Организация коррекционно-логопедической работы с учащимися с ОВЗ»
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, «особенные» дети были всегда, но на них не обращали должного внимания. Будем откровенны, работать с такими детьми сложно, а донести информацию и увериться в ее усвоении довольно затяжной процесс. В последнее время «особенные» дети включены в общий образовательный процесс, и это заставляет нас, педагогов, задуматься о том, как сделать процесс обучения эффективным. Поэтому из выше сказанного следует, что задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Учитывая значимое место логопеда в системе сопровождении ребенка с ОВЗ нельзя не озвучить особенности его деятельности:
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе,
учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного
обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка
при помощи специальных методик.
2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями. Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Логопедическое сопровождение осуществляется по нескольким направлениям:
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая
Оценочно-контрольная
Консультативная
Информационно-просветительская
Цель диагностики: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическое направление работы включает индивидуальное логопедическое обследование, изучается медицинская карта, проводится индивидуальная беседа с родителями, что позволяет собрать подробный анамнез и способствует уточнению диагноза и даёт возможность отделить функциональные причины речевых нарушений от органических. Логопедическое обследование необходимо для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития.
Цель коррекционно-развивающей работы
Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья:
Активизация познавательной деятельности обучающихся;
Повышение уровня их умственного развития;
Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма);
Развитие различных видов мышления;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:
выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;
развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи, мелодико-интонационной окраски;
коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
коррекцию звукопроизношения;
коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;
коррекцию процессов чтения и письма;
развитие психических процессов, коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной и подгрупповой формах. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом.
Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин).
Основная задача занятий —максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия, использование компьютерных технологий и технических средств обучения;
Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами малоэффективно. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. В связи с этим помимо традиционных методик я использую в своей работе элементы методики Р. Дейвиса по преодолению трудностей в обучении.
В процессе занятий дети под моим руководством осваивают алфавит при помощи работы с пластилином. Сначала дети знакомятся со свойствами материала, с которым предстоит работать, инструментами и приспособлениями для работы, заучивают правила работы, последовательность, работают с образцом, создают свою пластилиновую модель- букву.
В процессе работы дети осваивают цифры, знаки препинания, слова. Всё это делают из пластилина. Свои готовые буквы ребята фотографируют с родителями и составляют портфолио «Моя пластилиновая азбука». В период дистанционного обучения для детей составлена картотека заданий на закрепления образа буквы алфавита и на формирование навыка письма.
Данная методика очень многогранна и её использование дает положительный результат: развивается моторика пальцев рук, формируются пространственные понятия, происходит усвоения образа буквы, запоминается алфавит, развиваются графо-моторные навыки, необходимые при обучении письму, т.д.
Большое внимание уделяется постановки руки при письме: «Попросите ребенка настроить усилие, с которым он держит карандаш. Попросите потренироваться в выполнении «разрядки» для руки и пальцев. Я часто прошу своих учеников держать карандаш так, как если бы они держали крошечного птенца. Скажите: «Держи карандаш просто, как будто это птенец. Ты должен держать его достаточно плотно, чтобы он не мог выскользнуть, но и достаточно легко, чтобы не раздавить». Затем, если вы видите, что он сжимает карандаш слишком сильно или давит на бумагу чересчур сильно, предупредите его во время письма: «Ох, ты раздавишь птичку!»
На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.
Таким образом, специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
частый повтор упражнений с элементами новизны
частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
конкретность и доступность заданий
умеренный темп работы
постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)
использование различных образовательных технологий (ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология диалогового обучения; технология опережающего обучения; технология личностно-ориентированного подхода, игровые технологии, техногогия дифференцированного обучения).
Следующее направление логопедического сопровождения – это консультативная работа.
Её цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
разработку индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;
консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;
оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Последний раздел в логопедическом сопровождении -информационно-просветительская работа
Целью её является: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса
Осуществляя работу по данному направлению, я использую различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями; провожу тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.
Таким образом, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является значимой вехой в коррекционном процессе. Оно развивает и корригирует речевое развитие школьников, формирует речевые предпосылки к усвоению школьной программы, позволяет решать задачу успешной социализации детей.
Своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).
Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии
восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная
утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные
подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.