СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация кружка по обучению учащихся изготовлению якутских музыкальных инструментов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация кружка по обучению учащихся изготовлению якутских музыкальных инструментов»

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования в ВКР. Жизнь в эпоху пост индустриализации становится все разнообразнее и сложнее, и она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует считать самой существенной частью его интеллекта. Следовательно, необходимо считать задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Таким образом, в результате динамично меняющихся условий жизни, проводимых социально-экономических преобразований, изменения типа познавательного отношения к миру, качественных изменений ценностей и потребностей общества на современном этапе резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Такая деятельность невозможна без определенных творческих способностей, заложенных в человеке природой и нуждающихся в постоянном совершенствовании и развитии.

В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения взросла организация внеклассных занятий учащихся и уделяется большое внимание их приобщению к творчеству. В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески.

Значение изучения технологии особенно возрастает условиях рыночной экономики. Известно, что лидирующее положение в мировой экономике занимает государства, внедрившие во все сферы жизни передовые технологии, обеспечивающее более высокий жизненный уровень населения.

В процессе освоения предметной области «Технология» развиваются обще трудовые компетенции. Труд человека – это процесс преобразования и совершенствования самого человека, развивающий его способности. Осваивая технологии, учащихся учатся связывать свои мысли с действиями. Мастер на все руки – так называют того, кто может все делать своими руками надежно, красиво и вовремя.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, где к человеку предъявляются все более высокие требования. Это связано с тем, что образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден грамотно оперировать ученик как будущий квалифицированный специалист.

Изучению особенностей развития творческой активности учащихся посвящали свои труды многие известные исследователи (Ш.А.Амонашвили [2], Л.С.Выготский [13], В.Н.Дружинина [19], А.Г.Ковалев [29], Г.С.Костюк [31], Н.С.Лейтес [33], В.Н.Мезенцев [39], С.Л.Рубинштейн [58], Б.М.Теплов [68], И.Ф.Харламов [76], В.Д.Шадриков [82] и др.).

Но, как считают многие педагоги-практики, проблема развития творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» до сих пор остается недостаточно изученной. Среди разнообразных средств развития творческой активности учащихся особое место могут занять внеклассные занятия по изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов.

Исходя из теоретического анализа ситуации и обобщения складывающейся педагогической практики, можно констатировать наличие противоречий между:

- организацией традиционного урока и кружкового занятия, когда ученик обладает относительной свободой выбора вида деятельности;

- различными формами, содержанием и методами (технологиями) обучения, принятыми на уроке и внеурочном занятии;

- различными по значимости критериями оценивания результатов обучения учащихся на уроке и внеурочном занятии.

Необходимость разрешения приведенных выше противоречий обозначает проблему развития творческих способностей, учащихся в процессе обучения технологии изготовления различных изделий, что обуславливает выбор темы ВКР: «Организация кружка по обучению учащихся изготовлению якутских музыкальных инструментов».

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическое подтверждение развития творческих способностей учащихся в процессе изготовления якутских шумовых музыкальных инструментов.

Объект исследования – развитие творческих способностей учащихся.

Предмет исследования – процесс обучения учащихся V-VIII классов изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов.

Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей учащихся на внеурочных занятиях по изготовлению якутских музыкальных инструментов будет достигаться, если:

-учитывать, что ученик обладает относительной свободой выбора своей деятельности в отличие от уроков;

- уточнить формы, содержание и методы обучения на уроке и внеурочных занятиях;

-определить высокий, средний и низкий уровни творческого потенциала учащихся в ходе организации и проведения кружковых занятий.

Для наиболее полного достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

1) провести анализ теории (психолого-педагогическая и методологическая литература по теме исследования) и практики педагогической деятельности учителей технологии, педагогов дополнительного образования, образовательных учреждений;

2) изучить основные сведения по развитию творческих способностей учащихся;

3) разработать программу внеурочных занятий по изготовлению якутских шумовых музыкальных инструментов в развитии творческих способностей, учащихся V-VIIIклассов;

4) произвести диагностику развития творческих способностей, учащихся в процессе изготовления якутских шумовых музыкальных инструментов;

5) обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, разработать практические рекомендации.

В выборе методологической базы проведения исследования мы исходили из основных положений:

- системно-деятельностного подхода (Д.Б.Богоявленская [10]);

-компетентностного подхода (В.И.Байденко [7], А.А.Гетманская [15], Э.Ф.Зеер [24]);

- теоретических основ, освещающих становление и развитие личности (Н.В.Гафурова [14], М.И.Губанова [17], О.М.Дьяченко [23], З.А.Литова [34], С.Н.Уваров [74]);

-развития технологического образования молодежи (П.Р.Атутов[6],А.В.Баранников [8], Т.В.Горбунова [16], А.А.Карачев [27], Г.И.Кругликов [32], Е.М.Муравьев [44], Л.Н.Серебренников [62], В.Д.Симоненко [60] и др.).

Теоретическими источниками проведенного исследования послужили научные труды, публикации российских (И.С.Артюхова [5], Э.Ф.Зеер [24], И.А.Зимняя [25], Е.А.Климов [28], Л.М.Митина [41], М.Б.Павлова[49],Н.С.Пряжников [54], Н.Ф.Родичев [57], С.Н.Чистякова [81], В.Д.Шадриков [82], И.С.Якиманская [85]), зарубежных (Джон Дьюи [20], Абрахам Маслоу [38]) и якутских авторов (В.В.Акимов [1], Е.Р.Артемьев [4], А.А.Баишев [18], Д.А.Данилов [18], В.П.Иванов [26], П.П.Кондратьев [30], Е.Д.Макаров [37], Т.М.Михайлова [42], А.В.Мордовская [43], А.С.Моякунов [3], А.Н.Неустроев [46], Н.Д.Неустроев [47], В.Е.Орлов [48], Т.Т.Саввинов [59], А.Д.Семенова [61], Н.В.Такыров[66]) по рассматриваемым вопросам исследования в данной области, отчеты школ, собранные и обработанные в процессе работы над ВКР.

