СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель коррекционно-развивающей работы: осуществление психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создание социально-психологических условий для развития предметно-образовательной среды, обеспечивающей психофизическое здоровье младших школьников, их эмоциональное благополучие, а также межличностное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса – детей, родителей, педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение коррекционно-развивающей работы педагога-психолога»

Организация и проведение

коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

за 2020-2022 год.


Цель коррекционно-развивающей работы: осуществление психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создание социально-психологических условий для развития предметно-образовательной среды, обеспечивающей психофизическое здоровье младших школьников, их эмоциональное благополучие, а также межличностное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса – детей, родителей, педагогов.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

  1. Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации маршрута;

  2. Содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;

  3. Вести работу, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений, трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся.

План работы на учебный год составлен в следующих направлениях: психопрофилактика, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение, профилактика буллинга, работа с детьми «группы риска».

В начале каждого учебного года проводится исследование первоклассников с целью выявления готовности к школьному обучению.

Каждое обследование состояло из трех тестов:

  1. Тест К. Йерасика для определения насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности.

  2. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасика;

  3. Шкала тревожности Сирса.


Таб. 1 – Количество учащихся прошедших тестирование.


2020-2021 год

53

2021-2022 год

55

Всего:

108



Таб. 2 – Динамика сформированности у учащихся необходимых навыков для школы за 2020-2022 учебный год.

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

2020-2021

31%

56%

21%

2%

2021-2022

34%

54%

18%

1%





По результатам исследования 1 теста (тест К. Йерасика) удалось определить процент учащихся с низким уровнем сформированности необходимых навыков для школы, для проведение дальнейшем работы. 87-88% учащихся имеют стабильную положительную динамику.

В течение 2020-2021 учебного года с учащимися проводились дополнительные коррекционно-развивающие занятия и консультации.

Посещено 2 родительских собрания (1 «А», 1 «Б» классах). Для родителей первоклассников проведено анкетирование с целью определения самочувствия ребенка и его адаптации к школе. Всего участвовало в анкетировании – 42 родителя. С итогами исследования родители ознакомлены на родительском собрании. 

Даны рекомендации родителям: важно всячески поддерживать своего ребенка, искренне интересоваться школьной жизнью ребенка, укреплять учебную мотивацию ребенка. Очень важно опираться на желание ребенка учиться.

Посещены уроки первоклассников – 22 урока (Шкута Л. Н., Старунова Ю.Г)

По вопросам адаптации первоклассников проведены собрания с учителями, которые работают с первоклассниками, где озвучены результаты исследования учащихся. Педагоги ознакомлены с мониторингом исследования первоклассников готовности к школе за 2020-2021 учебный год. Педагогам рекомендовано поддерживать и помогать обучающимся преодолевать трудности в обучении.

В течение 2021-2022 учебного года было проведено повторное исследование уровня адаптации учащихся первых классов и будущих первоклассников, в ходе проведения работы установлено, что адаптационный период первоклассники проходят успешно. 

За 2 года исследовано: 108 первоклассников. Как видно из табличных данных и диаграммы, что процент учащихся с низким уровнем адаптации и уровнем ниже среднего по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 1-3 %.

Можно выделить, что развитие мыслительных операций у детей повышается, развиваются навыки необходимые для успешной адаптации. По итогам исследований сделан вывод: проблема адаптации 1-ых классов к школе является актуальной. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. В связи с этим, родителям и педагогам вести работу по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости. В опросе приняли участие учащиеся 1-4 классов и классы коррекции (291 учащийся). Данный опросник был проведен с целью оценки личностной зрелости учащегося, соответствие уровня развития возрасту учащегося.

Таб. 3 – Результаты ориентировочного теста школьной зрелости за 2020-2022 учебный год.

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2020-2021

15%

38%

23%

2021-2022

30%

44%

17%



Полученные результаты характеризуют учащихся с позиции общего психического развития. Свидетельствуют о формировании мелкой моторики, умении выполнять заданные образцы, так же характеризуя произвольность психической деятельности.

В начале 2020-2021 учебного года в тестировании приняло участие 144 человека, из них: 15% высокий уровень, 38% средний уровень, 23% низкий уровень общего психического развития.

