СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация дистанционного обучения по предмету «русский язык» в 3 классе на примере образовательной платформы «яндекс.учебник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект создан в условиях дистанционного образования на платформе Яндекс. Учебник (из личного опыта). Предназначен для учителей при организации работы на этой платформе.

Просмотр содержимого документа
«Организация дистанционного обучения по предмету «русский язык» в 3 классе на примере образовательной платформы «яндекс.учебник»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 130 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»







ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 3 КЛАССЕ НА ПРИМЕРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ «ЯНДЕКС.УЧЕБНИК»




Материал представлен для участия в муниципальном этапе
областного конкурса «Современные образовательные технологии»
в номинации «Лучший учитель»


Автор: Дубынина Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 130 г. Челябинска»


АННОТАЦИЯ

В апреле 2020 года все школы Российской Федерации в связи со сложившейся пандемической ситуацией в считанные дни перешли на дистанционный формат обучения. Учителям пришлось решать не только задачи технического и методического характера, но и вопросы мотивации обучающихся, полного их вовлечения в образовательный процесс, поддержания учебной дисциплины. Кроме того, важно было в новых условиях организовать мониторинг качества освоения учебного материала и информирование родителей как полноправных участников образовательного процесса.

В этих условиях остро ощущалась нехватка чётких исчерпывающих инструкций, где был бы пошагово описан процесс организации дистанционного обучения. Материалы, представленные нами на конкурс, как раз могут послужить таким руководством, выстроенным на осмыслении практической деятельности и предварительном анализе полученных результатов.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В условиях эпидемиологической ситуации в мире и вынужденного перехода на дистант все участники образовательного процесса столкнулись с вопросом: как организовать обучение исключительно в онлайн-режиме, чтобы при этом сохранить уровень знаний обучающихся и дать возможность получить новые прочные знания с учётом образовательной программы?

Нельзя сказать, что дистанционные методы обучения – это что-то новое для учителя. На самом деле цифровизация образования идёт уже давно. Всем учителям известны такие образовательные платформы, как «Яндекс.Учебник», «Учи.Ру», «ЯКласс» и другие, многие из нас использовали дистанционные методы для выстраивания индивидуальной работы с обучающимися. Однако в любом случае это было комбинированное обучение. Поэтому реализация образовательного процесса исключительно в дистанционных условиях – это действительно инновационный опыт.

Мы решили апробировать проект внедрения полного дистанционного обучения в образовательном процессе на примере курса «Русский язык. 3 класс» по программе «Школа России».


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Организовать эффективный процесс обучения по курсу «Русский язык. 3 класс» по программе «Школа России» в дистанционном формате через образовательную платформу «Яндекс.Учебник».


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Изучить имеющийся опыт дистанционного обучения, выбрать оптимальную образовательную платформу для обучающихся 3 класса.

2. Провести экспертизу учебных заданий, представленных на платформе «Яндекс.Учебник», на предмет их соответствия образовательной программе.

3. Разработать алгоритм-схему организации дистанционного урока по русскому языку с учётом возможностей образовательной платформы «Яндекс.Учебник».

4. Организовать процесс обучения по предмету «Русский язык» в 3 классе в дистанционном формате.

5. Провести мониторинг знаний обучающихся по предмету «Русский язык» в сентябре 2020 года.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

Содержание

I этап – подготовительный

февраль–март 2020 г.

изучение исследований по проблеме внедрения дистанционного обучения, изучение опыта использования методов дистанционного обучения в начальной школе, создание необходимых для реализации и внедрения проекта условий

II этап – основной

март–май 2020 г.

реализация проекта

III этап – заключительный

сентябрь 2020 г.

анализ проведенной работы, систематизация полученных результатов, обобщение и распространение опыта, проектирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Жизнь современного человека протекает очень динамично, научно-технические достижения кардинально меняют наши представления и наши возможности. Высокий темп общественного прогресса обуславливает быстрое устаревание знаний, становится необходимой их непрерывная актуализация. Понятно, что для этого нужны более мобильные образовательные форматы, поэтому именно «дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от наличия временных и пространственных поясов» [4, с. 4].