Методы исследования. В процессе исследования применялись методы и приемы сравнительного анализа при изучении психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; проведения бесед и педагогических наблюдений;педагогический эксперимент; метод обобщающих показателей и статистических группировок.

База исследования: КурбусахскаяСОШ имени Н.Н.ОкоемоваУсть-Алданского улуса (района) (с.Ус-Кюель). Экспериментальной работой были охвачены учащиеся V-VIII классов (V-4, VI-2, VII-2, VIII-3, всего – 11) в рамках их обучения изготовлению якутских музыкальных инструментов.

Теоретическая значимость ВКР связана с подтверждением выдвинутой гипотезы исследования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке практических рекомендаций.

Апробация результатов проведенного исследования. Работы учащихся выставлялись на выставках различного уровня:

- якутский музыкальный инструмент «Кырыымпа» Алексея Пестрякова, ученика 11 класса, Григория Кындалбанова, ученика 9 класса и Ньургуна Васильева, ученика 10 класса на муниципальной выставке «Радуга Севера»: участие, сертификат (с. Борогонцы, 2019);

- якутский музыкальный инструмент «Кырыымпа» Алексея Пестрякова, ученика 11 класса на муниципальном уровне научно-практической конференции «Шаг в будущее»: III место по компетенции «Декоративно-прикладное искусство» (ДПИ), сертификат об участии (с. Борогонцы, 2019);

- работа «Кылыhах кырыымпа» Алексея Пестрякова, ученика 11 класса, Григория Кындалбанова, ученика 9 класса и Афанасия Аммосова, ученика 9 класса на заочной республиканской выставке «Бриллиантовые нотки»: диплом I степени по номинации «ДПИ» (Якутск, 2019);

- работа «Якутские музыкальные инструменты» Алексея Пестрякова, ученика 11 класса и Афанасия Аммосова, ученика 9 класса. Участие в работе III Всероссийской НПК «Научно-концептуальные основы развития технологического образования»: диплом I степени (Якутск, 2019);

- участие Григория Кындалбанова, ученика 9 класса и Афанасия Аммосова на улусной выставке «Радуга Севера» (с. Борогонцы, 2020).

Опубликована статья «О технологиях изготовления якутских музыкальных инструментов».

Структура и объем ВКР. Работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы, разделенные по три параграфа, заключения, списка использованных и цитируемых источников, включающего 91 наименований, 5 таблиц, 6 рисунков (диаграмм) и 14 приложений.

Введение содержит обоснование актуальности, структуру и научный аппарат проведенного исследования.

В первой главе дана теоретическая основа развития творческих способностей учащихся.

Вторая глава посвящена анализу, диагностике творческих способностей и разработке программы по обучению учащихся изготовлению якутских музыкальных инструментов.

В заключени даны рекомендации.


























ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1. Этапы развития творческих способностей учащихся


Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей на протяжении всего развития мировой культуры. Вплоть до тридцатых годов двадцатого столетия проблема творчества в педагогике разрабатывалась только в обобщенном плане. Разнообразные подходы к изучению педагогики творчества позволяют в ХХ веке условно выделить четыре хронологически неравновесных этапа.

Первый период (конец 30-х – начало 60-х г.г. ХХ века) характеризуется появлением целенаправленного интереса к проблемам творчества в педагогике и психологии. Наиболее яркими представителями этого периода являются психологи Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, которые связывали свои изыскания с педагогикой и продолжали свои исследования в последующие периоды.

Второй период (начало 60-х – конец 90-х г.г. ХХ века) характеризуется подъемом и активизацией исследований вопроса о становлении творческой личности. В это время появляется много работ различных авторов, посвященных изучению философских и общенаучных проблем развития творчества.

Третий период начинается с 90-х годов ХХ века. В это время образование, обучение и воспитание принимают личностно ориентированный характер. Возникает потребность разработки новых теоретико-методологических основ процесса формирования и развития самостоятельного и творческого подхода к процессам познания и видам деятельности. Этот период характерен повышением интереса исследоватеей к формированию и развитию в педагогическом процессе творческой личности. Одной из основных идей становится идея развивающего обучения, основанная на трудах Л.С.Выготского.

На пороге ХХI века понятия «творчество» и «креативность» прочно входят в сферу изучения различных гуманитарных наук [13].

Проблема развития творческих способностей детей остается всегда актуальной для исследователей-теоретиков и тех, кто непосредственно занимается практикой педагогической деятельности.

Одна из главных задач, стоящей перед каждой школой – это создание благоприятных условий для развития обучающихся в различных видах деятельности, выявления и развития их творческих способностей, познание обучающихся самого себя. Для создания такого условия, чтобы учащиеся учились для того активно проявить себя в деятельности для развития детей. Работа над развитием творческих способностей, обучающихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Самое главное для учителя это заразить ребенка, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видеть красоту еще лучше замечает красоту и творит ее [61].

В отечественной и зарубежной психологии существует множество определений понятию «способности». Способности чаще всего трактуются как особые, наследственно-обусловленные, но некоторыми авторами не признается наличие врожденных способностей, хотя и не отрицается влияние природных задатков на развитие способностей.

Б.М.Теплов (1896-1965) определял способности как индивидуально-психологические особенности, когда между собой, ые имеют к успешности видов и не ся к наличию , и навыков, но легкому и быстрому й и умений [66].

Но, еще и мнения:

- ь способности ;

-ь способность как тех или качеств.

К у, по щеву[45] и А.Г.Ковалеву[29] понимать как , необходимых для одновременно с ой отношений, х и х особенностей .

С зрения А.Ф., отличать и активности, . выступает как , определяющий деятельности. А.Ф. еркивал, что и – не волевое , а « гораздо , лежащее в вообще процессов и ». проявления А.Ф.Лазурским в критерия [Лазурский, – С. 53].

