СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация поисково-исследовательской деятельности в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация поисково-исследовательской деятельности в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой»

Тема: Организация поисково-исследовательской деятельности в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой


План:

  1. Значение опытов и экспериментов.

  2. Виды экспериментов.

  3. Требования к проведению экспериментов.

  4. Содержание природоведческих экспериментов.

  5. Методика организации и проведения экспериментов.


1. Значение эксперимента

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Эксперимент – исследование какого-либо явления или объекта природы путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

Значение:

    1. Для того чтобы знания детей о природе были более осознанными используются несложные опыты.

    2. Опыты способствуют формированию познавательного отношения к природе.

    3. Регулярная постановка опытов способствует развитию наблюдательности.

    4. Развивается мыслительная деятельность.

    5. Уточняются представления о свойствах и качествах объектов природы.

    6. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям.

    7. Формируются представления о скрытых свойствах и качествах объектов природы.

    8. Формируются представления о причинно-следственных, пространственно-временных связях существующих в природе.

    9. Эксперименты - выполненные детьми дают простор для развития и совершенствования практических действий, способствующих расширению чувственного опыта: устраняют нежелательную созерцательность и обеспечивает активное участие в познании окружающего мира.

    10. Эксперименты вносят в процесс обучения элемент творческого поиска.

    11. Опыты и эксперименты помогают ребенку проникнуть в скрытую внутреннюю природу объекта или явления.

Проводятся опыты и эксперименты чаще всего с детьми старшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста педагог использует лишь отдельные поисковые действия.


2. Виды экспериментов

Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными критериями:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

      • с растениями

      • с животными

      • с объектами неживой природы

      • направленные на познание организма человека

  1. По месту проведения:

      • в групповой комнате

      • на участке дошкольного учреждения

  2. По количеству детей:

      • индивидуальные (1-3 реб.)

      • групповые (5-10 детей)

      • коллективные (вся группа)

  3. По причине их проведения:

      • случайные

      • запланированные

      • поставленные в ответ на вопрос ребенка

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, на участке. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы педагог мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. Иначе интереснейшие события пройдут мимо него непонятыми и незамеченными.

Эксперименты как ответ на детские вопросы проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому провести несложные наблюдения, например: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник».

  1. По характеру включения в педагогический процесс:

      • эпизодические (проводимые от случая к случаю)

      • систематические

  2. По продолжительности:

      • кратковременные

      • длительные

  3. По характеру мыслительных операций:

      • констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление)

      • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

      • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

  4. По характеру познавательной деятельности детей:

      • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)

      • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)

      • решение экспериментальных задач. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Например, собирая детей на прогулку, педагог предупреждает: «На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушав мнения детей, предлагает: «Давайте посмотрим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Вернувшись с прогулки дети приносят два снежка: один оставляют на тарелке открытым, другой – заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, - и тепло, и холод.

  5. По способу применения:

      • демонстрационные

      • фронтальные.

Демонстрационными называются эксперименты, при которых на занятии имеется всего один объект для изучения, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие эксперименты, при которых на занятии имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

  1. По характеру действии, осуществляемых в эксперименте:

      • Реальный эксперимент

      • Модельный эксперимент

      • Мысленный эксперимент.

Реальный эксперимент характеризуется тем, что предметно-манипулятивная сторона является в нем преобладающей, т.к. информация добывается ребенком в процессе непосредственного воздействия на материальный объект в специально созданных условиях. Например, знакомство со свойствами воды, снега, песка и т.д.

Модельный эксперимент предполагает деятельность детей не материальными объектами, а их моделями. Используемая модель замещает собой объект исследования. В модельном эксперименте используются модели трех видов: предметные, предметно-схематические и графические. Например, знакомство с причинами наступления дня и ночи на Земле, или с тем как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Мысленный эксперимент имеет дело не с самими материальными объектами, а с их образами. Объектом мысленного эксперимента являются идеальные модели, замещающие реальные. Ребенок в мысленном плане ставит модель в различные положения и выбирает такие условия, в которых, как в обычном опыте должны проявиться особенности исследуемых объектов.

3. Требования к проведению экспериментов

1.Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим требованием является принцип «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

2.Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей.

3.Эксперименты всегда должны строиться на основе, имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений, труда. Детям должны быть ясны их цель и задачи. Поэтому педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать). Например, «Тепло ли траве под снегом или нет».

4.Объект, выбранный для эксперимента должен максимально соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

5.Объект, выбранный для экспериментирования должен быть типичным для данной группы объектов и содержать все необходимые части. Так, для запланированного наблюдения неправильно приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. При знакомстве с дефективными объектами у детей складываются неправильные представления об их строении и функциях.

6.Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными участниками (подбирали вазы для веток, наливали воду, определяли куда лучше поставить и т.п.)

