СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение формирующего эксперимента по организации нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов включало в себя работу по нескольким направлениям.

1.Организация  учебно-методического семинара с педагогами образовательного учреждения.

Проведение формирующего эксперимента по организации нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов включало в себя работу по нескольким направлениям.

1.Организация  учебно-методического семинара с педагогами образовательного учреждения.

Проведение формирующего эксперимента по организации нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов включало в себя работу по нескольким направлениям.

1.Организация  учебно-методического семинара с педагогами образовательного учреждения.

Проведение формирующего эксперимента по организации нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов включало в себя работу по нескольким направлениям. Следующим направлением  в организации  системы духовно- нравственного воспитания стала непосредственная работа с обучающимися, которая осуществлялась с  учетом особенностей ведущего вида деятельности  исследуемой категории респондентов.

 

Просмотр содержимого документа
«Организация нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов»

ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ


Гусева Алина Сергеевна,


Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова



Проведение формирующего эксперимента по организации нравственно-духовного воспитания учащихся младших классов включало в себя работу по нескольким направлениям.

1.Организация учебно-методического семинара с педагогами образовательного учреждения.

На формирующем этапе исследования для подготовки педагогов к организации деятельности по духовно- нравственному воспитанию младших школьников был разработан и проведен учебно- методический семинар.

Занятия с педагогами проводились 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 40 часов и включает лекции, семинары и практические занятия. Тематическое планирование семинара для педагогов приведено в таблице1.


Таблица 1.- Тематическое планирование учебно-методического семинара для педагогов по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

тема

Организац. формы/часы

Лек.

Сем.

Практ.

1

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

-в области формирования личностной культуры:

-в области формирования социальной культуры:

-в области формирования семейной культуры:

4

2

-

2

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

2

-

-

3

Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

2

2

-

4

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2

2

-

5

Сущность проектирования духовно-нравственного воспитания и развития обучающих

2

2

-

6

Критерии и организационно-педагогические условия проетирования духово-нравственного воспитания и развития обучающих

2

2

-

7

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

2

2

2

8

Организация социально- значимой деятельности младших школьников при проектировании духовно-нравственного воспитания и развития.

2

2

4

9

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

2




Всего часов

20

14

6


При изучении первой темы обращается внимание педагогов на то, что цели и задачи духовно- нравственного воспитания младших школьников необходимо формулировать конкретно с учетом определенной области.

Например, в области формирования личностной культуры:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;

-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-формирование нравственного смысла учения;

-формирование основ морали осознанной обучающимся необходимости определнного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

-принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

трудолюбия, способности к преодолению трудностей,

-развитие целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Раскрывая основные направления и ценностные основы духовно-нравственного воспитания младших школьников ( тема 2). акцентируем внимание педагогов на следующих моментах.

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников осуществляется по следующим направлениям:

-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

-Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлнность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

В темах 3- 6 раскрываются теоретические аспекты, которые конкретизируются и отрабатываются на семинарах.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися (тема 7) соотно-сятся с основными направлениями духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников.. Например, воспитание гражданственности, патри-отизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортив-ных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: получение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, эко-логические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

Воспитание и развитие ценностного отношения к прекрасному, форми-рование представлений об эстетических идеалах и ценностях: участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семей-ного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в школе своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

Организация социально-значимой деятельности младших школьников при проектировании духовно-нравственного воспитания (тема 8) включает в себя обсуждение тем и проектирование социальных проектов, реализация которых предполагает совместную деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников ( тема 9).

  1. Следующим направлением в организации системы духовно- нравственного воспитания стала непосредственная работа с обучающимися, которая осуществлялась с учетом особенностей ведущего вида деятельности исследуемой категории респондентов.

В контексте формирующего эксперимента нами была составлена программа «Воспитываем вместе», содержание которой направлено на воспитание духовно- нравственных знаний и духовно- нравственной мотивации и самооценки младших школьников. Программа рассчитана на 15 часов. Занятия по программе проводятся в группах по 12- 15 человек, два раза в неделю. Календарно-тематическое планирование программы «Воспитываем вместе» приведено в таблице 2.


