СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация деятельности общественного движения правоохранительной направленности «Юный друг полиции», «Юный патриот» с использованием современных образовательных технологий

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечение детей в отряды правоохранительной направленности «Юный друг полиции» и «Юный патриот» имеет высокий профилактический эффект, так как позволяет занять их общественно-полезной деятельностью и отвлечь от совершения противоправных поступков.

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности общественного движения правоохранительной направленности «Юный друг полиции», «Юный патриот» с использованием современных образовательных технологий»

Межмуниципальный конкурс самопрезентации опыта

«Секреты мастерства» для учителей физической культуры и ОБЖ












Организация деятельности общественного движения правоохранительной направленности «Юный друг полиции», «Юный патриот» с использованием современных образовательных технологий












Подготовил учитель ОБЖ

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ №2

г. Балаково Саратовской области

Резник Захар Алексеевич









Балаково 2024

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растёт, что в значительной мере предопределяет криминогенную ситуацию в России. Растёт число подростков неуспевающих в учёбе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих проступки и уголовные преступления. И всё это заставляет задумываться, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

Программа деятельности общественного движения правоохранительной направленности в МАОУ СОШ №2 в г. Балаково ориентирована на воспитание молодого поколения в духе патриотизма и гражданской ответственности в направлении защиты своей Родины от внутренних и внешних угроз, нетерпимости к национализму и экстремизму, пропаганде здорового образа жизни.

Практика показывает ограниченность правовых знаний и отсутствие представления о правовых нормах. Подростки испытывают затруднение в сопоставлении своего поведения и требований закона. Несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. При оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников. Правовое воспитание- это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Целью моих занятий является: воспитание учащихся на традициях правоохранительных органов, привлечение подростков к пропаганде основ безопасности, коллективизма, долга, патриотизма, непримиримого отношения к различного рода правонарушениям, оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в поддержании общественного порядка в школе. А также профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся, правовое воспитание подростков, подготовка их к работе в правоохранительных органах.

Задачи:

1. Воспитание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, защита Отечества.

2. Допризывная подготовка молодежи к прохождению воинской службы в рядах Российской армии.

3. Повышение престижа военной службы.

4. Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области военной истории России, основ военной службы, а также элементов основ безопасности жизнедеятельности.

Форма работы:

- презентации;

- практикумы;

- викторины;

- соревнования.

Кружок я провожу один раз в неделю.

Формы и методы проведения занятий:

- индивидуальный;

- фронтальный;

- групповой;

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Требования к уровню подготовки юнармейцев.

Юнармеец должен знать:

- историю создания и цели ВВПОД «ЮНАРМИЯ»;

- основы законодательства в области обороны, Ф.З. «О воинской обязанности и военной службе».

- состав и предназначение ВС РФ;

- дни воинской славы и памятные даты военной истории России.

Юнармеец должен уметь:

- вести здоровый образ жизни;

- действовать умело в чрезвычайных ситуациях;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

- владеть элементами подготовки к военной службе.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Формирование гражданско-патриотического сознания молодежи.

2. Желание служить в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Проявление гражданской ответственности.

4.Уважительное отношение к старшему поколению, историческому прошлому Родины, обычаям и традициям.

5. Гордость за своё отечество, за символы государства, за свой народ.

6. Стремление посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

7. Повышение уровня физической подготовки учащихся.

8. Повышение интереса к туризму и спорту.


Я считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.

Занимаясь проблемами индивидуализации обучения, стараюсь оптимально сочетать и традиционные, и инновационные образовательные технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии:

1.    Технология уровневой дифференциации. От степени развития того или иного компонента зависят уровни физической и интеллектуальной активности. Идея заключается в том, чтобы через организованный процесс обучения целенаправленно вести учащихся от одного уровня физической и интеллектуальной к другому, более высокому. Решить эту проблему возможно только при дифференцированном подходе.

Дифференцированный подход осуществляется мною по трём направлениям:

- изучение и учёт индивидуальных особенностей и здоровья учащихся;

- управление деятельностью учащихся;

- активизация самостоятельной деятельности учащихся.

