогического опыта через конференции, семинары, выставки, круглые столы, публикации

Учителя

Учащиеся

  • Схемы

  • Таблицы

  • Методические разработки

  • Тесты

  • Паспорта

  • Сборники

  • Презентации

  • Проекты

  • исследования



2.Методы и методики исследования:



-системный анализ деятельности педагогического и ученического коллективов;

-методы самоанализа и самодиагностики;

-метод наблюдения;

-анкетирование;

-тестирование;

-составление плана, паспорта, проекта

-научное исследование

-фотографирование

-статистический метод

-картографирование

-литературный метод





3.Необходимые условия для проведения эксперимента:



Условиями эффективного функционирования экспериментальной системы являются:

-наличие цели, однозначно понимаемой и разделяемой всеми участниками экспериментальной работы;

-высокая внутренняя мотивация педагогического коллектива к участию в опытно-экспериментальной работе;

-профессиональная готовность педагогического коллектива к проведению экспериментальной работы;

-системный характер вносимых изменений в учебно-воспитательный процесс школы.







4.Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции



№п/п

Возможные негативные последствия

Способы коррекции

1.

Рассогласованность представлений администрации и педагогического коллектива происходящей ОЭР

1. Совместная выработка
целей и задач ОЭР;

2. Включение вопросов
протекания ОЭР в план работы учреждения;

2.

Возникновение у педагогов существенных затруднений при планировании и проведении занятий с использованием инновационных технологий.


1. Повышение квалификации педагогов.

2. Проведение обучающих
теоретических

и практических семинаров, тренингов по проблеме эксперимента.

3. Организация цикла
открытых уроков,
внеклассных мероприятий в
рамках
эксперимента.

4. Организация творческих
мастерских наиболее
успешных в данной проблеме
педагогов, проведение
мастер-классов

5. Обобщение позитивного
опыта.



5.ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

5.1. I этап. Подготовительный.

2009 - 2010 гг.

  1. Анализ условий и возможностей школы для решения задач ОЭР.

  1. Разработка документации экспериментальной площадки, методик исследования.

3.Изучение, апробация и внедрение в УВП национально ориентированных предметов:

Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья»;

Географическое краеведение. Саратовская область;

Биологическое краеведение. Саратовская область;

Культура края .Саратовская область;

Историческое краеведение. Саратовская область в образовательный процесс;

4.Внедрение в воспитательный процесс программы «Школа добрых дел».

5.Повышение уровня профессиональной подготовленности для участия в эксперименте



5.2. II этап.Формирующий.

2010- 2011 гг.



1. Организация и проведение эксперимента.



5.3. Ill этап. Результативно - обобщающий.

2011 - 2012 гг.

1. Проверка эффективности разработанных методик и их коррекция.



6.Состав участников эксперимента , распределение функциональных обязанностей.



№ п/п

Ф,И,О,

должность

Функциональные обязанности

1


Директор школы

Общее руководство, координация

2


Научный руководитель

Повышение квалификации педагогов, работающих в экспериментальном режиме. Научное руководство программой эксперимента

3


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Руководство учебным воспитательным процессом в экспериментальном режиме. Подготовка рекомендаций. Обобщение опыта, складывающегося в ходе ОЭР, его анализ, выделение позитивного и его тиражирование.

4


Учитель географии

Разработка и апробация содержания, форм работы с обучающимися с учетом программы эксперимента. Апробирование отдельных технологических инноваций в процессе ОЭР

5


Учитель экологии

6


Учитель биологии

7


Учитель истории

8

Методический совет


Анализ работы по краеведению.



7. Психолого-педагогическое сопровождение.

7.1. Психологическое просвещение:

формирование у учащихся, их родителей и педагогов знаний по теме эколого-краеведческого воспитания; желания использовать их в интересах собственного развития.

7.2.Психологическая профилактика:

разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах здорового образа жизни и культуры

7.3.Психологическая диагностика:

индивидуальная, групповая, комплексная, оперативная, углубленная.

7.4.Психологическая коррекция:



активное воздействие на процесс формирования личности с учётом возраста и сохранение её индивидуальности.

7.5.Консультативная деятельность:

оказание помощи учащимся, их родителям, педагогическим работникам в вопросах краеведческого воспитания на основах всечеловеческих ценностей посредством психологического консультирования.



8.Методики для изучения процесса и результатов развития личности обучающих.

1.0ценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащихся.

  1. «Самоанализ личности».

