Оренбургская татарская учительская школа
Оренбургская татарская учительская школа как среднее бесплатное бессословное государственное учебное заведение было основано Министерством народного просвещения в г. Уфе в сентябре 1872 г. согласно «Положения о татарских учительских школах» от 27. 03. 1872 г. Учительская школа состояла из 4 классов с годичным татарским училищем при ней, которые содержались на казенный счет1. Начальное училище было создано при школе 13.12.1877 г., призвано было подготовить будущих учителей для поступления в школу и являлось базой для прохождения педагогической практики учащимися школы и учителями, приезжающими на курсы усовершенствования.
Фото 59. Здание учительской татарской школы
Целью создания учительской школы была подготовка педагогических кадров из числа татарского и башкирского населения для правительственных начальных «инородческих» школ: русско-татарских и русско-башкирских училищ, а также русских классов при медресе.
В связи с тем, что Уфимская и Оренбургская губернии разделились в 1865 г. и усилилась потребность в Оренбургской губернии в учителях в татарских школах в конце 1877 г., – учительская школа вместе с училищем были переведены в Оренбург. Школа разместилась в здании бывшей школы для киргизских (казахских) детей при Оренбургской пограничной комиссии (ныне здание ул. Советская, 7)2. В августе – сентябре здание школы было отремонтировано по подряду оренбургскими купцами Е.И. Пухтиным и А.Г. Кузьминым на сумму 14 тыс. 992 руб. 13 коп.3.
В 1877 г. в школе и училище одновременно обучалось до 50 учеников башкирской и татарской национальностей. Ежегодно на содержание учительской школы и начального училища из казначейства выделялось 19 485 руб. 50 коп., из которых 2 420 руб. 35 коп. шло на содержание училища. В 1888 г. на содержание помещения школы было отпущено 4 011 руб.; на жалованье служащим – 9 898 руб. 64 коп.; на содержание воспитанников – 4 714 руб.; на учебные пособия – 147 руб. 46 коп.; на прочие расходы – 714 руб. 4.
Зачисление в школу и в начальное училище проводилось по результатам вступительных экзаменов. В школе все предметы, кроме магометанского вероучения, преподавались на русском языке. Так как татарский язык не преподавался, считалось, что уровень грамотности на татарском языке проверялся на экзаменах вступительных. Перед обучением в школе поступающие проходили курс изучения татарского языка и магометанского вероучения в медресе5.
Решение о преподавании вероучения в учительской школе в г. Уфе на татарском языке было принято Министром народного просвещения 17.06.1872 г. и продолжилось и после перевода в Оренбург. Более того, попечитель учительской школы Д. Михайлов в письме к инспектору школы от 06.06.1888 г. просил распространить преподавание вероучительных дисциплин на «татарском языке и объяснением на русском на все учебные заведения Оренбургского учебного округа»6. И такая практика была повсеместной в учебном округе, учитывая инородческий состав школ.
В 1877 г. инспектором Оренбургского Учебного Округа были утверждены следующие требования и программа по экзаменам для поступающих в школу7:
По русскому языку: правильное, беглое и толковое чтение книг соответствующих возрасту поступающих. Написание диктанта без грубых ошибок и практическое знание разговорной речи.
По арифметике: знание всей нумерации целых чисел, производство первых четырех действий над числами и умение решать начальные математические задачи.
Умение читать по-татарски.
В учительскую школу принимались татарские и башкирские юноши всех сословий не моложе 15 лет. При приеме в школу рекомендовалось обращать внимание на то, чтобы поступающие были уроженцами многолюдных деревень, куда они должны были быть определяемы после окончании курса обучения в школе8. Экзамены проходили раз в год перед учебным годом в августе месяце. По штату в училище полагалось 10 бюджетных мест, а в учительской школе – 30. Кроме того, принимались «вольноприходящие» ученики за плату в 10 руб. ежегодно. Лица, обучавшиеся на бюджетной основе, жили в пансионе на полном обеспечении.
Сословный состав учащихся школы ясно виден на следующей таблице, составленной Полухиной В.И.9.
