СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация контрольно - оценочной деятельности учителя по развитию у обучающихся навыков самоконтроля.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочная деятельность на уроках физики.

Просмотр содержимого документа
«Организация контрольно - оценочной деятельности учителя по развитию у обучающихся навыков самоконтроля.»

       Организация  контрольно - оценочной деятельности учителя по развитию у обучающихся навыков самоконтроля.

  Организация контрольно - оценочной деятельности учителя по развитию у обучающихся навыков самоконтроля.

 Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса.   Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля. 
  • Контрольно – оценочная деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса. 
  • Контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.  Оценка - это устное или письменное выражение результатов контроля. 
Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:  контрольно-оценочная деятельность учителя;  самоконтроль и самооценка;  взаимоконтроль и взаимооценка.  Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы:  Постановка цели  Выработка критериев  Организация учебной деятельности  Оценка  Отметка   
  • Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления: 
  • контрольно-оценочная деятельность учителя; 
  • самоконтроль и самооценка; 
  • взаимоконтроль и взаимооценка. 
  • Контрольно-оценочная деятельность включает в себя следующие основные этапы: 
  • Постановка цели 
  • Выработка критериев 
  • Организация учебной деятельности 
  • Оценка 
  • Отметка 

 

Примеры элементов системы оценивания Оцени свою работу на уроке  (урок обучения решению задач) (за каждый пункт – 1 балл) 1.       Умею находить заданные и неизвестные величины в тексте задачи 2.      Умею записывать «дано» 3.      Умею переводить значения величин в СИ 4.      Умею выбрать формулы для решения задачи 5.      Правильно рассчитываю значения величин 6.      Задачи решил самостоятельно 7.      Помог на уроке  другим ученикам 8.      Решил задачи из дополнительной карточки  7 – 8 баллов: «5»  5 – 6 баллов: «4»  3 – 4 балла:  «3».

Примеры элементов системы оценивания

Оцени свою работу на уроке  (урок обучения решению задач)

(за каждый пункт – 1 балл)

1.       Умею находить заданные и неизвестные величины в тексте задачи

2.      Умею записывать «дано»

3.      Умею переводить значения величин в СИ

4.      Умею выбрать формулы для решения задачи

5.      Правильно рассчитываю значения величин

6.      Задачи решил самостоятельно

7.      Помог на уроке  другим ученикам

8.      Решил задачи из дополнительной карточки

7 – 8 баллов: «5»

5 – 6 баллов: «4»

3 – 4 балла:  «3».

Характеристика явлений 1.      Формулировка, выражающая суть (определение) явления. 2.      Опытные факты, в которых обнаруживается явление. 3.      Объяснение явления на основе теории. 4.      Использование и учет явления в практике, проявление в природе. № п/п Физическое явление 1 Баллы  Знаю имя ученого, который открыл явление, год открытия 2  Знаю определение явления 3 1 1  Знаю примеры явлений из учебника 4  Умею  приводить свои примеры явлений 1 5 6 1  Умею рассказать об опыте, в котором наблюдается явление  Умею продемонстрировать опыт, в котором наблюдается явление 1 7 1  Умею объяснить явление 8  Применяю законы, формулы, определения физических величин для объяснения явления 1 9 10 1  Знаю примеры проявления в природе и применения и учета явления из учебника  Умею приводить свои примеры проявления в природе, применения и учета явления 1 11 1 Всего баллов/отметка

Характеристика явлений

1.      Формулировка, выражающая суть (определение) явления.

2.      Опытные факты, в которых обнаруживается явление.

3.      Объяснение явления на основе теории.

4.      Использование и учет явления в практике, проявление в природе.