  2. «Шкала совестливости».

4.Методика профессора М.И.Рожкова для изучения социализированности личности учащегося.

  1. Методика оценивания своего здоровья.

  2. Методика определения ценностей ориентации личности.

  3. Методика «Репка».

  4. Методика Л.В.Байбородовой.

  5. Методика уровня творческого потенциала личности.



  1. Методика «Направленность личности».

  2. Методики Е.В.Коротаевой.



  1. Методики В. Б. Успенского.

  2. Методика «Пословицы».



9.Диагностический инструментарий оценивания результатов эксперимента

Этапы обучения

Показатели

Диагностические средства

1-4 классы

- формирование основ коммуникативной компетенции применительно к правилам общежития в многонациональном социуме; практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами;

- формирование представлений о природе родного края, эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру;

- формирование конкретных знаний правил и норм поведения


5-6 классы

- формирование способности анализировать преемственность национальных традиций в современном обществе;

-навыки совместной целенаправленной деятельности по сохранению и экономному использованию ресурсов;

-способность к самостоятельному и совместному принятию решений.

-формирование представлений о многообразии ресурсов родного края, о роли человека в изменении географической картины региона;

сочетание традиционных и нетрадиционных (альтернативных) форм оценивания.

7-9 классы

-приобретение базовых навыков, обеспечивающих формирование личности, способной анализировать и оценивать духовные и нравственные явления;

-формирование способности к анализу и прогнозированию экономических, биологических, экологических ситуаций в регионе;

-формирование представлений о природном сообществе родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере;

-воспитание гражданской ответственности и правосознания, уважения к праву, приверженности к демократическим правовым ценностям;

-формирование различных форм компетентности в социально-культурной сфере.

использование технологии мотивированного оценивания, организованной на основе активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

10-11 классы

-формирование гражданской активности, способности строить собственное правомерное поведение в рамках имеющегося гражданского законодательства;

-воспитание гражданской ответственности и правосознания, уважения к праву, приверженности к демократическим правовым ценностям;

-формирование различных форм компетентности в социально-культурной сфере.


Этапы обучения

Показатели

Методика и диагностические средства

5-6 классы

  • приобретение базовых навыков, обеспечивающих накопление знаний в области гуманитарных наук;

  • формирование способности интерпретировать и анализировать произведения литературы и искусства;

  • приобретение общих представлений о географическом пространстве;

  • формирование аналитических навыков, ведущих к пониманию особенностей культуры народов, населяющих Поволжье;

  • сочетание традиционных и не- традиционных (альтернативных) форм оценивания;

  • педагогическое наблюдение;

  • диагностика толерантности учащихся к представителям различных культур Поволжья;

  • тренинг коммуникативных навыков учащихся;

  • мониторинг суммы накопленных знаний в области краеведения;

7-9 классы

  • формирование навыков анализа произведений литературы и искусства;

  • формирование навыков совместной и самостоятельной исследовательской деятельности;

  • воспитание уважительного отношения и гражданской позиции по отношению к культурному наследию края;

  • формирование различных форм

компетенции в гуманитарной сфере.

  • мониторинг суммы накопленных знаний в области краеведения;

  • использование технологии мотивированного оценивания, организованной на основе активного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

  • тест ценностных ориентаций,

  • ролевые игры,

  • эссе;

  • тренинг по коррекции гражданской позиции школьника;


Уровень професси-онального развития педагогов

- умение принимать самостоятельные нетривиальные решения;

- стремление к саморазвитию и работе с детьми;

- наличие творческого потенциала;

  • методика «Педагогические ситуации» (Немов Р. С.),

  • методика творческих заданий, личностный опросник;




10.Практическая реализация проекта



Разработчики проекта исходят из того, что духовная культура учащихся в современной школе должна быть не просто декларированной, как зачастую происходит на практике, а стать необходимой частью гуманитарного образования и воспитания, направленной на формирование личности, способной к адаптации в современном обществе. В основе проекта заложены принципы непрерывности и взаимосвязи различных курсов краеведения, единство образования и воспитания с практической деятельностью.

Предлагаемая система краеведческого образования охватывает II ступень школьного образования, учитывает закономерности и этапы становления личности подростка.

Программа эксперимента предполагает освоение 2-х инновационных уровней.

Первый, организационный, направлен на создание необходимых условий для внедрения экспериментальных программ. В первую очередь – это изучение интереса к курсу краеведение среди школьников, определение общего уровня гуманитарного и художественного, естественнонаучного образования.

