СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация инклюзивного образования в начальной школе в соответствии с ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представены разработки уроков,контрольных работ для детей с ОВЗ,а так же общие принципы адаптирования программы общеобразовательной школы для  детей сОВЗ.

Просмотр содержимого документа
««Организация инклюзивного образования в начальной школе в соответствии с ФГОС»»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дистанционного и дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»






Руководитель программы

М.В.Кузовенкова / _________

«___» __________2019






Итоговая аттестационная работа

по теме



«Организация инклюзивного

образования в начальной школе в соответствии с ФГОС»



Слушатели программы профессиональной переподготовки

( повышения квалификации)

«учитель начальных классов МБОУ СШ №85»:

Широкова Е. В.






Ульяновск

2019 г.







Содержание

Введение...................................................................................................2

Глава 1. Инклюзивное образование. Основные понятия. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Понятия инклюзивное образование и интегрированное образование……..3

1.2. Нормативно-правовая основа интегративного/инклюзивного образования.3

Глава 2. Бинарный урок в классе, реализующем инклюзивную практику

2.1. Понятие «Бинарный урок» …………………………………………………….4

2.2. Основные модели бинарных уроков…………………………………………..4

2.3.Инновации бинарного урока в инклюзивном классе…………………………5

2.4. Технологическая карта проведения бинарного урока «Литературное чтение »…….5

Заключение .......................................................................................................10

Список использованной литературы...............................................................11




















Введение

Одной из самых важных, самых ценных, и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включённым, открытым для всех.

И не просто открытым, а специальным образом, настроенным на каждого. В настоящее время в России сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. Инклюзивное образование – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребёнка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа - для детей, какими бы они ни были, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.

Сегодня речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике. Особое внимание приобретает организация не только и не столько совместной ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей. Инклюзивное образование стремиться развивать методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении.

В Отечественной системе образования складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое учащихся с ОВЗ обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО, Стандарт) направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО), в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) .

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в частности, мониторинг возможностей и способностей обучающихся для выявления и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях реализации права каждого человека на образование необходимо создавать условия для получения без дискриминации качественного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В связи с вышеперечисленными положениями возникает потребность в создании специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Появление инклюзии решает данную задачу.

Инклюзия – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без особенностей в одних и тех же общеобразовательных школах.

.

Современный учитель обязан обеспечивать реализацию инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях, путём использования специальных подходов к обучению для того, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями образования; одарённых учеников, учеников с ОВЗ, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся.

Таким образом, мы можем судить о том, что тема «Инклюзивное образование в современной начальной школе» является актуальной.













Цель данной работы: изучить особенности инклюзивного образования в современной начальной школе на примере бинарного урока.

Задачи:

  1. Изучить исторический аспект.

  2. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

  3. Изучить требования, предъявляемые к образовательному учреждению в условиях реализации инклюзивного образования.

  4. На примере конкретного урока показать, как можно выявить положительные особенности в каждом учащемся с ОВЗ, зафиксировать его умения и наметить перспективу дальнейшего развития приобретенных навыков.

  5. На конкретном уроке показать приемы, помогающие социально адаптировать ребенка с ОВЗ, предотвратив «вторичные» дефекты, а так же показать возможность реализации личностного и интеллектуального потенциала детей с ОВЗ.


Объектом исследования является процесс инклюзивного образования.

Предметом – особенности организации инклюзивного образования в современной начальной школе.



Глава 1.  Инклюзивное образование. Основные понятия. Нормативно-правовое обеспечение


    1. Введение инклюзивного образования в Российской Федерации.


Исторический аспект.

Современная форма интеграции впервые появилась за рубежом лишь во второй половине ХХ в. Технологическая революции ХХ в., в сочетании с демократическими реформами 70-х годов, способствовала экономическому подъему, проникновению в педагогику гуманистических идей и инновационных технологий, в том числе реализации теории и практики интерактивного и экологического подходов в образовании.

Ключевую роль в интеграционных процессах сыграла выдвинутая скандинавскими странами концепция «нормализации»- законодательно закрепленная позиция социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. В её основе лежит идея о нормализации условий социальной жизни для инвалидов в соответствии с международными правовыми актами («Декларация прав человека» и др.). Одной из составных частей аспектов нормализации стало интегрированное (инклюзивное) образование.

