СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опытно-методическая разработка "Диагностические материалы, обеспечивающие оценку достижения планируемых результатов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь молодому специалисту 

Просмотр содержимого документа
«Опытно-методическая разработка "Диагностические материалы, обеспечивающие оценку достижения планируемых результатов"»

МБОУ «Опольевская ООШ» Кингисеппский район Ленинградская облась











Методическая разработка на тему:

«Диагностические материалы, обеспечивающие оценку достижения планируемых результатов»









Выполнила: Болт С. В. - учитель английского

языка


















Г. Кингисепп

2022 г.



Содержание


Введение 3

Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний, обеспечивающих оценку достижения планируемых результатов.

1.1. Проблема мотивации учащихся в современной системе образования 6

1.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели. 8

a). Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы 10

Выводы по I-ой главе 16

Глава II. Расчет учебной успешности студентов ГБОУ СПО ЛО "КПТ" по дисциплине "Английский язык".

2.1. Определение поурочной учебной успешности учащихся 19

2.2. Определение учебной успешности по пройденной теме 25

Выводы по II-ой главе 26

Заключение………………………………………………………………....28

Список литературы…………………………………………………………30



Введение


В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности студентов. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.

Пятибальная система оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение обучаемого в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться сравнительно недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.

Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Тема данной методической разработки очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.

Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.

В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешности студентов.

Объект исследования: процесс мотивации.

Предмет исследования: условия использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации учащихся.

Цель исследования: определение условий использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации, обеспечивающие оценку достижения планируемых результатов.




Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике.

  2. Определить сущность рейтинговой системы;

  3. Проанализировать учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний;

  4. Разработать технологию рейтинговой оценки учебной успешности учащихся по дисциплине «Английский язык».

Методы исследования. На различных этапах работы для решения поставленных задач использовался комплекс методов, среди которых:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

  • изучение и анализ действующих учебных планов и рабочих программ различных учебных заведений;

  • изучение и обобщение педагогического опыта;

  • статистико-математические методы обработки данных.





























Глава I. Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний

  1. Проблема мотивации учащихся в современной системе образования

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.

Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики.

Результаты диагностики степени готовности первокурсников к обучению в техникуме, один из диагностических компонентов которой – мотивационная готовность к обучению, свидетельствуют, что среди студентов, поступивших в техникум, менее половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Изучение педагогических и психологических разработок по мотивации, показало, что мотивационная сторона учения студента в практике обучения, по мнению ученых, наименее управляема (М.В.Матюхина, 1984). Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых учителей, чем предметом целенаправленной систематической работы.

В.С.Мерлин считал, что “необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний”, иначе приобретение знаний становится неким механическим, неосознанным процессом. На уроке же учитель зачастую нацеливает уч-ся на выполнение определенных учебных действий, операций (“Вы должны уметь решать такой-то тип уравнений, задач, это пригодится на контрольной, на экзамене” и т.п.). Часто студенты учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Учебная мотивация в рамках личностно-ориентированного, гуманистического, подхода должна идти не через принуждение, а через осознание.

Успешная учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при действии единой общей системы активного воздействия на мотивы обучения учащихся. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.


    1. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.


Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. (Б.Г. Ананьев)

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (В.С.Аванесов)

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

В студенческой практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, триместр, полугодие, год и т.д.)

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

  1. рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене (по выбору) или тематическом зачете;

  2. совокупный рейтинг за четверть (триместр, полугодие), отражающий успеваемость учащегося по всем предметам, изучаемым в данном триместре (четверти);

  3. заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

  4. интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний
  1. весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

  2. по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

  3. в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректи­рует сроки, виды и этапы раз­личных форм контроля уров­ня работы учащегося, тем самым обеспечивает возмож­ность самоуправления обра­зовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой сис­темы контроля - значитель­ное увеличение временных затрат преподавателя на под­готовку к урокам и на допол­нительные занятия. Однако с приобретением опыта остро­та проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуаль­ного обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выби­рают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких орг­выводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдав­ший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особеннос­тей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приоб­ретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то пере­ходит к изучению следующей темы, если нет, ему предсто­ит выполнение индивидуаль­ных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или час­тично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и по­вторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

Определение максимальной рейтинговой отметки

Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету опре­деляется по формуле:

R mах= (N/2) 5, где N - ко­личество часов, выделяемых на изучение данного предме­та. 5 - максимальное количе­ство баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка успевае­мости за период обучения складывается из максималь­ных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинго­вых оценок по составляю­щим его темам (разделам).

Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся.
  1. Устанавливается «ве­сомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

  2. Рассчитывается учебная успешность.

«Контрольные точки»

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

  • реферат (10);

  • составление библио­графии и аннотаций - 5 ис­точников информации по теме (3);

  • кодирование тек­ста учебника, статьи, жур­нала (3);

  • конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных от­ветов (3);

  • подготовка до­полнительного материала по теме (5).

  • Выполнение практичес­кой работы по теме (3).

  • Решение проблемных за­дач по теме (5).

  • Устный ответ - монолог (5).

  • Контрольная работа по содержанию темы (10).

  • Участие в конферен­ции: подготовка доклада, ре­цензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дис­куссии (10).

  • Дополнительные бал­лы начисляются за изготовление раздаточного материа­ла, выполнение индивиду­альных заданий учителя, оформление средств нагляд­ности и др. (5).

  • Штрафные баллы: откло­нение от графика и несвоевре­менная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного от­вета - минус 5 баллов

Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Расчет учебной успешности является ме­ханизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной дея­тельности учащихся, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию учащегося по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информацион­ная открытость системы, что дает возможность учащимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одноклассников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на учащихся. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

  • домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

  • информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

  • участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

  • дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

  • пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы). Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.

В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в аттестат, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметным областям.

Рейтинговая шкала учебной успешности использует единицы успешности – Ре. Предусмотрена система перевода оценочных баллов в единицы успешности. В зависимости от уровня успеваемости выделяют следующие уровни успеваемости наивысший, высший, высокий, средний, низкий, крайне низкий, чрезвычайно низкий.

Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.

Алгоритм выведения учебной успешности в рейтинговой системе контроля и оценке знаний
  1. Алгоритм определения поурочной учебной успешности (уу) учащихся:

    1. Определение уровня учебной успешности учащихся в рейтинговых единицах с учетом успеваемости (рейтинговый модуль 1);

    2. Определение уровня учебной успешности учащихся в рейтинговых единицах без учета уровня успеваемости (рейтинговый модуль 2);

  2. Алгоритм определения тематической учебной успешности учащихся:

    1. Определение в рейтинговых единицах уровня успешности учащегося с учетом успеваемости по теме;

    1. Вычисление учебной успешности без учета успеваемости.




























Выводы по I-ой главе

Итак, проанализировав проблему мотивации учащихся, определив, сущность рейтинговой системы и, проанализировав учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

  • Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

  • Обучение становится личностно-ориентированным;

  • Рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний учащихся обеспечивает постоянное стремление учащихся набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу учащихся и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

Мониторинг качества обучения на уровне студента направлен на анализ уровня достижений планируемых результатов.

Задача мониторинга качества обучения на уровне студента выявить:

- соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом уровне;

- эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;

- уровень сформированности универсальных учебных действий;

- проблемы в знаниях учащихся по разным разделам программного материала.


Мониторинг качества обучения на уровне студента организуется на основе диагностических методов по этапам:

1 этап – стартовая диагностика (на входе на 1 курс)

2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем)

3 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала)

4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого полугодия обучения)

5 этап - итоговая диагностика (в конце 4 курса)

Стартовая диагностика (предварительный контроль) (на входе) на первых курсах основывается на результатах мониторинга общей готовности первокурсников к обучению в техникуме и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения учащихся, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

Цель входной диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения программного материала.

Цель текущей диагностики- систематический анализ процесса формирования планируемых результатов по предмету, стимулирование учебного труда обучающегося. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса. При проведении текущего контроля обучающимся не выставляются отметки 3 и 2, так как идёт только формирование умений.

В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов компьютерного тестирования.


Цель промежуточной диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения на следующем курсе. Представляет собой тестирование, контрольные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе.

Цель итоговой диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения на следующей ступени обучения.



























Глава II. Расчет учебной успешности студентов КПТ Кингисеппского района Ленинградской области по дисциплине «Английский язык»


Успеваемость - качественная характеристика, отражающая степень соответствия знаний, умений и навыков учащихся учебной программе (стандартам).