Три взаимодействия го го склада и среды:

1) н уровень: приспособлен к , которая слабую енного . В личность не дает и го, что могла бы ;

2) с уровень: приспосабливается, к среде и в ней , соответствующее складу (энт);

3) высший : отличается пере внешнюю своим и , на этом выражен . К высшему таланты и .

образом, уровень А.Ф. не столько с к внешней , а с или менее встающих и задач с человека .

– это высшая активности, , создавать , оригинальное. быть : научная, , , хозяйственная и т.д. можем различным, но во происходит , чего-то .

– это процессы мира, в человеческой и материальными и и социально-культурными его ; осуществляющиеся разрешения в ее процессе и для человека и (в с их целями) объекта . мышление . В процессе у человека и творческое .

Л творческим , она способна группы :

- комбинировать и их ;

- определять ;

- выполнять .

Развитие должно в обучения творческих , с которых у и развиваются по каждой .

задача – это , для которой изученных или составление и в результате создаются или новые – , конструкции, , , произведения . бывают и . Они отличаются от . Первые обучения и , человеком , и навыков, личности. - предметов и культуры, идей, и , индивидуальное , в областях . Высокий способностей [56].

Талант – это , появляемые в деятельности, на принятия добиваться , которые возможность , выполнить деятельность.

– это , развивающееся в качество , определяет человеком в одном или деятельности. который , очевидными, достижениями в том или деятельности. , , представляет сложное , в котором познавательные, , , мотивационные, и сферы . , ее признаки постоянными, но и временный могут . Признаки проявляться в уровня как , так и специальныхспособностей [, В.И. как проблема / В.И.Панов.– , – С. 477.50].




    1. Из истории национальных


музыкальные неотъемлемой , повседневного , традиционного народа. У с древних огромное простейших инструментов.

о якутских появились в XIX веке в , путешественников и (Р.К.Маак, , , И.А.Худяков, , и др.). Н.С.Щукин был в в 1830 и . В труде « в » автор о у якутов хомус. А.Ф.Миддендорф – в 1842- совершил на и Восток , Восток. Он полное Сибири. о бытовании у «Х» и струнно-смычкового «Кырыымпы» и свое мнение об их [21].

место в , как и музыкальной в целом, огранная профессионального искусства Жиркова. В этнографических , на устных старины, он и дал 14 видов . К ним якутский и , эвенский , или флейта из жьей , тальниковая или , ветряная для скота, , большой и «К», поколотка с , резонирующий или , «Табыки», «И », разнообразные , «Хобо», атрибуты и и бубна , «Мааковский дүҥү» самодельная («К»).

В 1961 г. в г. проведена , где представлены , якутскими . роль в якутского мастера-изготовители , В.А. и М.В., П.П.Семенов, . также пропа, народных , Уус, П.И.Деляева, Уус, , П.Е.Слепцова, и др. В время в и плодотворно оркестров при Детских . Во всем исполнители на : Альбина с «Айархаан», и Хатылаевы [77].

До архаичные активно с современными . Ценнейшим в наследия Севера в Якутии р по изготовлению инструментов, зной еще в 1980-х, и в году в Горного стала инструментов, и обихода саха. Ее являлся культуры Я, мастер Мохначевский, из за два года до . Его дело ила Мария , виртуозно инструментами, и все и чертежи мужа Тихон , который своих , главным мастерской. было по первого РС(Я) за счет поколений. В мастерской инициаторов музыкального а и Марии .

музыкальных – кропотливый и . добиться пород и пиломатериалов. старинные , изготовлении . В Бердигестяхской изготовлено музыкальных , ударные, , тридцати .

На базе работает ООО «», мастерская по инструментов России. заказ от народов, от - до Чукотки, от , с неправительственной « Форум».

В уникальные по изготовлению передают подрастающему . Они преподавателями , руководителями по технологии и . Крупномасштабноеизготовление музыкальных и друугих с производилось на промкомбината и «»в улусном () –селе .

ООО «» имеет не только по инструментов – предприятия духовной искусства . В составе не одна умельцев.

включился в программ по по возрождению и ценностей и северных .

Ни традиционный Якутии (, , праздники , полярного и др.) не без традиционных , а перспектива и технологии инструментов с – впереди. В недастаточно и наименований – н знать , мировоззрение, , и этнопсихологию.

якутов на ООО «»учащиеся с зрения и , а благодаря , учащиеся изучать изнутри, т.е. с как технологии,так и .

музыка – и живая – одухотворяющая, все живое . Она в колыбели в разных . Люди инструменты, с можно прекрасные – , струнные, , , причем , природе, и жизни. , их с развитием , они произвели те или музыкальные , до наших . к красоте, саха до наших древнейшие созданную ими , а , исполнители и исс их.

В якутской , верованиях, народа большое . его понимают, как звук – шум , , эхо и др. И чем лучше это наши – те, кто наукой, и в областях , с природой , тем , весомее их влияние в . Вот уже тридцать лет республики и Герман занимаются народной . В их слышны Вселенной, созвучие . Их цельна, , от сердца, из памяти. она человеку и прекрасно искусство [77].

Пропагандистом и исполнительства на музыкальных Оркестр театра РС(Я) им. (рук – Петров), был в 1993 [90].

«» – общее ударных . происходит от «кюп» – от кулаком, «» – (о ветре)», «, – шуметь» .

образцов не сохранилось. В XVIII-XIX вв. об звуковых отсут. , фольклорист, С Боло (), на рассказах (Захарова), сведения о : «В старину огромную , очищали ее от и вали вверх и по ней палкой – я и звук на это путем по » [89].

По «Кюпсюра» на Ы самых рода. образцами «К» : «Кюпсюр»с и «Кюпсюр» («Ч») или восьмиугольный «К» с и четырьмя со сторон.

– , широко народов и Востока. , у каждого был индивидуальный , изготавливался с обряда.

