ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Гусева Алина Сергеевна,
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»
Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Проведение формирующего эксперимента по организации нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов включало в себя работу по нескольким направлениям.
1.Организация учебно-методического семинара с педагогами образовательного учреждения.
На формирующем этапе исследования для подготовки педагогов к организации деятельности по духовно- нравственному воспитанию младших школьников был разработан и проведен учебно- методический семинар.
Занятия с педагогами проводились 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 40 часов и включает лекции, семинары и практические занятия. Тематическое планирование семинара для педагогов приведено в таблице1.
Таблица 1.- Тематическое планирование учебно-методического семинара для педагогов по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
№ | тема | Организац. формы/часы |
Лек. | Сем. | Практ. |
1 | Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников: -в области формирования личностной культуры: -в области формирования социальной культуры: -в области формирования семейной культуры: | 4 | 2 | - |
2 | Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников | 2 | - | - |
3 | Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников | 2 | 2 | - |
4 | Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | 2 | 2 | - |
5 | Сущность проектирования духовно-нравственного воспитания и развития обучающих | 2 | 2 | - |
6 | Критерии и организационно-педагогические условия проетирования духово-нравственного воспитания и развития обучающих | 2 | 2 | - |
7 | Виды деятельности и формы занятий с обучающимися | 2 | 2 | 2 |
8 | Организация социально- значимой деятельности младших школьников при проектировании духовно-нравственного воспитания и развития. | 2 | 2 | 4 |
9 | Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников | 2 | | |
| Всего часов | 20 | 14 | 6 |
При изучении первой темы обращается внимание педагогов на то, что цели и задачи духовно- нравственного воспитания младших школьников необходимо формулировать конкретно с учетом определенной области.
Например, в области формирования личностной культуры:
-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;
-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-формирование нравственного смысла учения;
-формирование основ морали осознанной обучающимся необходимости определнного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
-принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
-развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Раскрывая основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания младших школьников ( тема 2). акцентируем внимание педагогов на следующих моментах.
Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников осуществляется по следующим направлениям:
-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
-Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлнность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В темах 3- 6 раскрываются теоретические аспекты, которые конкретизируются и отрабатываются на семинарах.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися (тема 7) соотно-сятся с основными направлениями духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников.. Например, воспитание гражданственности, патри-отизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортив-ных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, эко-логические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
Воспитание и развитие ценностного отношения к прекрасному, форми-рование представлений об эстетических идеалах и ценностях: участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семей-ного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
Организация социально-значимой деятельности младших школьников при проектировании духовно-нравственного воспитания (тема 8) включает в себя обсуждение тем и проектирование социальных проектов, реализация которых предполагает совместную деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников ( тема 9).
Следующим направлением в организации системы духовно- нравственного воспитания стала непосредственная работа с обучающимися, которая осуществлялась с учетом особенностей ведущего вида деятельности исследуемой категории респондентов.
В контексте формирующего эксперимента нами была составлена программа «Воспитываем вместе», содержание которой направлено на воспитание духовно- нравственных знаний и духовно- нравственной мотивации и самооценки младших школьников. Программа рассчитана на 15 часов. Занятия по программе проводятся в группах по 12- 15 человек, два раза в неделю. Календарно-тематическое планирование программы «Воспитываем вместе» приведено в таблице 2.
Таблица2.-Календарно-тематическое планирование программы
«Воспитываем вместе»
№ | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | Шкатулка добрых дел | углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека | 2 |
2 | В мире доброты | -расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; -совершенствование коммуникативных навыков (умения выслушивать товарища, высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей) | 2 |
3 | Хорошее воспитание | сформировать знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью | 2 |
4 | Во что мы верим | показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, добро | 2 |
5 | Мир твоей души | определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству) | 2 |
6 | Праздник жизни | определить, чем праздник Жизни отличается от всех других праздников на Земле | 2 |
7 | Благородство | познакомить с понятием «благородство»; определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей | 2 |
8 | Гордость | -нужна ли человеку гордость; -кто может быть гордым | 2 |
9 | Доброта | обсуждение проблемы: «Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?» | 2 |
10 | Свет дружбы | определить, какой бывает дружба; изобразить «Сияющую дружбу»; выбрать «тайного друга». | 2 |
11 | Мой друг | составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти. -Найти различие между дружбой и любовью. -Обсуждение самого необходимого качества для дружбы | 2 |
12 | Жертвенность | определить значение понятия «жертвенность» | 1 |
13 | Итоговое занятие «Я, Ты, Мы» | выяснить степень сформированности нравственного поведения учащихся | 1 |
Одним из средств духовно-нравственного воспитания в рамках участия младших школьников в указанной программе являются воспитательные ситуации с нравственным содержанием.
Воспитательные ситуации - это ситуации, которые имеют воспитательный потенциал и могут быть использованы в целях воспитания в качестве воспитательных средств. Воспитывающие (воспитательные) ситуации возникают не только в организованном и целенаправленном процессе воспитания, но и в различных сферах жизни и деятельности человека. Важно отметить, что в воспитательных ситуациях их субъекты определяют позиции друг к другу, событиям, фактам и явлениям, т. е. складываются определенные отношения, которые впоследствии развиваются или утрачиваются.
В ходе разрешения эпизодов с нравственными коллизиями (у нас они рассматриваются как воспитывающие ситуации) обучающиеся приобретают нравственный опыт поведения. Но прежде чем они сделают свой выбор, необходимо провести воспитательную работу по формированию положительного эмоционального отклика в ситуации, требующей социально одобряемых мотивов поведения младших школьников.
Разрешение ситуации происходило в несколько этапов:
1-й этап. Диагностика ситуации и анализ ее результатов.
2-й этап. Выдвижение педагогических задач.
Основная задача - научить младших школьников контролировать себя в общении, сдерживать отрицательные эмоции, что касается мальчиков, то уважать противоположный пол.
3-й этап. Моделирование новой ситуации.
Для того чтобы разрешить данную ситуацию, педагогу необходимо создать целенаправленно воспитывающую ситуацию.
4-й этап. Проектирование решения поставленных задач.
Методом беседы, открытого диалога решались проблемы, как нужно общаться, как разрешить межличностный конфликт. Последующая воспи-тательная работа была направлена на развитие у учащихся умения общаться. Использовались методы индивидуальной беседы, методы решения этических и психологических задач, тренинги на общение.
5-й этап. Решение педагогических задач.
6-й этап. Анализ и оценка разрешения ситуации. Проведенная работа дала свои результаты: в межличностном общении, в поведении подростков уже реже вспыхивали ссоры, они проявили интерес к психологии общения, иногда советовались с педагогом, как поступить, т. е. пошла обратная связь, а это очень важно в процессе воспитания.
Таким образом, естественно складывающиеся ситуации, используемые педагогом, и преднамеренно создаваемые им для решения воспитательных задач позволяют изменить поведение воспитанника в лучшую сторону, способствуют образованию устойчивых привычек и навыков. Ниже приведены примеры того, ка в содержание занятий включена социально-значимая деятельность, предполагающая обязательное общение между детьми.
Список литературы
Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. Дис. канд. пед. наук. – Курск: Речь, 2017. - 24 с.
Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дис. ... докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону: Принт, 2019. – 315 с.
Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности. – М.: Мысль, 2017. – 210 с.
Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография. - СПб: Изд-во «Амалтея»,2018. - 336с.
Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2019. - № 8. –С.40-56.