СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Органический мир. Растительный мир России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Органический мир. Растительный мир России"»


ТЕМА: «Органический мир. Растительный мир России.

Цель: Сформировать представления о причинах разнообразия растительных сообществ и понятия о органическом мире растительности.


Планируемые результаты обучения:

Предметные.

Знать растительный мир России. Уметь отличать типы растительности России и понимать их взаимосвязи с климатом, рельефом, почвами, водами.

Метапредметные. Работать в соответствии с поставленной задачей, высказывать суждения, выявлять причинно-следственные связи, умение выделять главное.

Личностные: развитие памяти, мышления, установление причинно-следственных связей, развитие внимания. Умение работать с таблицей и дополнительной литературой.

воспитание трудолюбия и самостоятельности.

Оборудование: мультимедиа, мультимедийный учебник « География России. Природа и население.8 класс», гербарий, карта растительности, атлас для 8 класса, учебник 8 класса.

Тип урока - изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. .

Вступительное слово учителя.

А) Органический мир

Органический мир- это растения и животные. В состав органического мира наряду с растениями и животными включают также и грибы, как отдельное царство. Растительный и животный мир называют « живой природой», подчеркивая роль этих компонентов в биосфере.

Прослушивание диктора.

После осуществляется работа со схемой « состав органического мира». Основные выводы и моменты учащиеся записывают в тетрадь после работы с данной схемой и текстом, выведенным на экран.

В результате беседы учителя с учениками, выводится схема, выявляются факторы, влияющие на состав животного и растительного мира.

(Три группы факторов: природные условия; история формирования территории; Особенности хозяйственной деятельности человека.)

Беседа по каждому фактору

Действие первого фактора весьма очевидно. Живые организмы для своего существования требуют определенных параметров среды( температуры, влажности, наличия корма и т. д.). Понятно, что белые медведи не смогут жить в степях, а сайгаки в арктических пустынях. Каждый организм в той или иной степени приспособлен к условиям среды.

Действие второго фактора – истории формирования территории – не столь очевидно, однако не менее значимо. Изменение лика Земли, появление и исчезновение материковых связей явились причиной того. Что процессы видообразования протекали неодинаково в различных регионах. Так из Центральной Азии на территорию России переместились пустынно_ степные группировки животных и растений. На север Дальнего Востока со стороны Аляски проникли различные хвойные. Теплолюбивые растения и животные, обитавшие на территории Европейской части страны, в связи с похолоданием климата исчезли и заместились более холодостойкими видами.

Описание третьего фактора ученики формулируют и записывают в тетрадь.

Б) Растительность

Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта. Растения – важный фактор почвообразования. Растительность защищает почву от эрозии, поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.

Растения дают пищу животным и человеку.

Растения земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза. Растительный покров планеты – это еще и ее красота.

Растения существуют не изолированно, а в растительных сообществах. Состав растений в сообществе определяется соотношением тепла и влаги в течение года. Россия имеет разнообразие растительных сообществ.

Природный растительный покров России очень разнообразен – от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны. Главная причина этого разнообразия – различия в климате отдельных районов.

На холодном, суровом, ветреном севере мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников, в средней полосе страны, где климат теплее, распространены леса, а южнее – там, где летом жарко и очень мало влаги, могут существовать только сообщества степных и пустынных растений.

Для жизни растений важны многие климатические показатели: среднегодовая температура воздуха, средняя сумма осадков за год, продолжительность теплого сезона года ( вегетационный период). Особое значение для растений имеет абсолютный минимум температуры. Главные климатические показатели объединяются в понятие « тип климата». Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный природный растительный покров. На равнинах растительность меняется на большом пространстве, например, при движении с севера на юг на протяжении нескольких сотен или даже тысяч километров.

Учителем вычерчивается схема на доске

В) Типы растительных сообществ

С различными типами растительных сообществ учащиеся знакомятся, работая самостоятельно, пользуясь текстом учебника(стр. 102-104 ; атласом; ранее изученным материалом; выведенной на экран таблицей)

По итогам работы у учащихся должна быть заполнена таблица в тетради.


Типы растительных сообществ

Растительное сообщество

Условия формирования

Общий вид

Типичные растения

Тундра

Мало тепла, короткий, прохладный вегетативный период, вечная мерзлота, ветры.

Безлесные, мозаичность, преобладают мхи, лишайники, многолетние растения.

Мох, ягель, морошка, карликовые березка, ива.


На работу отводится 10 минут.

Рассказ учителя об азональных растительных сообществах.

Кроме зональных растительных сообществ, которые мы сегодня изучили, есть азональные растительные сообщества, не образующие сплошной полосы. Это луга и болота. Вы можете встретить их в нескольких природных зонах, среди других растительных сообществ.

Распространение лугов и болот связано с условиями увлажнения отдельных участков.

Например, растительность пойменных заливных лугов образуется при условии периодического затопления во время весеннего половодья. В тайге луга занимают понижения. Где близко подходят грунтовые воды. Луга не переходят иссушения почвы и также длительного переувлажнения. Луга могут встретиться во всех природных зонах и даже в горах( альпийские и субальпийские луга).Травы лугов многолетние, осенью отмирает только надземная часть.

Болота – это сообщества, которые состоят из влаголюбивой растительности. Как правило, они расположены на переувлажненных участках. Поскольку избыточное увлажнение имеют тундра и тайга, то и болот в этих природных зонах значительно больше. Самые большие площади болота занимают в тайге Западно_-Сибирской низменности.

3. Первичное закрепление

- Почему именно здесь они наиболее распространены? ( Плоский рельеф, замедленный сток, близость грунтовых вод, небольшая испаряемость).

- Какие растения растут на болотах? ( Клюква, голубика, морошка, мхи, береза, осина, осоки, рогоз).

- От какого болотного растения, имеющего сильный запах цветков может разболеться голова?

Г) Растительные ресурсы

Что дает человеку мир растений?

Слушаем диктора. На экране выведена таблица , которую учащиеся перечерчивают в тетрадь. После- обсуждение таблицы.

Учитель.

Однако это не все, что дает растительность. Помимо всего лес-это традиционное место отдыха, источник вдохновения для русского человека. Велика роль лесов в пополнении запасов кислорода. Растительность способствует и уменьшению запыленности воздуха. Кроме того, хвойные породы, выделяют особые летучие вещества- фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Это слово происходит от греческого « фитон»- растение и « цаедо» - убивать.

Лесная растительность играет значительную роль в развитии и функционировании природных комплексов. Ослабляя ветер, леса препятствуют ветровой эрозии почв. Леса замедляют таяние снега, и влага не стекает по поверхности, а просачивается в почву. В результате, во- первых, реже случаются наводнения на реках; во-вторых, уменьшается водная эрозия и образование оврагов и балок; в- третьих, накапливается почвенная влага, ослабляющая последствия засух.

4. Рефлексия.

- .С какой темой познакомились на уроке?

- Охарактеризуйте понятие органический мир?

- Что богаче по видовому составу – растительный или животный мир России?

- Что влияет на размещение растительености?

- Назовите основные типы растительности нашей страны

5. Домашнее задание. Параграф № 18 ( стр. 100- 104) учить, записи знать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!