два вида «Д»:

1). д пластины, на нить, на кривую . При пластины о друга, звуки;

2). на сверху и вдевали , которой пластинки. При начинали об друга, на и издавая [88].

«Джага» полый , в около , в четырех-пяти по небольшими . Звук встряхивания.

«» с – деревянные ( быть и , рожки и ) прикрепляются и к , как шейка, . извлекаются . «Джага» на как источник го а, дополняющий . стенка и деревянные при издают , по тембру к .

«Табык» – инструмент. Он и имел . «Табык» из или нескольких бы кож, после обработки двумя . «» подобен колоколу, в исключительных .

Погремушка () – «С»– небольшой дерева на две . Изнутри и туда предметы, при звуки – , бисер, . половинки и к приделываются с сторон.

«» (по названию – «Кылыһах») По , традиционно должен на исполнителя; из извлекается или (чаачар). инструмент на , нажимает , не нажим до , флажолетные ( прием на и струнно-смычковых , позволяет обертон без ). формы «К» – , чорон, , . Мастера-якуты инструмента из ели, или , а деку – из дерева и , в струны волос.

материалов , музыкальные не . Технологии в Музее и народов музыкальных . Фактически, из них – это и единичное . До создания без лабораторных еще ГБУ РС(Я) « и фольклора » хранятся из й первых : А.В.Бродникова, , В.А. и , И.М.Неустроева, П.Е. и .

Процесс инструментов в 1960-ые годы, Дом творчества , задавшийся в каждом оркестров. в поисках основывалось на якутского , собравшего от , старины , а от М.М.Носова древних .








    1. внеурочной как развития учащихся


творческих все ступени обучающихся, в их м ятии решений, и и и. Поэтому, а учителя – развивать способности ую и внеурочную ь. занятия ют я учащихся в различных , углубляется и ся их . Для достижения должен вать атмосферу. внеаудиторных й связаны с м каждого их самореализацию, и нестандартного .

В формирования у ого интереса к – часов, на занятия, зачастую –решению этой задачи и спосо орга и проведение ой работа. К , часто и неверно – « » (ВУД) – не « деятельности», а . Для успешного работой составить , наметить их . работа с планом по и обсуждаться с .

В время такая работы, как а. Обычно для приглашают в определе художественно- . Задача – знания по определенной или познакомить их с , как правило, - деятельности.

Для в доступны различные (игровая, , , спортивно-, (учебно-), ) и творчества (ое, ), а также .

Результат – это то, что итогом в деятельности – пел новое о себе и , и прочувствовал как , приобрел действия.

– это результата. , енное , чувства и , действия как личность, его компетентности, .

формы деятельности, как , , интеллектуальный , й вечер, й , познавательная я, а, викторина тоже к ой деятельности, ю («хорошая учеба – это »),что в последнее и использоваться, к , и как исчезновения из внеурочных форм учащихся.По Ю.В.Крупнова, в «трудовое » главное в : какой , уровня, и совершенства [13].

развития учащихся в В.П.Богоявленского [11], Л. [13]. – индивидуальное личности, специальную головного и , в благоприятных в мере освоения и .

Творческие с – это свойств и , характер, их , требующих е вида и обусловливающий ее . Развитие у способностей – воспитания. развиваются на мышления, в определе , практического , и делу.

Ребенок – по себе де. Ему все пощупать, , все, что ему говорят, тысячу . – сложный , связанный с , , способностями .

обучение – это учебных , предполагает под учителя и активной учащихся по их , в чего и овладение , развитие . Трудность обучением в том, что проблемной – акт , поэтому от использование и подхода. творческих лишь при енных , их формированию.

развития – самооценка ученика, т.е. у достаточной в силах, . Ребенок должен по« успеха», у должен не работы, а его . условие ученика – создание климата. должен с ученика в школе и возникновение у него . Но создание не достаточно для ученика с творческими .

способности в помогают точку , в детях к силам и к мнению, общения, , деятельный , субъективную участника и организаторские, , , аналитические , а формируют у , инициативность, . учащихся с одноклассников их , отзывчивее, к другу, ко миру [11].

Для об нужно е выполнение по той карте инструментов (см. . №1).

1

Последовательность м инструмента




Эскиз


инструменты

1

ов для будущего я (а, ель, береза)

, , карандаш, , .


Изготовление «Кырыымпы»

, карандаш, , , клей,

2

кожи для деки «Кырыымпы»

Выделывание

4

вид отделки для деки «Кырыымпы»

Нож, моющие

5

смычка (а, ий волос),

Конский , (смола)

6

ние из конского и струны для звучания

(15-25 штук),

7

Кү («Кюпсюр»)

вид «К»


Заготовка

вода, ср (оставляем на 3 суток). е


Заготовка «К» из фанеры

70 80 см.

Саморез, , брусок для


Изготовление а для я кожи

Н, , карандаш, , 40х40 мм


вид для закрепления



Закрепление корпуса

, рашпиль,


кожи ы «К»

Декоративные , , нож


Технологическая – это эффективный вид го , обеспечивающего учебных и достижении , освоения в рамках .





по первой


В й главе была возникновении инструментов и по проблеме я способностей в ых . Исходя из определить ная развития , а мышления, креатив.

– это творческих ей к принятию о новой , отклоняющ от го подхода к ю чего-либо. При психических , для развития нужно ть с возраста, в – с начальных . рисовать, из а, создавать из детали – нужны для я м моторики, я и в развитии ученика.

я творческих ей обусловлена , в социально-экономическом .

Развитию учащихся :

- самим мся достижения, (составление а );

- формирование у у организовывать ую у;

- организация ого а, в ходе задачи цели( программ, и педагогического а). творческих возможно при обстановки для потенциала.



II. И ПРОВЕДЕНИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ


2.1. и диагностики ей творческих


Внеклассная инициативы со . Для ее успешной привлекать к ее учащихся и их . В совместной внеклассной , учащихся выше.