Таблица 34. Сословный состав учащихся Оренбургской учительской татарской школы
Вид учебных заведений | Годы | Количество учащихся по сословиям |
Орен-бургская татар-ская учитель-ская школа | | Все-го уча-щихся | Дво-ряне | Разно-чинцы | Город-ские | Воен-ные | Сель-ские | про-чие |
1877 | 44 | 4 | | | | 40 | |
1878 | 44 | 4 | | | | 40 | |
1879 | 39 | 5 | | | | 34 | |
1880 | 42 | 11 | 5 | | | 25 | 1 |
1881 | 37 | 12 | 3 | 1 | 1 | 19 | 1 |
Началь-ное татар-ское училище | 1877 | 10 | | | | | 10 | |
1878 | 10 | 2 | | | | 8 | |
1879 | 10 | | | | | 10 | |
1880 | 10 | 5 | 1 | | 1 | 3 | |
1881 | 12 | 5 | 1 | | 1 | 5 | |
Национальный состав школы в последний год ее существования на 1890 г. состоял из 16 татар и 10 башкир.
Учительская школа была малочисленной, о чем свидетельствует ее состав по классам.
Таблица 35. Состав по классам
Учебные года | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1886 – 1887 | 12 | 12 | 5 | 2 |
1887 – 1888 | 10 | 11 | 6 | 4 |
1888 – 1889 | 8 | 11 | 5 | 6 |
Успеваемость общая в школе составляла в 1887 г. 74%, в начальном училище – 100%.
Школа была закрытого мужского типа, учащиеся жили в пансионе при школе и носили единую форму. Жизнь школы подчинялась специальным правилам, выработанным педагогическим советом, утвержденным инспектором школы и Оренбургским учебным округом. В педагогический совет входил инспектор школы, инспектор Оренбургского учебного округа В.В. Катаринский, окружной архитектор барон Корф и четверо преподавателей из состава школы по выбору. Режим в школе был умеренно строгий. Необходимо было подчиняться распорядку школы (время учебы, подготовки к занятиям, отдыха и сна); нельзя было без разрешения инспектора уходить из школы и принимать в школе родственников. За нарушение дисциплины (курение, алкоголь, игра в азартные игры) следовало отчисление из школы. Как в школе, так и в пансионе воспитанники должны были говорить между собой только по-русски.
Состав преподавателей в учительской школе был высокопрофессиональным. Штатный персонал на 1890 г. таков – в начальном училище было два учителя, в учительской школе – инспектор (заведующий), 8 учителей, 2 надзирателя и врач. В скобках мы приводим количество выданных преподавателем уроков в год. С 1877 г. по 01.08.1888 г. инспектором учительской школы был выпускник Казанского университета, титулярный советник Усман Юзеевич Саинов (144 урока), который сыграл значительную роль в подготовке татарских учителей в оренбургском крае. В 1888 г. его заменил в должности Михаил Михайлович Данилов, коллежский советник, выпускник Санкт-Петербургского университета, который был в школе преподавателем истории и математики (644 урока). Вероучительную дисциплину вел Мухаммед Фатах Гайнетдинов (264 урока). Русский язык – коллежский советник Сергей Павлович Галкин (516 уроков), кандидат Санкт-Петербургской академии. Арифметику, геометрию и географию коллежский советник Шагисултан Шягиахметов (840 уроков), выпускник Казанского университета. Педагогику вел статский советник Василий Яковлевич Смирнов (288 уроков), кандидат Санкт-Петербургского университета. Рисование, черчение и чистописание и он исполнял обязанности надзирателя – Михаил Никанорович Алексеев (280 уроков), выпускник Строгановского технического училища. Врачом работал статский советник Александр Филиппович Гумбург. Учителем гимнастики был Антон Макарович Дорман (216 уроков), коллежский асессор. Надзирателем в 1888 г. был коллежский советник Г. Успенский. В начальном училище при школе трудились – Гайса Хамидуллович Еникеев (648 уроков), выпускник учительской школы и М.Ф. Гайнетдинов (216 уроков)10. В начальном училище два преподавателя вели дисциплины: русский язык, арифметика и вероучение.
Учебный план, сетка часов, программы предметов, план переводных и выпускных экзаменов составлялись ежегодно на педагогическом совете школы с участием инспектора Оренбургского учебного округа.
О учебной нагрузке преподавателей и учащихся свидетельствует следующий перечень предметов в школе с количеством часов на каждый предмет в учебную неделю11.
Таблица 36. Учебная нагрузка преподавателей
Предметы | Число часов в неделю |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Русский язык | 9 | 8 | 7 | 5 |
Методика арифметики | - | - | - | 2 |
Геометрия | - | 1 | 2 | - |
Стереометрия | - | - | - | 2 |
Гражданская русская история | - | - | 2 | 2 |
География | - | 3 | 1 | 2 |
Арифметика | 6 | 4 | - | - |
Естествознание (ботаника, зоология) | 2 | 2 | 3 | 3 |
Физика, химия, минералогия | 2 | 2 | 3 | 3 |
Дидактика и методика русского языка | - | - | 3 | - |
Педагогика | - | - | - | 2 |
Вероучение | 9 | 9 | 9 | 9 |
Всего часов | 28 | 29 | 30 | 30 |
С 1884 г. воспитанники обучались также токарному, слесарному и переплетному делу.