п/п

Физическое явление

1

Баллы

Знаю имя ученого, который открыл явление, год открытия

2

Знаю определение явления

3

1

1

Знаю примеры явлений из учебника

4

Умею  приводить свои примеры явлений

1

5

6

1

Умею рассказать об опыте, в котором наблюдается явление

Умею продемонстрировать опыт, в котором наблюдается явление

1

7

1

Умею объяснить явление

8

Применяю законы, формулы, определения физических величин для объяснения явления

1

9

10

1

Знаю примеры проявления в природе и применения и учета явления из учебника

Умею приводить свои примеры проявления в природе, применения и учета явления

1

11

1

Всего баллов/отметка

 Виды теплопередачи  Определение вида теплопередачи Особенности вида теплопередачи Теплопроводность В каких агрегатных состояниях происходит Области применения Конвекция Проявление в природе Баллы Излучение    

Виды теплопередачи

Определение вида теплопередачи

Особенности вида теплопередачи

Теплопроводность

В каких агрегатных состояниях происходит

Области применения

Конвекция

Проявление в природе

Баллы

Излучение

 

 

Работа, мощность , энергия.  Название величины 1. Механическая Определение  работа 2. Мощность Буквенное обозначение Формула для вычисления 3. Кинетическая Единицы измерения  энергия 4. Потенциальная Баллы  энергия 5. Коэффициент  полезного  действия Всего баллов Оценка

Работа, мощность , энергия.

Название величины

1. Механическая

Определение

работа

2. Мощность

Буквенное обозначение

Формула для вычисления

3. Кинетическая

Единицы измерения

энергия

4. Потенциальная

Баллы

энергия

5. Коэффициент

полезного

действия

Всего баллов

Оценка

ЛИСТ УЧЕТА БАЛЛОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» Определения, формулы Оценка 1. Тепловое движение Ответы на уроке. Возможное количество баллов 4. Способы изменения внутренней энергии 2. Температура 3   Д/з. Задание 1. 3. Внутренняя энергия Полученное 5. Теплопередача  и ее виды количество   1 Д/з. Упр. 1-3 баллов 6. Количество теплоты Тест № 1 «Виды теплопередачи» 3   5 7. Удельная теплоемкость вещества Д/з. Упр. 4     8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделенного им при охлаждении 3 Тест № 2 «Количество теплоты. Удельная теплоемкость».   5 Решение задач на уроке в тетради. 9. Изменение внутренней энергии тел при теплообмене 5   Тест № 3 «Сравнение количеств теплоты при теплообмене» 10. Выделение энергии топлива   Д/з. Упр.5   5 11. Удельная теплота сгорания топлива Ответы на уроке. 3 12. Расчет количества теплоты, выделяемого  при сгорании топлива     3 Решение задач на уроке в тетради.   5 Тест № 4 «Энергия топлива» 13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах   5 Д/з. Упр. 6   4  

ЛИСТ УЧЕТА БАЛЛОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Определения, формулы

Оценка

1. Тепловое движение

Ответы на уроке.

Возможное количество баллов

4. Способы изменения внутренней энергии

2. Температура

3

 

Д/з. Задание 1.

3. Внутренняя энергия

Полученное

5. Теплопередача  и ее виды

количество

 

1

Д/з. Упр. 1-3

баллов

6. Количество теплоты

Тест № 1 «Виды теплопередачи»

3

 

5

7. Удельная теплоемкость вещества

Д/з. Упр. 4

 

 

8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделенного им при охлаждении

3

Тест № 2 «Количество теплоты. Удельная теплоемкость».

 

5

Решение задач на уроке в тетради.

9. Изменение внутренней энергии тел при теплообмене

5

 

Тест № 3 «Сравнение количеств теплоты при теплообмене»

10. Выделение энергии топлива

 

Д/з. Упр.5

 

5

11. Удельная теплота сгорания топлива

Ответы на уроке.

3

12. Расчет количества теплоты, выделяемого  при сгорании топлива

 

 

3

Решение задач на уроке в тетради.