2.1. Определение поурочной учебной успешности учащихся


Первоначально я определяла уровень успешности каждого учащегося на каждом отдельном уроке. Для этого заполнялись поурочно-методические карты (Таблица № 1). В ней отражаются соответствующие явления учебно-воспитательного процесса, как положительные, так и отрицательные.

Таблица № 1 Поурочная учебно-методическая карта оценки учебной успешности учащихся по дисциплине «Английский язык»

Тема, раздел ____________________________________________________

группа

дата

№ урока в теме

Тема урока



Ф.И.

посещаемость

Опоздания

Наличие дом. задания

Отчет по домашнему заданию

Изучение нового материала

закрепление

Учебная успешность

Проверочная работа

таблица

Диалог

Ответы на вопросы

дополнения

Информационные задания

Информационные задания

Интеракт формы

Лаборат, практич. работа

конспект

Задания - проблема

Задания в ртпо

Ответ на вопросы

задания

Успеваемость

Уу с учетом успеваемости

Уу без успеваемости

Поощрит и штраф баллы

Общая. успешность

сообщение

доклад

реферат

Творческий проект

сообщения

Доклад, реферат

Творч. работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

1





























2





























3





























4





























5






























Следующим шагом в расчете поурочной учебной успешности было оценивание учащегося по критериям учебно-воспитательного процесса (Таблица №2) и подсчет общей учебной успеваемости в соответствии с этим (Таблица №3).

Таблица № 2 Рейтинговый модуль №1 оценки учебной успешности учащихся.

Пропуски (5 Ре)

Опоздания (5 Ре)


количество

количество


0

1

2

3

4

5

0

1

2

3

4

5


Вычет Ре за 1 пропуск по неуважительной причине – 1Ре

Вычет Ре за 1 опоздание по неуважительной причине – 1Ре


Исх.

Полученные Ре

Исх.

Полученные Ре


5

4

3

2

1

0

5

4

3

2

1

0




Дисциплина ( 10 Ре)


Замечания

Деструктивный конфликт1


Количество замечаний

Количеств дестр. конфликтов


0

1

2

3

4

5

6

0

1

2

3

4

5


Вычет Ре за 1 замечание – 1Ре

Вычет Ре за 1дистр. конфликт – 2 Ре


Исх.

Полученные Ре

Исх.

Полученные Ре


6

5

4

3

2

1

0

4

2

0

-2

-4

-6








Информационная активность (10 Ре)

Активность при изучении нового материала

( 10 Ре)

Исх.

1 работа

наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвыч. низкий

Исх.

наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвыч. низкий

Дополнительные баллы

10

5 Ре

10

9

8-7

5-6

3-4

2-1

0

10

10

9

8-7

6-5

4-3

2-1

0

+5


Домашнее задание ( 10 Ре)

Отсутствие заданий или работ

0

1

2

3

4

5

Вычет Ре за 1 пропуск по неуважительной причине – 2Ре

Исх. Ре

Полученные Ре

10

8

6

4

2

0


Успеваемость (50 Ре)

Количество отметок

Полученные отметки

Уровни успешности

55

44

33

22

Наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвычайно низкий

Вычет Ре (-1)

0

--1

--2

--3

Исх.

Ре

Потерянные Ре

1

5

-1

-2

-3

5

-

4

3

2

-

-

2

10

-2

-4

-6

10

9

8

7-6

5

4

-

3

15

-3

-6

-9

15

14

13-12

11-10

9-8

7

6

4

20

-4

-8

-12

20

19-18

17-16

15-14

13-12

11-10

9-8

5

25

-5

-10

-15

25

24-23

22-20

19-18

16-15

14-13

12-10

6

30

-6

-12

-18

30

29-27

26-24

23-21

20-18

17-15

14-12

7

35

-7

-14

-21

35

34-32

31-28

27-24

23-21

20-18

17-14

8

40

-8

-16

-24

40

39-36

35-32

31-28

27-24

23-20

19-16

9

45

-9

-18

-27

45

41-44

40-36

35-31

30-26

25-22

21-18

10

50

-10

-20

-30

50

49-45

44-40

39-34

33-29

28-24

23-20

Таблица №3

Общая учебная успешность (100 Ре)

