СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация деятельности научного общества учащихся в школе как форма работы с одарёнными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье  говорится об организации деятельности научного общества учащихся в школе на примере НОУ "Эксперимент"

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности научного общества учащихся в школе как форма работы с одарёнными детьми»

Воробьева О.И.

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское, Первомайский район

E-mail: olg86139923@yandex.ru


«Организация деятельности научного общества учащихся в школе как форма работы с одарёнными детьми (на примере НОУ «Эксперимент»)»


В филиале МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское организована систематическая целенаправленная работа с одаренными детьми. С целью создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности создан Банк данных детей с «признаками одаренности», организовано специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей, организована разнообразная внеурочная и внешкольная деятельность учащихся, осуществляется развитие творческих способностей школьников через организацию деятельности научного общества учащихся «Эксперимент», объединений дополнительного образования детей, Пресс-центра «Родник».

НОУ «Эксперимент» создано в нашей образовательной организации в 2006 году. Открытию научного общества учащихся на базе школы во многом способствовало сотрудничество с Мичуринским научно-консультационным центром «Путь в науку». Научное общество учащихся – самостоятельное формирование, которое объединяет школьников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний [1, с. 14]. Основные направления работы НОУ: организационная деятельность (выборы Совета и председателя НОУ, консультации руководителей исследовательских работ, организация школьной научно-практической конференции учащихся); обучающая деятельность (заседания предметных секций, теоретические занятия по программе «Юный исследователь»); исследовательская деятельность (выбор членами НОУ тем научного исследования, консультации с руководителями НИР, работа с научной литературой); просветительская деятельность (подготовка тематической рубрики для газеты «Родник», работа с архивом, посещение школьного музея, выпуск сборника НОУ); представительская деятельность (подготовка презентации электронного сборника НОУ, участие в НПК различных уровней); аналитическая деятельность (заседания Совета НОУ, подготовка необходимых материалов для информационных стендов, бюллетеней, подведение итогов участия в НПК различных уровней). Научное общество «Эксперимент» посещают 30 учащихся 1-11 классов. Деятельность научного общества учащихся строится в соответствии с Положением о НОУ и планом работы на год. Занятия проводятся регулярно, один раз в неделю, после уроков. Члены НОУ «Эксперимент» являются активными участниками, призерами и победителями научно-практических конференций, форумов, конкурсов различных уровней (Всероссийский конкурс для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада»; VI этап ежегодного областного конкурса «Мой вклад в экологию родного края»; региональный этап конкурса "Молодежный взгляд на решение социальных проблем, представляющих угрозу общественной безопасности"; региональный этап XI областного конкурса исследовательских работ обучающихся "Первые шаги в науку"; Всероссийский конкурс «Я живу в уголочке России...»; III Всероссийский конкурс "Край родной, родимый край - милая сторонка"; III Всероссийский конкурс "Ваш скромный труд цены не знает…"; III Всероссийский конкурс "Гремят истории колокола…" и др.). Тематика исследовательских работ членов НОУ разнообразна: «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» (Кожина Ульяна, 2017 г.), «Природные индикаторы» (Грязнев Дмитрий, 2017 г.), «История села Хобот-Богоявленское Первомайского района Тамбовской области» (Кожина Екатерина, 2016 г.), «Паломнический маршрут в Первомайском районе Тамбовской области» (Ратчина Елизавета, 2015 г.), «Изучение загрязненности почвы и растений ионами свинца и хлора на территории с. Хобот-Богоявленское Первомайского района Тамбовской области» (Зеленев Антон, 2014 г.) и др. Одним из первых исследований членов НОУ «Эксперимент» стала работа Перепечиной Светланы «Местные средства массовой информации как объект краеведческой деятельности», опубликованная в сборнике лучших докладов школьников I областной научной конференции школьников «Путь в науку» в 2006 году.

Научно-исследовательская деятельность школьников является одной из форм работы с одаренными детьми. Стремление исследовать окружающую действительность заложено в человеке на уровне инстинкта, а в современном обществе в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушивающегося на человека, исследовательский тип мышления становится особенно востребован, поэтому ученические исследования в образовательном процессе рассматриваются как средство организации образовательной деятельности школьников и способ мотивации школьников к учению. Благодаря применению данной формы в организации образовательного процесса у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки; формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Исследование в сфере образования является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата. Выполнение научно-исследовательских работ учащимися в рамках НОУ – это одна из составных частей развития ребёнка по индивидуальной образовательной траектории. Применение передовых методик и педагогических технологий, формирующих исследовательские навыки, позволяет сформировать гармоничную всесторонне развитую личность.

Участие школьников в научно-исследовательской работе позволяет наиболее полно раскрыть талант одарённых школьников, помочь им с определением будущей профессии.

Результаты деятельности НОУ «Эксперимент» позволяют сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в образовательной организации ведется целенаправленно и достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение, система внеурочной и внеклассной деятельности дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности.


Список литературы


1.​ Воробьева О.И. Организация родословно-краеведческой исследовательской деятельности обучающихся (на примере НОУ «Эксперимент»)// Организация научно-исследовательской работы со школьниками в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей: Материалы XI областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку» (г. Мичуринск – наукоград РФ, 17 октября 2017 г.) – Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2017. – 88 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!