Второй инновационный уровень – это апробация учебных программ по краеведению: Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья», «Географическое краеведение», «Биологическое краеведение», «Историческое краеведение», «Культура края».

Образовательные программы направлены на формирование устойчивого интереса к изучению культурных традиций Поволжья, углубление и закрепление географических и биологических понятий на основе краеведческого материала, расширение представлений о природных сообществах, процессах и явлениях, происходящих в биосфере и о развитии общества и хозяйства Саратовской области в историческом процессе. Также предусматривается разностороннее использование современных коммуникативных методик обучения, в том числе широкого применения метода проектов, способствующих формированию навыков и умений, выработке ценностей, создающих атмосферу сотрудничества, взаимодействия.

В целом же эксперимент представляет собой образовательно-воспитательную систему, включающую в себя получение знаний по краеведению не только на уроках, но и во внеклассной работе по этим предметам. Изучение родного края невозможно без активного практического исследования наследия прошлого через экскурсии по историческим местам города и области, изучения «на месте» архитектурных памятников XVIII-XIX веков, посещения музеев и выставок, знакомства с жизнью и творчеством известных людей края, туристических походов и экскурсий в лесничества и заказники, к охраняемым природным объектам.

Разрабатывая этот эксперимент, мы считаем, что именно такая система позволит сформировать активную жизненную позицию учащихся, поможет решить важнейшую задачу модернизации образования – то возможно получить личность с активной гражданской позицией, способную анализировать и оценивать духовные и нравственные явления, стремящуюся к самосовершенствованию и преобразованию окружающей действительности, к которая будет стремиться к процветанию своей малой Родины.



11.Состав участников ОЭР и их функциональные обязанности

11.1.

Ф.И.О.

Должность

Функциональные обязанности


Директор МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка»

Осуществление общего руководства ходом экспериментальной работы. Принятие решений о педагогическом проектировании механизма формирования представлений обучающихся об окружающем мире, привлечение ресурсов для его реализации.


Кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО

Научное сопровождение эксперимента.

Координация научно- исследовательской и экспериментальной работы.

Осуществление связи с учеными вузов города Саратова.


Методист кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО

Научно - методическое руководство экспериментальной работой, консультирование, проведение семинаров для педагогов школы, мастер – классов.


Методист кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО

Научно - методическое руководство экспериментальной работой, консультирование, проведение семинаров для педагогов школы, мастер – классов.


Методист кафедры филологического образования СарИПКиПРО

Научно - методическое руководство экспериментальной работой, консультирование, проведение семинаров для педагогов школы, мастер – классов.


Методист кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО

Научно - методическое руководство экспериментальной работой, консультирование, проведение семинаров для педагогов школы, мастер – классов.


Методист кафедры гуманитарно-художественного образования СарИПКиПРО

Научно - методическое руководство экспериментальной работой, консультирование, проведение семинаров для педагогов школы, мастер – классов.


Методист кафедры естественнонаучного образования СарИПКиПРО

Научно - методическое руководство экспериментальной работой, консультирование, проведение семинаров для педагогов школы, мастер – классов.


Зам. директора по учебно-воспитательной работе

Создание условий, направленных на повышение уровня педагогической поддержки формирования краеведческой культуры Согласование тематических планов, предметных курсов, программ спецкурсов, внеклассных мероприятий, в рамках которых будет реализовываться экспериментальная деятельность. Научно - методическое руководство экспериментальной работой, консультирование, проведение семинаров для педагогов школы, мастер – классов. Разработка и апробация образовательных проектов по реализации механизма педагогической поддержки, направленной на формирование познания окружающего мира и Родного края. Оценка результатов экспериментальной работы.


Зам. директора по воспитательной работе

Проведение диагностических процедур, первичная обработка и анализ полученных данных. Подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов , родителей.


Учителя – экспериментаторы.

Осуществление учебного процесса в рамках эксперимента.

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся разных возрастных групп, направленной на формирование представления о окружающем мире и Родном крае. Мониторинг уровня знаний участников эксперимента в области краеведения в формате изучаемых предметов.

Осуществление связи с родителями (законными представителями учащихся) по вопросам связанным с воспитательной работой в условиях эксперимента. Создание и реализация плана воспитательной работы с учетом личностно ориентированной педагогической поддержки, направленной на формирование высокого уровня представлений школьников окружающем мире и Родном крае. Оценка результатов экспериментальной работы по изучению края в различных аспектах.