исходные

наивысший

высший

высокий

средний

низкий

Крайне низкий

Чрезвычайно низкий

100

100

99- 90

89- 80

79- 65

64- 55

54 - 45

44- 40

Основная доля Ре единиц в данном модуле приходится на успеваемость в 50 Ре. В данном рейтинговом модуле предлагается система подсчета оценочных баллов в зависимости от количества полученных оценок, исходя из 10 оценок, как наиболее удобное число для расчетов. Оценочными баллами являются те баллы, полученные учащимися по традиционной пятибалльной системе. Предполагается, что на одном уроке учащийся может получить несколько оценок:

  • за домашнее задание – обсуждение домашнего задания,

  • в ходе изучения нового материала – за участие в интерактивной беседе, проблемной ситуации и т. д.;

  • закреплении – обобщение, применении изученного материала в последующем диалоге и т. д..

2.2. Определение учебной успешности по пройденной теме

После того как было завершено изучение юнита, также возникала необходимость определения учебной успешности по этой пройденной теме. Для этого предлагается следующий вариант анализа учебной успешности учащихся.

Данный вариант довольно детальный, он позволял вести мониторинг по каждому учащемуся по учебной успеваемости и по уровням общей учебной успешности по мере прохождения юнита и по его итогам. В тематическую учебно-методическую карту проставлялся средний балл успеваемости по урокам соответственно номерам урока. Высчитывался средний бал успеваемости по теме по формуле:

Yср = (Хср1 + Хср2 + Хср3 …) / N , где

Yср – средний показатель успеваемости учащегося по теме,

Хср1, 2, 3… – средний бал успеваемости учащегося за урок

N – число уроков в теме.

Следующий шаг – вычисление среднего балла успеваемости по теме, если по ее итогам проводится зачет, контрольная работа и т.д.

Z = Yср + Бкр, где

Z – средний балл по теме с учетом тематической контрольной работы,

Yср – средний показатель успеваемости учащегося по теме.

Далее осуществляли определение уровня учебной успешности, начисляли поощрительные и штрафные баллы, проводили вычисление итогового балла и определяли общий уровень успешности.

Произошли изменения в лучшую сторону и с теми, у кого средний и низкий уровни пошли вверх, все это можно увидеть по этой таблице

4 четверть 2008-2009 уч.г.

1 четверть 2009-2010 уч.г.

Примечание

Наивысший уровень

знаний

0

Наивысший уровень

знаний

9


Высший уровень

знаний

3

Высший уровень

знаний

4


Высокий уровень знаний

6

Высокий уровень знаний

7


Средний уровень

14

Средний уровень

13


Низкий уровень

25

Низкий уровень

21


Крайне низкий уровень знаний

2

Крайне низкий уровень знаний

5


Чрезвычайно низкий уровень

7

Чрезвычайно низкий уровень

4


Таблица 4

Учебно-методическая карта оценки успешности учащихся

по теме______________________________________ в _____ группе


Ф.И

Поурочная учебная успеваемость

Поурочный суммарный средний балл

Тематическая проверочная работа

Средний балл по теме

Уу с учетом успеваемости

Поощрительные баллы

Штрафные баллы

Общая учебная успешность

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Урок 4

Урок 5

Урок 6

Урок 7

Урок 8

Урок 9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

17

18

19

1


















2


















3




















Для усиления мотивации в качестве поощрения предлагали следующее:

  • если учащиеся находились на наивысшем и высшем уровне учебной успешности, то они освобождались от тематической контрольной работы, получая при этом задание связанное либо с информационной активностью, либо проблемного характера;

  • учащиеся, значительно повысившие по мере изучения предмета свой рейтинговый уровень и при этом подтверждали его регулярно – получали задания, которые позволяли ими еще более поднять свой рейтинговый уровень,

  • при наличии спорной отметки за четверть – отметка выводилась в пользу учащегося.

Выводы по II-ой главе

Итак, была разработана технология рейтинговой оценки учебной успешности студентов КПТ по дисциплине «Английский язык» и внеурочная деятельность. За основу были взяты следующие оценочные критерии учебно-воспитательного процесса: успеваемость, домашнее задание, информационная активность, участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала, пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины), участие в мероприятиях техникума, городских и районных мероприятиях

Выведенная итоговая рейтинговая отметка учебной успешности в данной технологии дала возможность показать учителю и учащимся действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволило произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.





Если проследить за личными достижениями нескольких студентов, то можно заметить, как у некоторых из них очень резко поднялся рейтинг, в отличие от остальных своих однокурсников (см. приложения).

