СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Результаты по организации проектно-исследовательской деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Проектная деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все базовые учебные действия, прописанные в Стандарте. Проектная деятельность позволяет индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, согласовать образовательный процесс с интересами школьника, его темпераментом.

Применяемая нами в учебном процессе проектная деятельность, интегрирует содержание всех разделов образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и даёт возможность обучающимся понять роль каждого раздела. Главная задача состоит в том, чтобы создать для обучающихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы исходя из интересов обучающихся. Выбранная тема проекта должна быть для ученика значимой и нужной. Темы проектов могут быть предложены учителем, или же выбраны обучающимися самостоятельно, исходя из интересов и способностей.

Дети с низкой мотивацией к учебе неохотно принимают участие в проектной деятельности, Таким детям предлагается выполнение проекта с меньшим объемом работ. В этом случае основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково–исследовательский и конструкторский этапы сводятся до минимума. Это снижает риски отказа от работы над проектом.

На уроках технологии каждый раздел предполагают защиту творческого проекта как один из видов итоговой деятельности, поэтому каждый обучающийся практически на каждом уроке проводит исследование и готовит проект (мини проект).

Мы рассматриваем цель проектно - исследовательской деятельности обучающихся в рамках новых ФГОС как формирование базовых учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Как результат нашей работы по организации проектно-исследовательской деятельности мы можем отметить:

• повышение учебной мотивации обучающихся;

• развитие творческих способностей;

• развитие сотрудничества между учителем и обучающимися и друг с другом;

• формирование базовых учебных действий.


Основные этапы организации проектной деятельности обучающихся

Подготовка к выполнению проекта

• Обсуждение темы, целеполагание

• Ознакомление обучающихся с сутью проектной деятельности Планирование работы

• Выдвижение идей, предположений, определение сроков работы

• Составление плана действий

Исследование

• Поиск, отбор и анализ нужной информации

• Корректировка хода выполнения работы

Анализ результатов

• Обобщение полученной информации, выводы и оформление материала для групповой презентации

Презентация (итоговый отчет)

• Обучающиеся представляют отчет

Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов

• Самооценка и взаимооценка

• Оценка учителя

Основные этапы организации проектной деятельности обучающихся традиционные, но наиболее трудным для учеников является этап отбора и анализа нужной информации, поэтому, сначала мы составляем план сбора информации, а анализ информации проводим на каждом этапе сбора. За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности.

Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности обучающихся, поэтому проектная деятельность вводится с 5 класса, учитывая индивидуальные способности обучающихся. Как результат: обучающиеся могут самостоятельно выявлять проблему, ставить цели, задачи, планировать дальнейшую работу, что говорит о сформированности технологической компетентности, работа с различными информационными источниками развивает коммуникативную компетентность. А публичные выступления развивают умение высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, находить убедительные аргументы.

На каждом уроке технологии можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Здоровое питание» делим класс на группы. Работая с источником информации (учебником и дополнительной литературой) обучающиеся создают свой минипроект на тему «Пищевые вещества». Каждая группа получает свои питательные вещества. Обучающиеся в группах находят и обрабатывают информацию, связанную с этими веществами (суточная потребность в данном веществе, какие заболевания вызывает при недостатке, в каких продуктах содержится, и т.п). В конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами обучающиеся. На уроках швейного дела выполняют минипроекты «Изготовление модели одежды». Выбирают тему своей модели (например «Лондонская осень» или «Джинсовая фантазия»), придумывают образ и прорисовывают эскиз. Подбирают ткани в соответствии с образом по цвету фактуру и назначению. Моделируют, конструируют и делают свою модель на плоском макете. По окончанию работы – защита проекта. Нужно доказать соответствие модели выбранной тематике и соответствие подбора ткани в рамках заявленной модели. Работа с различными материалами в разных техниках приводит обучающихся к творческим находкам.

Подобные задания развивают творческую активность, стимулируют исследовательскую работу, умение работать со справочной литературой, желание проявить себя в разных ролях и ситуациях. Большой интерес вызывают игровые проекты, поэтому нашим ученикам нравится составлять кроссворды, придумывать свои рецепты блюд, технологию изготовления изделия и т.д.

Конечно, не у всех обучающихся получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребенок почувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребенок вновь захочет выполнить другую работу, похожую или непохожую на эту.

«Технология» как уникальная интегрированная предметная область создаёт естественные условия для мобилизации опыта и применения в жизненных ситуациях знаний, умений, навыков, полученных при изучении других общеобразовательных предметов. В отличие от других предметов «Технология» предусматривает включение школьников в целостную проектную деятельность, тем самым решая задачу формирования ключевых компетентностей и социализации обучающихся.

Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, обучающиеся настолько увлекаются, что выходят за рамки предмета технологии. Поэтому межпредметные связи играют важную роль в образовательной области «Технология» особенно, при выполнении творческих проектов.

Специфика нашего предмета такова, что обучающиеся должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как география, математика, биология и др., так как касаемся этих предметов при изучении разделов программы. Например, математические навыки нужны при расчёте количества необходимых продуктов при приготовлении блюд в разделе «Питание».

На наш взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности сформированными ключевыми компетенциями.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!