СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфографический практикум (Правописание одной и двух Н в разных частях речи, подготовка к ЕГЭ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Орфографический практикум (Правописание одной и двух Н в разных частях речи, подготовка к ЕГЭ).»

Технологическая карта урока русского языка

Класс

11

Тема урока

Орфографический практикум (Правописание одной и двух букв Н в разных частях речи)

Тип урока

Урок закрепления

Цели урока

а) образовательные:

- углубление знаний о правописании одной и двух Н в разных частях речи,

- совершенствование умений и навыков правильно писать слова с изучаемой орфограммой, графически обозначать условия выбора правильности написания;

б) развивающие:

- развитие внимания, орфографической зоркости, мышления, творческих способностей, развитие коммуникативных навыков;

в) воспитывающие:

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, бережное отношение к слову.

Основные термины и понятия

Орфограмма, правописание, части речи, суффикс.

Образовательные ресурсы

Презентация, раздаточный материал.


Планируемые результаты

Предметные результаты

1. Усвоение базовых понятий лингвистики: суффикс, части речи, орфограмма.

2. Опознание и анализ морфемных единиц языка.

3. Овладение основными орфографическими нормами русского языка: правописание одной и двух Н в разных частях речи.

4.Умение применять теорию на практике.

Личностные результаты

1. Осознание русского языка как основной из ценностей русского народа.

2. Развитие способности к самооценке своих результатов.

3. Обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств.

Метапредметные результаты

1. Развитие способности определять цели учебной деятельности и последовательность действий по достижению цели.

2. Способность извлекать информацию из разных источников.

3. Способность осуществлять контроль и взаимоконтроль в процессе учебной деятельности и в процессе повседневной практики общения.

Организационная структура урока


Предметные результаты

Деятельность учителя.

Методы и приемы учения

Образовательные ресурсы

ФОУД



Деятельность

учащихся

Формируемые УУД


Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности 7 минут)































– Здравствуйте! Записываем число, классная работа. Сегодня на уроке мы продолжим изучать русский язык. И наше занятие будет посвящено повторению одного орфографического правила, а вот какого, вы узнаете, если посмотрите на слайд.

– Итак, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос, какая орфограмма преобладает в представленных предложениях.

Буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, придавленные тяжкой грудой льда. Ледяные поля придвинулись в самому берегу. Пошел гул, рокотом отдаваясь в глубине величественно стоявшего бора. Послышалось могучее шипение, шорох, треск ломающихся глыб, словно надвигалось неукрощенное стоногое чудовище. Передовые льдины столкнулись с торосом. Движение ледяной массы, встретив непреодолимую преграду, превратилось в огромную энергию разрушения. И через пять минут вдоль берега ломаными очертаниями поднялись новые громады.

– Какие еще орфограммы встречаются?


– Молодцы! Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня?

Хорошо. Запишите её в тетрадь.

– Какие задачи вы ставите перед собой?


Фронтальная

Слушают учителя, участвуют в диалоге.





Одна и две буквы Н в разных частях речи.



















Безударная гласная в корне, не с глаголами, пре и при.

Правописание одной и двух букв Н в разных частях речи.


Дети формулируют задачи.

1.Самостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели (П).

2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

3. Постановка учебных задач (Р).


Предметные результаты

Деятельность учителя.

Методы и приемы учения

Образовательные ресурсы

ФОУД



Деятельность

учащихся

Формируемые УУД


Этап 2. Актуализация знаний (20 минут)































- Ребята, для того чтобы начать выполнять задания необходимо вспомнить теоретические сведения.

Выполнять мы будем это в группах. – Итак, 1 ряд – 1 группа, 2 ряд вторая группа.

1 группа вспоминает правописание одной и двух н в именах существительных, прилагательных, отыменных прилагательных и наречиях.

2 группа вспоминает правописание одной и двух н в причастиях и отглагольных прилагательных.

- Молодцы! Все, что мы с вами повторили можно представить в виде опорной схемы.

Кроме того, хочу отметить слова, правописание которых нужно запомнить.

– А чтобы вам было удобнее выполнять задания, я подготовил для вас раздаточный материал.

– Ну что ж переходим к практическим заданиям. Внимание на слайд. Первое задание выполняем устно по цепочке.

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.












– Переходим к выполнению второго задания. Выполняем письменно в тетрадях. Распределите слова на 2 столбика, с одной и двумя буквами Н.

Уютная гости…ая, серебря…ый браслет, зва…ый ужин, весе..ее настроение домотка…ый ковёр, прида…ое невесты, взволнова…ое лицо, исправле…ый автором текст, масля…ые краски, ветре…ая погода, девушка хорошо воспита…а, встреча прошла организова…о.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

ЛАДОНЬ-РЕБРО-КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ-КУЛАК-РЕБРО-КУЛАК-ЛАДОНЬ



– Третье задание, которое мы свами будем выполнять это тренировочное задание из ЕГЭ. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

1. Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Путники, задумчивые и восторже(1)ые одновреме(2)о, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловя(3)ый круг, по которому плыли белесые клочья, пока соверше(4)о не закрыли его.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Над детской кроваткой висел тка(1)ый коврик, на котором огне(2)ая лиса волочила в зубах растрепа(3)ого белого петуха, уносила его куда-то за синие леса, за высокие горы.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н

4. Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.