– важнейшая и. Однако оно и в повседневной . В смысле – это общества на ( массовой , р, другие , одноклассники, у, д, учреждения, х , дополнительное , с и т.д.).

Воспитание в – это процесс взаимодействия и по реализации и задач, требования .

является ой человеческой . В воспитания нравственных , приобщение к человечества, позиции, к наследию , жизненной , требованиям , склонностей, , нужных и , развитие и социализации .

В с обществе три функции:

  1. ая( и передача и воспроизведение человечества);

  2. ая( потенциала );

  3. социальной , (подготовка к в систему ).

В современных воспитание как часть по на , физическое, , , эстетическое .

воспитание на культуры , выработки к ым умозаключениям.

способствует у установки на жизни, к здоровью.

обеспечивает отношения к как самореализации в и добывание к существованию.

связано с качеств , общественной , и человека х норм .

воспитание в у учащихся , правильно и прекрасное в искусства.

И.П. следующую у :

- общественная ь состоит в том, что в необходимо к активной , учить в обществе;

- воспитания с , означает, что ориентировать уч на деятельность в взрослой в ;

- принцип на в воспитании видеть в уч качества;

- гуя требует от прав и , ненасильственного у них качеств;

- требует под для каждого уч подходящих , приемов, и форм ;

- о воспитательных непротиворечивость к ученику, различными , соответствие тем качествам, он воспитать в ученике[53].

В на занятии и ый способ обучения, и несколько : « диалог» (по Корнин под , где жил ), «организованный », «со-», «работа в состава», «» (от «таланты» и «»).

К пм коллективного, го и, как , разновозрастного отнести :

- в регулярно совершенствуется мышления и ;

- в взаимного включается , идет и актуализация и опыта;

- уч чувствует , работает в ;

- повышается не за свои , но и за коллективного ;

- , как правило, в группах ;

- новой информации с партнерами ассоциативных , а, , обеспечивает усвоение.

метод «мой и»,как один из стимуляции и профессиональной . Мозговая открытое, , обсуждение тем, из затем действенные.

на месте – это практического – в степени к труда , на производстве. производственные от предприятия. их, они производственными и и инструктажами. работ предприятия. на месте – из эффективных , профессиональную и е обучаемых.

– это в процессе пособий и . Наглядные условно на две : метод и демонстрации. предполагает мся иллюстративных , , таблиц, , , зарисовок на , моделей и д и обычно с приборов, , установок, , и др.

В современном особое применению , которые ет возможности в учебном .

обучения (от др. – . «») – это процесс педагогом и , в которого и усвоение , и навыков, обучения.

Прием ( прием) – кратковременное преподавателем и , на передачу и знания, , [69].

Для многих традицией в музеи. проводить и в х, на х прикладных . устраиваются с полного ия ой темы учебной , познакомить с ым искусством, о специфике народных и . При организации продумывает ее цель и , с учебной . проведения , ее подводятся в с . В основном , на выставках с работами х образовательных уч.

В сфере у будет о ориентирование в и методов и материалов, , , объектов и социальной , а в соответствующих производства и .

Ориентирование в , материалов, и , применяемого в , предполагает в творческой , п прикладной при технологий и .


2.2. и внедрение деятельности по музыкальных


разработки и я внеурочной по якутских инструментов – у творческих ; дости познавательного, , и эмоционального , к истории народа.

разработки и я связана с ми к истории , его культуре. из задач – это учащимся и в их любовь и к му народу, . Очень о, учащиеся на получили , которые бы к теме уже в , что способствовало бы их становлению в .

разработки и я :

1) воспитывать , любви и к краю, и культуре;

2) а щение к культуры .

Народные инструменты , в веселой игровой ят с бытом , трудом, к природе, , юмора. свои , свое отношение к Родины, в он живет, ученику народная . патриотического в том, чтобы и в детской любви к , к родному и , к истории и , созданной и близких , тех, зовут .

на шумовых музыкальный , , музыкальную , навыки и общения, и умение в , развивает и крупной , а слуховые, , способности к . при прослушивании у проявляется , стремление к , перевоплощаться и образ. , с уверенностью , что на ударных и предоставляет для работы с по у них музыкальности, ее их приобщать к , музыке в и исполнителей.

учащихся ются на ых занятиях якутского и якутских инструментов.

в реализации : от 12 до 16 лет.

указа самостоятельно различные я.

Программа по организации и ых занятий для отводит на образования 35 , в том , из расчета 1 часа в . занятий – 45 мин. К- план в П №10, а темы разработанных и общее часов (35 часов за год), на внеклассных й о на таблице №3.

2

количество


Кол-во часов

Техника

2

«Кюпсюр» (Кү)

10

бубна («Дүҥүр»)

7

«Д» («Дьаҕа»)

9

Изготовление и, а («Сиксир»)

6


34


разработана с принципов ( , преемственности, ) и образовательных .

и методы : , конкурсы, , комбинированного .

обучения: дидактических , инструментов и й.

деятельность в о воспитания а на формирование и у их творческой . Для были и внеурочные я по развития ей учащихся.

При и организации и ых занятий книги А.И.« былыргы » [79],«Өбүгэлэрбит дор5оонноро» [80], «Оло5ум » [79].

Иванович в 1934 в наслеге (Таттинского ). в 1957 баянистов в , баянистом, в селах и Мегино-Кангалаского . исследовал инструменты . Благодаря его и многие инструменты , восстановлены. Он – РС(Я), з культуры ), член Ассоциации [79].

Внеурочные я с учетом сти для учащимися и . Работы от простого к в три : вводный, и тельный ( я).

На вводном тся вводное е в знакомства с мастеров (1 час в неделю).

На продолжается с работами по изготовлению инструментов с й (1 час); учащиеся с инструментами и для я музыкальных на х занятиях.

На , ом этапе материала для (подготовка для корпуса «К» из доски и );проводится работ, участия на конкурсах, , , достижения освещаются населения.

На 1-м м (1 час) по технике при е с инструментами по , использованию различных ок и лаков (а по дереву).