С учащимися показавшими низкие результаты (24 человека) была проведена дополнительная коррекционно-развивающая работа. Диагностика «Что такое хорошо и что такое плохо» (Н. В. Кулешовой); с учащимися «группа риска» - 4 учащихся. Проведены психологические игры с целью снятия тревожности, эмоционального напряжения. Коррекционные и психологические занятия для учащихся «группа риска» проводились по плану и единому расписанию. Проведено родительское собрание для родителей учащихся «группы риска» на тему: «Как общаться с ребенком». Участие приняли: 7 родителей.

В течение года проводилась диагностика познавательной УУД (исследование умственного развития) в котором приняло участие 88 учащихся 2-4 классов. Учащиеся показали следующие результаты: 24% - высокий уровень; 61% - средний уровень; 15% - низкий уровень.

Были даны следующие рекомендации: классным руководителям выстроить дальнейшую коррекционную работу для развития словарного запаса обучающихся, умения абстрагировать, выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать отношения и логические связи между предметами, интеллектуальные операции обобщения.

Диагностика коммуникативных УУД в 1-х классах (52 учащихся) по методике «Тарелочка». (Г. А. Цукерман) с целью изучения сформированности навыков взаимодействия учащихся, в ситуации предъявленной учебной задачи. Все занятия проводились в игровой форме. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В начале 2021-2022 учебного года проводилось повторное обследование начальных классов с целью определения положительной динамики после проведения коррекционно-развивающей работы.

По результатам диагностики, число обучающихся с высоким уровнем школьной зрелости увеличилось с 15% до 30%, число обучающихся со средним уровнем выросло с 38% до 44%.

В течении полугодия выявлено 7 обучающихся с агрессивным поведением, с которыми проведены: диагностика поведения, отношения в семье, индивидуальные беседы, беседы в присутствии родителей, директора школы, с классными руководителями. В связи с участившимися агрессивными поведениями обучающихся создана программа тренингов занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста «Прогоним гнев». Для снятия агрессии проведены тренинги, выставка рисунков на тему: «Необыкновенные мостики». Велось наблюдение со стороны классных руководителей. К концу полугодия со стороны этих обучающихся не наблюдалось агрессивного поведение. Все обучающиеся охвачены внеурочными делами, являются участниками внеклассных и спортивных мероприятий.

А также для определения уровня тревожности учащихся начальных классов использована методика «Шкала тревожности Сирса».


Таб. 4 – результаты определения уровня тревожности учащихся начальных классов за 2020-2022 учебный год.


Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Никий уровень

Не обнаружена

2020-2021

0%

6%

59%

35%

2021-2022

0%

2%

72%

33%


 Рекомендовано классным руководителям вести индивидуальную работу с учащимися со средним уровнем тревожности (Гладкий С., Дзюба М., Прямушко В.) по снятию тревожности и дезадаптации к школе. С этими обучающимися проводятся индивидуальные занятия по коррекции поведения.

Проведены психологические игры с целью снятия тревожности, эмоционального напряжения. Задействованы: 138 обучающихся. Изготовлены дидактические материалы для коррекционных занятий (карточки). В каждом классе проведена психологическая игра «Я и экстремальная ситуация».

Посещены открытые классные часы учителей начальных классов на тему: «Моя психологическая безопасность». Педагоги в доступной форме объяснили детям смысл понятия «Психологическая безопасность», о том, как правильно общаться, разрешать конфликты, разъяснили основные способы самоконтроля.

Выводы: на все проведенные мероприятия составлены справки. В следующем учебном году продолжить диагностику УУД, так же планируется проведение тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения во всех классах по графику, с целью создания положительной мотивации и снятия эмоциональной напряженности детей, обучения навыкам сотрудничества и дружелюбия во взаимоотношениях с окружающими сверстниками.

Все мероприятия проводились по плану. Психологические занятия «Азбука общения» и коррекционные занятия с детьми «группа риска» и «ОВЗ». Проведено анкетирование учащихся 2-4 классов (методика Яшиной, с целью выявления уровня развития у детей качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям, участвовало: 89.

Высоким уровнем 20 (21%, средним уровнем – 34(38%, низким уровнем (39%). 

Для обучающихся 4-х классов проведен тренинг на тему: «Будем сотрудничать!» с целью ознакомления учащихся с основными навыками сотрудничества, формирование эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности. Участников: 33.

Мероприятие направлено на создание психологического рабочего настроя, использован прием «Синквейн». В ходе анализа, дети приходят к выводу, что сотрудничать это значит: «Работать вместе, трудиться, находить общий язык, не ссориться.».

Для учащихся педагогом-психологом проведены следующие диагностики.