11.2.Состав участников эксперимента


Сроки эксперимента

Количество классов

Количество учащихся

Количество преподавателей

2009-2010 уч. год


5, 6, 7, 8

43


4

2010-2011 уч. год

5, 6. 7, 8, 9

51



4

2011-2012 уч. год


5,6,7,8,9


45




4



12.Этапы экспериментальной работы



Этап

Задачи

Результаты

Сроки

1.Организационный (проектировочный)

1.Провести анализ состояния уровня художественной культуры педагогов и учащихся школы разных возрастных групп.

2.Создание условий для ведения эксперимента ( подбор квалифицированных кадров, обеспеченность учебно-методическим сопровождением); определение основных направлений экспериментальной деятельности.

3.Определить формы, методы, которые будут использоваться на втором этапе эксперимента.

1.Представление материалов о полученных результатах на педагогических советах и семинарах

2.Аналитическая статья о результатах исследования.

3.Оформление портфолио эксперимента с указанием диагностических методик и рекомендаций по их использованию.


2009-2010гг.

2.Формирующий

1.Реализация курса «Краеведение

2.Отслеживание результативности методик и их корректировка.

3. Мониторинг качества краеведческих знаний.

4. Разработка методических рекомендаций для педагогов с целью преодоления возникших в ходе эксперимента сложностей.

1.Аналитический отчет об эффективности используемых программ.

2.Рекомендации по использованию наиболее результативных методик.

3.Методические рекомендации для педагогов, включённых в эксперимент.

2010-2011 гг.

3.Результативно-обобщающий

1. Соотнесение итогов эксперимента с целями.

2. Анализ и обобщение опыта.

3.Подведение итогов эксперимента, оформление и его результатов.

1. Аналитическая справка по результатам эксперимента.

3. Научно-практическая конференция по проблеме экспериментальной работы на базе МОУ СОШ с.Ново-Алексеевка

2011-2012г.





13.ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Этап

Основные действия

Сроки

исполнители

1.Организационный (проектировочный)

1.Создание программы эксперимента

1.1 Определение основных направлений деятельности экспериментальной площадки.

1.2. Определение объекта и предмета исследования.

1.3.Определение содержания деятельности всех участников эксперимента.

2.Создание условий для ведения эксперимента

2.1. Провести анализ состояния уровня культуры педагогов и учащихся школы разных возрастных групп.

2.2. Определить формы, методы, которые будут использоваться в эксперименте.

2.3.Проведение установочных и обучающих семинаров для учителей – экспериментаторов.

2.4 Апробация учебно-методических комплектов к курсу «Краеведение»

Сентябрь-2009







Октябрь-ноябрь.

2009


В течение года

В течение года

Руководители эксперимента




Руководители эксперимента






Учителя-экспериментаторы

2. Формирующий

1. Мониторинг качества организации экспериментальной работы

1.1.Отслеживание результативности методик и их корректировка.

1.2. Мониторинг качества краеведческих знаний.

1.3.Диагностика уровня адаптации и успешности обучения экспериментальных группах.

1.4. Разработка методических рекомендаций для педагогов с целью преодоления возникших в ходе эксперимента сложностей

2. Обмен опытом:

2.1.

  • информационные совещания,

  • консультации,

  • круглые столы

  • создание методических материалов

3.Корректировка действий по организации эксперимента



постоянно


Раз в четверть


2010

-2012 г.г.


Март-апрель 2010

Постоянно

По необходимости



руководители эксперимента




Учителя -экспериментаторы

Руководители эксперимента




Участники эксперимента

3.Результативно-обобщающий

Обобщение результатов экспериментальной деятельности

1 Изучение отношения участников эксперимента с его результатами.

2. Соотнесение итогов эксперимента с целями.

3. Анализ и обобщение опыта.

4. Выявление динамики краеведческих знаний школьников.

5. Представление накопленного опыта через семинары, конференции, выставки, проблемные и круглые столы.

6.Подведение итогов эксперимента, оформление и его результатов.



Начало и конец учебного года



Март-май 2012


Май 2012



Научный руководитель

Руководители эксперимента


Участники эксперимента




14.Заключение.

Завершая этот эксперимент, мы считаем, что именно такая система позволяет сформировать активную жизненную позицию учащихся, помогает решить важнейшую задачу- формирование личности с активной гражданской позицией, способной анализировать и оценивать духовные и нравственные явления, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию окружающей действительности, которая будет стремиться к процветанию своей малой Родины.