Учебники, используемые в школе, были такие же, что и в подобных средних учебных заведениях: «Арифметика» В.А. Евтушевского и Д. Мартынова; «Курс алгебры на общественном понятии числа» А.Н. Страннолюбского и задачник Ф. Бычкова; «Начальная геометрия» (Казань, 1875), составленная двумя текстами на русском и татарском языке, «Краткий курс геометрии и собрание геометрических задач» Вулиха, «Краткая геометрия» А. Ю. Давидова и «Планиметрия» В. Радлова; «Руководство по физике для городских училищ и учительских семинарий» А. Малинина; «Краткий курс естествознания» Герда по химии и минералогии12; «Самоучитель по татарскому языку» Вачалова (11 шт.); «Татарская хрестоматия» Кукляшева; «Татарская грамматика» (8 шт.) и «Словарь татарского языка» Троянского; «Татарская азбука» Вагилова (2 шт.); «Круг мусульманского законоведения» Вилаята (2 шт.); «Книга для чтения» Паульсона (15 шт.); «Естественная история» Михайлова (12 шт.); учебник по географии Смирнова (7 шт.); «География России» Лебедева ( 26 шт.); «Русская хрестоматия» Полевого в 3 ч. (7 шт.); «Синтаксис русского языка» Кирпичникова и Говорова (6 шт.). Учащиеся пользовались 6 лексиконами, 47 атласами (географическими и историческими картами); 86 моделями для рисования; 4 прописями и другими пособиями.
Учительская школа имела три библиотеки: фундаментальную, имеющую 2951 том на 1459 названий; ученическую – 1735 томов на 406 названий; ученическую для начального училища – 171 том на 52 названия13. Как видно из вышеуказанных данных, учащиеся имели возможность, кроме рекомендованных по программе учебников числом 196 (201 том), пользоваться и другими книгами по выбору, а также читать периодическую литературу и энциклопедии.
Преподаватель Ш. Шагиахметов был заведующим фундаментальной библиотеки, учитель С.П. Галкин был заведующим ученической библиотеки школы и училища.
Физический кабинет и кабинет по естественной истории содержали большое количество наглядных пособий, число которых из года в год росло. На 0.1.01.1890 г. в кабинете было 184 инструмента и 211 приборов, из них, по зоологии и анатомии – 54; минералогии и физике – 148; ботанике – 9. В 1877 г., например, физических приборов имелось на сумму 1214 рублей, а наглядных пособий по естественной истории на сумму 1315 рублей 14.
Учащиеся школы обязаны были проводить в училище пробные уроки по русскому языку и арифметике строго в соответствии с расписанием. Уроки оценивались учителями-предметниками, надзирателями, сокурсниками, а также руководителями школы на заседаниях педагогического совета. В 1889 г. при прохождении практики в начальном училище пять воспитанников IV класса дали 25 уроков по русскому языку и 15 уроков по арифметике. Переводные устные испытания для первых трех курсов проходили с 17 по 24 апреля. Выпускные экзамены в виде устных и письменных заданий проходили с 1 по 30 мая. Трое выпускников были удостоены звания учителя начальных татарских училищ. Похвальными грамотами были удостоены в 1887 г.: дипломом 1 степени Куватов (3 кл.) и Фаткулан (1 кл.); дипломом 2 степени –Актуганов, Алимгулов и Шафигов (1 кл.); дипломом 3 степени – Ахмеров (3 кл.), Муталлапов (2 кл.) и Хайбуллин (1 кл.)15.
Темами для письменных сочинений в третьем классе были: Курбан байрам в деревне, Сабантуй в нашей деревне, мечеть Караван сарай в Оренбурге, случай из моей жизни, наша школа, оазис в пустыне (по произведению «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова), влияние природы на образ жизни людей16. По предложению преподавателя С.П. Галкина педагогический совет школы устраивал исторические чтения литературы в школе и объявлял праздничные (внеучебные дни). Так, в 1887 г. такие дни были: 12 октября – освобождение Москвы от французов, 30 мая – день рождение Петра Великого, 19 февраля – освобождение от крепостной зависимости крестьян.