В 1975 г., США ставит интеграцию в своей стране на правовую основу принятием закона 94-142 (The Education for all Handicapped Children Act).

В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в г. Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования.

В СССР идея интегрированного обучения не находит поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования. В виде эксперимента она длительное время проводилась в НИИ дефектологии АПН СССР. С начала 90-х годов ХХ в. ряд образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов начинает работу в режиме интеграции, однако системного внедрения инклюзивного образования в России не произошло до настоящего времени.

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились в 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег".

«Социальная политика в России в начале ХХI века трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества, усиления гуманизации социокультурных отношений, повышения внимания к индивидуальному развитию личности.

Принцип обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении XX века претерпел ряд изменений. В мировой практике можно условно выделить три этапа трансформации концепции:

- начало XX века – середина 60-х годов – «медицинская модель» – сегрегация;

- середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации» – интеграция;

- середина 80-х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия.



Понятия инклюзивное образование и интегрированное образование.

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками, у которых таких особенностей нет.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Интегрированное образование предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает, что инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них.

«Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (проф-р Ульф Янсон).

Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется.

Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус, лифт.

Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание.


Этот процесс регламентируется следующими документами: Письмо заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07. от 7.06.2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, Стандарт), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года, № 1598, Конвенцией о правах инвалидов 2006 г., в которых говорится об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития и т.д.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее – обучающиеся с ОВЗ) [18].

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» утверждается, что в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2011 году была принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этой проблемы. При ее реализации были выявлены очевидные трудности и неготовность образовательных организаций к созданию специальных материально-технических и кадровых условий для детей с особыми образовательными потребностями, что повлияло на увеличение срока действии данной программы до 2020 года .


    1. Нормативно-правовая основа интегративного/инклюзивного образования.

Международные документы

1. Всеобщая декларация прав человека (1948)

2. Конвенция о правах ребёнка (1989)

3. Саламанская декларация (1994)

4. Конвенция о правах инвалидов (2006)

Глава 2. Особенности использования ТРИЗ технологий в процессе обучения обычных детей и детей с ОВЗ .

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других. ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах ученым, инженером, изобретателем, организатором и преподавателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука.



Основными целями ТРИЗ-образования является:

1) развитие творческих способностей;

2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Таким образом, мы видим большие возможности ТРИЗ-технологии для формирования УУД. Рассмотрим некоторые приёмы данной технологии.

ДА-НЕТКА

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет»

Пример

Мама налила кошке молоко.

Учитель: В этом предложении 4 слова?

Слово «налила» обозначает действие предмета?

«Молоко» обозначает признак предмета? Теперь задаем вопрос:

– Какие УУД помогает формировать этот прием?

Коммуникативные: умение формулировать вопрос.

Познавательные: умение анализировать информацию, осуществлять синтез.



ЛОВИ ОШИБКУ

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.



Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Жучька прибежала к нам и замахала хвостом.

Она была веселой собакой. Чюдные смешные рыжие пятнышки покрывали ее спинку. Только маленький чорный нос всегда выдавал ее. ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 2: 9 или 7?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

УУД; Познавательные: умение анализировать информацию



НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример.

Урок окружающего мира.

Тема урока: Перелетные и зимующие птицы.

Учитель входит в класс с вопросом: «Вы любите собирать ягоды? Любите лето?»

При этом на доске висят картинки перелетных птиц, а за окном снег.

Учащиеся не понимают, к чему вопрос про лето, и именно это вызывает их интерес.

Затем плавно переходим к вопросу о растениях и насекомых, которыми питаются птицы. Делаем вывод о том, что снижение температуры воздуха заставляет насекомых прятаться на время зимовки, и птицам становится нечего есть. Кроме того, не все птицы приспособлены к низким температурам в наших широтах, и именно это заставляет их покидать наши края.

Таким образом, придя на урок с нестандартным вопросом, мы плавно переходим к теме урока.

УУД: регулятивные: целеполагание





ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА



Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

умение анализировать и сопоставлять факты;

умение определять противоречие;

умение находить решение имеющимися ресурсами.



1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

ПРИМЕР

Урок окружающего мира. Тема урока: «Как путешествует письмо?»

