СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыты с водой для детей 6-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыты с водой для детей 6-7 лет»

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Конструкт организации познавательно-исследовательской деятельности

Худорожковой Дарьи Сергеевны

студентки 33 «А» группы

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Группа: Старшая (5-6 лет)

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.

Тема: «Всё о соли знать хотим»

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования в процессе проведения элементарных опытов с солью.

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками, к экспериментам.

  • Дети проявляют самостоятельность, аккуратность в процессе работы.

  • Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом.

  • Дети пытаются точно и полно ответить на поставленные вопросы.

  • Дети слушают воспитателя и сверстников.

  • Дети выделяют существующие признаки предметов, сопоставляют различные факты.

  • Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения; действуют в соответствии с алгоритмом.

  • Дети выдвигают гипотезы и строят предположения.

  • Дети проявляют знания о свойствах соли.

  • Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.

  • Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.

Задачи

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности.

  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность в процессе работы.

Развивающие:

  • Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

  • Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

  • Развивать умение слушать воспитателя и сверстников;

Образовательные:

  • Учить детей выделять существующие признаки предметов, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

  • Познакомить детей со свойствами соли.

  • Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

  • Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

Саша- совершенствовать знания правил безопасного поведения при проведении экспериментов.


Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  5. возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы бучения: Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Оборудование и материалы: Соль, вода, яйцо, сундук с мешком, письмо.



















Последовательность деятельности

Методы

Содержание деятельности педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап.

Задача:

Собрать внимание детей, смотивировать их на предстоящую деятельность


Беседа, наглядность, эмоциональное стимулирование;

Игровая ситуация


Воспитатель мотивирует детей на предстоящую деятельность.

- Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, я увидела, что на столе лежит письмо, я не стала без вас его открывать. Давайте, скорее же его откроем и узнаем от кого оно!

Письмо от Незнайки:

«Здравствуйте, ребята! Я вам пишу не просто так, я хочу попросить у вас помощи. Вместе с письмом я отправил вам и сундук, в этом сундуке лежит мешочек, а вот что в нем, я не как не могу понять. Ребята, помогите мне отгадать, что там такое!»

- Ой, ребята. Смотрите, а тут и в правду стоит еще сундук, а в сундуке, что-то лежит. Хотите узнать, что там?

Ответы детей

- Давайте, тогда начнем отгадывать!

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями, проявляют интерес к исследовательской деятельности.




Дети смотивированы, проявляют заинтересованность

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию к предстоящей

деятельности.


2.Целеполагание.

Задача:

Учить детей выделять и ставить проблему, предлагать возможные решения, актуализировать знания о соблюдении правил техники безопасности.

Объяснение

Беседа

Демонстрация

Художественное слово

Воспитатель обращает внимание детей на сундук

-Ребята, хотите посмотреть, что находится в этом сундуке?

Воспитатель достает мешочек из сундука и предлагает каждому ребенку потрогать его и сказать свое предположение.

- Смотрите тут мешочек и в нем правда, что-то есть.

- Сашенька, возьми мешочек, потрогай его. Как ты думаешь, что в нем?

Ответ ребенка

- Так, хорошо. Сашенька думает так.

- А ты Машенька, как думаешь? Возьми мешочек в ручки.

Ответ ребенка

- Так, хорошо. Машенька думает так.

- Ребята, тут на мешочке написано, чтобы узнать, что находится в мешочке, надо отгадать загадку. Вы готовы отгадать? Замечательно, слушайте внимательно.

Загадка:

«Все ребята знать должны,

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь, что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка…» (Соли)

- Да, все верно. Это соль, молодцы ребята. В этом мешочке лежит соль.

- Ребята, а давайте, расскажем Незнайке еще о свойствах соли?

- Как мы можем рассказать Незнайке о свойствах соли?

Ответы детей

- Так, хорошо. Отправим письмо или нарисуем. Молодцы!

- Ребята, а мы как сможем узнать о свойствах соли?

Ответы детей

- Да, конечно. Мы можем провести различные опыты с солью. Молодцы!