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания. Следовательно, когда мы говорим о процессе дистанционного обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой. Можно сделать вывод о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и пр. Характерными же чертами дистанционного образования являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), использование специализированных технологий и средств обучения и т. д.

Изучая опыт применения методов дистанционного обучения, мы ознакомились с материалами фестиваля школьных учителей «Цифровое поколение России», изучили материалы семинара Дмитрия Растворова «Технологии электронного обучения. Цифровая образовательная платформа для начальной школы “Яндекс. Учебник”».

Изучив приемлемые образовательные платформы для детей начальной школы, мы остановились именно на платформе «Яндекс.Учебник» – это бесплатный сервис, в нём собраны традиционные задания по предметам «Русский язык», «Математика» и «Окружающий мир», а кроме того, данная платформа является достаточно гибкой, предоставляя учителю свободу действий. Характеризуя преимущества данной платформы, Д. Растворов отмечает: «Платформа позволяет выстраивать обучение в соответствии с психо-физиологическими особенностями, мы не представляем обучающий контент, мы представляем только задания, учитель сам определяет систему» [3].

Платформа содержит большое количество заданий разной степени сложности, которые 1) соответствуют школьной программе; 2) позволяют применить дифференцированный подход в процессе обучения и выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Все разделы курса «Русский язык» разработаны на основе примерных программ по учебным предметам и соответствуют ФГОС (рис. 1).

Рис. 1 Разделы курса «Русский язык»

В «Яндекс.Учебнике» собрано более 12 тыс. заданий по русскому языку. Здесь имеются разнообразные упражнения по темам программы как для отработки навыков, так и для проверки знаний (рис. 2).

Рис. 2 Темы разделов курса «Русский язык. 3 класс»

Для нас преимуществом в работе на платформе «Яндекс.Учебник» стала возможность вести видеотрансляцию урока. При этом ученикам не нужно устанавливать никаких специальных приложений. Необходимость такого контакта хотя бы в онлайн-формате представлялась нам очень важной и соответствовала особенностям возрастной психологии. По словам Л. С. Выготского, «слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель … установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения младшие школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников младшего школьного возраста» [2, с. 65]. На платформе «Яндекс.Учебник» такая возможность есть. Обучающиеся могут видеть и слышать учителя, задавая вопросы в чате (рис. 3).



Рис. 3 Взаимодействие обучающихся с учителем в чате




Вывод: преимуществами пользования программой являются:

для учителей

– единый доступ к заданиям из разных учебников и рабочих тетрадей;

– удобный инструмент для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ;

– аналитические инструменты для наблюдения за результатами и прогрессом каждого ученика;

– экономия времени на подготовку к урокам и проверку выполненных заданий;

– автоматизированная проверка домашних работ.

для обучающихся

– интересные, интерактивные задания повышают интерес и мотивацию к занятиям;

– домашняя работа в электронном виде занимает меньше времени;

– результат можно увидеть сразу после решения;

– легко наверстать учебную программу, если пропустил занятие.


II ЭТАП – ОСНОВНОЙ

АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЕ ЯНДЕКС.УЧЕБНИК

Все задания разработаны на основе примерной программы по русскому языку, соответствуют ФГОС начального общего образования и рабочей программе учителя. Здесь имеются задания как для отработки навыков, так и для проверки знаний (таблица 1). Сравним темы уроков по календарно-тематическому планированию и на платформе «Яндекс.Учебник» на примере темы «Глагол».

Таблица 1

Соответствие тем уроков из КТП с учебными занятиями
на платформе «Яндекс.Учебник»

Темы из КТП по учебнику
Канакиной В. П., Горецкого В. Г.
«Русский язык. 3 класс»»
(«Школа России»)

Готовые занятия для 3 класса
на образовательной платформе
«Яндекс.Учебник».

10.1 Значение и употребление глаголов в речи. Упражнения для закрепления.

Роль глагола в речи.

10.2 Значение и употребление глаголов в речи. Закрепление. РРЯ Дело мастера боится.

Роль глагола в речи. Наблюдаем и сравниваем

10.3 Неопределённая форма глагола.

Изучаем начальную форму глаголов.

10.4 Неопределённая форма глагола. Закрепление.

Изучаем начальную форму глаголов.

