ТЕМА: «Органический мир. Растительный мир России.
Цель: Сформировать представления о причинах разнообразия растительных сообществ и понятия о органическом мире растительности.
Планируемые результаты обучения:
Предметные.
Знать растительный мир России. Уметь отличать типы растительности России и понимать их взаимосвязи с климатом, рельефом, почвами, водами.
Метапредметные. Работать в соответствии с поставленной задачей, высказывать суждения, выявлять причинно-следственные связи, умение выделять главное.
Личностные: развитие памяти, мышления, установление причинно-следственных связей, развитие внимания. Умение работать с таблицей и дополнительной литературой.
воспитание трудолюбия и самостоятельности.
Оборудование: мультимедиа, мультимедийный учебник « География России. Природа и население.8 класс», гербарий, карта растительности, атлас для 8 класса, учебник 8 класса.
Тип урока - изучение нового материала
Ход урока
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. .
Вступительное слово учителя.
А) Органический мир
Органический мир- это растения и животные. В состав органического мира наряду с растениями и животными включают также и грибы, как отдельное царство. Растительный и животный мир называют « живой природой», подчеркивая роль этих компонентов в биосфере.
Прослушивание диктора.
После осуществляется работа со схемой « состав органического мира». Основные выводы и моменты учащиеся записывают в тетрадь после работы с данной схемой и текстом, выведенным на экран.
В результате беседы учителя с учениками, выводится схема, выявляются факторы, влияющие на состав животного и растительного мира.
(Три группы факторов: природные условия; история формирования территории; Особенности хозяйственной деятельности человека.)
Беседа по каждому фактору
Действие первого фактора весьма очевидно. Живые организмы для своего существования требуют определенных параметров среды( температуры, влажности, наличия корма и т. д.). Понятно, что белые медведи не смогут жить в степях, а сайгаки в арктических пустынях. Каждый организм в той или иной степени приспособлен к условиям среды.
Действие второго фактора – истории формирования территории – не столь очевидно, однако не менее значимо. Изменение лика Земли, появление и исчезновение материковых связей явились причиной того. Что процессы видообразования протекали неодинаково в различных регионах. Так из Центральной Азии на территорию России переместились пустынно_ степные группировки животных и растений. На север Дальнего Востока со стороны Аляски проникли различные хвойные. Теплолюбивые растения и животные, обитавшие на территории Европейской части страны, в связи с похолоданием климата исчезли и заместились более холодостойкими видами.
Описание третьего фактора ученики формулируют и записывают в тетрадь.
Б) Растительность
Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта. Растения – важный фактор почвообразования. Растительность защищает почву от эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.
Растения дают пищу животным и человеку.
Растения земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза. Растительный покров планеты – это еще и ее красота.
Растения существуют не изолированно, а в растительных сообществах. Состав растений в сообществе определяется соотношением тепла и влаги в течение года. Россия имеет разнообразие растительных сообществ.
Природный растительный покров России очень разнообразен – от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны. Главная причина этого разнообразия – различия в климате отдельных районов.
На холодном, суровом, ветреном севере мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников, в средней полосе страны, где климат теплее, распространены леса, а южнее – там, где летом жарко и очень мало влаги, могут существовать только сообщества степных и пустынных растений.
Для жизни растений важны многие климатические показатели: среднегодовая температура воздуха, средняя сумма осадков за год, продолжительность теплого сезона года ( вегетационный период). Особое значение для растений имеет абсолютный минимум температуры. Главные климатические показатели объединяются в понятие « тип климата». Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный природный растительный покров. На равнинах растительность меняется на большом пространстве, например, при движении с севера на юг на протяжении нескольких сотен или даже тысяч километров.
Учителем вычерчивается схема на доске
В) Типы растительных сообществ
С различными типами растительных сообществ учащиеся знакомятся, работая самостоятельно, пользуясь текстом учебника(стр. 102-104 ; атласом; ранее изученным материалом; выведенной на экран таблицей)
По итогам работы у учащихся должна быть заполнена таблица в тетради.
Типы растительных сообществ
Растительное сообщество | Условия формирования | Общий вид | Типичные растения |
Тундра | Мало тепла, короткий, прохладный вегетативный период, вечная мерзлота, ветры. | Безлесные, мозаичность, преобладают мхи, лишайники, многолетние растения. | Мох, ягель, морошка, карликовые березка, ива. |
… | … | … | … |
На работу отводится 10 минут.
Рассказ учителя об азональных растительных сообществах.
Кроме зональных растительных сообществ, которые мы сегодня изучили, есть азональные растительные сообщества, не образующие сплошной полосы. Это луга и болота. Вы можете встретить их в нескольких природных зонах, среди других растительных сообществ.
Распространение лугов и болот связано с условиями увлажнения отдельных участков.
Например, растительность пойменных заливных лугов образуется при условии периодического затопления во время весеннего половодья. В тайге луга занимают понижения. Где близко подходят грунтовые воды. Луга не переходят иссушения почвы и также длительного переувлажнения. Луга могут встретиться во всех природных зонах и даже в горах( альпийские и субальпийские луга).Травы лугов многолетние, осенью отмирает только надземная часть.
Болота – это сообщества, которые состоят из влаголюбивой растительности. Как правило, они расположены на переувлажненных участках. Поскольку избыточное увлажнение имеют тундра и тайга, то и болот в этих природных зонах значительно больше. Самые большие площади болота занимают в тайге Западно_-Сибирской низменности.
3. Первичное закрепление
- Почему именно здесь они наиболее распространены? ( Плоский рельеф, замедленный сток, близость грунтовых вод, небольшая испаряемость).
- Какие растения растут на болотах? ( Клюква, голубика, морошка, мхи, береза, осина, осоки, рогоз).
- От какого болотного растения, имеющего сильный запах цветков может разболеться голова?
Г) Растительные ресурсы
Что дает человеку мир растений?
Слушаем диктора. На экране выведена таблица , которую учащиеся перечерчивают в тетрадь. После- обсуждение таблицы.
Учитель.
Однако это не все, что дает растительность. Помимо всего лес-это традиционное место отдыха, источник вдохновения для русского человека. Велика роль лесов в пополнении запасов кислорода. Растительность способствует и уменьшению запыленности воздуха. Кроме того, хвойные породы, выделяют особые летучие вещества- фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Это слово происходит от греческого « фитон»- растение и « цаедо» - убивать.
Лесная растительность играет значительную роль в развитии и функционировании природных комплексов. Ослабляя ветер, леса препятствуют ветровой эрозии почв. Леса замедляют таяние снега, и влага не стекает по поверхности, а просачивается в почву. В результате, во- первых, реже случаются наводнения на реках; во-вторых, уменьшается водная эрозия и образование оврагов и балок; в- третьих, накапливается почвенная влага, ослабляющая последствия засух.
4. Рефлексия.
- .С какой темой познакомились на уроке?
- Охарактеризуйте понятие органический мир?
- Что богаче по видовому составу – растительный или животный мир России?
- Что влияет на размещение растительености?
- Назовите основные типы растительности нашей страны
5. Домашнее задание. Параграф № 18 ( стр. 100- 104) учить, записи знать.