15.Приложение.

Ежегодный отчет за 3 этапа

региональной экспериментальной площадки на базе МОУ «СОШ с.Ново-Алексеевка Воскресенского района Саратовской области»



1.Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Ново-Алексеевка Воскресенского района Саратовской области»

2.413050 Воскресенский район с.Ново-Алексеевка ул. 70 лет Октября д.47

3.Тема эксперимента «Реализация курса краеведение как способ формирования мировоззрения обучающихся, обладающих основами культуры через познание окружающего мира и родного края»

4. Научный руководитель:

методист кафедры философии и методологии науки

5.Дата последнего отчета о результатах эксперимента – апрель 2012г.

  1. Основные материалы за истекший период:

- экспериментальная площадка находится на 3 этапе 2012-2013гг.- в настоящее время участвуют в эксперименте 6 экспериментаторов;



№ п/п

Ф,И,О,

Должность

Функциональные обязанности

1


Директор школы

Общее руководство, координация

2


Научный руководитель

Повышение квалификации педагогов, работающих в экспериментальном режиме. Научное руководство программой эксперимента

3


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Руководство учебным воспитательным процессом в экспериментальном режиме. Подготовка рекомендаций. Обобщение опыта, складывающегося в ходе ОЭР, его анализ, выделение позитивного и его тиражирование.

4

.

Учитель географии

Разработка и апробация содержания, форм работы с обучающимися с учетом программы эксперимента. Апробирование отдельных технологических инноваций в процессе ОЭР

5


Учитель экологии

Разработка и апробация содержания, форм работы с обучающимися с учетом программы эксперимента. Апробирование отдельных технологических инноваций в процессе ОЭР

6


Учитель биологии

Разработка и апробация содержания, форм работы с обучающимися с учетом программы эксперимента. Апробирование отдельных технологических инноваций в процессе ОЭР

7

.

Учитель истории

Разработка и апробация содержания, форм работы с обучающимися с учетом программы эксперимента. Апробирование отдельных технологических инноваций в процессе ОЭР



Задачи 3 этапа:

1.Анализ и обобщение опыта;

2.Подведение итогов эксперимента, оформление его результатов.



В результате работы на 3 этапе проведено обобщение результатов экспериментальной деятельности:



Методики для изучения процесса и результатов

развития личности обучающих.



  1. Диагностики социализации обучающихся



А)"Социализированоость личности учащегося" (по М.И.Рожкову)


класс: 9



 

2012-2013гг.


высокая степень (%)

65,0


средняя степень (%)

35,0


низкая степень (%)

 




Б)"Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности" (по Л.В.Байбородовой)

классы: 4-7








мотивы

2012-2013


коллективные мотивы

15


личностные мотивы

85


престижные мотивы

0


коллективные и личностные

0






в)"Готовность подростков к выбору профессии" (по В.Б.Успенскому)







классы: 9,11





 

2012-2013


неготовность

0


низкая готовность

26,6


средняя готовность

66,7


высокая готовность

6,7




г)Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Лускановой







классы: 9-11










уровень

2012-2013


Первый(высокий)

61,9


Второй

0


Третий

23,8


Четвертый (низкий)

14,3


Пятый (негативный)

0






д)"Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью"


(по А.А.Андрееву)






классы: 6-8








 

2012-2013


высокая степень удовлетворенности

100


средняя степень удовлетворенности

0


низкая степень удовлетворенности

0




е)"Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении" (по Е.В.Коротаевой)






класс: 8-11





 

2012-2013


закрытая позиция (3 балла)

0


позициа пассивного участия (4-6)

0


позиция активного участия (7-9 баллов)

25


позитивное общение с окружающими (10-12 баллов)

75




Вывод: более половины количества обучающихся обладают высоким и средним уровнем активной гражданской позиции.



2) Предметные диагностики обучающихся.



класс

предмет

входная

исходящая

динамика

5

литературное краеведение

10

100

90

6

географическое краеведение

27

68

41

7

биологическое краеведение

44,6

64,7


8

культура края

39

98

59

9

историческое

краеведение

35

80

45



Вывод: анализ диагностики показал положительную динамику знаний по предметам.





  1. Анализ, обобщение и распространение опыта:



  1. региональный семинар для учителей –экспериментаторов и учителей Воскресенского района по теме: «Проблемы изучения истории и географии родного края в условиях перехода к Федеральным образовательным стандартам» (01.11.2012г.).