Я домик. Но только совсем безэтажный. 
Я тонкий раскрашенный домик бумажный. 
Хоть дверца моя заперта не замком, 
А просто лизнули её языком, 
Но внутрь никого не пускает без спроса: 
Живут там приветы, ответы, вопросы. 
Наказы и просьбы, свернувшись, лежат, 
Марки с печатями их сторожат. 
Ответ: Письмо 

К отгадке, заданной в начале урока загадке, мы придем в конце занятия после того, как подведем итог урока, т.е. о чем речь шла сегодня на уроке.

ПИНГ-ПОНГ «ИМЯ – ЗНАЧЕНИЕ»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.

Формирует:

для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;

определять значения признаков объекта по заданному имени признака.



Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением

Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может

использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д.).

Пример.

У: Играем в пинг-понг с объектом «одуванчик». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака.

Д (1): Цвет.

У: Уточните, цвет чего?

Д (1): Цвет цветка.

Д (2): Желтый. Способ размножения?

Д (1): Семенами. Способ питания?

Д (2): Автотроф. и т. д.

Коммуникативные: умение формулировать вопрос.

Познавательные: умение анализировать информацию.

Чем эта технология ценна для ребенка с ОВЗ?

Во-первых, ребенок с ОВЗ включается в процесс командной работы, что помогает ему почувствовать себя полноценным членом социума.

Во-вторых, в команде на его умения и навыки рассчитывают одноклассники, и он не может их подвести. Таким образом, ребенок чувствует свою значимость, осознает свой личный вклад в решение учебной задачи.

В-третьих, такая работа помогает ему запомнить сложную для него тему. Ребенок как бы прибывает в своеобразной игре и именно через эту игру ему проще приобрести знания.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

Пример

На уроке окружающего мира при изучении реальных механизмов защиты животных в экстремальных температурных условиях можно предложить следующую ситуацию.

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?



ХОРОШО – ПЛОХО



Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

Пример 1.

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

Пример 2.

Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.

Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель.

Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.

Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.

Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...

и т.д.

Пример 3. Игра «суд». Класс делится на три команды: адвокаты, прокуроры, судьи.

У: Объявляем суд над портфелем. Прокуроры, ваше обвинение.

Д (прокуроры): Портфель тяжелый, его трудно носить с собой – это плохо.

Д (адвокаты): Он тяжелый, потому что в нем все учебники, которые в школе нужны – это хорошо.

У: Судьи, как сделать, чтобы в портфеле были все учебники – и его можно было легко носить с собой.

Д (судьи): сделать портфель на колесиках.

Таким образом, применяя технологии ТРИЗ можно адаптировать любой урок под учащегося с ОВЗ. Более того, применяя новейшие технологии, наглядность, ИКТ-технологии, мы помогаем ребенку с ОВЗ получить знания в доступной для него форме и не чувствовать себя «изгоем».

И что немаловажно, такая работа помогает детям с ОВЗ почувствовать себя полноправным членом общества, проявить свои знания, умения, личностные качества.

Один из таких приемов- бинарный урок мы хотели бы рассмотреть в своей работе более подробно.

Глава 3. Бинарный урок в классе, реализующем инклюзивную практику

2.1. Понятие «Бинарный урок»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология – это синтез достижений педагогической науки практики, сочетание традиционных элементов прошлого и современного педагогического опыта.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Бинарные уроки предполагают использование сплава из различных педагогических технологий.

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока, который ведут два или несколько педагогов – предметников.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средний продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения учебных универсальных достижений.

Основные критерии бинарного урока: чёткость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность подачи материала.


2.2. Основные модели бинарных уроков

Модели бинарного урока в соответствии с поставленными учебными целями представлены в таблице.

По составу участников

По интеграции образовательных программ

По сочетанию форм работы

Педагог - специалист

Учебная программа-программа дополнительного образования

Урок-проект

Педагог - педагог

Учебная программа-программа

коррекционно - развавающей работы

Урок-открытие новых знаний

Педагог - тьютор

Учебная программа начального образования- учебная программа старшей школы (преемственность)

Урок лаборатория

Педагог - родитель

Учебная программа – программа курсов или элективов и т.д.

Урок – введение в профессию, урок-тренинг, урок-игра и т.д.


2.3.Инновации бинарного урока в инклюзивном классе

1. Совместное проектирование урока организаторами с учётом включения детей с ОВЗ на каждом этапе урока.

2. Разработка цели урока в соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения, учёт интересов высокомотивированных обучающихся и обучающихся с ОВЗ.

3. Обзор программ для проведения урока, сочетание форм и методов для достижения учебной цели.

