СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация продуктивной деятельности учащихся в условиях ФГОС на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире: им нужны не только полученные знания, но и умения их находить самим, ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. 

Просмотр содержимого документа
«Организация продуктивной деятельности учащихся в условиях ФГОС на уроках химии»







Выпускная работа

слушателя курсов учителей химии

по проблеме: " Организация продуктивной деятельности учащихся в условиях

ФГОС на уроках химии"











Выполнила Умнова Марина Викторовна



2015



« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. 
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п..
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные

  • познавательные

  • регулятивные

  • коммуникативные.

Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения». Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности. Итак,современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).На современном уроке различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся .Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.  «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельност-ного подхода.  Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: 

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». 
В педагогической литературе последних лет Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок  это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. И это определение верно, но не достаточно полно описывает понятие современного урока.
Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 3. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
технология эмоционально - образного построения урока,
технология развития критического мышления, технология перевернутый класс , кейс – технология, технология учебного портфолио.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, доставляющим радость и ученикам и учителю. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Ароматы — это чувства цветов.

Генрих Гейне
С сайтаhttp://www.inpearls.ru/

аромат — брат дыхания.

Патрик Зюскинд
С сайтаhttp://www.inpearls.ru/



Урок по органической химии 10 класс .

Тема урока : "Сложные эфиры".

Тип урока:  урок изучения нового материала на основе технологии эмоционально- образного построения урока ( тип понятие - образ)

Цель: Сформировать и систематизировать знания о сложных эфирах, их строении, нахождении в природе и свойствах.

Задачи 1.Образовательные: Помочь закрепить знания обучающихся о строении сложных эфиров. Содействовать пробуждению интереса учащихся к познанию мира. Актуализировать понятия «реакции этерификации» и «гидролиз эфиров», «номенклатура эфиров» Помочь в определение понятий «получении сложных эфиров»,взаимосвязи строения физических, химических свойств сложных эфиров. 2. Развивающие: (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществле­ние- их проверки, владение приемами исследовательской деятельное , элементарными умениями прогноза. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности . Формулирование полученных результатов. б) информационно-коммуникативных: Поиск нужной информации по заданной теме в источниках раз­личного типа. Извлечение необходимой информации из источников, в различных знаковых системах , отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекват­но поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика) в)рефлексивных : Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

3.Воспитывающие: Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей 4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Планируемые результаты обучения в результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать: 
а) определение понятий – сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. б) знать механизм реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров.

Уметь: (владеть способами познавательной деятельности): Объяснять механизм этерификации. Уметь давать названия и синтезировать сложные эфиры. Прогнозировать по строению веществ принадлежности к классу химических соединений.

Оборудование: Материалы для проведения демонстрационного эксперимента: кожура апельсина (мандарина, грейпфрута), спички. Образцы мыла. Бумажные упаковки мыла с указанием состава мыла на русском языке. Этанол, концентрированная серная кислота, изоамиловая кислота, горелка, пробирка, стакан с водой, пробирка, пробиркодержатель, три измерительных пробирки Презентация.

Дополнительная выставка парфюмерной продукции: мыло разных видов, духи и одеколоны, лосьоны, . э лаки, элексиры, живые цветы (герань, гвоздика, роза, фиалки), свежие фрукты: лимон, апельсин, мандарин, пихтовое и эвкалиптовое масла. Виды деятельности : Выполнение по инструкции лабораторных опытов, оформление результатов и выводов, составление уравнений реакций.

Ход урока . I Oрг момент Пригласить одного из обучающихся завязать ему глаза и предложить провести дигустацию ( фрукты, ягоды, мыло). Объяснить по какому физическому признаку определил вещества. (Запах)

У:А вы знаете, что запахи имеют историю?( Нет.)

У:А что такое запах с химической точки зрения?

Тысячи ароматов дарит нам природа. В школьной лаборатории можно

получить в пробирках вещества, запахи которых напоминают запахи

фруктов и цветов. Эти вещества – сложные эфиры.

Эпиграф: "Природа дала нам обоняние, и чтобы раскрасить нашу жизнь создала сложные эфиры"

Определение темы урока : "Сложные эфиры".

II Актуализация знания ( Введение теоретических знаний)

У:Вспомните какие вещества называются сложными эфирами? В результате какой реакции они образуются?

У:Дайте понятие реакции этерификации. Приведите уравнение реакции этерификации , выделите функциональную группу сложных эфиров. Назовите продукт реакции.

У:Выведите общую формулу сложного эфира.

III Изучение нового материала.(Организация исследовательской деятельности –повторение правил техники безопасности , роспись в журнале.)

1 группа .Соотношение строения сложного эфира , запаха и названия.

Инструкция №1

2 группа . Изучение физических свойств эфиров.(лабораторный опыт) Инструкция №2

Изучение свойств .