2.    Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

При планировании своей педагогической деятельности стараюсь придерживаться следующих принципов:

- создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

3.      Технология модульного обучения – это единое целое, составленное из взаимосвязанных элементов, т.е. определенных видов работы, которые выполняют учащиеся. Таким образом, учитель разделяет занятия по определенным модулям:

1. Выживание в экстремальных ситуациях.

2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

4. Основы обороны государства.

4.    Интерактивные технологии – я использую для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Вместе с ребятами мы разрабатываем упражнения для урока, обсуждаем их здоровьесберегающую направленность и степень полезности для формирования безопасной жизнедеятельности учащихся. У ребят развивается взаимоответственность, вера в силу собственных возможностей и товарищей. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

5.      Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:

- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;

- самообразованию и самоорганизации;

- синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.

В целях развития у учащихся потребности добросовестно трудиться на благо Родины и готовности с достоинством и честью защищать своё Отечество в школе большое внимание уделяется их военно-патриотическому воспитанию. В этой работе активное участие принимает весь педагогический коллектив.

Результаты инновационных образовательных технологий в обучении и воспитании на кружках правоохранительной направленности

Сущностные характеристики опыта



Тема инновационного педагогического опыта

Роль ситуационного обучения в преподавании кружков

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Анализируя содержание программы курса занятий, я пришёл к выводу, что они предусматривают, в основном, проведение занятий информационного характера. Недостаточное внимание уделяется занятиям, которые могли бы научить обучающихся, оказавшихся в опасных ситуациях, правильным практическим действиям.  

Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

С целью выработки навыков правильного поведения обучающихся при их попадании в экстремальную или чрезвычайную ситуации больше времени на уроках уделять практическим действиям, применяя разработанные мною ситуационные задания, выполненные с использованием компьютерной техники.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна,  трудоёмкость, риски)

Из всех существующих методов, на мой взгляд, особого внимания при преподавании занятий кружка заслуживает метод ситуационного обучения, конечной целью которого является воспитание у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, выработка навыков правильного анализа ЭС и адекватность поведения, обучения грамотным действиям.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый уровень профессионализма)

Имея опыт работы преподавателем ОБЖ я убедился в целесообразности использования метода ситуативного обучения при изучении разделов «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» и «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Результат изменений

Важный момент в преподавании курса кружка – выработка у учащихся положительных мотивов к изучению предмета. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий. Необходимо, чтобы каждый обучающийся понял «Это может случиться со мной», тогда они будут готовы, на основе полученных знаний, к грамотным действиям при попадании в опасные ситуации. Большинство моих учеников хорошо усвоили эту истину.

 

Опыт работы учителем ОБЖ показывает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования, каким является курс ОБЖ. Так как каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, когда от наших действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе и преподавание кружков правоохранительной направленности, с использованием различных методов обучения на дополнительных занятиях. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса  ОБЖ и дополнительных занятий кружка.

При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующим принципам:
- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

- создание ситуации с элементами риска и опасности.

Сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий их выполнения эффективно вырабатывает готовность, устойчивые психофизиологические структуры, обобщённые способы действий.

Эффективность подготовки учащихся довольно высока при использовании в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, которые легко запоминаются и воспроизводятся. Применение их в ходе учебных игр помогает достаточно быстро выработать стереотип поведения, необходимый для той или иной опасной ситуации. С проблемами, поставленными в ситуационных заданиях, обучаемые не всегда могут справиться на занятиях, т.е. иногда получают домашнее задание – доработать поставленный вопрос.

Ситуационные задачи и специальные алгоритмы я использую также и для проведения контрольных занятий.

При применении метода ситуационного обучения не последнюю роль играет и компьютерная техника как при составлении ситуационных задач и алгоритмов, так и при обучении и проверке знаний обучающихся.


Таким образом, роль ситуационного обучения по многим разделам и темам курса кружков неоценима для получения учащимися глубоких и прочных знаний, выработки правильного поведения при попадании в опасные ситуации.

 

Использование игровых методов и тестирования.

 

К сожалению, должен заметить, что специальные олимпиады и научно

практические конференции всех уровней по курсу ОБЖ не проводятся.