4. Возможности использования новых информационных технологий и контрольно- измерительных материалов с учётом индивидуальных возможностей.

5. Разработка технологической карты урока и подготовка дидактического материала в соответствии с поставленными учебными задачами.

6. Итоговая рефлексия, учитывающая индивидуальные достижения обучающихся.


2. 4.Технологическая карта бинарного урока по предмету «Литературное чтение»

Модель: «Педагог – родитель».2 класс.

Тема «О братьях наших меньших».

УМК «Школа России», учебник 1 ч. «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий (М.:Просвещение, 2016).

Номер урока: № 54.

Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут.

Формы работы обучающихся: коллективная, парная, самостоятельная.

Материалы: задания разной трудности, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре, карточки с текстами (научно-познавательные)

В классе обучается 7 человек: 6 мотивированных учеников, 1 ученик, обучающийся по адаптированной программе (лёгкая умственная отсталость).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные (ЛР) :

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению ;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (МПР)

Регулятивные :

- выполнять учебное задание в соответствии с целью, читать в соответствии с целью чтения .

- оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре)

Познавательные:

- использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- владеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов,

- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные:

-вступать в диалог,

- контролировать действия партнёра ;

- отстаивать свою точку зрения;

- умение сотрудничать;

Предметные (ПР) :

- определять автора по фрагменту текста;

- определять средства выразительности в тексте ;

- составлять предложения о произведении;

- соотносить иллюстрации с прочитанными произведениями;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ РЕБЁНКА ОВЗ:

Личностные (ЛР) :

-- формирование уважительного отношения к иному мнению ;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми ;

- оценивать свои действия.

Регулятивные :

- выполнять учебное задание в соответствии с целью, читать в соответствии с целью чтения;

Познавательные:

- владеть основами смыслового чтения художественных текстов,

Коммуникативные:

-вступать в диалог,

- отстаивать свою точку зрения;

Предметные (ПР) :

- определять автора по фрагменту текста;

- составлять предложения о произведении;

- соотносить иллюстрации с прочитанными произведениями;

Цели урока:

- обобщить знания учащихся по пройденной теме;

-развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Интерактивная доска Triumf Board, ноутбук, учебник, карточки с текстами, карточки для ребёнка ОВЗ,

















Этапы урока.


Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе


Действие педагога и учащихся

Действие родителя и учащегося ОВЗ.

  1. Самоопределение к деятельности, мотивация.

Готовность к работе на уроке.

Оценка готовности.

Создание ситуации успеха на предстоящем уроке.

1.Учитель предлагает учащимся высказать добрые пожелания друг другу.

2. Пожелание учителя учащимся, ребёнку ОВЗ. родительнице.




Приветствуют друг друга и желают успеха на уроке.

Родитель контролирует готовность ребёнка к уроку. Ученику выдаётся лист - самооценки выполнения каждого задания.

  1. Актуализация знаний.



Осознание необходимости получения новых знаний.

Мотивация на изучение темы

Учитель:

- Ребята, я вам предлагаю 3 текста, ответы помогут вам определить тему нашего урока.

На интерактивной доске открываются тексты и закрытые ответы (картинки животных). Учащиеся отгадывают загадки и открывают картинки.

(СЛАЙД 1)

1.Загадки

Живет в норке,

Грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки. (мышка)


Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.(поросёнок)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Учитель:

- Какой темой объединены эти тексты?

-Как называют животных разные писатели?

- Кто такие «братья наши меньшие»?

- Где мы их можем встретить?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


Ребёнок включается в общую работу с классом при отгадывании загадок.

Формируется умение прислушиваться к мнению одноклассников.












Ребёнку даётся карточка№1: с помощью учебника назвать писателей, с произведениями которых познакомились в данном разделе.

Родитель помогает ребёнку по оглавлению назвать авторов произведений .

После выполнения задания ребёнок делает сообщение для учащихся класса. После ответа выставляет себе оценку

(! + -)


III.Постановка учебной задачи
















Учащиеся учатся формулировать тему, проблему и цели урока.

Развитие умения детей определять тему, проблему и цель урока.

Учитель:

1. Определите тему нашего урока (СЛАЙД 2)

2.Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

Учащиеся определяют тему урока, ставят цели на предстоящий урок.

Учитель:

- Определите жанр текстов на доске?

- Назовите жанры произведений, с которыми мы знакомились в данном разделе.