Используя рейтинговую систему для оценивания знаний обучаемых, повышается успеваемость и качество знаний уч-ся, увеличивается их мотивация к изучению предмета, их творческие способности.

Это можно проследить по следующим примерам.

Если после первого рубежного контроля из 70 уч-ся слабо успевали 10 человек, то после второго – только 5. Если с итоговой контрольной за I полугодие не справились 7 уч-ся, то за II полугодие только 1.

Первое полугодие с оценкой «5» по английскому языку ( преподаватель Болт С.В.) закончили 10 уч-ся, во втором полугодии их уже 12.

Если в первом полугодии на «4» и «5» учились 21 уч-ся, то в конце учебного года уже 30 человек.

В первом полугодии было 2 неуспевающих по английскому языку в группах преподавателя Болт С.В., а во втором – ни одного.

Если взять более конкретные примеры, то можно увидеть следующее: Наумова Александра (группа 128) по итогам рейтинга (с 15 января по 15 марта) была четвертой, а после последнего подведения итогов рейтинга стала первой с наивысшим количеством баллов, опережая соперника, который уверенно возглавлял победителей первого тура, аж на 7 баллов, с учетом того, что у Саши в первом полугодии была «3» по английскому языку, у девочки сложный характер, но и она заинтересовалась и включилась в соревнование и самое главное, успешно победила, получив «5» за II полугодие и заслуженную «4» за год.

В ее же 128 группе Алексеева Люба с 9 места поднялась на 4, а Котиков Валерий с 18 на 14.

А в группе 130 Перец Андрей совершил более мощный «прорыв», поднявших с 13 места на 4 и заслужил «5» за второе полугодие (за I у него была «4»), и получил заслуженную «5» за год. В этой же группе 130 Парфенов Александр сумел с 25 места подняться на 21, тем самым получил «4» за год , не «3», оставшись он на 25 месте.

В группе 135 Мезина Вероника с 7 места поднялась на 3, закрепив свой шанс «5» за год.


Заключение


Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.

Для объективизации контроля качества знаний учащихся и мотивирования их к учебной деятельности, в образовательный процесс была введена система рейтингового контроля и оценки знаний.

Рейтинговая система оценки знаний позволила учащимся:

  • осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по данной дисциплине;

  • четко понимать систему формирования итоговой оценки;

  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки , а также повысила активность уч-ся во внеурочной деятельности;

  • углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение учебной четверти (триместра, полугодия);

  • вносить в течение четверти (триместра, полугодия) коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Учителю рейтинговая система позволила:

  • рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стиму­лировать работу учащихся;

  • иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;

  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;

  • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом те­кущей успеваемости;

  • обеспечить более точную градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

Рейтинговая система не только сняла многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствовала решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показала динамику успехов и неудач в процессе обучения, активность многих студентов во внеурочной деятельности в масштабах не только своего учебного заведения и но принять участие в мероприятиях Кингисеппского района, некоторым даже занять призовые места (см. приложения)

Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, нашло оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывала негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливало почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между учителем и учащимся.

Итак, применяя в педагогической практике систему рейтинг-контроля вместе с технологией рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном процессе исполняются потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.

Список литературы


1) Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 - №4

2) Галевский   Г.В.. Современные вопросы теории и практики обучения в вузе.: Новокузнецк, 2004

3) Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 - №6

4) Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22). – С. 23-25

5)Грызлов   В. . Качество образования: диалектика позиций и уровней// Высшее образование в России. – 2005. - №5. – С. 25-28

6)Диканская Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38 – 42

7)Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000

8)О показателях качества образования.// Высшее образование в России. – 2004. – №11. – С. 92 – 96

9)Огай Т.Ч. Рейтинговая аттестация студентов// Специалист. – 1999 - №7

10)Основные пути повышения качества высшего образования// Университетское управление. – 2005. - №1(34). – С. 100 - 103

11)Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5. – С. 14 – 20

12)Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – С. 23 – 30

13)Рейтинговая система.// Высшее образование в России. – 2001. - №4. – С. 131 – 137

14)Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12

15)Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 94 – 99

16)http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 – 2006 учебного года.

17)http://www.ug.ru/03.11/t48.htm - Информационный сайт учительской газеты


1 Деструктивные конфликты способствуют разрушению установившейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. (Н.П. Каменев)

23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!