 

5

Тест № 4 «Энергия топлива»

13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

 

5

Д/з. Упр. 6

 

4

 

Самооценка предметных компетенций на уроке Дата 10.11 Определение + Знание формулы 12.11 + Умение преобразовывать формулы + Перевод единиц в СИ - + - Правильное выявление единиц измерения + Кол-во ошибок + + отметка +     Дата 10.11 Определение + Знание формулы 12.11 Умение преобразовывать формулы + + Перевод единиц в СИ - + Правильное выявление единиц измерения - + Кол-во ошибок + + отметка +     Дата Определение 10.11 Знание формулы + 12.11 + Умение преобразовывать формулы + Перевод единиц в СИ - + - Правильное выявление единиц измерения + + Кол-во ошибок + отметка +           Для себя ученик  сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания. Видя перед собой эту таблицу, ученик  стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним.        Эти таблицы – промежуточный измеритель, но они лучше помогают оценить ученику свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

Самооценка предметных компетенций на уроке

Дата

10.11

Определение

+

Знание формулы

12.11

+

Умение преобразовывать формулы

+

Перевод единиц в СИ

-

+

-

Правильное выявление единиц измерения

+

Кол-во ошибок

+

+

отметка

+

 

 

Дата

10.11

Определение

+

Знание формулы

12.11

Умение преобразовывать формулы

+

+

Перевод единиц в СИ

-

+

Правильное выявление единиц измерения

-

+

Кол-во ошибок

+

+

отметка

+

 

 

Дата

Определение

10.11

Знание формулы

+

12.11

+

Умение преобразовывать формулы

+

Перевод единиц в СИ

-

+

-

Правильное выявление единиц измерения

+

+

Кол-во ошибок

+

отметка

+

 

 

      Для себя ученик  сам выбирает знак-отметку, которой он будет оценивать свои знания. Видя перед собой эту таблицу, ученик  стремиться к полному выполнению тех задач, которые стоят перед ним. 

      Эти таблицы – промежуточный измеритель, но они лучше помогают оценить ученику свои знания, выделить свои неудачи, пробелы и стремиться к успеху.

Карта самооценки по теме «Электромагнитное поле» Содержание темы  Магнитное поле: Знаю Направление линий магнитного поля чем создается   +/- правило буравчика на что действует  Всего +   правило обхвата правой руки Умею описание линий поля правило левой руки Отметка +/-   охарактеризовать магнитное поле нарисовать линии магнитного поля, созданного        прямолинейным определение  однородного постоянными магнитами   применить правило буравчика     применить правило обхвата правой руки   проводником с током   применить правило левой руки постоянными магнитами       Всего +  

Карта самооценки по теме «Электромагнитное поле»

Содержание темы

Магнитное поле:

Знаю

Направление линий магнитного поля

чем создается

 

+/-

правило буравчика

на что действует

Всего +

 

правило обхвата правой руки

Умею

описание линий поля

правило левой руки

Отметка

+/-

  охарактеризовать магнитное поле

нарисовать линии магнитного поля, созданного

 

 

 

прямолинейным

определение  однородного постоянными магнитами

 

применить правило буравчика

 

 

применить правило обхвата правой руки

 

проводником с током

 

применить правило левой руки

постоянными магнитами

 

 

  Всего +

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Практическая работа  «Определение давления твёрдого тела на опору»  Ученика (цы) 7 класса _______________________ № Критерии оценивания 1 2 Количество баллов Умение измерять длину, ширину, высоту предмета при помощи линейки. Умение переводить сантиметры в метры. 3   Самооценка   4   Оценка учителя Умение рассчитывать площадь.     Умение измерять вес тела динамометром.   5       6 Умение рассчитывать давление.     Умение грамотно заполнить отчётную таблицу данными измерений. 7     Умение проанализировать результаты измерений и выявить зависимость между давлением и площадью опоры. 8     9       Умение грамотно сформулировать вывод.   Умение рационально распределить время выполнения работы. 10       Соблюдение правил техники безопасности. ИТОГО:       УРОВЕНЬ:       ОЦЕНКА:                      

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Практическая работа «Определение давления твёрдого тела на опору»

Ученика (цы) 7 класса _______________________

Критерии оценивания

1

2

Количество баллов

Умение измерять длину, ширину, высоту предмета при помощи линейки.

