СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение семинара-практикума по теме "Критериальное оценивание на уроках по ФГОС"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит разработку семинара по теме "Критериальное оценивание на уроках по ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение семинара-практикума по теме "Критериальное оценивание на уроках по ФГОС"»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ»


ЭТАП 1. ЧТО ПЕДАГОГИ ЗНАЮТ О КРИТЕРИАЛЬНОМ ОЦЕНИВАНИИ

Этап 1. ЧТО ПЕДАГОГИ ЗНАЮТ О КРИТЕРИАЛЬНОМ

ОЦЕНИВАНИИ

Задание 1

Предлагаю начать наш семинар-практикум сразу с задания. Я раздам вам таблицы. На выполнение задания 2 минуты. На этом этапе обсуждать ваши ответы мы не будем.


ЭТАП 2. ЧТО ТАКОЕ КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ


Термин «критериальное оценивание» впервые использовал Роберт Глейзер в 1963 году. Он характеризует процесс, где деятельность учеников оценивается через фиксированный набор заранее определенных критериев. Глейзер отмечает, что оценка относительно критериальных стандартов исключает сравнение и зависимость от достижений других учеников, а также направлена на информирование об уровне компетентности каждого школьника. Система критериального оценивания учебных достижений учеников основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебной деятельности.

Деятельность учителя в последовательности «цели обучения – урок – оценивание» стала классической. Но современная модель проектирования образовательной деятельности нуждается в пересмотре этих позиций из-за противоречий между тем, чему учили и что оценивают. При критериальном подходе к оцениванию применяют технологию «Обратный дизайн». Это специальная технология педагогического проектирования образовательной деятельности, главным критерием которой становится не содержание, а планируемые результаты обучения. Более эффективной оказывается деятельность, когда учитель определяет цели обучения, рассматривает и проектирует процесс оценивания и только затем планирует и проводит обучение учеников.

По технологии обратного дизайна предполагается три стадии проектирования образовательной деятельности. Первая стадия – определение целей и желае- мых результатов, то есть ответ на вопрос «Что должны знать, понимать и уметь делать ученики?». Вторая – определение приемлемых доказательств, то есть ответ на вопрос «Что будет являться доказательствами достижения учениками желаемых результатов и их соответствия ФГОС?». И третья – планирование обучения и процесса достижения результатов учениками.

Система оценивания должна строиться на компетентностном подходе. Он предполагает ориентированность оценивания на установление степени соответствия учеников на «выходе» ожидаемым результатам.

Предполагается, что в процессе оценивания на основе критериев школьник постепенно будет наращивать собственный потенциал компетентности и достигать ожидаемых результатов от уровня «Способен делать» через уровни «Сделал один раз», «Смог сделать», «Может делать», «Будет делать», «Делает», «Делает редко»,

«Делает иногда», «Делает часто», «Делает обычно», «Делает всегда» до уровня

«Уверен, что сможет делать».


ЭТАП 3. КАКИЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ КРИТЕРИАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Задание 2


При критериальном подходе учитель может использовать формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание учитель проводит регулярно. Оно обеспечивает непрерывную обратную связь между учеником и учителем без выставления баллов и оценок. При формативном оценивании школьник имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить его возможности, выявить трудности, помочь достичь наилучших результатов, своевременно корректировать учебную деятельность.

Задачи формативного оценивания: определить и представить ученикам цели обучения и критерии оценивания, создать среду для продуктивного обучения, которое поможет выявить доказательства того, что и на каком уровне достиг ученик; обес-печить конструктивную обратную связь, вовлечь учеников во взаимное обучение, позиционировать школьников как «создателей» своего обучения.

Цели обучения и ожидаемые результаты по каждому из разделов или сквозных тем рабочей программы по предмету определяют содержание формативного оценивания. Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом индивидуальных особенностей своих учеников и контекста обучения.

К каждому заданию определяет дескрипторы. Дескриптор – характеристика, которая описывает действия, когда ученики выполняют задания. Например, правильно записывать краткую запись задачи в виде схемы, анализировать условие задачи, выделять данные и искомые, записывать решение задачи по действиям с пояснениями к каждому действию, вычислять ответ задачи, записывать наименование, записывать краткий ответ при наличии пояснений в последнем действии. Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Кроме того, дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания ученик испытывает трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи ученикам и родителям.

Суммативное оценивание проводят, когда завершают изучать разделы, сквозные темы рабочих программ учебных предметов и когда окончена четверть, семестр, уровень образования. Его осуществляют с выставлением баллов и оценок, чтобы предоставить ученикам и родителям информацию о прогрессе в обучении. Оно позволяет определять и фиксировать уровень усвоения содержания рабочей программы по предмету за определенный период. Педагог не только фиксирует уровень усвоения программы, но и собирает доказательства, которые демонстрируют результаты учеников.

