СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение профильных смен биологического и экологического направления на базе школьных оздоровительных лагерей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена исследованиям на базе школьных лагерей. Рассматриваются направления исследований и реализация их на практике

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение профильных смен биологического и экологического направления на базе школьных оздоровительных лагерей»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ

Цель проведения таких смен: развитие стойкого интереса учащихся в направлении естественно-научных дисциплин, формирование экологического мировоззрения на базе практической деятельности.

Задачи: 1) научить выполнять наблюдения и эксперименты в лабораторных и полевых условиях и сформировать необходимые для этого практические умения и навыки; 2) ознакомить с современными методами научных исследований.

Смены были сформированы из учеников 7-10 классов по 7 человек в группе на базе учебного заведения во время летнего лагеря. Направление биолого-экологическое включало в себя несколько задач.

Во-первых, необходимо было научить самостоятельно готовить микропрепараты, изучать их при помощи микроскопа с цифровой окулярной камерой, выводить изображение изучаемых объектов на экран компьютера и фотографировать (Фото 1). Мы выбирали самые доступные объекты: клетки растительных тканей, плесневых (Фото 2) и дрожжевых грибов (Фото 3) и бактерий (сенной палочки, молочнокислых и цианобактерий). Для исследования применялся лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по биологии и экологии.

Фото 1. Фото 2. Фото 3.

В этом же направлении стояла задача научить готовить объекты для эксперимента. В частности, для приготовления живой культуры плесневого гриба мукора (Mucor) – белой плесени закладывался растительный материал (ягоды, сыр) за 4-5 дней до исследования в тёплое место и периодически орошался водой с помощью пульверизатора. Для получения чёрной, или хлебной плесени (Rh. Nigricans) аналогичные процедуры проводились с хлебом. Сухие дрожжи разводились за несколько часов до исследования. Можно использовать как сухие, так и прессованные дрожжи. В колбу к 40 мл тёплой воды добавляли 5 г сахара и 5 г дрожжей. Готовили препараты клеток дрожжей методом «раздавленной капли» и рассматривали их при малом и большом увеличениях микроскопа. Культуру сенной палочки получали следующим образом: за 5 дней до исследования в колбу с водой помещали немного сена, закрывали ватной пробкой и кипятили 30 минут. После остывания настой фильтровали и помешали колбы в тёплое место. Через 4 дня наблюдали на поверхности воды бактериальную плёнку. Цианобактерии (осциллятории) получали путём соскоба зелёного налёта со стенок аквариума. Для получения молочнокислых бактерий использовался йогурт. Все бактериальные препараты для контрастирования окрашивались раствором Люголя. Это только некоторые объекты для микроскопических исследований.

Другой задачей, стоявшей перед группой биолого-экологического направления, было научиться проводить исследования в полевых условиях. Объектом для изучения были выбраны лишайники. Как известно, лишайники являются организмами-индикаторами (биоиндикаторами) для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха. Местом проведения исследования был выбран лесопарк, находящийся рядом со школой. Юные исследователи определили типы встречающихся лишайников, попробовали определить их видовой состав и освоили метод «палетки» для измерения проективного покрытия лишайниками стволов деревьев на высоте 1,5 метров.

Фото 4. Кустистые лишайники Фото 5. Пластинчатые лишайники

Фото 6. Накипные лишайники Фото 7. Проведение измерений

Данный способ предполагает измерение процентного отношения площади, покрытой лишайниками, к площади, свободной от них. Палетка представляет собой рамку, разделённую на квадраты размером 1х1 см. Её легко изготовить из целлофановой плёнки. Наружный размер палетки использовали 10х20 см, расчерчивали фломастером её на квадраты. Палетку прикладывают к стволу дерева 4 раза – с 4-х сторон света и подсчитывают число квадратов, на которых лишайники занимают 50% (а) и число квадратов, где лишайников R = (100а +50в) /с, где с- общее число квадратов палетки. Измерения производились на большом количестве деревьев и высчитывался средний результат. Таким образом, учащиеся знакомились со статистическими методами исследования, учились вести дневник наблюдений.

Вывод может быть следующим: такие смены полезны и интересны, как для учащихся, так и для преподавателей. Они дают возможность познакомиться с методами исследования и научиться использовать их на практике.

Литература:

1. Бондаренко В. В. Общая экология. Практикум лабораторных работ. – Екатеринбург: УГУ путей сообщения, 2004

2. Бязров Л. Г. Лишайники – организмы – гигиенометры. Биология №4, 1997

3. Феоктистова Н. Лишайники – индикаторы качества окружающей среды. Биология №6, 1995

4. http://biologiya.net/

5. http://blgy.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!