(СЛАЙД3)

Учащиеся вспоминают и называют жанры произведений (стихи, сказки .рассказы), прочитанные в данном разделе.


Ученик выполняет задание по учебнику №2: с помощью отрывков из произведений определяет жанр.

Родитель помогает ребёнку во время работы.

После выполнения учитель проверяет выполнение задания. Ученик под контролем родителя ставит себе оценку

IV.Решение учебной задачи.




Работа по применению полученных знаний



Применение полученных знаний при изучении данного раздела.

Контролировать и оценивать учебные действия свои и одноклассников.



Учитель предлагает учащимся с помощью опорных слов определить произведения

1.Игра «Отгадай название (СЛАЙД 4 )

  • Скрипка, завалинка, щепка, медведь (Музыкант)

  • Старик, мыши, клевер, молоко (Сова)

  • Дача, ёжик, Петя (Страшный рассказ)

  • Утята, тарелка с яйцами, Алёша (Храбрый Алёша)

  • Утка, шапки, паровое поле (Ребята и утята)

  • Сын, кошка-мать, верзила (Кошкин щенок)

Учащиеся называет произведение с помощью опорных слов и открывают закрытые ответы, тем самым произведя самопроверку своих знаний.




Ребёнок включается в совместную работу с классом.

Оценивает свою работу в листе – самооценки под контролем родителя.




























Физминутка



2. Учитель предлагает учащимся установить соответствие между произведением и автором.(СЛАЙД 5)

Страшный рассказ Б.Житков

Кошкин щенок М.Пришвин

Сова Л.Толстой

Музыкант Е.Чарушин

Ребята и утята В.Берестов

Храбры Храбрый утёнок В.Бианки


Каждый учащийся выходит к доске и устанавливает соответствие. Остальные – контролируют ответ, если ученик ошибается, помогают исправить ошибку.


3. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт учащимся карточки с изученными текстами (Кошкин щенок, Сова, Ребята и утята, Храбрый Алёша), чтобы сделать сообщение по плану, который заранее выдан учащимся. После предварительной подготовки учащиеся делают сообщения. Такая форма помогает учащимся в устной форме делать сообщения.


4. Работа с текстом .

Учитель:

- Прочитайте следующие тексты и скажите , отличаются ли они от текстов, которые мы с вами читали в этом разделе? Чем?

Учитель раздаёт карточки с научными текстами учащимся для работы в паре.

При выполнении этого задания учащиеся учатся контролировать своего партнёра, уметь определять существенные признаки научно-познавательных текстов.


5. Работа с рисунком «Обидчик».

Учитель:

- Ребята, посмотрите на рисунок и скажите, к какому произведению подойдёт эта картинка. Почему?

- Какова главная мысль этого произведения? (СЛАЙД 6) (Храбрый Алёша)

Учащиеся высказывают своё мнение и приводят пример из прочитанного произведения. Высказывают свою позицию по данной ситуации. Выслушивают мнение одноклассников.


6.Работа по учебнику.

(СЛАЙД 7)

Учитель:

- Найдите отрывок из текста, который подойдёт к данному изображению.

Учитель предлагает учащимся иллюстрации , к которым необходимо подобрать отрывок из учебника соответствующий сюжету.

Проверятся умения учащихся работать с текстом.


7. Работа по интерактивной доске (СЛАЙД 8)

Учитель:

- Какими качествами должны обладать люди по отношению «к братьям нашим меньшим» ? Как вы их понимаете?

Называя качества, учащиеся показывают своё понимание и отношение к природе.

Выдаётся карточка №3. Ребёнок работает самостоятельно, но под контролем родителя.

Для проверки задания даёт карточку ученику из класса.












Карточка №4.

Родитель помогает составить предложения по картинке.

Ученик делает сообщение всему классу.

Один ученик ставит ему оценку. Ребёнок ОВЗ адекватно должен принять мнение одноклассника.




Карточка № 5.

Ребёнок под контролем родителя выбирает условные знаки и соотносит знак с правилами .Знаки должны соответствовать теме урока.















Ученик демонстрирует выбранные условные знаки. Сообщает, что они обозначают.


Учащиеся класса оценивают его работу .


V.Оценка.

Умение определять уровень овладения учебным материалом.

Формирование умения к самооценке и оценке одноклассников.

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу с помощью знаков: ! (отлично), +(хорошо), -(надо подтянуться)

и объясните свой выбор оценки.

