СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодня важной проблемой формирования личности, которая способна к самостоятельности, к самоорганизации...Цели и задачи исследовательской деятельности, ожидаемые результаты... Умения и навыки которые формируются в ходе работы над проектом..

Просмотр содержимого документа
«"Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов"»

Усачева С. С.

Тема: « Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов»

На сегодня важной является проблема формирования личности, которая способна к самостоятельности, к самоорганизации, умеющая вести диалог, отстаивать свои права, готовая к сотрудничеству. Современное общество заинтересовано в людях, которые могут свободно ориентироваться в потоке информации. 
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Речь идет о навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 
Цель исследовательской деятельности:
развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей

Задачи:
содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира

Ожидаемые результаты:
развитие у детей способностей к самостоятельному познанию и обучению;

развитие широких познавательных и избирательных интересов;

развитие исследовательских умений;

развитие творческого мышления, коммуникативных и интеллектуальных способностей;

развитие коммуникативной сферы: способностей к совместной работе, умений вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека.


Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; 

презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; 

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; 

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; 

информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; 

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.


 1. Организация подготовительной работы
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинать реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделять развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных учебных занятий использовать:
проблемное введение в тему урока;

постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

поиск дополнительной литературы;

подготовку доклада (сообщения) 

самоанализ и самооценку, рефлексию;

поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.



2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Темы проектов учащихся начальных классов связывать с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. В связи с этим до начала организации проектной деятельности в ходе анкетирования или индивидуальной беседы выявляются области интересов детей.
Также оказывается помощь в формулировке цели и задач проекта, выводов. При этом помощь должна оказываться ненавязчиво. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). .
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен. 

 4. Создание групп не более 5 человек
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

 5. Учет возможностей учебных предметов для реализации проектной деятельности
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

6. Создание методического инструментария
Для оказания помощи учащимся и родителям можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, тезаурус, банк идей и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов.

7. Учет и избегание «подводных камней»
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. 
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. 
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Выводы 
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!