- Но для того, чтобы нам начать, необходимо вспомнить правила поведения при проведении опытов.

- Саша, пожалуйста, напомни нам правила.

-Все верно! Работаем аккуратно, друг друга не перебиваем, не толкаемся, предметы берем только с разрешением воспитателя, отвечаем по поднятой руке и работаем дружно.

- Ребята, как вы думаете, что такое соль?

Ответы детей

- Да, все верно. Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.

- А как вы думаете, откуда берется соль?

Ответы детей

- Я предлагаю вам, посмотреть видеоролик, о том откуда берется соль. Садитесь на ковер и внимательно смотрите.

Воспитатель показывает детям видеоролик на тему: «Где и как добывают соль».

- Ребята, где встречается соль?

Ответы детей

- Как её добывают?

Ответы детей

- Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Посмотрите на картинки (Показывает картинку).

- Ребята, как вы думаете, какими свойствами обладает соль?

Ответы детей

- А давайте, сейчас проверим имеет ли соль запах?

- Предлагаю вам провести опыт!

Дети слушают, участвуют в диалоге,

отвечают на вопросы воспитателя.


Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность, умеют

выделять проблему и предлагают возможные решения, знают правила техники безопасности.

3.Выдвижение гипотезы

Задача:

Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

Беседа, Демонстрация

- Ребята, как вы думаете имеет ли соль запах?

Ответы детей

- А как мы можем это проверить?

Ответы детей

- Да, совершенно верно. Нам нужно понюхать соль.

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов; выдвигают гипотезы и строят предположения.


3.1.Планирование деятельности по проверке гипотезы

(обсуждение алгоритма действий).

Задача:

Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;

Учить детей определять запах соли


Беседа

Объяснение

Демонстрация


- Ребята, для того чтобы нам понюхать соль, нам нужно взять с вами ложечку и набрать в нее немного соли, затем медленно, аккуратно, ничего не рассыпав поднести к нашему носику.

Дети участвуют в планировании деятельности


Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

Дети проявляют умения определять запах соли.



3.2.Осуществление эксперимента.

Задача:

Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с солью, учить действовать в соответствии с алгоритмом.


Объяснение

Инструкция

Беседа

Опыт

- Итак ребята, наберите на ложечку немного соли. Молодцы! А теперь аккуратно поднесите к носу. Понюхайте её, что вы чувствуете?

Ответы детей

- Да, ребята. И я ничего не чувствую, значит какой мы вывод можем сделать?

Ответы детей

- Да, совершенно верно.

- Соль не имеет запаха. Молодцы!
- Ребята, предлагаю вам провести еще один опыт.

- Вам же интересно, какими свойствами обладает соль? Здорово.

Тогда следующий опыт.

- Соль «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?». Давайте это проверим.

- Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку.














Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности.

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.


3.3. Наблюдение за преобразованием объекта


Беседа, Наблюдение

- Что произошло?

Ответы детей

- Значит соль какая? 

Ответы детей

- Да, все верно. Соль сыпучая, рассыпчатая. Молодцы!

Дети наблюдают за преобразованием, отвечают на вопросы


Физкультминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.


Упражнение, Показ

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер

- Ребята, предлагаю вам сейчас немного отдохнуть. Выходите на ковер и повторяйте за мной.

«Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за стол он сел тихонько»

- Молодцы, ребята! Вы правильно выполняли все упражнения.

Повторяют за воспитателем


Дети расслаблены, отдохнули

Готовы к дальнейшей деятельности


3.4. Фиксация

Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий.

Беседа

-Ребята, давайте зарисуем наш опыт с солью в тетрадь!


Дети зарисовывают в тетради опыт

Дети проявляют умения фиксации этапов действий

3.5. Вывод

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

Беседа

Анализ

- Ребята, в ходе наших опытов, что мы с вами определили?

Ответы детей

- Мы с вами определили, что соль без запаха и что соль у нас сыпучая, рассыпчатая. Да, молодцы!

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети проявляют умения в формулировке вывода.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности.

3.6. Выдвижение гипотез.

