ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Период обучения в профессиональной образовательной организации характеризуется высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности студентов, что зачастую приводит к информационным перегрузкам.
Также современные условия жизни диктуют высокие требования к психофизическим и социальным возможностям человека. При этом развитие науки и техники обусловило уменьшение двигательной активности человека. Сложившаяся тенденция приводит не только к снижению умственной и физической работоспособности, но и к патологическим изменениям в организме.
В связи с этим возрастает значимость дисциплины «Физическая культура» в образовательных учреждениях. Всестороннее развитие физических способностей обучающихся с помощью организованной двигательной активности помогает повысить работоспособность, укрепить здоровье, повышает устойчивость к стрессовым нагрузкам. В школах введен дополнительный урок по физической культуре, в техникумах – внеаудиторная самостоятельная работа.
Задача преподавателя физической культуры – помочь студенту организовать данную деятельность, сформировать навыки самостоятельных занятий и потребность в физических упражнениях при организации активного досуга.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует помочь определить индивидуальную цель работы; сформировать умение самостоятельно ставить задачи на отдельно взятое учебно-тренировочное занятие для достижения поставленной цели. Также при определении индивидуальной цели студент должен использовать знания о первостепенных задачах физической культуры – профилактика заболеваний, поддержание здоровья и развитие физических качеств.
Важно, чтобы он принимал личную ответственность за собственное здоровье. Например, в методических рекомендациях по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов техникума предложены следующие цели:
формирование здорового образа жизни,
физическое самосовершенствование;
самовоспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков;
развитие и совершенствование психофизических способностей,
качеств и свойств личности;
сохранение и укрепление здоровья;
коррекция осанки;
коррекция фигуры и т. д.
Цель студент определяет самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей.
После определения цели и задач занятий выбираются направления и формы самостоятельной работы. При выборе учитываются пол, возраст, состояние здоровья, уровень подготовленности занимающихся.
В техникуме для проведения самостоятельных работ используются следующие виды заданий: практические и теоретические.
Практические включают: упражнения, направленные на развитие физических качеств, на формирование правильной осанки; дыхательную гимнастику; спортивные и подвижные игры на свежем воздухе; плавание; катание на коньках и лыжах в зимний период; участие в спортивных мероприятиях.
Практические задания позволяют увеличить уровень двигательной активности и повысить уровень физической подготовки студентов.
Теоретические задания включают чтение дополнительной литературы, изучение интернет источников, подготовку рефератов, сообщений и презентаций. При работе с дополнительной литературой, расширяя кругозор, студенты повышают общий уровень культуры, учатся самостоятельно анализировать материал, проводить сравнительный анализ, а также развивают умение логически мыслить и делать выводы, опираясь на полученные знания.
В помощь студентам составлены методические рекомендации, в которых определены цели каждого вида работы, задания по разделам и темам программы, нагрузка и формы контроля.
Проверка самостоятельной работы осуществляется в течение учебного времени на уроках по физической культуре, посредством оценки выполнения теоретических заданий и выявления динамики развития физических качеств, уровня сформированности двигательных навыков. При оценке результатов по физической культуре учитываются динамика развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости); повышение общего уровня физической подготовки; умение самостоятельно разработать и провести комплекс утренней гимнастики, комплекс физических упражнений на уроке в подготовительной части; умение правильно организовать и провести подвижные игры; умение классифицировать физические упражнения…
Процесс самоконтроля – важнейшая составляющая самостоятельной деятельности студентов. Необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящими под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражаются такие количественные показатели, как частота сердечных сокращений, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируемых упражнений, выполнение тестов, спортивные результаты и др.
Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм занимающихся. В зависимости от поставленной задачи изучается срочный, отставленный и кумулятивный эффект на физическую нагрузку (успех спортсмена в соревнованиях).
Чтобы проверить воздействие на организм одного занятия, занимающемуся следует учитывать четыре основных момента: показатели самоконтроля утром, перед занятием, сразу после занятия и утром следующего дня. Важно, чтобы студент сравнивал свои достижения не с другими, а со своими предыдущими результатами. Динамику позволяет отследить своевременное и регулярное ведение дневника самоконтроля.
Для студента внеаудиторная самостоятельная работа – способ активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений и опыта, закладывающих основы в становлении компетенций, требуемых ФГОС.
Самостоятельность – это всегда в какой-то мере творчество. С это точки зрения самостоятельная деятельность разделяется на три уровня. Наиболее простой, низший уровень – вид самостоятельной деятельности, когда студенту достаточно воспроизвести то, что ему показал или рассказал педагог. Второй уровень – когда известное, хорошо знакомое, освоенное студент применяет в других ситуациях, отличных от обычных, в иной обстановке. Когда на основе знаний, прежнего опыта студент находит иные способы выполнения задания, придумывает другие средства, приводящие в конечном счете к той же цели, можем говорить о высшем уровне творческого подхода. Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, педагог способствует формированию общих компетенций, указанных в стандартах. Как показывает анализ, планомерная, четкая организация внеаудиторной самостоятельной работы приносит положительные результаты: хорошая посещаемость занятий физической культурой, студенты проявляют инициативу в подготовке и проведении спортивных соревнований, за три года мы стали сильнейшим вузом Саткинского района.
2