СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников»

Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников


Современные общественные изменения, отраженные в системе образования, нацелены на развитие у детей самостоятельность, индивидуальных способностей, формирование собственной жизненной позиции. В то же самое время возникает необходимость создания детского коллектива, выбора адекватных и эффективных методов и средств по сплочению группы детей. Эта необходимость обусловлена тем, что в процессе всей жизнедеятельности человеку необходимо вступать в контакты с окружающими, выбирать стратегии взаимодействия с другими людьми. Во многом от умения детей налаживать взаимоотношения со сверстниками будет зависеть их дальнейшее самоощущение в детском коллективе.

От того, как складываются отношения со сверстниками и социально-психологический климат в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. В педагогической науке раскрываются различные признаки коллектива, которые определяют и отличают группу спонтанно объединенных людей от команды с общими установками, целями деятельности [2, с. 263].

Классный коллектив – это сложная социально-педагогическая система, выполняющая заказ общества – формировать интеллектуальную, творческую личность, способную жить и творить в условиях, которые постоянно видоизменяются и развиваются, обеспечивая прогресс культурного развития страны. Классный руководитель является ответственным субъектом воспитания учащихся, а, следовательно, должен разумно и критически отнестись к участию класса и отдельных учащихся в различных мероприятиях. Задача классного руководителя заключается в том, чтобы разумно использовать предлагаемые возможности, сохраняя собственную стратегическую линию [3, с. 103].

В процессе организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников. В частности, педагог должен учитывать моменты, которые удалось и не удалось реализовать с детьми класса, при решении каких проблем удалось достигнуть определенных результатов, то есть в работе с коллективом обучающихся, классный руководитель должен постоянно анализировать собственную педагогическую деятельность.

Таблица 1 – Учет классным руководителем положительных и отрицательных аспектов работы с классом

Положительные аспекты проведенного дела (что удалось реализовать и благодаря чему)

Что удалось в содержании, форме и способу

организации совместной деятельности, как

проведенное мероприятие способствовало

развитию личности ученика, коллектива, в

решении каких проблем удалось достичь

результатов

Негативные аспекты проведенного дела (что не удалось реализовать и почему)

Что не удалось, кто не смог - справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить;



Что нового удалось получить в результате

подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела. Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия.

Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в перспективе в коллективе


Следует также классному руководителю учитывать следующее:

  • характер влияния участия и позиции учителей на результативность дела;

  • выводы и предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности [5, с. 571].

Успешному проведению такого анализа способствуют коллективный анализ жизнедеятельности со стороны самих школьников, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, родителей, друзей класса. Можно выделить следующие формы коллективного анализа: устный опрос, анкетирование, заполнение «открытой страницы мыслей», выпуск разнообразных информационных писем (фотогазет, стенгазет, летописи, изготовление рисованного фильма «Наши Дела», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма» и др.), обзор достижений, классные часы, посвященные подведению итогов совместных действий и жизнедеятельности класса в течение года.

В качестве примера рассмотрим мой опыт сплочения школьного коллектива. В моём классе есть традиция – обмен настроением, обсуждение новостей в начале каждого рабочего дня. «Не остаются без внимания и новые научные открытия, и удивительные явления в природе, и новости спорта, успехи и неудачи российских команд, и просмотренные фильмы, телепередачи и многое другое – все, что взволновало и вызвало интерес ребят» [4].

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. Для воспитания коллектива нужны как торжественно-праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность. К таким традициям относится коллективное творческое дело. Внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, активное участие принимают не только дети, но и родители.

В школьном коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

Целесообразно регулярно проводить изучение школьного коллектива. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, информация, полученная в ходе диагностических исследований, позволяет не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками, эффективно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом. Для этих целей можно использовать социометрию и другие методики. В случае необходимости, можно изменить процесс формирования коллектива младших школьников.

Коллектив является средством нравственного и духовного развития ребёнка, поэтому педагогу особенно важно владеть приемами и разнообразными формами управления детским коллективом. На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста [1, с. 76].

Для развития детского коллектива можно использовать разнообразные формы организации работы: индивидуальная работа с учащимися, часы общения, этические беседы и тренинги, экскурсии, викторины, конкурсы, развлекательные вечера, уроки памяти, диспуты, презентации, традиционные классные и школьные мероприятия. Каждая из рассмотренных нами форм работы с коллективом определяет развитие детского коллектива, каждая форма определяет изменение чего-то в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентам сформированности коллектива младших школьников.

Подводи итоги, отметим, что процесс формирования классного коллектива в начальной школе имеет свои особенности, которые обусловлены психологическими характеристиками младших школьников, их взаимоотношением с педагогом. При этом роль классного руководителя в управлении процессом формирования детского коллектива в рассматриваемый период очень важна. В зависимости от того, какое место в коллективе займет тот или иной ученик, будет зависеть его общественное самочувствие, психологический и мотивационный настрой, наличие дружеских связей.


Список литературы


  1. Казанцева В.А., Карпенко А.В. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Успехи современной науки. – 2016. – №3. Том 1. – С. 75-79

  2. Каргополов И.С. Формирование классного коллектива // Молодой ученый. – 2019. – №12. – С. 263-265

  3. Кудимова Т. В. Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа воспитания толерантной личности // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 102-104

  4. Фокина Н.Н. Сплочение детского коллектива (из опыта работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchportfolio.ru/articles/read/1138

  5. Шкарин Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 570-573.



6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!