Решение о баллах или оценках педагог принимает в соответствии с критериями оценивания. При этом дескрипторы или схемы выставления баллов помогают учителю принять объективное решение относительно каждого ученика. Баллы, которые учитель выставляет за раздел или сквозную тему при суммативном оценивании, учитываются при выставлении четвертных оценок. Задания для суммативного оценивания за раздел или сквозную тему педагог разрабатывает в соответствии с целями обучения, критериями оценивания и уровнями мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Цели обучения, которые представлены в рабочей программе по предмету, позволяют определять содержание процедуры суммативного оценивания за пройденный раздел или сквозную тему. Количество целей обучения, подлежащих оцениванию, в разделе или сквозной теме может быть разным в зависимости от предмета. Данное оценивание рекомендуется организовать так, чтобы оно занимало не бо- лее 15–20 минут на уроке. Учителю рекомендуется проводить анализ результатов суммативного оценивания за раздел или сквозную тему. Анализ позволит опре- делить уровни учебных достижений учеников: низкий, высокий, средний.

Результаты выполненной работы по суммативному оцениванию за раздел или сквозную тему должны быть понятными для ученика и мотивировать его к дальнейшему обучению.

Суммативное оценивание за четверть, семестр измеряет прогресс в обучении за этот период. Проводится в конце учебной четверти, семестра с выставлением баллов. Такое оценивание предполагает контрольные и проверочные работы. Они должны включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижение различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка, таких как анализ, синтез и оценка. Задания могут быть различных видов: диктанты, изложение, эссе, тесты, лабораторные работы, контрольные работы, проекты. Результаты формативного и суммативного оценивания педагоги используют, чтобы планировать учебную деятельность, для рефлексии и улучшения собственной практики преподавания. Я раздам вам задание. Выполните его.


Учителя выполняют задание. Далее обсуждение ответов.





ЭТАП 4. КАКИЕ КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ


Критерии оценивания связаны с требованиями к результатам освоения ООП, которые сформулированы в ФГОС. Речь идет о трех группах.

Критерий 1 – уровень сформированности у учеников личностных результатов освоения ООП. Характеристики критерия: готовность и способность учеников к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки школьников, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.



Критерий 2 – уровень сформированности у учеников метапредметных результатов освоения ООП. Характеристики критерия: освоенные школьниками познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД, которые составляют основу умения учиться.

Критерий 3 – уровень сформированности у учеников предметных результатов освоения ООП. Характеристики критерия: освоенный в ходе изучения учебного предмета опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, которые лежат в основе современной научной картины мира.

При критериальном подходе к оцениванию выделяют три шкалы оценивания. Во-первых, уровни учебных достижений: высокий, средний, низкий. Во-вторых, расчет оценок в электронном журнале как суммы баллов серии процедур оценивания в определенном процентном соотношении. И в-третьих, 5-балльная шкала.

При низком уровне учебных достижений ученик демонстрирует элементарные знания и понимание предметных терминов и понятий, выполняет простые задания и следует процедурам выполнения в соответствии с прямыми указаниями, формулирует простые выводы на основе различных форм представления информации: таблицы, графики и диаграммы, распознает шаблоны в простых заданиях.

При среднем уровне демонстрирует достаточное знание и понимание предметных терминов и понятий, выполняет типичные задания и умеет успешно применять знания в знакомых и некоторых незнакомых ситуациях, обобщает информацию и формулирует выводы с частичным обоснованием, может приводить аргументы к полученным результатам, распознает шаблоны в типичных заданиях, предлагает и использует стандартные пути решения, интегрирует знания из других разделов ООП, чтобы решить фиксированный набор задач.

При высоком уровне учебных достижений школьник демонстрирует глубокие знания и понимание предметных терминов и понятий, выполняет сложные задания и успешно применяет знания в широком диапазоне ситуаций, обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы с полным обоснованием, приводит четкие, логически последовательные аргументы к полученным результатам; распознает шаблоны в сложных заданиях, предлагает и использует альтернативные и нестандартные пути решения, интегрирует знания из других разделов ООП, чтобы решить широкий спектр задач, использует различные стратегии, оценивает значимость и обоснованность полученных результатов.




ЭТАП 5. ИТОГИ


Давайте сейчас вернемся к первому заданию. Прочитайте высказывания еще раз и заполните столбец «После». На выполнение вам – 1 минута.

Далее проводится обсуждение ответов.


Наш семинар-практикум подошел к концу. Давайте ответим на вопросы: Чем он мне запомнился? Достаточно ли мне информации? Какой информации не хватило?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!