Таблица2.-Календарно-тематическое планирование программы

«Воспитываем вместе»


Тема занятия

Цель

Кол-во часов

1

Шкатулка добрых дел

углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека

2

2

В мире доброты

-расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

-совершенствование коммуникативных навыков (умения выслушивать товарища, высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей)

2

3

Хорошее воспитание

сформировать знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью

2

4

Во что мы  верим

показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь, добро

2

5

Мир твоей души

определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству)

2

6

Праздник жизни

определить, чем праздник Жизни отличается от всех других праздников на Земле

2

7

Благородство

познакомить с понятием «благородство»; определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей

2

8

Гордость

-нужна ли человеку гордость;  

-кто может быть гордым

2

9

Доброта


обсуждение проблемы: «Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?»

2

10

Свет дружбы  


определить, какой бывает дружба; изобразить «Сияющую дружбу»; выбрать «тайного друга».

2

11

Мой друг


составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.

-Найти различие между дружбой и любовью.

-Обсуждение самого необходимого качества для дружбы

2

12

Жертвенность

определить значение понятия «жертвенность»

1

13

Итоговое занятие «Я, Ты, Мы»

выяснить степень сформированности нравственного поведения учащихся

1


Одним из средств духовно-нравственного воспитания в рамках участия младших школьников в указанной программе являются воспитательные ситуации с нравственным содержанием. 

Воспитательные ситуации - это ситуации, которые имеют воспитательный потенциал и могут быть использованы в целях воспитания в качестве воспитательных средств. Воспитывающие (воспитательные) ситуации возникают не только в организованном и целенаправленном процессе воспитания, но и в различных сферах жизни и деятельности человека. Важно отметить, что в воспитательных ситуациях их субъекты определяют позиции друг к другу, событиям, фактам и явлениям, т. е. складываются определенные отношения, которые впоследствии развиваются или утрачиваются. 

В ходе разрешения эпизодов с нравственными коллизиями (у нас они рассматриваются как воспитывающие ситуации) обучающиеся приобретают нравственный опыт поведения. Но прежде чем они сделают свой выбор, необходимо провести воспитательную работу по формированию положительного эмоционального отклика в ситуации, требующей социально одобряемых мотивов поведения младших школьников. 

Разрешение ситуации происходило в несколько этапов:

1-й этап. Диагностика ситуации и анализ ее результатов. 
2-й этап. Выдвижение педагогических задач.

Основная задача - научить младших школьников контролировать себя в общении, сдерживать отрицательные эмоции, что касается мальчиков, то уважать противоположный пол.

3-й этап. Моделирование новой ситуации.

Для того чтобы разрешить данную ситуацию, педагогу необходимо создать целенаправленно воспитывающую ситуацию.

4-й этап. Проектирование решения поставленных задач.

Методом беседы, открытого диалога решались проблемы, как нужно общаться, как разрешить межличностный конфликт. Последующая воспи-тательная работа была направлена на развитие у учащихся умения общаться. Использовались методы индивидуальной беседы, методы решения этических и психологических задач, тренинги на общение. 

5-й этап. Решение педагогических задач. 

6-й этап. Анализ и оценка разрешения ситуации. Проведенная работа дала свои результаты: в межличностном общении, в поведении подростков уже реже вспыхивали ссоры, они проявили интерес к психологии общения, иногда советовались с педагогом, как поступить, т. е. пошла обратная связь, а это очень важно в процессе воспитания. 

Таким образом, естественно складывающиеся ситуации, используемые педагогом, и преднамеренно создаваемые им для решения воспитательных задач позволяют изменить поведение воспитанника в лучшую сторону, способствуют образованию устойчивых привычек и навыков. Ниже приведены примеры того, ка в содержание занятий включена социально-значимая деятельность, предполагающая обязательное общение между детьми.


Список литературы


  1. Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. Дис. канд. пед. наук. – Курск: Речь, 2017. - 24 с.

  2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дис. ... докт. пед. наук. – Ростов-на-Дону: Принт, 2019. – 315 с.

  3. Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности. – М.: Мысль, 2017. – 210 с.

  4. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография. - СПб: Изд-во «Амалтея»,2018. - 336с.

  5. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2019. - № 8. –С.40-56.





Скачать

© 2023, 98 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!