Умение переводить сантиметры в метры.

3

 

Самооценка

 

4

 

Оценка учителя

Умение рассчитывать площадь.

 

 

Умение измерять вес тела динамометром.

 

5

 

 

 

6

Умение рассчитывать давление.

 

 

Умение грамотно заполнить отчётную таблицу данными измерений.

7

 

 

Умение проанализировать результаты измерений и выявить зависимость между давлением и площадью опоры.

8

 

 

9

 

 

 

Умение грамотно сформулировать вывод.

 

Умение рационально распределить время выполнения работы.

10

 

 

 

Соблюдение правил техники безопасности.

ИТОГО:

 

 

 

УРОВЕНЬ:

 

 

 

ОЦЕНКА:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии для определения баллов: 0 – критерий не представлен 1 – критерий представлен не в полном объёме 2 – критерий выражен в полном объёме Количество баллов Оценка 18 - 20 5 - «отлично» 14 - 17 4 – «хорошо» 9 - 13 3 – «удовлетворительно» 5 - 8 2 – «неудовлетворительно»

Критерии для определения баллов:

0 – критерий не представлен

1 – критерий представлен не в полном объёме

2 – критерий выражен в полном объёме

Количество баллов

Оценка

18 - 20

5 - «отлично»

14 - 17

4 – «хорошо»

9 - 13

3 – «удовлетворительно»

5 - 8

2 – «неудовлетворительно»

          Достаточно активно включаются в работу по оценке и самооценке деятельности на уроке и ученики старших классов. Например в 11 классе, совместно с учениками были разработаны критерии оценивания  выступлений учащихся: 1.Соответствие выступления заявленной теме. 2. Владение информацией. 3. Интересно или нет. 4. Качество презентации. 5. Соответствие временным рамкам. 6. Умение ответить на вопросы.           За каждый пункт можно получить от 0 до 3 баллов. В итоге:  за 6-11 баллов отметка «удовлетворительно», за 12-15 баллов – «хорошо», за 16-18 баллов – «отлично».           В этом случае все ученики стали активными слушателями, участвовали в обсуждении выступления и выставлении отметки. Сама отметка стала более понятной.

          Достаточно активно включаются в работу по оценке и самооценке деятельности на уроке и ученики старших классов. Например в 11 классе, совместно с учениками были разработаны критерии оценивания 

выступлений учащихся:

1.Соответствие выступления заявленной теме.

2. Владение информацией.

3. Интересно или нет.

4. Качество презентации.

5. Соответствие временным рамкам.

6. Умение ответить на вопросы.

          За каждый пункт можно получить от 0 до 3 баллов. В итоге: 

за 6-11 баллов отметка «удовлетворительно»,

за 12-15 баллов – «хорошо»,

за 16-18 баллов – «отлично».

          В этом случае все ученики стали активными слушателями, участвовали в обсуждении выступления и выставлении отметки. Сама отметка стала более понятной.

        Основная сложность при оценочной деятельности -включить в работу всех учеников. В последнее время большое количество учащихся  равнодушно воспринимает оценку, изучают предмет поверхностно, не вникая в физическую сущность процессов. При этом успешное оценивание работы на уроке часто успокаивает учеников, они не выполняют домашнее задание, и результат проверочной работы на следующем уроке по соответствующим умениям оказывается низким.

        Основная сложность при оценочной деятельности -включить в работу всех учеников. В последнее время большое количество учащихся  равнодушно воспринимает оценку, изучают предмет поверхностно, не вникая в физическую сущность процессов. При этом успешное оценивание работы на уроке часто успокаивает учеников, они не выполняют домашнее задание, и результат проверочной работы на следующем уроке по соответствующим умениям оказывается низким.

            Система оценивания должна строиться на следующих принципах:  Оценивание является постоянным процессом.  В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.  Оценивание может быть только критериальным.  Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

            Система оценивания должна строиться на следующих принципах:

  • Оценивание является постоянным процессом. 

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

  • Оценивание может быть только критериальным. 
  • Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!