10.5 Число глаголов.

Определяем число глаголов.

10.6 Число глаголов. Закрепление.

Определяем число глаголов.

10.7 Времена глаголов. Словарный диктант.

Тренируемся определять время глагола. Правописание. Словарные слова.

10.8 Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

Морфология. Времена глаголов.

10.9 Изменение глаголов по временам.

Морфология. Времена глаголов.

10.10 Изменение глаголов по временам. Закрепление. РРЯ Заиграйте мои гусли.

Морфология. Времена глаголов.

10.11 Обучающее изложение «Лось».

Учимся писать изложение.

10.12 Род глаголов в прошедшем времени.

Учимся определять род глагола в прошедшем времени.

10.13 Род глаголов в прошедшем времени. Закрепление.

Учимся определять род глагола в прошедшем времени

10.14 Правописание частицы НЕ с глаголами.

Тренируемся писать НЕ с глаголами.

10.15 Правописание частицы НЕ с глаголами. Закрепление. (1-й из 1 ч.)

Тренируемся писать НЕ с глаголами.

10.16 Обобщение знаний о глаголе. РРЯ Что ни город, то норов.

Глагол как част речи: закрепляем тему.

10.17 Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант.

Правописание. Словарные слова.

10.18 Обобщение знаний о глаголе. Подготовка к контрольному диктанту.

Правописание.

10.19 Контрольный диктант за год

Правописание.

Все задания очень интересны, красочны, хорошо разработаны (рис. 4)

Рис. 4 Красочные и интересные задания

Учитель имеет возможность следить за рейтингом каждого ребёнка. Это можно видеть в результате выполнения заданий каждого урока.

Кроме того, учителю видны ошибки, допущенные обучающимся по каждому конкретному заданию, статистика по каждому ребёнку, по всему классу. Он видит, как занимается обучающийся на каждом уроке (рис. 5).

Рис. 5 Инструменты мониторинга образовательного процесса

Учитель может использовать задания для проведения классной, домашней или контрольной работы. Сервис самостоятельно проверяет ответы учащихся и формирует отчет о проделанной работе. Это значительно облегчает работу учителя по разработке заданий контрольных работ и проверке домашних заданий. Просматривая выполнение заданий, учитель сразу видит, где были допущены ошибки, и уже может планировать последующие задания с учётом пробелов.

Вывод: плюсы и минусы заданий и занятий на образовательной платформе «Яндекс.Учебник» представлены в табл. 2.



Таблица 2

+

-

Простота использования платформы как для учителя, так и для обучающихся и родителей.

Недостаточно инструкций в заданиях для выделения правильных ответов или для соединений необходимых вариантов ответа.

Учитель может сам составлять занятия из банка заданий по уровням.

Готовых заданий по определённым темам недостаточно.

Учитель может задавать дату и время выполнения заданий.

При перегрузке платформы занятие зависает и задание считается невыполненным либо выдаёт ошибку.

Возможность выводить задания на доску и разбирать с обучающимися.

При разборе заданий иногда пропадает звук.

Возможность проводить видеоурок и общаться в чате.

При ежедневном проведении видеоуроков платформа разрешает проводить не более одного урока, затем блокирует видеотрансляцию.

Ведется статистика по каждому ребёнку и классу.


Возможность родителю анализировать выполнение заданий ребёнком.




III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ
И МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВЕННОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

О результативности дистанционного обучения как об одной из современных образовательных технологий можно будет говорить в сентябре 2020 г. после проведения контрольных работ и ВПР по предмету «Русский язык». Что касается моих обучающихся, то 100 % детей работали в дистанционном режиме на образовательной платформе «Яндекс.Учебник»». Если сравнивать качественную успеваемость при очном обучении за первые два триместра с дистанционным обучением, то можно увидеть её рост. При дистанционном обучении качественная успеваемость увеличилась на 8 % и составила 76 % (табл. 3).

Таблица 3

Мониторинг качественной успеваемости обучающихся
в период дистанционного обучения (апрель–май 2020 г.)
и очного обучения (сентябрь–март 2019–2020 г.)

обучающегося по журналу

Качественная успеваемость
при дистанционном обучении, %

Качественная успеваемость при очном обучении, %

1.

