СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация детских видов деятельности с учётом психолого-педагогических и логопедических особенностей детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

коррекционный педагог для эффективности своей работы организует деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи,  учитывая  психологические особенности каждого ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Организация детских видов деятельности с учётом психолого-педагогических и логопедических особенностей детей с ОНР»


Организация детских видов деятельности

с учётом психолого-педагогических и логопедических особенностей детей с ОНР



Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. В дошкольном возрасте ребенок начинает самостоятельно определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

В процессе общего психофизического развития ребенка формируется речь. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей - детях с речевыми нарушениями.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на занятии, встают, ходят по группе. Между занятиями дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после на занятии с трудом сосредотачиваются.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля над собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется.

Поэтому в процессе обучения и воспитания большое внимание необходимо уделять развитию психических процессов и функций ребенка: внимания, восприятия, памяти, мышления и внутренней речи, участвующих в развитии интеллекта и личности ребенка в целом.

В режим детского сада входят различные виды деятельности детей: игровая, учебная, трудовая и нерегламентированная. И все виды деятельности взаимосвязаны с формированием психических процессов у дошкольников, имеющих речевые патологии.

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой.

Именно в игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре: замкнутость, конфликтность, агрессивность. Большинство детей-логопатов не могут организовать игры, им необходима помощь со стороны взрослых, они не используют предметы-заместители, предпочитают играть по одному, конфликтные ситуации в игре часто решают с помощью плача, жалоб взрослому, прибегают к силовым методам.

Поэтому сначала мы организуем игры с малой речевой активностью, направленные на развитие внимания, коммуникативных способностей. По мере формирования лексико-грамматических категорий у детей мы предлагаем дидактические игры и упражнения с более сложными заданиями на развитие памяти, мышления, воображения, постепенно усложняем тематику сюжетно-ролевых и творческих игр.

В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре дети с речевыми проблемами удовлетворяют потребность «быть как взрослый», реализовывают свои желания и мысли. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят согласно мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие ребенка-логопата. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

В игре формируются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к младшему школьному возрасту у детей с нарушениями речи результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Упражнения и игры, направленные на развитие познавательной сферы, пальчиковые игры, массаж кистей рук, дыхательные упражнения, динамические упражнения, упражнения, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксация) включаем в структуру занятия, что способствует реализации учебных и воспитательных целей. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка-логопата, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление. Все упражнения располагаются от простого к сложному, от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической.

В процессе обучения мы сочетаем упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, используем различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные качества детей. Большое значение придаем развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.

Важно научить ребенка-логопата выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Это возможно при проведении различных видов практической деятельности. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта - рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями: анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

У детей-логопатов внимание неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно, отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями. Большинство детей складывают изображение из готовых форм, рисовать отказываются без помощи взрослого. Вызывает трудность у детей-логопатов дифференциация правой и левой стороны. Воображение у детей отсутствует, поэтому на вопрос: на что похож круг?– затрудняются ответить. Нашим детям нужен неоднократный показ, образец.

В своей работе мы используем разнообразные материалы: различные рамочки, печати, трафареты, штампики, палочки, колпачки, зубные щётки, природный и бросовый материал, мыло, свечи, поролон и т.д. На обучающих занятиях учим детей различной технике изображения. Самой доступной для детей-логопатов является “пальцевая живопись”. Пальчиками дети рисуют деревья, цветы, грибы, животных. Далее дети рисуют ладошками своё настроение, птиц, себя. Это развивает мелкую моторику, которая очень слабо развита у детей с нарушениями речи. Монотипия и кляксография превращают детей в настоящих волшебников, позволяющих расколдовывать бабочек, жуков, цветы, листья. Прекрасные дома, транспорт получаются приёмом печатания. Для печаток использую кубики, кирпичики, пробочки, колпачки.