5. На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

6. Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.
























































***Задание 4. Оно будет интерактивным, и выполнять вы его будете самостоятельно. Задание несложное, просто посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал.

Оцените себя по следующим критериям:

19-18 – «5».

17-14 – «4».

13-9 – «3».

8 – «2».



Доска, мел, карточки с правилом, учебник русского языка.

Фронтальная

Индивидуальная.


Слушание.

Групповая работа:

















Крашенный в синий цвет - причастие с зависимым словом;

посаженный под икону гость - причастие с зависимым словом ;

посажёный отец - исключение;

приданое невесты - исключение ;

улицы пустынны - краткое прилагательное, сохраняет нн, как в полной форме;

полк, приданный командарму - причастие с зависимым словом ;

свиные туши - буква Н относится к корню;

движения царственны - краткое прилагательное, сохраняет нн, как в полной форме ;

давно не крашенные волосы - причастие с зависимым словом ;

смышлёные дети - исключение.





Задание 2. Уютная гостиная, серебряный браслет, званый(прилагательное) ужин, весеннее настроение, домотканый ковер (образовано от глагола несовершенного вида), приданое невесты (это существительное, ударение на а, в слове приданное, ударение на приставку), взволнованное лицо (сов. в., есть приставка), исправленный автором текст, масляные краски (прилагательное), ветреная погода (исключение), девушка хорошо воспитана (кр. стр. причастие), встреча прошла организованно (организованный).






Вот сломаННая огромная листвеННица, серебряНый в инее пень, значит, ― в следующий дом. 1,2

В этом предложении:

сломаННая ― полное причастие с приставкой;С/ЛОМ/А/НН/ая

листвеННица ― существительное, образованное от прилагательного ЛИСТВЕННЫЙ;

серебряНый ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЯН–.

2. Путники, задумчивые и восторжеННые одновремеННо, очутились как бы в ватном облаке, солнце превратилось в маленький оловяННый круг, по которому плыли белесые клочья, пока совершеННо не закрыли его.



В этом предложении:

восторжеННые ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЕНН;

одновремеННо ― наречие, образованное от прилагательного ОДНОВРЕМЕННЫЙ;

оловяННый ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЯНН- (исключение);

совершеННо ― наречие, образованное от прилагательного СОВЕРШЕННЫЙ.

Ответ: 1234.

3. Над детской кроваткой висел ткаНый коврик, на котором огнеННая лиса волочила в зубах растрепаННого белого петуха, уносила его куда-то за синие леса, за высокие горы.

В этом предложении:

ткаНый ― отглагольное прилагательное без приставки и зависимых слов;

огнеННая ― прилагательное, образованное от слова ОГОНЬ с помощью суффикса –ЕНН–;

растрепаННого ― полное причастие с приставкой, образовано от глагола совершенного вида.

Ответ: 23.

4. Шум прибоя растёт, осеННий ледяНой ветер вздымает и бешеНо срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.

В этом предложении:

осеННий — прилагательное, образованное от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н;

ледяНой — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЯН;

бешеНо — наречие, образованное от отглагольного прилагательного БЕШЕНЫЙ, которое пишется с Н.

Ответ: 23.

5. На хозяине была ткаНая рубаха, подпоясаННая кожаНым ремнём, и давно не глажеННые штаны.

В этом предложении:

ткаНая — отглагольное прилагательное без зависимых слов и приставки;

подпоясаННая — полное причастие с приставкой;

кожаНым — прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса АН;

глажеННые — полное причастие с зависимым словом.

Ответ: 13.

6. Старший лесник, длиННый и неуклюжий, в галифе из домоткаНого сукна, в стираНой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.

В этом предложении:

длиННый — прилагательное, образованное от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н;

домоткаНого — отглагольное прилагательное;

стираНой — отглагольное прилагательное без приставки и зависимых слов.

Ответ: 23.


1. Поиск и выделение необходимой информации (Р).

2. Развитие умения выражать свои мысли (К).

3. Развитие социальной компетенции, готовности учитывать позицию других людей (К).

4. Выбор оснований и критериев для сравнения (Р).

5. Построение логической цепи рассуждений (Р).


Предметные результаты

Деятельность учителя.

Методы и приемы учения

Образовательные ресурсы

ФОУД



Деятельность

учащихся

Формируемые УУД


Этап 4. Рефлексия (5 минут)




















Итак, ребята, подведем итог урока.

– Какую тему мы изучали?

– Какие у вас есть вопросы?

– Что показалось интересным?

– Где возникли трудности?

Проектор

Индивидуальная

Отвечают на вопросы. Комментируют свою работу за весь урок.

1. Развитие самооценки (Л).

2.Умение реалистично оценивать свои образовательные достижения (Р).

3. Умение структурировать знания (П).

4. Контроль процесса и оценка результатов деятельности (П).


Предметные результаты

Деятельность учителя.

Методы и приемы учения

Образовательные ресурсы

ФОУД



Деятельность

учащихся

Формируемые УУД


Этап 5. Домашнее задание (5 мин)












- Открываем дневники, записываем домашнее задание.

1. Выучить правила.

2. Выполнить задание 15 из сборника Цыбулько (варианты 30-36).

3. Составить текст с изучаемой орфограммой (не менее 15 предложений). Задание выполняется по желанию на дополнительную оценку.









Скачать

© 2024, 37 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!