93

81

2.

74

66

3.

76

62

4.

64

60

5.

77

69

6.

60

52

7.

72

65

8

60

57

9.

64

63

10.

90

72

11.

54

53

12.

85

79

13.

91

79

14.

90

81

15.

75

68

16.

82

75

17.

74

64

18.

70

62

19.

72

65

20.

66

58

21.

75

65

22.

62

58

23.

93

87

24.

94

90

25.

75

73

26.

81

80

27.

90

88

28.

62

60

Общая

по классу


76%


68%


Вывод: мы считаем, что дистанционное образование решает широкий спектр задач, однако заменить полностью традиционную форму обучения не сможет, хотя качественная успеваемость по предмету «Русский язык» в 3 классе при такой форме обучения выросла.

Почему произошёл рост успеваемости? Мы предполагаем, что большинство детей в 3 классе всё же использовали помощь родителей. При выполнении части заданий главным был взрослый, а не ребёнок. Учителю, к сожалению, при дистанционном обучении на образовательной платформе «Яндекс.Учебник» проконтролировать самостоятельность детей нельзя. Остаётся надеяться на сознательность родителей. Почему дети прибегали к родительской помощи? Мы видим это в недостатке инструкций при выполнении заданий. Обучающиеся просили помощи именно в техническом аспекте. Мы считаем, что при очном обучении необходимо использовать платформу «Яндекс.Учебник» именно для проведения инструктажа при многообразии различных заданий в виде таблиц и схем, разбирать и выполнять в классе задания на этой образовательной платформе.

Исходя из опыта работы по организации дистанционного урока по русскому языку на образовательной платформе «Яндекс.Учебник», хотим предложить алгоритм работы (табл. 4).

Таблица 4

Алгоритм разработки дистанционного урока на образовательной платформе «Яндекс.Учебник»

1. Определить тему дистанционного урока.

2. Определить тип дистанционного урока.

3. Определить форму дистанционного урока.

4. Проанализировать содержание заданий на образовательной платформе «Яндекс.Учебник» по теме урока.

5. Структурировать учебные элементы в уроке.

6. Опытная эксплуатация урока.

7. Модернизация урока после опытной эксплуатации.

8. Определить время и длительность урока.

9. Подготовить инструкции по обучению и выполнению заданий.

10. Проведение урока.

11. Анализ урока.


Чтобы у обучающихся была возможность планировать своё время, а учитель мог проводить видеоуроки без сбоев, так как платформа блокирует большое количество видеоуроков из-за экономии трафика, я составляла еженедельное расписание, в расписании организации режима работы обучающегося прописывала время работы, чередование видеоуроков и самостоятельной работы на «Яндекс.Учебнике» (рис. 6).



Рис. 6 Режим работы 20.04.2020–24.04.2020

Итак, современный учитель – это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Современный учитель должен владеть современными образовательными технологиями. Дистанционное образование – это одна из технологий современного обучения. Очень серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов. Применение самых различных педагогических методов становится в большей степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако необходимо отметить: при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы. И в данной ситуации становится концептуальным постоянное и непрерывное самосовершенствование как преподавателя, так и обучающегося.

Мой опыт организации работы с обучающимися в 3 классе доказал возможность эффективного дистанционного обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Околесов, О. П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения / О. П. Околесов // Педагогика. – 1999. – № 6. – С. 50–56.

2. Пидкасистый, П. И. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения / П. И. Пидкасистый, О. Б. Тыщенко // Педагогика. – 2000. – № 5. – С. 7–12.

3. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: Владос Пресс, 2006. – 365 с.

4. Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова // Молодой ученый. – 2015. – № 20. – С. 495–498.

5. Растворов, Д. Цифровая образовательная среда и электронное обучение в образовательной организации [Электронный ресурс] / Д. Растворов. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/other/40806946-dmitriy-rastvorov-tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-i-elektronnoe-obuchenie-v-obrazovatelnoy-organizatsii/

6. Образовательная платформа «Яндекс.Учебник». Главная страница [Электронный ресурс] // ООО «Яндекс», 2018–2020. – Режим доступа: https://education.yandex.ru/lab/classes/218095/lessons/mathematics/complete/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!