б) публикация статей:

  • «Знания о родном крае необходимы» - газета Воскресенского муниципального образования «Наша жизнь» №89 от 13.11.12г.

  • «Веселый праздник мам» - газета Воскресенского муниципального образования «Наша жизнь» №94 от 29.11.12г.

  • «Символ мужества»- газета Воскресенского муниципального образования «Наша жизнь» №12 от 12.02.13г.

  • «Моя мама – лучшая на свете»- газета Воскресенского муниципального образования «Наша жизнь» №22 от 13.03.13г.

  • «Будущее- это мы»- газета Воскресенского муниципального образования «Наша жизнь» №27 от 04.04.13 г.



в) мероприятия по обмену опытом и публичным защитам результатов экспериментальной деятельности.



Время проведения

Название мероприятия

Форма участия

Участники

Итог

6 марта 2013г.

«Бабушка, мама и я»

очная

семейные коллективы


15 октября-10 ноября 2012г.

«Моя здоровая семья»

«Человек труда»

заочная

Аверьянова Снежана,

Щебро Ольга,

Ярослова Анна,

Верхова Юлия

сертификат участника

декабрь 2012

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

очное

Аверьянова Снежана,

Щебро Ольга

3 место

декабрь-май

Лучший ученический класс

очная

8 класс


29 апреля 2013

«День Земли»-

научно-практическая конференция учащихся

очная

Щебро Ольга

Аверьянова Снежана

3 место

29 марта 2013г.

Областной молодежный форум «Будущее – это мы»

секция географии и экологии

очная

Аверьянова Снежана,

Щебро Ольга

3 место

29 марта 2013

Областной молодежный форум «Будущее – это мы»

секция краеведения

очная

Гептинг Ирина

Букатина Ирина

номинация



Вывод: в результате работы вырос познавательный интерес и творческая активность учащихся в изучении своей малой родины



Г) мастер-классы:

  1. по географии «План местности» (

  2. по истории «Народные движения 1 четверти 18 века» (



Д)родительское собрание

Цель: привлечения родителей к формированию активной гражданской позиции учащихся:

« Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе»



Вывод: родители являются активными участниками воспитательного процесса



Е)проведение уроков по краеведению - литературному, географическому, биологическому, историческому, культуре края (по 34 часа- по 1 часу в неделю);





3.Подведение итогов эксперимента, оформление его результатов.



Первоначально итоги эксперимента были подведены на заседании совещания при директоре №4 2012г., где учителя выступили с творческими отчетами о своей работе в рамках эксперимента.



Результаты своей работы оформили в виде папок:



1)литературное краеведение

Материалы для учителя:

Разработки уроков по темам:

  • - Вводный урок.

  • - Саратовский край и культура народов Поволжья.

  • - Традиционная кухня народов Поволжья.

  • Обряды и праздники, связанные с жизнью человека.

  • - Национальная одежда народов Поволжья.

  • «Устно-поэтическое творчество народов Поволжья. Русские».

  • - «Устно-поэтическое творчество народов Поволжья. Армяне».

  • - «Устно-поэтическое творчество народов Поволжья. Татары».

  • - «Устно-поэтическое творчество народов Поволжья. Чуваши».

  • - «Устно-поэтическое творчество народов Поволжья. Мордва».

  • - «Устно-поэтическое творчество народов Поволжья. Украинцы».

  • - «Устно-поэтическое творчество народов Поволжья. Русские».


Разработки открытых бинарных уроков по темам: «Календарно-праздничный цикл народов Поволжья»; «Народы Поволжья».



Наглядный материал (открытки):

«Саратов и Саратовская область».

Стенды: «Народы Поволжья»,

«Саратовская губерния. Воскресенский район».



Сценарии открытых внеклассных мероприятий: «Вместе дружная семья», «Живи, моё село!», «Живи, родник!»

Выставка рисунков «Моя малая родина».



Адаптированная рабочая программа по литературному краеведению.



Презентации учителя:

  • «Реализация курса краеведения как способ формирования представления обучающихся, обладающих основами культуры через познание окружающего мира и родного края».

  • «Формирование краеведческой компетентности школьников» (из опыта работы учителей).

  • «Обитатели Древней Волги».

  • «Саратовская область. Воскресенский район».

  • «Календарно-праздничный цикл народов Поволжья».

  • «Волшебные сказки».

  • Видеоролик «С чего начинается Родина?»