Тем не  менее, у учащихся есть возможность проявить свои знания и практические навыки  в игровых  конкурсах и тестах. Так на своих кружках целесообразно применять игровые методы обучения  используя,  например популярный способ разгадывания кроссвордов. 

На кружках вполне оправданно применение  в обучении тестирования.



Примерное использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания курса ОБЖ и на кружках.


№ п\п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Формы представления результатов

1

Диагностический

1.Анализ затруднений.

2.Постановка проблемы.

3.Изучение методической литературы и опыта преподавателей ОБЖ.

В течении учебного года 

1. Консультации с руководителем МО ОБЖ

2. Подбор и составление списка литературы по теме.

2

Прогностический

1. Определение цели и задач работы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 

1.Прохождение курсов повышения квалификации

3

Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса.

4. Корректировка работы.

 

1.«Применение здоровьесберегающей технологии обучения».

2.«Роль ситуационного обучения в преподавании ОБЖ».

3.«Дифференцированный подход к формированию культуры безопасности личности».

4.Мастер-класс «Использование ИКТ при проведении занятий по теме «Безопасность на дорогах».

5. Урок «Аварии с выбросом радиоактивных веществ».

4

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы.

3. Представление материалов.

 

1. Выступление на муниципальном заседании по ОБЖ «Роль и значение применения инновационных образовательных технологий на уроках».

2.Выступление на заседании ММО «Использование ИКТ на уроках ОБЖ и кружках».

 

5

Внедрение в практику

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта.

 

Индивидуальный творческий проект «Роль инновационных образовательных технологий в процессе преподавания курса ОБЖ и кружков».


Правоохранительная направленность в МАОУ СОШ №2 - обеспечение условий для развития патриотического, гражданского и нравственного воспитания подростков, формирования нравственной, патриотически-настроенной, творчески активной личности, ведущей здоровый образ жизни, участвующей в конкретных делах на благо Отечества.

Основная задача – профилактика и педагогическая коррекция противоправного поведения несовершеннолетних подростков.

Важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание обучающихся и формирование устойчивости к антиобщественным проявлениям, в том числе экстремистской направленности. Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.

Деятельность кружка осуществлялась по следующим направлениям деятельности: аналитическая, организационно-методическая, образовательная, консультационная, информационная, профилактическая, просветительская.

 

1. Аналитическая

Привлечение детей в отряды правоохранительной направленности «Юные друзья полиции» и «Юный патриот» имеет высокий профилактический эффект, так как позволяет занять их общественно-полезной деятельностью и отвлечь от совершения противоправных поступков. В объединениях ЮДП проводятся беседы, встречи с инспектором ОДН, агитационная работа, акции, ребята также принимают участие в городских, региональных, Всероссийский конкурсах и мероприятиях.

 2. Организационно-методическая деятельность направлена на повышение компетентности руководителей детских объединения ЮДП. На следующий учебный год разработан перспективный план работы детских объединений,  методические рекомендации по составлению отчетности.

3. Образовательная

Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Участие в конкурсах способствует    актуализации и презентации собственных педагогических находок и достижений.

В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа.

Свидетельство о размещении авторского материала на сайте Мультиурок.

4. Консультационная

Руководителям оказывается консультационная поддержка, рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.

5. Информационная

На следующий год планируется составить план методических рекомендаций: памятка по составлению отчета,  рекомендации педагогам дополнительного образования для участия в конкурсах.

 6. Профилактическая

Профилактическая работа является одним из эффективных способов для нормальной социализации личности. Проведение профилактической беседы дает возможность предотвратить зарождение проблем у детей. Используя данный метод работы, можно сформировать у ребенка нравственную и психологическую устойчивость к негативным явлениям окружающего мира. Профилактическая беседа способствует защите ребенка от отрицательных социальных факторов.

7. Просветительская

Под таковой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.

В течение второго полугодия 2023 года были розданы памятки о правилах поведения на памятных местах.

Анализ работы за первое полугодие показал, что в целом методическая деятельность была продуктивной и эффективной.

В целях повышения патриотического, гражданского и нравственного воспитания подрастающего поколения в течение следующего учебного года следует:

✓ Организовать выпуск методической продукции:

✓ Продолжить сотрудничество с государственными  органами и образовательными учреждениями для реализации программ, направленных на воспитание чувства гражданственности, ответственности за судьбу страны, уважения к государственной символике.