У детей-логопатов, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому важна работа над их развитием. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. С детьми мы проводим простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: “Дорожки”, “Дождик”, “Парашютисты”; ритмические круговые движения “Намотаем нитки”, “Соберем веревочку”; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях “Летит бабочка”, обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка. Штриховка дается в первую очередь, так как необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу. Подобраны игры и упражнения по развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей, которые используем на занятиях по изодеятельности.

Во время проведения трудовой деятельности с детьми-логопатами, мы не только развиваем психические процессы, но и формируем такие качества ребенка, как трудолюбие, целенаправленность, организованность, умение преодолевать трудности.

Отмечающееся у детей-логопатов снижение контроля за деятельностью сопровождается ошибками, которые при частично правильном выполнении трудового поручения приводят к неправильному результату. Поэтому важно соблюдать постоянство требований к последовательности выполнения, к качеству трудовых действий и результату, учитывать возможности ребенка, поощрять желания помогать старшим и своим товарищам. При организации труда должна быть спокойная деловая обстановка. Для активизации трудовой деятельности мы изготовили яркие, красочные пособия, модели и схемы, подобрали разнообразный инвентарь. Учитывая особенности детей-логопатов, мы постоянно используем показ трудовых действий, пояснение значения труда и в природе, и хозяйственно-бытовом труде.

Систематическое участие в трудовой деятельности помогает детям с нарушением речи развивать психические процессы, придает им уверенность в своих силах, формирует стремление преодолевать посильные трудности и получать удовлетворение от проделанной работы.

Организация жизни и деятельности детей в логопедическом детском саду имеет свои особенности. Утренний отрезок времени (с 7.30-ти до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты. При этом мы стремимся в каждый момент общения с детьми решить задачи коррекционного воспитания и обучения через словесные, дидактические игры, психогимнастику. Все свободное время может быть заполнено организованной игрой или предоставлено детям для занятий по интересам. Именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть обучен играть с ними, уметь взаимодействовать с товарищами, руководствоваться правилами и подчиняться им. Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки.

На прогулке коррекционно-образовательные задачи решаются за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, животными и птицами, растениями, через игры с правилами, дидактические игры, индивидуальную работу по развитию психических процессов. Упражнения «Запомни и повтори», «Чего не хватает», «Сколько было, сколько стало» помогают развивать память, игры «Найди такой же предмет», «Чем отличаются, чем похожи», «Найди такой же» развивают внимание.

При организации дневного сна, чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, даем прослушать с закрытыми глазами записи звуков леса и небольшие фрагменты специально подобранных художественных произведений. Пробуждение детей проходит не одновременно и чтобы обеспечить плавный постепенный выход детей из сна без пяти минут три включаем магнитофон на небольшую громкость со спокойной музыкой, постепенно по мере просыпания детей, громкость повышаем. После того как дети проснулись - проводится "Динамическая гимнастика" - специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение. Закаливающие процедуры и одевание детей проводится под динамичную музыку. Для самостоятельной деятельности детей подбираем игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия, которые носят закрепляющий характер. Режим дня точно выверен по видам нагрузки и строго соблюдается. Необходимо принять меры по предупреждению усталости, так как дети с речевыми нарушениями быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Для этого в течение дня мы используем различные формы двигательной активности: игры различной подвижности, гимнастика, разминки, физминутки.

Таким образом, при планировании детских видов деятельности важно учитывать психолого-педагогические и логопедические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи для всестороннего развития, для подготовки к школьному обучению. Направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познанию знаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально-волевого развития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению.









Список литературы

1Флерова Ж.М. Логопедия. Неправильности речи, встречающиеся у детей. / Р-на-Д. «Феникс», 2000.
2. Научно-методический журнал Логопед. №3 2009. Лизунова Л.Р. Организация единого речевого режима в ДОУ.
3. Умнякова Н.Л. Особенности занятий в режимах ограничения речи с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием. /Дошкольная педагогика /Январь, Февраль/ 2005.
4. Карпова СИ., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы./ Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.
6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2004.
7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.-М., 1999.
8. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / под ред. О.А. Степановой. М., 2008.
9. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Авт. сост. Г.В. Чиркина. М., 2008. Лекции





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!