Пе е проводились с и работ мастеров:

- «К» для участия на е в Санкт-Петербурге (см. №9) с м – учителям Тимофеева я а (после и была заа представленная для развития учащихся);

- А.И., на основе и был календарно- для организации и ых занятий.

На 2-м – с работами по изготовлению инструментов с слайдов и (1 ).

На 3-м занятии – будущего , материала для «Кюпсюр» из и фанеры .

На 4-м начинаются ие ра по изготовлению «К» на трех стойках- (4 ).

На 5-м занятии шкуры для барабана «К». изучают, на работе со для ее я ручными («Кыһыах»), с лезвием (4 ).

На 6-м идет , знакомство с в (1 час).

На 7-мза практическая ра по ю обода , т.к. с имеющихся изготовляли из и на это 3 часа и на занимались для изготовления .

На 8-мза знаком с инструментом «Д» («Д») и на следующем авливается для данного ого а. «Джага» деревянный , в длину , обвешенный в 4-5 по небольшими . Звук посредством .

На 9-м идет ение с инструментом («С»), просмотр а изделии. На с начинали у для изготовления .

На 10- проводится по доработке .

На 11-м идет просмотр .

Таким , констатировать, что дого образования(а не – ) решают , связанную с с учетом их ых осо.


2.3. Анализ способностей в изготовления инструментов


В я музыкальных еся должны:

- и свойства для изготовления . Подбирать для изготовления ;

- знать и технологию (технологию и шкуры и их );

- выполнять по , грамотно . Должны зарисовывать , придумывать ;

- уметь , выводы;

- на музыкальных , занятии, для на музыкальном «»;

- уметь в .

Педагогический на базе СОШ улуса. , педагог , руководитель и бакалаврской – Егор Павлович.

со II четверти 2017 по 2020-2021 года, проведено 11 , из них 3 теоретического , а 8 – практические. велась в школы. и необходимые изготовлены технологии и работы. р выполняли .

эксперимент для предложенных рекомендаций по . Апробация выяснить практических по изготовлению музыкальных , по древесины и , интерес к древесины, воспитание .

предназначен для творческого у . По полученным были ы выводы и по использованию .

На констатирующем было (контрольный ) эксперимента на их и творческого ( ).

Методика №1 « воображения ». следующие в отношении:

- – 20%;

- средний – 40%;

- уровень – 40%

представлены в №1.

Рис. 1. проверки участников .


Из №1 видно, что в контрольной – развития выше, что, , не особой . При равных на этапе развития в и в экспериментальной приблизительно ми.

уровень 3учащихся из , что составило 40% от испытуемых, а из высокий лишь 1 уч, что 20%. У обучающихся, высокий , деятельности и оригинальностью.

показали 2 из группы, что 40%, из группы 2 , что составило 40%. Это о том, что операции хорошо. из изображал то, что ему .

На уровне 2 – 40% из экспериментальной и 1 – 20%учащихся .

Методика №2 « творческого ». были результаты в %-м :

- уровень – 20%;

- – 20%;

- низкий – 60%.

результаты в №2.

Рис. 2. Результаты развития участников .


По ой методике показали 2 из контрольной , что 40% от числа , а из экспериментальной уровень 1 , что составило 20%. У , показали – уровень более , чем у участников .

уровень 2 из контрольной , что 40%, а из экспериментальной 1 , что составило 20%.

На оказались 3 – 60% из группы и 1 – 20% из контрольной .

3

Общий на этапе


№1

Методика №2


30%

30%


40%

30%

Низкий

30%

70%


Рис. 3. выявления по двум


На этапе , в посещения , учащиеся технологические , свои и по подбору , якутских инструментов.

В происходило качеств , ись их усидчивость, в цели, качества. способствовали и творческих спосо( потенциала).

К над развитием , учащиеся справляться с без помощи . Они анализировать и работы .

По проведения го а эксперимента видно, что по уровень у учащихся повысился.

этапа рис. №4.

Рис. 4. тестирования по №1.


По данным , что у кружковцев воображения . представлены на этапа : до высокий у группы 20%, а проведенной повысился на 40% , уровень 40% , сейчас 20%, а уровень 40% , после – 20%.

образом, занятий динамика в группе по методике, явилось воображения .

приведена по методике №2 (см. рис.№5).

Рис. 5. тестирования по №2.


По использования 2 и.

В , учащиеся данный . Из мы видим, что в 3 ученика – 60% и без справились с . Средний 2 ученика уровень до 0%, в эксперимента 60%. В группе мы , что нет.

Проведенный показывает, что и по целью развитие у обучающихся, группы .

Подведя , сделаем повторного по воображения и обучающихся (ты №№5 и 6).


4


Сводные воображения и экспериментальной на этапе


Методика №1

№2

уровень

60% (3 уч.)

60% (3 уч.)

60%

Средний

20% (1 уч.)

40% (2 уч.)

30%

уровень

20% (1 уч.)

0%

10%


5


показатели воображения и контрольной на этапе


Методика №1

№2

уровень

40% (2 уч.)

40% (2 уч.)

40%

Средний

40% (2 уч.)

40% (2 уч.)

40%

уровень

20% (1 уч.)

20% (1 уч.)

20%


Рис. 6. этапа.


На №6 выведен % уровня и творческого в и контрольной . уровень и творческого в группе 60%, а в – 40%. Средний в группе 30%, а в 40%. И низкий в группе 10%, а в группе 20% . Из общей , что очень дает .

Таким , в проведенных изготовлению музыкальных у экспериментальной качество , проявились ь и ь в их работе, работать .





Выводы по


Во второй основные творческого , разработка ей ы, в основе творческих ей лежат в и воображения и .

Во внеурочной и по ю музыкальных знакомятся с инструментами и умельцев и ов.

программа из ых нами А.И. и основной из авторской под «Өбүгэлэрбит дор5оонноро», «Оло5ум » и « былыргы ». Он изучил, нные музыкальные народа. ему много ( забытых) х ов.