Задача: Учить детей выделять существующие признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Объяснение

Показ

Демонстрация


- Ребята, а сейчас я вам предлагаю провести еще один опыт. Вы готовы?

Ответы детей

- Замечательно. Как вы думаете растворяется ли соль в воде?

Ответы детей

Дети высказывают свои предположения.

Дети проявляют заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.


3.7. Планирование деятельности.

Задача: развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы

Объяснение

-А как мы сможем это проверить?

-Правильно, добавить соль в воду. Молодцы

Мы возьмем с вами стакан с водой, наберем в ложку соль и пересыпем ее в стакан с водой.

Дети участвуют в планировании деятельности

Дети умеют фиксировать этапы предстоящих действий, точно и полно отвечать на поставленные вопросы;


3.8. Осуществление эксперимента.

Задачи:

Повышать интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с водой, учить действовать в соответствии с алгоритмом.

Познакомить детей со свойством магнита.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность

Объяснение

Инструкция, Беседа, Опыт

- Ребята, предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли.


Дети проводят совместно с воспитателем опыты в соответствии с алгоритмом, соблюдая правила безопасности

Дети с интересом проводят опыты, действуют в соответствии с алгоритмом.

Дети имеют представление о свойстве магнита.

Проявляют самостоятельность, аккуратность


3.9. Наблюдение за преобразованием объекта.

Задача:

Наблюдение, Беседа

-Что происходит?

-Правильно, соль растворилась в воде.

- Ребята, соленая вода похожа на морскую воду?

Ответы детей

- А в обычной реке вода солёная? 

Ответы детей

-Нет, в речке вода пресная, молодцы!


- А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?

Ответы детей

- Хотите это проверить?

Ответы детей

- Давайте, опустим яйцо в стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет.

- Что мы определили?

(Соленая вода выталкивает предметы). В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Дети наблюдают, отвечают на вопросы


3.10. Фиксация.

Задача: развивать у детей умения фиксировать этапы действий.

Сравнить полученные результаты.

Развивать у детей проговаривать этапы действий, используя сложные предложения.

Беседа

Анализ Сравнение

- Ребята, что мы сейчас с вами делали?

Ответы детей

- Как мы определили, что соль растворяется?

Ответы детей

- Как мы поняли, что в соленой воде предметы не тонут?

Ответы детей

Дети зарисовывают в тетради опыт.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети проявляют умения фиксации этапов действий.

Дети сравнивают полученные результаты. Проговаривают этапы действий, используя сложные предложения.

3.11.Вывод

Задачи:

Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их

Беседа

- Почему соль растворилась в воде?

Ответы детей

-Почему яйцо не утонуло в соленой в воде?

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети проявляют умения в формулировке вывода.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; делают вывод в соответствии с результатом эксперимента; оценивают результат своей деятельности.

4. Рефлексия

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом занятия, обобщать их. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

Беседа

- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? А вы бы хотели провести ещё такие опыты?

- Ребята, смотрите. А Незнайка для нас подготовил еще игру. Хотите в нее поиграть?

- Замечательно, тогда давайте начнем.

Игра «Соленый-несоленый»

- Я буду вам называть различные продукты, а вы должны меня внимательно слушать и как только вы услышите тот продукт, который соленый, вы хлопаете в ладоши?

-Банан, апельсин, яблоко

- Сыр, рыба, огурец (соленое).

Дети хлопают в ладоши.

- Молодцы, ребята. Все верно.

Дети вступают в общение.


Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников.

5.Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: Смотивировать детей на дальнейшие исследования.


Беседа

- Ребята, на протяжении этого занятия мы для Незнайки записывали свойства соли, давайте же скорее их ему передадим.

- Ребята, какими мы сегодня были на занятии?

- Что нового узнали?

- Ребята, нам Незнайка подарил очень интересную раскраску, я положу ее вот сюда и вы, когда захотите, можете ее взять и порисовать.


Дети отвечают на вопросы воспитателя, высказывают своё мнение.

Дети готовы к дальнейшим исследованиям



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!