СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация коррекционно-логопедической работы с учащимися с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционно-логопедической работы с учащимися с ОВЗ»»

Организация коррекционно-логопедической работы с учащимися с ОВЗ»


        Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, «особенные» дети были всегда, но на них не обращали должного внимания. Будем откровенны, работать с такими детьми сложно, а донести информацию и увериться в ее усвоении довольно затяжной процесс. В последнее время «особенные» дети включены в общий образовательный процесс, и это заставляет нас, педагогов, задуматься о том, как сделать процесс обучения  эффективным. Поэтому из выше сказанного следует, что задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

        Учитывая значимое  место  логопеда в системе сопровождении ребенка с ОВЗ нельзя не озвучить особенности его деятельности:

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе,

учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного

обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка

при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями. Логопедическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Логопедическое сопровождение осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Диагностическая работа

  2. Коррекционно-развивающая

  3. Оценочно-контрольная

  4. Консультативная

  5. Информационно-просветительская

Цель диагностики: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи. 

Диагностическое направление работы включает индивидуальное логопедическое обследование, изучается медицинская карта, проводится индивидуальная беседа с родителями, что позволяет собрать подробный анамнез и способствует уточнению диагноза и даёт возможность отделить функциональные причины речевых нарушений от органических. Логопедическое обследование необходимо для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития.

Цель коррекционно-развивающей работы

  • Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • Повышение уровня их умственного развития;

  • Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма);

  • Развитие различных видов мышления;

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

  • организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

  • развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи, мелодико-интонационной окраски;

  • коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

  • коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

  • коррекцию звукопроизношения;

  • коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;

  • коррекцию процессов чтения и письма;

  • развитие психических процессов, коммуникативных навыков.

Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной и подгрупповой формах. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом.

Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин).

Основная задача занятий —максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:


  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия, использование компьютерных технологий и технических средств обучения;

Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами малоэффективно. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе. В связи с этим помимо традиционных методик я использую в своей работе элементы методики Р. Дейвиса по  преодолению трудностей в обучении. 

В процессе занятий дети под моим руководством осваивают алфавит при помощи работы с пластилином. Сначала дети знакомятся со свойствами материала, с которым предстоит работать, инструментами и приспособлениями для работы, заучивают правила работы, последовательность, работают с образцом, создают свою пластилиновую модель- букву.

В процессе работы дети осваивают цифры, знаки препинания, слова. Всё это делают из пластилина. Свои готовые буквы ребята фотографируют с родителями и составляют портфолио «Моя пластилиновая азбука». В период дистанционного обучения для детей составлена картотека заданий на закрепления образа буквы алфавита и на формирование навыка письма.

Данная методика очень многогранна и её использование дает положительный результат: развивается моторика пальцев рук, формируются пространственные понятия, происходит усвоения образа буквы, запоминается алфавит, развиваются графо-моторные навыки, необходимые при обучении письму,  т.д.  

         Большое внимание уделяется постановки руки при письме: «Попросите ребенка настроить усилие, с которым он держит карандаш. Попросите потренироваться в выполнении «разрядки» для руки и пальцев. Я часто прошу своих учеников держать карандаш так, как если бы они держали крошечного птенца. Скажите: «Держи карандаш просто, как будто это птенец. Ты должен держать его достаточно плотно, чтобы он не мог выскользнуть, но и достаточно легко, чтобы не раздавить». Затем, если вы видите, что он сжимает карандаш слишком сильно или давит на бумагу чересчур сильно, предупредите его во время письма: «Ох, ты раздавишь птичку!»

На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.

Таким образом,  специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:

  • работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)

  • максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

  • частый повтор упражнений с элементами новизны

  • частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

  • дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

  • конкретность и доступность заданий

  • умеренный темп работы

  • постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)

  • использование различных образовательных технологий (ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология диалогового обучения; технология опережающего обучения; технология личностно-ориентированного подхода, игровые технологии, техногогия дифференцированного обучения).

  Следующее направление логопедического сопровождения – это консультативная работа.

Её цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.  

Консультативная работа включает:

  • разработку индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;

  • консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;

  • оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Последний раздел в логопедическом сопровождении -информационно-просветительская работа

Целью её является: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса

Осуществляя работу по данному направлению, я использую различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями; провожу тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.

Таким образом, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является значимой вехой в коррекционном процессе. Оно развивает и корригирует речевое развитие школьников, формирует речевые предпосылки к усвоению школьной программы, позволяет решать задачу успешной социализации детей.

Своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии

восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная

утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные

подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!