1- 2 учащимся предлагается оценить работу одноклассника с объяснением .

Ученик оценивает свою работу на протяжении всего урока под руководством родителя, а затем делает сообщение по своему листу одноклассникам.


VI.Домашнее задание

Использование в речи слов: эпитетов. сравнений, олицетворения.



Развитие творческого мышления.

Стр.155 вопрос № 10

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. Составить 3-4 предложения по ней.

VII.Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Умение результаты соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Развитие умения анализирован и осмысливать свои достижения.

Организация диалога между учащимися, которые высказывают своё мнение о своей деятельности в процессе учебной деятельности и адекватной оценки деятельности своих одноклассников.

Учитель:

- Какова тема нашего урока?

- Какая цель стояла перед нами?

– Удалось решить поставленные цели ?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем еще надо поработать?

- Кого из ребят хочется отметить за хорошие знания по данному разделу? Почему?



Ребёнок участвует в общем обмене мнений о работе на уроке. Анализируя свою работу, высказывая мнение о работе одноклассников.

Родитель высказывает мнение о работе всего класса.

Говорит, что совместная работа помогает быть дружными.


Приложение 1

Раздаточный материал для ребёнка ОВЗ.

«Соотнеси отрывок из прочитанных произведений и определи его жанр»

  1. На завалинке сидел старый охотник и играл на скрипке. Мимо шёл колхозник.


  1. Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.


  1. Маленькая уточка чирок-свистунок наконец-то решила перевести своих утят в безопасное место к озеру.


Стихотворение




Сказка




Рассказ




Басня

Приложение 2 «К какому произведению подходит эта картинка?»




Вопросы .

- Кто автор данного произведения?

- Где жила сова?

- Как она помогала старику?

- Почему сова обиделась на старика?

- Простила ли она его? Почему?





















Приложение 3 «Соотнеси картинку с названием произведения.»


«Кошкин щенок»

«Сова»

«Музыкант»

«Ребята и утята»

«Храбрый утёнок»

«Страшный рассказ»













Приложение 4. Выбери правила и соответствующий ему запрещающий знак по теме урока.

ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ

  1. Будем подкармливать птиц зимой.

  2. Не будем срывать цветы для букетов.

  3. Не будем брать собаку в лес весной.

  4. Не будем ловить и уносить домой птенцов и детёнышей зверей.

  5. Собирай лекарственные травы только в тех местах, где их много.

  6. Не подходи близко к птичьим гнёздам.

  7. Ходи в лесу только по тропинкам, чтобы растения не вытаптывать.







































Заключение

Таким образом, в процессе инклюзивного обучения на данном уроке у учащихся будут сформированы УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),различать способ и результат действия; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника , организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно воспринимать и передавать информацию, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Значением данной работы является то, что изучив всю теоретическую часть, учитель может получить знания об особенностях инклюзивного образования, и его благоприятном воздействии на личность детей с ООП.

Учитывая все положения и правила организации инклюзивного обучения, учитель может обеспечить доступ к образованию, полноценное общение со сверстниками для детей с особыми потребностями, а так же организовать процесс обучения таким образом, чтобы формировать у младших школьников, обучающихся совместно с детьми с ООП регулятивные и познавательные УУД.



К сожалению, в данный момент, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего, но и профессионального и дополнительного образования.. бучение инклюзивное образование инвалид

На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании:

  1. Отсутствие гибких образовательных стандартов;

  2. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

  3. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

  4. Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

  5. Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);

  6. Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников;

  7. Люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления;

  8. Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов.

Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские). Однако финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования.

При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными и социальными факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно.

Также нужно помнить, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не снимает проблемы их коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду нестандартности ситуации, интегрированный ребенок будет также нуждаться в услугах службы психологической поддержки, и ей предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями.

Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка в общеобразовательном учреждении. Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012г.

  1. Полушкина И.П. Формирование информационной компетентности при использовании бинарных уроков. Электронный курс. http://vio/uchim.info/Vio_83/cd_site/articles/art_3_4.htm

  2. Зотова Ж.А. Командное взаимодействие педагогического коллектива как условие эффективного развития инклюзивной практики в школе. Электронный курс. http://io.nios.ru/articles2/61/2/komandnoe-vzaimodeystvie-pedagogicheskogo-kollektiva-kak-uslovie-effektivnogo








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!