  • Диски «Прогулка по Саратову», «Культура народов Поволжья».


Материалы для учащихся:

Презентации по темам:

- « Героические страницы войны в жизни тружеников тыла Ново-Алексеевского округа».

- «Волга и её хозяйственное значение».

- «Казахи на Волге».

- «Чуваши на Волге».

- «Хвалынский национальный парк».

- «Юрий Гагарин на Саратовской земле».


Сообщения учащихся:


«О Воскресенском районе».

«Поэты Воскресенска».

«Город Саратов».

«Татарский национальный костюм».

«Национальные блюда народов Поволжья».

«Мордва».

«Загадки о крае».

«Украинцы».

«Немцы на Волге».

«Генеалогическое древо моей семьи».

«Какие бывают сказки».

«Татарские праздники».


Рисунки учащихся(по учебным темам)


Проекты учащихся:


«Наследие нашей малой родины – родник».

«Народы Поволжья».

«Учительские династии нашего села».



2)географическое краеведение



Материалы для учителя:



Разработки уроков:

  1. Города Саратовской области

  2. Предметы народных промыслов Саратовской области в нашей
    повседневной жизни, их истоки

  3. Экскурсия по Воскресенскому району

  4. Природно-климатические условия на территории Саратовской области и их влияние на обычаи и обряды русского народа



Разработки внеклассных мероприятий:

  1. «Живи, родник…»

  2. Вместе- дружная семья

  3. «Живи, село родное…»



Материалы для учащихся:

Исследовательские работы:

  1. Влияние погоды на работу молочного завода с.Воскресенское

  2. Село с царским именем

  3. Предметы народных промыслов Саратовской области в нашей
    повседневной жизни, их истоки

  4. Экология малой речки Березовки

  5. Православная икона в жизни человека

  6. Религия и человек

Презентации :

  1. Чувашский костюм

  2. Хвалынский национальный парк

  3. Гербы городов Саратовской области

  4. Животные степей Саратовской области

  5. Животные леса

  6. Волга

  7. Животные нашей местности

  8. Реки Саратовской области

  9. Почвы Саратовской области

  10. Климат Саратовской области

  11. Растительность Саратовской области

  12. Заповедники и заказники Саратовской области



Видеофильм



Воскресенский район



Тесты:

  1. Тест №1 «История исследования Саратовского края»

  2. Тест №2«Особенности географического положения Саратовской области»

  3. Тест №3 «Рельеф и минеральные ресурсы Саратовской области»

  4. Тест №4 «Климат Саратовской области»

  5. Тест №5 «Водные ресурсы Саратовской области»

  6. Тест №6 «Природные зоны Саратовской области»

Фотоматериалы:

Пейзажи Воскресенского района



3)биологическое краеведение

Материалы для учащихся:

Тесты:

  1. Флора Саратовской области.

  2. Мезозойская эра

  3. Лекарственные растения.

  4. Рыбы

Презентации учителя

  1. История возникновения с.Ново-Алексеевка.

  2. Мезозойская эра.

  3. Лекарственные растения.

  4. Вредители с\х,

  5. Геохронология.

  6. Животные леса.

  7. Животные нашего края.

  8. Животные степи.

  9. Около водоема.

  10. Особо охраняемые природные территории.

  11. Бобр.

  12. Ядовитые растения и животные Саратовской области.

Презентации учеников

  1. Божья коровка.

  2. Вредители с.-х.

  3. Выхухоль

  4. Гесперорнис.

  5. Голосеменные растения и покрытосеменные растения.

  6. Грибы.

  7. Соня.

  8. Дрофа- символ Саратовской области.

  9. Животные Красной книги.

  10. Жизнь бобра.

  11. Иностранцевия.

  12. Камыш.

  13. Крапчатый болиголов.

  14. Красная книга.

  15. Кутора

  16. .Ландыш

  17. . Мышиный горошек.

  18. Национальный парк.

  19. Огненная саламандра.

  20. Ондатра.

  21. Опасные животные.

  22. Орел-карлик.

  23. Палеонтологический музей.

  24. Памятники природы.

  25. Пещерный медведь.

  26. Палеозойская эра.

  27. Паукообразные

  28. . Мозазавр

  29. .Болиголов пятнистый.

  30. Астрагал.

  31. Ископаемые беспозвоночные и растения.

  32. Флора и фауна Саратовской области.

  33. Их стихия –небо.

  34. Сурок.

  35. Сельскохозяйственные растения.

