СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация об организации контрольно- оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе»

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС»  Выступление на МО начальной школы  март 2018г. Сопрунова И. П.

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС» Выступление на МО начальной школы март 2018г. Сопрунова И. П.

Российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно : принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные , самостоятельные.

Российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно :

  • принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
  • инициативные ,
  • самостоятельные.
Входя в состав универсальных учебных действий , оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.  

Входя в состав универсальных учебных действий , оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

 

Что такое оценивание?   Оценивание  – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание  – это контроль качества образования. Оценивание  – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности. Оценивание  – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика. Оценивание  – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Что такое оценивание?

  • Оценивание  – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
  • Оценивание  – это контроль качества образования.
  • Оценивание  – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
  • Оценивание  – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
  • Оценивание  – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Оценивание может осуществляться по-разному:   В виде  количественного  показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):  – отметка;  – результаты теста в баллах. В виде  качественного  показателя: –  словесные высказывания о процессе и результате работы;  – эмоциональная реакция.

Оценивание может осуществляться по-разному:

  • В виде  количественного  показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации): – отметка; – результаты теста в баллах.
  • В виде  качественного  показателя:

–  словесные высказывания о процессе и результате работы; – эмоциональная реакция.

В чем суть правил новой технологии оценивания?   Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

  • Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
  • Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).
  • За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности:  необходимый уровень  - знания, соответствующие государственному стандарту, это  «хорошо» ;  программный уровень –функциональной грамотности –  «отлично»; необязательный  максимальный  уровень- «превосходно».
  • За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
  • Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности:  необходимый уровень  - знания, соответствующие государственному стандарту, это  «хорошо»программный уровень –функциональной грамотности –  «отлично»; необязательный  максимальный  уровень- «превосходно».
Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.

Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении :   «Лесенка»   ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении :

  • «Лесенка»  

ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Волшебные линеечки» -  на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания. Обучающиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.
  • «Волшебные линеечки» на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.

Обучающиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.

«Светофор»   Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен,  зелёный – я умею сам.

«Светофор»  

Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

  • красный – нужна помощь,
  • жёлтый – я умею, но не уверен,
  • зелёный – я умею сам.
Словесное оценивание  . Устным ответам учитель даёт словесную оценку:  если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Словесное оценивание  .

Устным ответам учитель даёт словесную оценку:

  • если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,
  • если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
«Листов учебных достижений».   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.

«Листов учебных достижений».  

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Приемы формирования самооценки

Приемы формирования самооценки

К письменным приемам  можно отнести  дневник  или  журнал добрых дел . В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, «теплые слова», комплименты.

К письменным приемам  можно отнести  дневник  или  журнал добрых дел .

  • В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, «теплые слова», комплименты.
К комплексным можно отнести игру  “Мы оба похожи…”.   Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

К комплексным можно отнести игру  “Мы оба похожи…”.  

  • Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки  Можно проводить такие игры:  “ Горячий стул”  (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент);  “ Я хороший потому, что …” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Вербальные оценки 

Можно проводить такие игры: 

  • Горячий стул”  (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); 
  • Я хороший потому, что …” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
  “ Учитель – ученик”   В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности

  Учитель – ученик”

  • В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности
В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить; При подведении итогов урока задаются следующие вопросы: Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что… Самым интересным было… Насколько успешно мы выполнили намеченный план? Какие возникли проблемы? Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее… Я бы хотел попросить своего учителя…

В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;

При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
  • Наиболее трудным мне показалось…
  • Я думаю, это потому, что…
  • Самым интересным было…
  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
  • Какие возникли проблемы?
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
  • Я бы хотел попросить своего учителя…
Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной, ее необходимо  строить на основе следующих общих принципов: Оценивание является постоянным процессом .  В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 

Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной, ее необходимо  строить на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессомВ зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 
Оценивание может быть только критериальным.  Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 
  • Оценивание может быть только критериальным. 

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.  Оценивать можно только то, чему учат.    В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.  В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. 
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. 
  • Оценивать можно только то, чему учат. 
  •   В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.  В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. 
При оценке работы ребенка особое значение придается:   Упорству, старанию, труду; Достигнутому успеху; Личной позиции ученика; Возможностям ребенка достичь большего результата.

При оценке работы ребенка особое значение придается:

  • Упорству, старанию, труду;
  • Достигнутому успеху;
  • Личной позиции ученика;
  • Возможностям ребенка достичь большего результата.
Следует поощрять в ребенке:   Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск; Готовность защищать свою точку зрения; Творческий подход; пытливость, любознательность; Самоконтроль, способность оценить свою работу; Стремление находить и исправлять свои ошибки.

Следует поощрять в ребенке:

  • Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
  • Готовность защищать свою точку зрения;
  • Творческий подход; пытливость, любознательность;
  • Самоконтроль, способность оценить свою работу;
  • Стремление находить и исправлять свои ошибки.
В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;    Соблюдение принципа объективности оценки;   Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки; Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);    Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;
  • В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника; 
  •   Соблюдение принципа объективности оценки;
  •   Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
  • Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); 
  •   Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;
Прием позволяет:   Увидеть свои успехи Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя Удерживает учебную функцию оценки Помогает избежать сравнения детей между собой

Прием позволяет:

  • Увидеть свои успехи
  • Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
  • Удерживает учебную функцию оценки
  • Помогает избежать сравнения детей между собой
Таким образом , любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

Таким образом , любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

Зигмунд Фрейд. Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас.

Зигмунд Фрейд.

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!