Диагностики УУД:

Регулятивных УУД «Методика рисования по точкам» для 1-х классов, с целью выявления уровня ориентировки на заданную систему требований, может ли сознательно контролировать свои действия. Диагностикой охвачено:32 обучающихся. 

Выявлено: Высокий – 30 (94%, сознательно контролирует свои действия. Средний – 2 (6%, ориентировка на систему требований недостаточно развита. «Методика рисование бабочки» для 2-х классов, с целью, выявления развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу, наличие ориентировки; Выявлено: 1 уровень – 9 (31%); 2 уровень – 11 (38%); 3 уровень – 12 (41%);

Коммуникативных УУД для 3-4 классов методика (модифицированная проба Ж. Пиаже; «Ваза с яблоками», с целью проверки умения действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера); 

Выявлено: Высоким уровнем – 45 (74%) (ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех 4-х рисунках расположение яблок соответствует позиции художника.

Средним уровнем – 4 (6% (частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.

Низким уровнем – 12(20%) (ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствует позиции художника.

Для 3-4 классов проведено анкетирование «Фрейбургская анкета» по выявлению уровня агрессивности, охвачено: 53 обучающихся, выявлено: Нормальный – 47 (89%); повышенный – 6 (11%); низкий – 0;

Были проведены психологические занятия с тренингом для 1,2, 4 классов: «Путешествие в будущее» для4-х классов, с целью снятия тревожности и напряжения, умения работать в группах, создание условий для формирования позиции выпускника начальной школы. «Солнышко в лучах» для 2-х классов, с целью повышения самооценки обучающихся. Вывод и рекомендации:

Для родителей 1-4 классов анонимный опросник «Жестоки ли вы к своим детям?», охвачено: 94 родителя. с целью: выявления обучающихся, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей и лиц заменяющих родителей; 

Выводы и рекомендации: Родители кричат – 28 (30%, если не слушаются, при тяжелых провинностях наказывают: запрещают гулять, отбирают гаджеты, ругают, не разговаривают, пугают ремнем, дают подзатыльники – 55 (59%). Дети не воспринимают это как жестокое обращение, а считают, что виноваты сами. Классным руководителям ознакомить родителей на родительских собраниях с итогами анкетирования. Обучать несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от окружающих, а также для налаживания отношений со сверстниками. Проводить систематическую работу по изучению семей.

По запросу классных руководителей проведены индивидуальные беседы с детьми «группа риска» с 6 учащимися, в основном по правилам школьника, конфликтных ситуаций. Коррекционные занятия проводились по плану с детьми с ОВЗ.

Выводы по проведенным мероприятиям, можно сказать, что учащиеся активны, были даже предложения с их стороны. Мероприятиями охвачены почти все обучающиеся начальной школы. Учащиеся 4-го класса готовы к переходу в пятый класс. Признаков тревожности не обнаружено. На занятиях сняты эмоциональные напряжения. Первоклашки полностью адаптированы к школе. Индивидуальные беседы проводились только по запросу классных руководителей. 

Проводятся психологические занятия для учащихся «группа риска», с целью снятия эмоционального напряжения, научить учащихся выражать свои чувства, понимать свое настроение и чувства близких людей. 

Занятия посещают: 11 учащихся 1-4 классов (иногда приглашались выборочно). Проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с 2-3 классы – 9 учащихся. В течении полугодия прошли занятия по плану и графику, в основном тренинги психологические и развивающие игры, психогимнастика, индивидуальные беседы, консультации, коррекционные упражнения.

В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая работа совместно с классными руководителями и социальным педагогом. С детьми и их родителями проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, психологические занятия (тренинги). В следующем учебном году необходимо усилить внимание взаимодействию с родителями учащихся оказанию им психологической помощи.

Однако для более оперативного и эффективного решения проблем и запросов необходимо тесное взаимодействие и педагогов, и родителей и психолога. В связи с этим хотелось бы рекомендовать классным руководителям следующее:

1. Классным руководителям – увеличить количество классных мероприятий, направленных на формирование дружного коллектива учащихся, сплочение, бесконфликтное общение. Для этого необходимо использовать активные, тренинговые формы работы, а также привлекать родителей, обучающихся к совместной работе с детьми.

2. В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди детей необходимо шире использовать возможности детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации детей, поможет включению ребят в социально значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции.

3. При организации учебного процесса учитывать особенности интеллектуального развития и уровень развития специальных способностей обучающихся, выявленных при исследовании.





Педагог-психолог А.С. Бойко


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!