Для этого методисту по правоохранительной направленности в своей деятельности на следующий учебный год необходимо решить следующие задачи:

✓ Формирование и реализация плана районных массовых мероприятий по патриотическому направлению;

✓ Приведение нормативно-правовых документов в соответствие с действующим законодательством РФ;

✓ Сбор и распространение передового опыта и инновационных технологий по патриотическому воспитанию;

✓ Проведение семинаров, деловых игр для педагогов образовательных организаций  по патриотическому направлению;

✓ Участие в конкурсах, онлайн - олимпиадах и т.д.

Анализ состояния проводимой работы по правоохранительной направленности позволяет сделать вывод, что основные теоретические подходы к организации нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения соответствует современным требованиям.

 

Мои ученики, посещающие кружок ЮДП систематически участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места:

2020 год: муниципальный конкурс отрядов ЮДП «Тестирование на правовую тематику» отрядов правоохранительной направленности (1 место).

2021 год: областной творческий конкурс «На Волжских рубежах» (3 место), международный творческий конкурс «Пожарная охрана России и родного края» (1 место).

2022 год: Международная научно- практическая конференция «От школьного проекта- к профессиональной карьере» «Забытые в прошлом» (3 место), Межрегиональная научно- практическая конференция школьников «Шаг в науку» Секция «Основы здорового образа жизни» (1 место), Областной открытый творческий конкурс детского общественного движения правоохранительной направленности «Юный друг полиции» «Юность- Долг- Профессия» (2 место, 3 место).

2023 год: Международная научно- практическая конференция «От школьного проекта- к профессиональной карьере» «Раздельный сбор отходов – реально ли?» (2 место), Межрегиональный тур Всероссийского детско-юношеского конкурса научно-практических и исследовательских работ в области пожарной безопасности «Мир в наших руках» (1 место).

Мои ученики, посещающие кружок «Юный патриот» систематически участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места:

2020 год: Межмуниципальный конкурс проектных работ «Горизонты будущего» (2 место), муниципальный этап областного конкурса «Неопалимая купина» (1 место), муниципальный конкурс отрядов юных помощников полиции «Безопасное колесо» (2 место).

2021 год: международный конкурс- игра по ОБЖ «Муравей» (3 место), региональный конкурс по противопожарной тематике «Неопалимая купина» (1 место).


Привлечение детей в отряды правоохранительной направленности «Юный друг полиции» и «Юный патриот» имеет высокий профилактический эффект, так как позволяет занять их общественно-полезной деятельностью и отвлечь от совершения противоправных поступков. Это не только профилактика преступлений среди несовершеннолетних, это и создание положительного микроклимата в школе между учащимися разных классов, а также профессиональная ориентация обучающихся. Основная цель деятельности отряда ЮДП и «Юный патриот» - воспитание высоких гражданских идеалов, любви к Отечеству; активизации правового воспитания подрастающего поколения и повышение правовой активности учащихся. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: - повышение образовательного уровня детей и проведение правовой пропаганды; - проведение профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; - углубленное изучение законов, нормативных актов; - участие в рейдах с сотрудниками полиции; - повышение уровня нравственности, гражданской активности, физической подготовки. Основными принципами деятельности являются коллективность, гласность, единство, равноправие, сотрудничество. Поиск и внедрение новых организационных форм дает возможность выявлять индивидуальные качества учащегося, учит диалогическому общению, развивает эмоциональную сферу. Пропагандистская деятельность заключатся в организации разъяснительной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, здорового образа жизни, проведении бесед, викторин с демонстрацией сюжетов по вопросам безопасности детей, проведение массово-разъяснигельной работы по пропаганде соблюдения нормативных актов Российской Федерации, Устава школы. Мне как организатору кружков, необходимо изучать   и   учитывать   жизненный   опыт   учеников,   их   интересы, особенности развития. Используемые  мною технологии   способствуют   повышению   интереса   детей   к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ и всё, что относится к изучению правоохранительной направленности, один  из   важных   предметов,   обучающий   детей   правильно   ориентироваться   в современной жизни.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!