Творческая – это непосредственная обучающихся, ученик не способности к , но еще и сам .

Учащиеся с якутского , , бережным к , жизнелюбием, . Суть состоит в том, воспитать к природе, и семье, к и своего , созданных мастеров .

На второй год я стали места на и на практических различного .

Первым был учащихся на III ого вокально-инструментального дого я-конкурса« », пров в проекта «Я !» в году, и была а на защиту . Часть хся на ых занятиях и изготовл х музыкальных и на выставках, а – участвовали на , на этих . Все это формир у умений и в коллективе.

как личности не своего зна, а внеурочные ют раскрывать и учащихся, дают ученику развивать потенциал.
























, что все дети . Для нужно это , развивать и стр к созданию условий, атмосферы, факторов (, , творческое , ая работа) и (знакомство с , расширение а) к творческих .

В проведения изучена процесса, ая на е и развитие их спосо учащихся.

Сые ые технологии ют для получения х знаний; му повышению ; влияют на .

На внеклассных х знакомятся с различ , электрическими и для обработки древесины.

У проектируют и изделия, дарить и или использовать их при ов.

В процессе изготовлению музыкальных словесные, и методы .

результатов выявил у учащихся их во внеаудиторной . На разработанной программы с якутскими инструментами и , моделируют и , , экспериментируют с изготовления х музыкальных ов из и шкур; на различных , конкурсах, , .

Игра на развивает , ритм, е и невербальное е, рет способность к и созданию по образ.

В , исследования в ВКР , гипотеза , исследовательские . Но, мы не считаем проблемы и якутских инструментов. По коллег, с физики, еще не и особенности именно с , а технология в безоопасности под .

„Данная (бакалаврская) мною “


г.

______________________












ЛИТЕРАТУРЫ


1. В.В. трудового и и воспитания в Севера: (1959-1979 гг.): . – : Изд-во , 2009. – 112 с.

2. Ш.А. основа . – Минск: , – 559 с.

3. Аптаахбичик / Спиридонович. – , – 302 с.

4. Артемьев Е.Р. ориентации / Е.Р.Артемьев; [. и . А.Е.Артемьев, ]. АОУ ) ДПО «Ин-т и повышения им. -II». – Якутск: ИРО и ПК, – 120 с.

5. Артюхова И.С. и / И.С.Артюхова // , - №4. – С.78-80.

6. П.Р. и современное / // Педагогика. – – №2.

7. В.И. Компетенции в (к освоению ) // Высшее в . № 11. 2004. – С.

8. А.В. Современная школа в новых условиях распределенного образования, 2016.

9. В.Л., Д.С. Развитие учащихся на художественной . – Уфа: БГПУ, – 152.

10. Богоявленская Д.Б. как проблема / Отв. ред. . – Ростов н/Д.: . ун-та,

11. В.П. Беседы о православном воспитании детей. – Минск,

12. деятельность . конструктор: для / Д.В.Григорьев, . – М.: П, 2010. – 223 с.

13. Л.С. – М.: Дом Шалвы , –224 с.

14. Гафурова Н.В. Методика обучения информационным технологиям. Практикум. Учебное пособие. Гриф МО РФ. ,

15. Гетманская А.А. Литература в средней и высшей школе: развитие и преемственность. Конец XVII – начало ХХ века,

16. Т.В. Особенности формирования школьников // и перспективы образования. технологической в непрерывного, (на примере ) / Калуга: им. . – 2003. – 84 с.

17. М.И. Проблемы образования в современной зарубежной психологии. Учебное пособие. , 2016.

18. Д.А., А.А. Совершенствование старших в условиях (на школ (Якутия): . – : Изд-во , 2003. – 102.

19. В.Н. Варианты : экзистенциальной . – М.: ПЕР СЭ,

20. Дьюи, . и педагогика / Пер. с . Н.М.Никольской; под ред. . – М.: , 1997. – 208 с.

21. В.Е. музыкальные в исследованиях XIX-XX. альманах . Музыкальная России.– , – С. 74 – 76.

22. Дьяконова В.Е. современных () инструментов (на мембранофона ). : Изд. «Грамота»,

23. О.М. Об активизации // Вопросы . – - № 1. – С.36-39.

24. Э.Ф. : Теория и / , А.М.Павлова, . – М.: Проект; : книга, 192 с.

25. И.А. Педагогическая : для вузов. 2-е изд., доп., . и . – М.: Издательская « », 1999. – 384 с.

26. В.П. «Технология и » – времени // Якутии, №1, – С.

27. Карачев А.А., В.Е. Спортивно-техническое моделирование. , 2007.

28. Е.А. Как профессию. – М.: ,

29. Ковалев А.Г. / А.Г.Ковалев. – М.: , – 94с.

30. Кондратьев П.П. функции в образовательном . () / П.П.Кондратьев; им. -II РС(Я). – : ИПКРО им. С.Н.Донского-II РС(Я), 2009. – 344 с.

31. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. Педагогика. 1988.

32. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

33. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание, 1984.

34. Литова З.А. Внеклассная работа по технологии // Школа и производство, 2000, №6. – С. 15.

35. Маак Р.К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Русского географического общества в 1855 году, Р.Мааком, 2012.

36. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. – М., 1957-1958. – Т.5. – С.117.

37. Макаров Е.Д. Сахалар былыр туттар тэриллэрэ. – Дь., 1992 – 65 с.

38. Маслоу, Абрахам. Мотивация и личность / А.Маслоу. – СПб., 2002. – 480 с.

39. Мезенцев В.Н. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой // Учитель. 2013.

40. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Ч. 1. Север и восток Сибири в естественноисторическом отношении. Климат Сибири. ЕЕ Медиа. 2012.

41. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М.Митина, Г.В.Митин, О.А.Анисимова; Под общ. ред. Л.М.Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.

