СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской работы учащихся на уроках истории и обществознания:от теории к практике

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской работы учащихся на уроках истории и обществознания:от теории к практике»

Организация исследовательской работы обучающихся на уроках истории и обществознания: от теории к практике

Уроки истории и обществознания являются основой школьного гуманитарного образования обучающихся. На сегодняшний день, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже учитель способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить об учениках. В современной геополитической ситуации мы можем наблюдать, как зарубежные средства массовой информации пытается оперировать историческими фактами в своих целях, используя это против России и ставя под сомнения достоверность этих самых фактов или отвергая их вовсе. Известно, что история - наука, наиболее подверженная политизации. Ученики, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию. Поэтому, именно на плечи учителя истории и обществознания ложится ответственность за реальную и достоверную информацию27.

Но это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) истории и обществознания. Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока истории или обществознания в условиях перехода на ФГОС28.

Главной задачей школы, учителя - научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи.

В результате исследовательской деятельности учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности. 

Применение метода исследований на занятиях требует от учителя больших временных затрат для подготовки к уроку, а в связи с массовостью образования и высокой учебной нагрузкой достаточно трудно, но плоды труда приносят хорошие результаты. Это проявляется в успешном участии детей в олимпиадах и научно-практических конференциях, а так же в выполнении всероссийских проверочных работ и экзаменов по предметам.

Ученикам вполне по силам провести небольшое социологическое исследование, проанализировать полученные данные и представить их в различных знаковых системах.

В XXI веке интернет-ресурсы занимают важное место в жизни любого человека. Поэтому педагогу необходимо научить детей правильно ими пользоваться. Знакомство школьников с учебными презентациями по различным темам уроков, презентациями-проектами учеников из других школ позволяют увидеть наглядно, как можно использовать интернет пространство в собственной практике, аргументируя свою точку зрения, иллюстрируя полученные знания. Поэтому интернет может стать помощником для юного исследователя, который даст возможность познакомиться с различными источниками информации (онлайн-библиотеки, оцифрованные архивные данные и др)

Важным условием для получения успешного результата исследования – личное желание и инициатива обучающегося, который осуществляет свою деятельность не ради отметки, а с целью получения нового знания и ключевых умений.

На предметах гуманитарного цикла – история, обществознание дети работают с различными источниками. Задачи учителей – научить обучающихся работать с текстом, интерпретировать полученную информацию, делать умозаключение, формулировать свое

личное мнение по разным проблемам и ситуациям.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по истории можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ исторического или обществоведческого источника, с целью выявления необходимой для урока информации;

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений;

3. Работы, предполагающие интеграцию истории, философии, правоведения, литературы и других наук приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу исторических и обществоведческих явлений (например, «Поколение 60-х годов XIX века в культуре и быте»);

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества представителей науки, искусства (учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать исторический портрет деятеля культуры, отразив свое восприятие его личности в форме исторического или обществоведческого эссе).

Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать исторический источник.

Теперь о структуре исследовательской работы. Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.

Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументировано доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.

Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, доклад, тезисы докладов и выступлений.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе учитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой город в годы блокады», «Моя школа», урок открытых мыслей, урок-конференция, урок-круглый стол и т. д.

Какие исследования возможны на уроках истории и обществознания?

Во-первых, элементы исследовательской деятельности на уроке обществознания:

самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке;

сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);

групповая работа — составление тезисов к определенной теме.

С большой отдачей проходят уроки-исследования на основе современного материала.

По каким темам работа проводилась? Вот лишь некоторые примеры:

-Политика и ее влияние на жизнь современного общества.

-Преступность несовершеннолетних.

-Проблема выбора жизненного пути.

-Психологический портрет подростка.

-Развитие и формирование личности.

-Развитие самосознания в подростковом возрасте.

-Самооценка личности подростка.

-Свобода выбора и волевое воспитание.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!