Школа поддерживала тесную связь со всеми учителями начальных инородческих училищ работающих в селах, многие из которых были выпускниками школы. Ежегодно в школе проводились педагогические курсы на двадцать человек – учителей русско-татарских начальных училищ и русских классов при медресе. Обычно такие курсы действовали в августе – сентябре перед новым учебным годом в течение одного или 1,5 месяцев. Из казначейства выделялось на обеспечение учительских курсов 100 руб. и 50 руб. каждому слушателю. Вели занятия на этих курсах при учительской школе по программам, утвержденным попечителем Оренбургского учебного округа, опытные преподаватели: Ш. Шагиахметов, окончивший Казанский университет, и Гайса Еникеев, окончивший эту школу с отличием, а также заведующий начальным училищем.
Каждый слушатель обязан был представить отчет о своей педагогической деятельности и провести пробный урок17. Программа занятий на курсах постоянно обновлялась и была довольно обширна. Внимание руководителей курсов было обращено как на ознакомление учителей с новейшими приемами методов начального обучения, так и особенно на повторение ими всего учебного курса учительской школы. Поэтому занятия на курсах были распределены так, что два часа в день посвящались на уроки по предметам курса учительской школы, а один час – на практические занятия учителей в начальном училище.
Программа курсов примерно была следующая:
Краткие сведения по методике русского языка и арифметики в русских и татарских школах.
Повторение курса русской грамматики и ознакомление с более употребительными руководствами с учебными пособиями по этому предмету.
Повторение курса русской истории, географии, естествознания и физики 18.
Слушатели курсов в течение первых двух недель посещали уроки в начальном училище и практиковались давать уроки, которые затем подробно разбирались. Оставшееся время использовалось на повторительный курс по вышеуказанной программе.
Школа находилась под постоянным наблюдением инспектора народных татарских и башкирских училищ В.В. Катаринского, автора «Башкирско-русского словаря» (Оренбург, 1899), который был председателем выпускной экзаменационной комиссии в школе. Часто посещали школу и педагогические курсы попечители Оренбургского Учебного Округа: В.Н. Даль – в 1882 г., П.А. Лавровский – в 1874 г., Х.П. Сакский – в 1882 г., директор народных училищ Оренбургской губернии И.Я Посяда – в 1888 г., окружные инспекторы: К. А. Чехович – в 1888 г., В. Радлов – в 1874 г., Н. П. Великанов, М. М. Владимирский и другие19.
По окончании школы выпускники сдавали в мае итоговые экзамены по русскому языку и арифметике в устной и письменной форме в присутствии членов Педагогического совета школы. Успешно выдержавшие экзамены получали свидетельства на звание учителя татарских начальных училищ.
В 1886 г. 1 мая на письменном испытании на выпускном экзамене по русскому языку было задано сочинение на тему «выдающаяся личность Петра Великого». По арифметике 9 мая была задана вполне неординарная задача: «Из двух городов на встречу друг другу идут два поезда, из которых один все расстояние между этими городами прошел бы во столько часов, за сколько месяцев до срока уплачено по векселям в 4000 руб., 3825 руб., при учете его по 5, 8333%. Другой же поезд расстояние прошел бы во столько часов, сколько лотов меди надо прибавить к 3 фунтам серебра 84 пробы для того, чтобы получить серебро 72 пробы. Определить расстояние между этими городами, если известно, что число верст, проходимых в один час первым поездом на столько больше числа верст, проходимых вторым, на сколько число фунтов муки по 6 копеек за фунт больше числа фунтов муки по 3 копейки за фунт, смешанной с первым для образования 0,75 пуда смеси по 5 копеек за фунт» 20.
После окончания курса школы выпускник обязан был прослужить не менее шести лет в ведомстве Министерства народного просвещения. Воспитанники, пробывшие в одном классе два года и не доказавшие удовлетворительных успехов для перехода в следующий, увольнялись из учебного заведения и обязаны были возвратить средства, затраченные на их обучение (около 90 рублей в год). Школа выпустила за 18 лет своего существования 88 учителей начальных татарских училищ21. Выпускники, работавшие в школах, освобождались от воинской службы и натуральных повинностей, отработавшим не менее 12 лет присваивалось звание почетного гражданина.