42. Михайлова Т.М. Труд: опыт социально-философского изучения. – М.: Academia, 1999. – 184 с.

43. Мордовская А.В., Инешина Л.Г. Исходные позиции моделирования процесса формирования личностного самоопределения старшеклассников в социокультурной среде школы: Метод. рекомендации научн.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава педагог. ин-та Якутского госуниверситета «Комплексная оценка вуза как мониторинг системы качества образования в воспитании» / М-во образования и науки РФ. ГОУ ВПО «Якут. гос. ун-т им. М.К.Аммосова. Пед. ин-т; Науч. ред. А.В.Мордовская. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. – 112с.

44. Муравьев Е.М. Слесарное дело. – М.: Просвещение, 1990.

45. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев. – М.: МОДЭК, 2011. – 400с.

46. Неустроев А.Н. Формирование экономического сознания воспитанников в системе трудового воспитания А.С.Макаренко. – Якутск, 2002. – 87 с.

47. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера / Н.Д.Неустроев, В.Н.Егоров. – М: Академия, 2003. – С. 216-220.

48. Орлов В.Е.Воспитание трудом хаптагайских школьников / В.Е.Орлов; [авт. вступ. ст.: Ф.В.Шишигина, Е.Р.Гаврильева]. – Якутск, 2009. – 152 с.

49. Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1988. – С.19.

50. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования / В.И. Панов, - Самара, 2007 – С. 477

51. Пекарский Э.К.Словарь якутского языка. Выпуск 1, 1899.

52. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3-х т. М.: АН СССР, 1959. Т. 2. Вып. 10-13.2508 с

53. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн. Кн.3: теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П.Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 463 с.

54. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С.Пряжников. – М.: Наука, 2012. – 390 с.

55. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

56. Развитие творческих способностей школьников.https://infourok.ru/statya-na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-shkolnikov-1464003.html.

57. Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Учебное пособие. – М.: Академия. 2013.

58. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы г.Одессы. 1922. Т.2. Перепечатано: Вопросы психологии. 1986. № 4.

59. Саввинов Т.Т. Роль методов обучения в профессиональной подготовке школьников. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. – 108 с.

60. Самородский П.С., Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технический труд 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д.Симоненко. Издание 3-е, переработанное. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. – С.3.

61. Семенова А.Д. Приобщение к труду Севера. – Якутск: Кн. изд-во, 1990. – 72 с.

62. Серебренников Л.Н. Методика обучения технологии. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017.

63. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд. – М., 1993. – 736 с.

64. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

65. Современные образовательные технологии и методы обучения: методические рекомендации / Сост. Шепелева Е.Ю. – Балаково: ПКТиМ, 2014. – С.33 https://pktm.ru/wp-content/uploads/2018/09/Sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-i-metody-obucheniya.pdf

66. Такыров Н.В. Соединение обучения с трудом как средство подготовки сельских школьников к практической деятельности (на примере Якутской АССР). – М., 1973.

67. Теория и методика обучения технологии с практикумом: Учебно-методическое пособие / М.Л.Субочева, Е.А.Вахтомина, И.П.Сапего, И.В.Максимкина. – М: МПГУ, 2018. – 176 с.

68. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б.М.Теплов. – М.: МПСУ, 2009. – 640с.

69. Технология. Методическое пособие. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций /(В.М.Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.Ю.Семенова и др.). – М.: Просвещение, 2017. – 81 с.

70. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2013. – С. 4-5 с.

71. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии.6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2013. – С. 4-5 с.

72. Томская А.И., Шамаева М.И. Кылыһах кырыымпа = Якутский струнно-сычковый инструмент / А.Томская, М.Шамаева; Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Национальный театр танца РС(Я) им. С.А.Зверева-Кыыл Уола. – Якутск: Алаас, 2021. – 64 с.

73. Трудовое обучение. Технический труд: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Е.Н.Чернов, И.В.Дубина; под ред. М.В. Ильина. – Минск: Народная асвета, 2019. – 206 с.

74. Уваров С.Н. Основы творческо-конструкторской деятельности. Гриф УМО МО РФ. Академический проект, 2005.

75. Учебные проекты по технологии. 5 класс (электронный курс): методическое пособие для педагогов / В.Г.Смелова. – Эл. Изд. – Электрон. Текстовые дан. (1 файл pdf: 59 с.). – М.: Лаборатория знаний, 2018. – Систем. Требования: AdobeReaderXI; экран 10.

76. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. 576 с.

77. Хатылаев Г.В., Хатылаева К.Ф.Терут дор5оон (Звуки мироздания.The Soundsof Creation) / Герман, Клавдия Хатылаевы: [пер. на рус. яз. С.Егоровой, Л.С.Борисовой; пер. на англ. яз. В.Г.Стручкова]. – Якутск: Бичик, 2015. – 128 с.

78. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа: (Отдельные главы) / И.А.Худяков. – Якутск: Бичик, 2002. – 208 с.

79. Чахов А.И. Саха былыргы музыкальнай инструменнара.– Дьокуускай: Изд. Бичик 1993. – 84 с.

80. Чахов А.И. Өбүгэлэрбит музыкаларын төрүт дорҕоонноро.– Дьокуускай: Изд. Көмүөл,2012.– 134 с.

81. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи / С.Н.Чистякова // Педагогика. – 1993. - №5. – С.33-37.

82. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие / В.Д.Шадриков. – М., 1996. – 320 с.

83. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 142 с.

84. Юнева Т.В.Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы. https://docviewer.yandex.ru/view/.

85. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

86. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д.Симоненко. Издание 2-е, переработанное.– М.:Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. – С. 3.

87. 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / под редакцией В.Д.Симоненко.– М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012. – С. 3-5.

88. https://e.nlrs.ru/online/12876 электронная книга А.И.Чахова.

89. https://e.nlrs.ru/online/13084 электронная книга А.И.Чахова.

90. https://e.nlrs.ru/online/8137 электронная книга А.И.Чахова.

91. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00957339_0.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!