Эфирные масла нерастворимы в воде, оставляют жирные пятна на бумаге или ткани, как жиры, и как эфиры они летучи и легковоспламенимы. Проверьте это. ( выполнение лабораторной работы)

Эксперимент: кожуру апельсина резко сожмите перед стаканом с водой так , чтобы брызги попали в стакан с водой .Капли эфира плавают на поверхности жидкости. Кожуру апельсина резко сожмите перед пламенем горящей спички. Происходит вспышка – воспламенение выделившихся эфирных масел. К кожуре прикладывается фильтровальная бумага – на ней остается жирное пятно. 3 группа. Синтез эфира.(лабораторный опыт)

Инструкция №3

4 группа. Пользуясь предложенной литературой, подготовьте сообщение об истории запахов.( «Химия для любознательных» стр.233- 234)

Ученик: Мы узнали, что с глубокой древности известны людям розовое масло, масло сандалового дерева, мускус.

Много веков назад арабы уже знали различные способы получения душистых веществ из растений и выделений животных. Благовония, душистые настои, бальзамы и мази широко применяли в Древней Греции и Риме. Благовония, найденные в гробнице фараона Тутанхамона, сохранили свой аромат до наших дней.

После античных времен духи появились только в эпоху Возрождения.

При дворе французского короля дамы в изобилии расходовали благовония, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела. В те времена не принято было мыться: считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Известно, что король Франции Людовик XIV за 78 прожитых лет мылся всего четыре раза. Испанская королева Изабелла Католическая гордилась тем, что за всю жизнь мылась только два раза!

В одном из городов Ирана посетителей до сих пор удивляет необыкновенным ароматом мечеть, построенная несколько сот лет назад. По преданию в раствор, скрепивший камни стен, был добавлен мускус.

На Руси в качестве благовоний долгое время использовали сушеные травы и цветы, древесную смолу; в некоторых лесистых районах умели получать кедровое и пихтовое масла.

Применение сложных эфиров. Инструкция №4

Изучить на этикетках состав мыла, дезодорантов, духов, жидкостей для снятия лака без ацетона. Ответьте на вопрос ,что их объединяет? Составьте структурные формулы органических веществ.

IV Обсуждение результатов деятельности и создание ими совместного образа.

 (звучит музыка «Вальс цветов»)

«Ей уже и раньше приходило в голову, что гармония звуков отвечает гармонии красок. А гармонией гармоний её казался аромат…

Роза говорила о страстной любви, лилия – о своей непорочности, пышная магнолия втихомолку поведала о чистых радостях святой гордости, а крошечная маргаритка шептала о прелестях простой, укромной жизни.

…Так писал о запахах Жорж Санд в романе «Консуэло»



или

Управляют целым миром.
В барбариске и ириске, 
В мармеладке, в шоколадке,
В лепестках сирени майской – 
Всюду их незримый след.
Ароматами жасмина, 
“Пепси-колы”, апельсина,
Несравненной розы алой
Они пленяют белый свет.
Чашка кофе по утрам и
И от насморка бальзам,
Сливки с капельками жира – 
Это сложные эфиры.
Если спирт и кислота
Участвуют в реакции – 
Получаются эфиры
Путем этерификации.



V Домашнее задание. По выбору обучающихся.

1.Провести анализ и руководствуясь спецификацией КИМов по химии 2016 года и применительно к теме составить задания ЕГЭ.

2. Мини-проект по теме: Значение запахов для животных ( акула, собака, моль, пчёлы, клопы, муравьи, обезьяны, бабочки) и человека.

3. Исследовательская работа по теме

VI. Итоги. Рефлексия

А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.
Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя. (слайд 20)

  1. После урока стал(а) знать больше

  2. Углубил(а) знания по теме, могу применить их на практике.

  3. На уроке было над чем подумать

  4. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  5. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)


По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса.



Раздаточный материал к уроку.

Инструкция №1

1 группа .Соотношение строения сложного эфира , запаха и названия.

Заполните недостающие графы таблицы.

таблица 1

название эфира

запах


формула


Этиловый эфир масляной кислоты


ананас



Изоамиловый эфир уксусной кислоты


груша


Изобутиловый эфир уксусной кислоты


банан



Метиловый эфир масляной кислоты


яблоко



таблица 2

формула


запах


название эфира

H – COO – C5H11


вишня


СН3 – СОО – С2 Н5


апельсин





При возникновении трудности воспользуйтесь подсказкой.

