Организация проектно - исследовательской деятельности в рамках предпрофессиональной подготовки обучающихся

Категория: Прочее

В савоей работе каждый педагог стоит перед проблемой: как сделать так, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у учащихся, чтобы ученики умели не только писать, читать, но и логически мыслить. В своей статье я делюсь опытом, как организовывать проектно -исследовательскую деятельность в рамках предпрофессиональной подготовки обучащихся, которая является первой ступенью к выбору будующей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно - исследовательской деятельности в рамках предпрофессиональной подготовки обучающихся»

А. М. Свотнева

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно- технологический колледж», г. Мичуринск

E- mail: anastasia.svotneva@yandex.ru


Организация проектно - исследовательской деятельности

в рамках предпрофессиональной подготовки обучающихся


В последние десятилетия значительно возрос интерес к научной деятельности учащихся школ. Актуальность данной темы определяется тем, что на современном этапе развития профессионального образования научно-исследовательская работа учащихся приобретает все большее значение и становится одним из основополагающих компонентов подготовки профессиональных специалистов.

В своей работе каждый педагог стоит перед проблемой: как сделать так, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у учащихся, чтобы ученики умели не только писать, читать, но и логически мыслить.[5, с. 5-9]

В связи с этим, как начинающий специалист я считаю, что необходимо вести научно – исследовательскую деятельность среди учеников, которая позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и их потенциальные творческие способности. [1, с. 5]

Первой ступенью к выбору будущей профессии служит предпрофессиональная подготовка у школьников, целью которой является достижение учениками более высокого уровня в профессиональном самоопределении. Поэтому считаю необходимым привлечение школьников к творчеству и исследовательской деятельности в профессии «Портной» для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях в области дизайна, искусства, архитектуры. [2, с. 33-37]

В ТОГАПОУ «Промышленно – технологический колледж» созданы все условия для предпрофессиональной подготовки обучающихся школ городов и районов. Школьники старших классов приходят в колледж с базовыми знаниями по образовательной подготовке. Задача колледжа‒ наделить их теоретическими знаниями и практическими навыками в овладении профессии.

Профессия портного нужная, важная и ответственная. Нужная потому, что дарит людям радость, создавая для них красивую, удобную и модную одежду. Важная - потому, что человек просто не может существовать без одежды. Ответственная - потому, что от профессиональной подготовленности, умений и навыков портного зависит качество одежды.

В рамках предпрофессиональной подготовки обучающихся школ города и района в ТОГАПОУ «Промышленно- технологический колледж» накоплен опыт использования проектного и исследовательского методов в обучении школьников профессии «Портной». Школьники проектируют и изготовляют изделия, чтобы сделать жизнь людей лучше.

При организации работы обучающихся по методу проектов возможна индивидуальная и групповая самостоятельная работа обучающихся. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. [3, с. 8-9]

При работе над проектом по теме «Изготовление набора для кухни» в 8 классе возможно соединение индивидуальных работ учащихся в один набор для кухни из разных предметов, варианты которых обсуждаются в микрогруппах, сопровождаются эскизами, цветными рисунками, имеют дизайнерские решения. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой.[4, с. 2-7]

Например, набор для кухни состоит из 5 составных -индивидуальных работ изготовления прихватки, подставки под горячее, кухонных салфеток, грелки на чайник, рукавички в каждой микрогруппе. Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждой ученицы.

Во время выполнения практического задания у школьников формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК 5.1. Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.

ПК 5.2. Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу модели.

ПК 5.3. Выполнять технический рисунок модели по эскизу.

ПК 5.5. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства швейного изделия.

Такие виды работ, как изготовление набора для кухни (прихваток, подставок под горячее, кухонных салфеток, грелок на чайник, рукавичек) проводится каждым индивидуально, как и создание художественного цветного рисунка и сам пошив изделий. Подбор тканей, материалов, декоративной отделки возможен для работы в группах.

Разнообразие ассортимента в наборе с применением отделочных материалов и видов работ развивает творческое мышление, формирует художественный вкус и расширяет кругозор.

В процессе занятий учащимся школ прививается отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии.

Как показывает практика, исследовательская деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.[6, с. 4-10]


Список литературы

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Скифия, - 2013.

  2. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. – СПб.: Каро, 2015.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.

  4. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001

  5. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Естествознание»/ Министерство образования РФ.- М.: Вита-Пресс, 2004.

  6. Вихорева О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования детей: «Уральская академия», 2008





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас