«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС» Выступление на МО начальной школы март 2018г. Сопрунова И. П.
Российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно :
- принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
- инициативные ,
- самостоятельные.
Входя в состав универсальных учебных действий , оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
Что такое оценивание?
- Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
- Оценивание – это контроль качества образования.
- Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
- Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
- Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание может осуществляться по-разному:
- В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): – отметка; – результаты теста в баллах.
- В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы; – эмоциональная реакция.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
- Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
- Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).
- За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
- За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
- Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо» ; программный уровень –функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении :
ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
- «Волшебные линеечки» - на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.
Обучающиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.
«Светофор»
Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
- красный – нужна помощь,
- жёлтый – я умею, но не уверен,
- зелёный – я умею сам.
Словесное оценивание .
Устным ответам учитель даёт словесную оценку:
- если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,
- если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
«Листов учебных достижений».
Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.
Приемы формирования самооценки
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел .
- В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, «теплые слова», комплименты.
К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”.
- Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки
Можно проводить такие игры:
- “ Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент);
- “ Я хороший потому, что …” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
“ Учитель – ученик”
- В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности
В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;
При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
- Наиболее трудным мне показалось…
- Я думаю, это потому, что…
- Самым интересным было…
- Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
- Какие возникли проблемы?
- Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
- Я бы хотел попросить своего учителя…
Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной, ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом . В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
При оценке работы ребенка особое значение придается:
- Упорству, старанию, труду;
- Достигнутому успеху;
- Личной позиции ученика;
- Возможностям ребенка достичь большего результата.
Следует поощрять в ребенке:
- Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
- Готовность защищать свою точку зрения;
- Творческий подход; пытливость, любознательность;
- Самоконтроль, способность оценить свою работу;
- Стремление находить и исправлять свои ошибки.
- В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
- Соблюдение принципа объективности оценки;
- Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;
Прием позволяет:
- Увидеть свои успехи
- Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
- Удерживает учебную функцию оценки
- Помогает избежать сравнения детей между собой
Таким образом , любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.
Зигмунд Фрейд.
Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас.
Спасибо
за
внимание!