7.Необходимо осуществлять руководство экспериментом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

Для проведения сравнительных экспериментов, чтобы заметить происходящие изменения, следует брать 2 объекта: один – опытный, второй – контрольный. Например, одни посевы поливаем, а другие – нет. Во время экспериментов необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт по выявлению необходимости света для роста растений, педагог выбирает два одинаковых растения, осуществляет одинаковый уход за ними, но одно растение ставит в темное место, а другое – остается на свету.

При обсуждении результатов эксперимента педагог должен подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Один и тот же эксперимент необходимо проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать все дети, которые в первый раз не проявили к нему интерес.

В процессе длительных опытов необходимо фиксировать наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это с одной стороны, помогает детям отмечать состояние, условия и устанавливать причины изменений, а с другой поддерживает интерес детей к происходящему.

Важно уделять внимание вопросам гигиены. Детей следует приучать после окончания работы мыть руки и приводить в порядок свое рабочее место и оборудование.


4. Содержание природоведческих экспериментов

Содержание знаний о природе, представленное в учебной программе дошкольного образования позволяет педагогу отобрать материал, который возможно дать детям, организуя эксперименты.

В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты:

  • предметами неживой природы:

- изменение агрегатного состояния воды под влиянием изменения температуры

- выявление свойств и качеств песка, глины, почвы, воды, льда, снега, воздуха

- изучение свойств света, магнита, электричества, звука, теплоты

- Земля, космос.

  • с растениями:

- изучение основных потребностей растений (в свете, влаге, тепле, почвенном питании)

- изучение функций частей растения (дыхание, питание)

- дифференцированные потребности растений

  • с животными:

- приспособление животных к условиям окружающей среды (движение, защита от врагов)

- дифференцированные потребности животных

  • направленные на познание организма человека:

- назначение органов чувств

- функции носа, языка, уха, глаза, руки


5. Методика организации и проведения экспериментов

В методике организации экспериментов можно четко выделить 4 этапа:

1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Выполнение работы и проведение наблюдения.

4. Обсуждение итогов и формулирование выводов.


Для усвоения объема знаний о природе необходима организация экспериментов. Педагог отбирает то содержание, которое можно освоить при помощи данного метода и организует жизненные ситуации, направляя внимание детей на выделение познавательных задач.

В ходе решения предлагаемых ситуаций у детей возникает необходимость соотнести имеющиеся знаний с тем, что они непосредственно воспринимают. Эксперимент начинается с того, что дети осознают, что известно, а что нет.

1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи

Эксперимент используется как способ решения познавательной задачи.

  • Эти задачи могут быть выдвинуты самими детьми, постоянно задавая взрослым свои вопросы «почему», «отчего».

Например, на запрет взрослого не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?»

  • Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое.

Например, готовясь к посадке семян на огороде, педагог спрашивает детей: «Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена в невскопанную землю.

2. Поиск путей решения проблемы.

В результате анализа жизненной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных способах решения проблемы. Предложения, высказанные детьми, часто бывают противоречивыми и самыми невероятными.

3. Выполнение работы и проведение наблюдения.

Одним из требований проведения экспериментов является организация максимальной активности детей.

4. Обсуждение итогов и формулирование выводов.


РЯД ТИПИЧНЫХ НЕДОСТАТКОВ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ:

    1. Природоведческие, экологические эксперименты проводятся в дошкольных учреждения недостаточно часто. Одна из основных причин сложившегося положения – недооценка педагогами познавательного и воспитательного значения данного метода.

    2. Основная масса педагогов не проводит эксперименты в силу недостаточной подготовленности к ним как в теории, так и в методическом отношении.

    3. Большинство экспериментов носит созерцательный характер. При их проведении отсутствует самостоятельная исследовательская деятельность детей, что не способствует развитию их инициативы и самостоятельности, снижает образовательную и воспитательную ценность экспериментов.

    4. Проводимые эксперименты зачастую не отвечают основному своему назначению – анализу природоведческого материала, ознакомлению с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с приспособлением живых организмов к среде обитания. В большинстве случаев педагог называет объекты и их отдельные части, но не дает биологической и экологической характеристики, не вскрывает сущности реакции организма на то или иное воздействие, не акцентирует внимания на взаимоотношениях организма со средой, не показывает положительного и отрицательного влияния человека на природу.

    5. Часто эксперименты не получают логического завершения.

    6. Проводимые эксперименты, как правило, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы.

    7. Результаты экспериментов не всегда используются на последующих занятиях. Это приводит к нарушению принципа системности и последовательности обучения при ознакомлении с природой.

    8. Зачастую выводы сообщаются педагогом в готовом виде, к их формулированию не привлекаются дети. Наиболее распространенное оправдание такого положения – нехватка времени.

    9. Иногда анализ результатов опытов подменяется анализом поведения детей и их отношения к работе.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!