1. Этиловый эфир пропионовой кислоты - С2Н5 – СОО – С2 Н5

спирт

Формула спирта

систематическое название

Тривиальное название

С Н3 - ОН

метанол

Метиловый спирт

С2 Н5 - ОН

этанол

Этиловый спирт

С3 Н7 - ОН

пропанол

Пропиловый спирт

С4 Н9 - ОН

бутанол

Бутиловый спирт

С5 Н11-ОН

пентанол

Пентиловый ,амиловый спирт



карбоновые кислоты

Формула кислоты

систематическое название

Тривиальное название

H – COOН

Метанова

муравьиная

С Н3 - СООН

этановая

уксусная

С 2Н5 - СООН

Пропановая

пропионовая

С3 Н7 - СООН

бутановая

масляная

С4 Н9 - СООН

пентановая

валериановая

С 5Н11 - СООН

гексановая

капроновая



Инструкция №2

2 группа . Изучение физических свойств эфиров.(лабораторный опыт)

Ход опыта: кожуру апельсина резко сожмите перед стаканом с водой так , чтобы брызги попали в стакан с водой .Капли эфира плавают на поверхности жидкости.Повторите опыт направляя брызги в стакан со спиртом.Что вы наблюдаете ? Кожуру апельсина резко сожмите перед пламенем горящей спички. Происходит вспышка – воспламенение выделившихся эфирных масел. К кожуре прикладывается фильтровальная бумага – на ней остается жирное пятно.

Инструкция №3

3 группа. Синтез эфира.(лабораторный опыт)

оборудование: этанол, концентрированная серная кислота, изоамиловая кислота, горелка, пробирка, стакан с водой, пробирка, пробиркодержатель, три измерительных пробирки.

В пробирку налейте 1-2 мл изоамиловой кислоты и столько же этанола и добавьте 0,5 мл концентрированной серной кислоты . Смесь этих веществ перемешайте и в течении 4-5 мин осторожно нагрейте , не доводя до кипения . Затем содержимое пробирки охладите и вылейте в другую пробирку с водой.

Задания для самостоятельных выводов

1. По каким признакам можно судить , что образовался сложный эфир ?

2. Составьте уравнения реакци, укажите название реакции и ее продукта.

Инструкция №4

Изучить на этикетках состав мыла, дезодорантов, духов, жидкостей для снятия лака без ацетона. Ответьте на вопрос ,что их объединяет? Составьте структурные формулы органических веществ.



ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНОГО ОПЫТА

При работе в химической лаборатории существуют общие правила, которые необходимо строго соблюдать.

1. Перед каждой лабораторной работой следует изучить по учебнику относящийся к ней теоретический материал. Тогда лабораторные занятия будут полезными и продуктивными.

2. Начинать опыты, только внимательно прочитав полное описание работы и уяснив технику ее выполнения.

3. Все лабораторные работы выполнять индивидуально или парами по указанию преподавателя.

4. Приступать к выполнению задания только после разрешения преподавателя.

5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество.

6. Не брать реактивы в большем количестве, чем требуется для опыта.

7. Опыт производить всегда в чистой посуде.

8. Нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку.

9. Не следует путать пробки от разных склянок, а также пипетки для взятия реактивов. Чтобы внутренняя сторона пробки оставалась чистой, пробку кладут на стол внешней поверхностью.

10. Не уносить реактивы общего пользования на свое рабочее место. Принять за правило: каждый предмет или реактив возвращать на место немедленно после использования.

11. Все работы с вредными веществами проводить только под тягой. Под тягой наливать концентрированные кислоты и щелочи и не переносить их на рабочее место.

12. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых летучих и дурно пахнущих веществ, проводить только в вытяжном шкафу.

13. Нагревая пробирки, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

14. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

15. Реактивы не пробовать на вкус.

16. При работе с газоотводной трубкой убирать спиртовку из-под пробирки с реакционной смесью нужно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удален из нее. В противном случае жидкость засосет в реакционную пробирку, и может произойти растрескивание пробирки.

17. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку нельзя зажигать, наклоняя ее к другой горящей спиртовке. Чтобы погасить спиртовку следует накрыть ее сверху колпачком.

18. Реактивы не брать руками. После окончания эксперимента руки тщательно вымыть.

19. Не загромождать свое рабочее место лишними предметами, содержать рабочее место в чистоте.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной медицинской помощи, – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами. В особо серьезных случаях необходимо немедленно обратиться к врачу.

Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка.

Основные правила первой помощи сводятся к следующему:

1. При ранении стеклом удалите осколки из раны, смажьте рану раствором иода и перевяжите бинтом.

2. При ожоге рук или лица реактивом смойте реактив большим количеством воды, затем либо раствором соды (в случае ожога кислотой), либо разбавленной уксусной кислотой (в случае ожога щелочью), а затем опять водой.

3. При ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обожженное место обработайте свежеприготовленным раствором перманганата калия, смажьте обожженное место мазью от ожога или вазелином. Можно присыпать ожог питьевой содой и забинтовать.

4. При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем промыть разбавленным раствором питьевой соды (при попадании кислоты) или 1 % раствором борной кислоты (при попадании щелочи).

После ознакомления с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории каждый учащийся должен расписаться в журнале по технике безопасности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!