  36. Сельскохозяйственные животные.

  37. Растения засоленных почв.

  38. Птицы нашего края.

  39. Степная растительность.

Исследовательские работы

  1. Флора и фауна Саратовской области.

  2. Жизнь бобра.

  3. Дрофа- символ Саратовской области.

  4. Птицы нашего края.

  5. Их стихия – небо.

Фотоматериалы

  1. Пейзажи Воскресенского района.

  2. Коллекции насекомых.

  3. Гербарии.

  4. Коллекция беспозвоночных.

Фильмы.

  1. . Есть в травах и цветах целительная сила(Лекарственные растения нашего края).



Материалы для учителя:

Разработки уроков

  1. Урок Мезозойская эра.

  2. Вклад саратовцев в Великую победу: культура и медицина.

  3. Беспозвоночные.

  4. Животные степи.

  5. Животные леса.

  6. Водные животные.



4)культура края

Материал для учителя:



  1. Таблицы:

Архитектурные стили

  1. Схемы :

Формы архитектуры

  1. Презентации :

  • Культовая архитектура Саратова

  • Жилая архитектура Саратова

  • Памятники Саратовского края

  • Галерея Саратовских музеев

  • Галерея Саратовских театров

  • Музыкальная культура Саратова

  • Исторический костюм

  1. Разработки уроков:

  • Культовая архитектура Саратова

  • Жилая архитектура Саратова

  • Вклад жителей Саратовского края в Великую Победу

  • Исторический костюм



Материал для ученика:

  1. Презентации:

  • Храмы Саратова

  • Жилая архитектура Саратова

  • Стела на месте приземления Гагарина Ю.

  • Памятники Саратова

  • Жизнь и деятельность В.Э.Борисова-Мусатова

  • Жизнь и деятельность Петрова-Водкина К.С.

  • Галерея В.Э.Борисова-Мусатова

  • П.С.Уткин и его ученики

  • Музей им.А.Н.Радищева

  • Саратовский областной музей краеведения

  • Саратовский этнографический музей

  • Музей им. Н.Г.Чернышевского

  • Саратовский музей Боевой Славы

  • Музей стекла

  • Саратовский театр оперы и балета

  • «Теремок»

  • Драматический театр

  • Кукольный театр

  • Музыкальные коллективы Саратова

  • Русский национальный костюм

  • Татарский национальный костюм

  • Башкирский национальный костюм

  • Чувашский национальный костюм

  • Немецкий национальный костюм

  • Мордовский нац.костюм

  • Азербайджанский костюм

  • Украинский нац.костюм

  • Казахский нац.костюм





6)историческое краеведение



Материал для учителя:



  1. Таблицы :

    • Далекое прошлое Саратовского края

    • Саратовский край в крестьянской войне С. Разина

    • Саратовский край в крестьянской войне Е. Пугачева

  1. Схемы:

    • Общественно – политическая жизнь края во 2 четверти 19 века

    • Общественно – политическая жизнь края в пореформенное время



Материал для учащихся:

1. Презентации :

  • С.Разин в Саратове

  • Е. Пугачев в Саратове

  • Столыпин П.А. в Саратове

  • Аграрная реформа в Саратове

    • Саратовский край в годы 1 Мировой войны

  • Чапаев В.И., Ковпак, Голубев, Панфилов

  • Гербы Саратовской области

  • Культура Саратовского края во 2 половине 19 века

  • Политические партии Саратовского края в 1905-1907 г.г.

  • Русско – японская война

  • Саратовский край в годы Вов



Вывод:

Завершая этот эксперимент, мы считаем, что именно такая система позволяет сформировать активную жизненную позицию учащихся, помогает решить важнейшую задачу- формирование личности с активной гражданской позицией, способной анализировать и оценивать духовные и нравственные явления, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию окружающей действительности, которая будет стремиться к процветанию своей малой Родины.

16.Список использованных источников:

1.0ценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащихся.

  1. «Самоанализ личности».

  2. «Шкала совестливости».

4.Методика профессора М.И.Рожкова для изучения социализированности личности учащегося.

  1. Методика оценивания своего здоровья.

  2. Методика определения ценностей ориентации личности.

  3. Методика «Репка».

  4. Методика Л.В.Байбородовой.

  5. Методика уровня творческого потенциала личности.



  1. Методика «Направленность личности».

  2. Методики Е.В.Коротаевой.



  1. Методики В. Б. Успенского.

  2. Методика «Пословицы».









21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!