По распоряжению Министерства народного просвещения от 27.07.1889 г. было определено прекратить прием новых учеников в учительскую школу. Эта мера была связана с малочисленностью ее учащихся и малой востребованности ее выпускников. С 01.07.1890 г. школа с начальным училищем были закрыты, а их здания и другое имущество переданы Оренбургской киргизской учительской школе. Для продолжения образования ее воспитанники были переведены в Казанскую татарскую учительскую школу и Красноуфимскую сельскохозяйственную школу22. В газете «Оренбургский листок» по поводу закрытия школы говорилось, что «…в первое время после открытия учительских школ Министерства народного просвещения действительно открывало на свои средства одноклассные инородческие для татар училища, как в городах, так и в селениях: но вот уже несколько лет, как оканчивающие в учительской школе курс молодые люди не получают мест учителей начальных училищ. Министерство с 1885 г. не открывало ни одной школы для татар, отклоняя ходатайства инспекции татарских школ и мотивируя отказ затруднительностью положения государственного казначейства»23.
Выпускники татарских учительских школ не могли поступать в высшие учебные заведения, так как согласно Положению в течение шести первых лет после окончания школы они обязаны были работать учителями.
Еще одной причиной закрытия Оренбургской татарской учительской школы стало то, что политики русификации таким путем Министерству просвещения достигнуть не удалось. Это также видно из слов попечителя школы, что она не оправдала, «как показал опыт шестнадцатилетнего ее существования, возлагавшихся на нее надежд способствовать распространению между татарами мусульманами образования в русском духе и сблизить их с русской народностью»24.
Несмотря на непродолжительное время существования, Оренбургская татарская учительская школа подготовила хороших педагогов из татар и башкир, сыгравших впоследствии значительную роль в деле просвещения татарского и башкирского населения. Из ярких учителей, выпускников школы можно отметить следующих: Ибатулла Фахретдинович Еникеев (1883 г. выпуска), более 30 лет учил в школе в уфимской Каргале, из которой вышло более 400 учеников; Г. Гадрачев (1878 г. выпуска), учитель в Кишкинском русском классе Уфимского уезда; Гадельгарей Кудашев (1878 г. выпуска), учитель в русских классах в Бузулуке и Троицке Оренбургской губернии; Л.К. Абдулгазизов, Ш.З. Махмутов, Лутфулла Габдельгазизов и другие. Известны фамилии выпускников 1885 г.: Муртазин, Байрамгулов, Чанышев, Субхангулов, Гадальшин 25. В 1886 г. школу окончили Абдул Кадыров, Абдуллов, ахмеров, Дашкин, Ибрагимов, Куватов, Салимов. В 1887 г. – Абдуллов, Актуганов, Алимгулов, Ишмуххаметов, Муталлапов, Резяпов, Умитбаев, Утямов.
Таким образом, краткая история Оренбургской татарской учительской школы является яркой страничкой становления педагогической системы мусульманского образования в Оренбургском крае. Выпускники школы создали целую сеть татарских училищ в губернии и выпустили из своих заведений тысячи учащихся. Учительская школа выполнила свою задачу по подготовке учителей для инородческих школ и подъему их образовательного уровня. Ежегодные курсы повышения квалификации учителей показывали высокий образовательный уровень учителей, вкладывавших всю свою душу в дело народного просвещения.
1 Государственный Архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 264. Оп. 1. Д. 9. Л. 1.
2 Денисов Д.Н. Оренбургская татарская учительская школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://interpretive.ru/termin/orenburgskaja-tatarskaja-uchitelskaja-shkola.html
3 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 105. Л. 3.
4 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 128. Л. 11.
5 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 9. Л. 3.
6 ГАОО. Ф. 264. Оп.1. Д.120. Л.9об.
7 Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. – Оренбург, 1998. С. 13.
8 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 9. Л. 13 – 17.
9 Полухина В.И. Инородческие учебные заведения по подготовке учителей в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х – нач. ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. – 2009. – №3. – С. 231.
10 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 128. Л. 2 – 3.
11 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 10. Л.17.
12 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 49. Л. 3.
13 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 128. Л. 9.
14 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 38. Л. 31.
15 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 128. Л. 5.
16 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 105. Л. 44.
17 ГАОО. Ф. 264. Оп.1. Д.132. Л. 7.
18 Циркуляры по Оренбургскому учебному округу. – № 1, 2. – 1881. – С. 492 – 493.
19 ГАОО. Ф. 264. Оп.1. Д. 38,49,65,72,81,91,108,112,128.
20 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 105. Л. 3, Л. 31.
21 ГАОО. Ф. 264. Оп.1. Д. 55. Л. 8.
22 ГАОО. Ф. 264. Оп. 1. Д. 9. Л. 8.
23 Оренбургский листок. – № 42. – 15.10.1889. – Л.2.
24 ГАОО. Ф. 264. Оп.1. Д.132. Л. 8.
25 Рахимкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. – Оренбург, 1998. С. 13.