СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проектной деятельности как одно из условий повышения качества учебно - воспитательного процесса в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое объединение учителей начальных классов

Тема: «Организация проектной деятельности как одно из условий повышения качества  учебно - воспитательного процесса в начальной школе»

Цель: обобщение результатов реализации проектной деятельности   в учебно –воспитательном процессе в начальной школе.

Задачи:

- раскрыть теоретические основы метода проектов;

-познакомить с конкретными видами проектов, выполненных учащимися начальной школы в учебно – воспитательном процессе.

К  заседанию методического объединения  сделана презентация. Разговор идёт одновременно с показом слайдов.

Просмотр содержимого документа
««Организация проектной деятельности как одно из условий повышения качества учебно - воспитательного процесса в начальной школе»»

Методическое объединение учителей начальных классов

Учитель: Кофанова Ольга Ильинична, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Тема: «Организация проектной деятельности как одно из условий повышения качества учебно - воспитательного процесса в начальной школе»

Цель: обобщение результатов реализации проектной деятельности в учебно –воспитательном процессе в начальной школе.

Задачи:

- раскрыть теоретические основы метода проектов;

-познакомить с конкретными видами проектов, выполненных учащимися начальной школы в учебно – воспитательном процессе.

К заседанию методического объединения сделана презентация. Разговор идёт одновременно с показом слайдов.

Ход занятия:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада познакомить вас с опытом своей работы. Надеюсь, вам будет интересно и познавательно.

Объявляю тему методического объединения, цель, задачи.( слайды)

До начала нашего разговора, я бы хотела узнать, что вы, уважаемые коллеги, знаете по данной теме? Я предлагаю вам заполнить таблицу ЗХУ – знаю, хочу узнать, узнал.

Таблица ЗХУ

( Коллеги заполняют таблицу, озвучивают написанное)


Много лет я работаю в Петровской средней школе. Каждый рабочий день неповторим, ведь я работаю в начальной школе, с маленьким народом, который надо научить всему. За время работы сформировалось своё педагогическое кредо: «Главная ценность – душа ребёнка. От маленькой звёздочки первого успеха к большому созвездию побед!»

«Главное в работе учителя начальных классов – научить ребёнка учиться. Личностно – ориентированный подход к каждому ученику, опора на его возможности и способности позволяет в полной мере использовать внутренний потенциал каждого ученика. Одним из путей его обнаружения и реализации является проектная деятельность»

Применяя метод проектов, я реализую модель «обучение через открытие», ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Известная пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».

Данный метод делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.

Актуальность

Почему я применяю этот метод?

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- Формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- Были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью

Ведущее место среди таких методов в арсенале мировой и отечественной практики принадлежит МЕТОДУ ПРОЕКТОВ.

В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Занимаясь самообразованием, изучаю следующие темы:

«Развитие творческих способностей младших школьников»

«Проектная деятельность в начальной школе».


Проект –лат.project«брошенный вперед». Замысел, план

Предварительный текст какого-либо документа.

Совокупность документов (расчетов, чертежей), для создания какого-либо объекта, сооружения или изделия.

Проект – (И.В.Ярошинский, из опыта работы английских школ) завершенная творческая работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным особенностям исполнителей.

Цели проектной деятельности.

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии

Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

Развитие исследовательских умений.

Формирование основных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Требования к проекту

- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, поиска её решения.

- Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.

- Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

- Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

- Работа в команде

-Рефлексия (результативность, как фундамент для новых исследований)


Степень самостоятельности учащихся,

работающих над проектом, является самым сложным вопросом. Решение его зависит от множества факторов:

возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

опыт проектной деятельности;

сложности темы проекта;

характера отношений со сверстниками;

и другое…

Проект это 5 П

1.Проблема

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация (представление продукта)


Результатом работы над проектом является продукт.

Шестое «П» - его «Портфолио»

Начинаем с выбора темы

Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Итак, самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе или делать проект, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика. У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующие задания на уроках, классных часах:

давайте вместе подумаем, почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода, существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим допустим, возможно, может быть и т. д.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Проектирование

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется умение не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.

Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы:

Почему вы начали разрабатывать этот проект?

Правильно ли сформулировали цель, задачи?

Разнообразны ли были идеи?

Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?

Была ли достигнута цель , все ли задачи решены?

Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?


Затем мы детьми составляем план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения.


Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Обязательно знакомлю родителей с методом проектов, вовлекаю их в учебно – воспитательный процесс. Вначале работы над исследованием знакомлю родителей .

Продукт:

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.

Презентация Примерная схема защиты проекта:

С первого класса приучаю детей к публичным выступлениям: отвечать у доски, выступать от группы, защищать проект.

Постановка проблемы, её актуальность.

Высказывание гипотезы, аргументация её положений

Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.

Ответы на вопросы других групп (дискуссия)

Рефлексия

После защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Дети сами задают вопросы:

Была ли достигнута цель проекта?

Что нового ты узнал для себя?

Научился ли ты распределять время, когда работаешь?

Что ты сделал бы по-другому?

Что получилось у тебя лучше всего?

Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?

Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?


В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику, уважительно относиться к точке зрения другого человека, умение ориентироваться в потоке вопросов и находить на них ответ.


В практике проектной деятельности детьми класса под моим руководством реализованы проекты, касающиеся всех учебных предметов, выполнялись

Мини проекты - в течение одного урока или 4 – 6 уроков, краткосрочные – в течение недели, четверти, длительные – в течение года; по комплексности межпредметные и монопроекты; по характеру контактов между участниками: внутриклассные ,внутришкольные . Проекты по характеру контактов Внутри группы,Внутри учреждения , региональные,межрегиональные


В учебно- воспитательном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующей деятельности.

Классификация проектов

1.По доминирующей деятельности

2.По комплексности

3.По характеру контактов

4.По характеру контактов между участниками

5. По продолжительности


Практико-ориентированный проект

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Несмотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями

- работали с дополнительной литературой

- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)

- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой.

Были реализованы проекты:

«Сделай буквы из различных материалов» призёр районного конкурса проектов ( 3 место)среди первых классов

.


Проект « Королевство радуги» .

Проекты «Новогодний плакат» , « Моя мама- лучшая на свете», « Папье- маше», «Фантиковый бум».

Исследовательский проект.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование. Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе. Примером можно назвать проект «Жевательная резинка» (слайд).


Информационный проект.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Были реализованы проекты: « Что я знаю о породах собак», « Моя школа, « Моя семья». Призёр районного окружного фестиваля проектов проект « Истоки культуры и добра совсем рядом» (призер районного конкурса 3 место).


Творческий проект

предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к содержанию и оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Проекты: «Стихи мои – тебе Ордынск» (лучший проект районного конкурса)

, «Иллюстрирование сказочных персонажей»

( коллективный проект) « Сундучок со сказками»


Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Такая работа развивает интерес к истории своих предков. Способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный и коммуникативный уровень, повышает роль и значимость семьи в глазах ребёнка. Примеры таких проектов:«Масленица», «Персонажи славянской мифологии», « Выпускной в 4 классе», «Овощная ярмарка»



Чему же в целом способствует процесс работы над проектом?

Формируются умения:

Рефлексивные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи ?;

Поисковые ( исследовательские): умение самостоятельно найти информацию, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно – следственные связи;

Самостоятельной работы.

Сотрудничество: умения коллективного планирования, взаимопомощи в группе при решении общих задач, нахождение и исправление ошибок в работе других участников группы;

Коммуникативные: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, навыки интервьюирования;

Презентационные: навыки монологической речи, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

Вывод:

Теоретическое и практическое обоснование тем самообразования, участие в проектной и другой творческой деятельности формирует у учащихся устойчивый познавательный интерес к учебным дисциплинам, способствует расширению кругозора, выявлению и развитию творческих способностей, а также формирует коллектив учащихся, основы нравственного поведения.

Рефлексия: возвращаемся к таблице ЗХУ, заполняем, коллеги задают вопросы, делятся впечатлениями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!