СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности на уроках русского языка по теме: «Народные промыслы России».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен долгосрочный проект по руссому языку. Цель: приобщение детей к культуре России.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках русского языка по теме: «Народные промыслы России».»

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

по теме: «Народные промыслы России».

Для организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы был разработан алгоритм, позволяющий поэтапно учителю и ученикам двигаться к намеченной цели.

Алгоритм проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Содержание работы

на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный, или вводный, этап

1. Выбор темы, формулирование целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.).

2. Определение количества участников проекта, формирование состава группы.

3. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, кон­сультации и т.д.)

Обсуждение темы проекта с учителем и получение необхо­димой дополнительной информации. Формулирование цели проекта. Формулирование гипотезы. Распределение обя­занностей в проектной группе

Знакомство с сутью проектной технологии и мотивирование уча­щихся. Оказание помощи в формулировании цели про­екта и определении гипотезы. Обдумывание собственных пе­дагогических целей, с учетом специфики проекта и педаго­гического процесса

Плановые работы

1. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы пред­ставления результата).

4. Установление процедур и критериев оценки про­цесса работы, результатов.

5. Распределение обязанностей среди членов ко­манды

Разработка плана дей­ствий. Определение условий, необходимых для реализа­ции проекта. Постановка проме­жуточных задач. Определение сроков

Предложение идей, высказыва­ние предположений, опреде­ление сроков работы (поэтап­но). Помощь в составление по­этапного плана, формулиро­вке гипотезы, постановке про­межуточных задач

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач Основные формы работы: интервью, опросы, наблю­дения, эксперимент, изучение литературных источни­ков


Сбор нужной информаций, знакомство с методами исследования и проведение их, решение промежуточных за­дач


Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координация в случае необходимости от­дельных этапов проекта

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализ информации. Оформление результатов

Наблюдение, предложения, ре­комендации

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы

Отчет, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончатель­ных выводов

Слушание, формулировка вопросов в роли рядового участника

Оценка процессов и результатов работы


Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок


Оценивание вклада каждого учащегося, качество исполь­зования источников и прове­денного эксперимента. Опре­деление возможности продол­жения работы по выбранно­му направлению и качество отчета.



Далее в исследовании будет представлен практический опыт по использованию проектной деятельности на уроках русского языка.

Тема долгосрочного проекта: «Народные промыслы России».

Характеристика проекта (по классификации Сергеев Е.С.) по доминирующей деятельности является исследовательским, и по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

По продолжительности (классификация Сергеева Е. С.)[3] - долгосрочный (трёхгодичный проект), включающий в себя 3 краткосрочных проекта (каждый из которых длится 1 месяц).

По количеству участников – 5-7 человек (микро- группа).

Тема проекта №1. «Народные промыслы. Хохлома». (Проект см. Приложение 1)

Учениками выявлена проблема исследования: узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня Хохлома. Поставлена цель: изучить русский народный промысел «Хохлома». [11]

Сформулированы задачи:

  1. Дать понятие «Хохлома»

  2. Познакомиться с возникновением народного промысла: Хохлома.

  3. Научиться рассматривать и узнавать хохломскую посуду.

Определен тип проекта: исследовательский.

Поставлены сроки реализации проекта: 1 месяц.

Продумана в проекте логика построения содержания:

  1. Введение.

  2. Основная часть:

- Определение «Хохлома»;

- История возникновения;

- Легенда о хохломе;

- Техника выполнения хохломской росписи;

- Значение цветов в хохломской росписи;

- Виды хохломской росписи;

- Орнамент;

- Рисунки.

3. Заключительная часть.

- Вывод.

Анализ проектной деятельности «Народные промыслы. Хохлома» за 2017 год проводился с использованием специальной «Оценочной карты»

0-5 баллов – ребенок (мини – группа детей) либо не проявляет интереса к проектной деятельности, либо интерес слабый и просматривается формальный подход к данной деятельности.

6-10 баллов – ребенок (мини – группа детей) проявляет интерес к проектной деятельности, активно в ней участвует, но есть небольшие ошибки в целеполагании, по содержанию. В процессе защиты проекта не раскрыты полно все заявленные цели и задачи.

11-20 баллов – ребенок (мини – группа) проявляет глубокий интерес к теме исследования, хорошо просматривается реализация поставленных целей и задач. Эмоционально, ярко презентует результаты своей работы.

Этапы оценки

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

1 Актуальность, новизна предлагаемых решений, сложность темы, целеполагание.

12

2 Объем разработок; количество предлагаемых решений

12

3 Практическая ценность

14

4 Уровень самостоятельности учащихся

13

5 Качество оформления записей

12

Оценка защиты

1 Качество доклада

12

2 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

14

3 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

12

4 Ответы на вопросы преподавателей

10

5 Ответы на вопросы аудитории

10

Итоговая оценка проекта

121 балл (хорошо)

Итоговая оценка (балл):

200 - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»; менее 100 баллов — «удовлетворительно»

Вывод: ученики к данному виду проектной деятельности приступили впервые. Но тем не менее проявляли себя и свои способности активно, позитивно относились друг к другу, обращались за помощью к учителю. За время проектной деятельности часто посещали школьную и городскую библиотеку, привлекали к работе близких и родных людей. Так же использовали в своей деятельности Интернет ресурсы для подтверждения или опровержения полученной информации. Ученики получили в первые исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научились анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Важно отметить, что во время презентации своей работы группа отвечала на вопросы учителя и учеников на достаточном уровне для их возраста.

Тема проекта №2. «Народные промыслы. Гжель». (Презентация Power Point к проекту см. Приложение 2)

Скриншот презентации Power Point данного проекта представлен в приложении.

Учениками выявлена актуальность проблема исследования [12]:

Актуальность: Гжельская роспись является неотъемлемой частью творчества народных мастеров.

Проблема: Незнание людей о декоративно-прикладном искусстве Гжель.

Поставлена цель: Знакомство с гжельским промыслом.

Сформулированы задачи:

  1. Образовательные - познакомить с искусством гжельских мастеров, с техникой изготовления гжели.

  2. Закреплять разные приемы работы кистью, элементы росписи.

  3. Развивающие - развивать эстетический вкус, художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности.

  4. Воспитательные - воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду людей.

Определен тип проекта: исследовательский.

Поставлены сроки реализации проекта: 1 месяц.

Продумана в проекте логика построения содержания:







Анализ проектной деятельности «Народные промыслы. Гжель» за 2018 год проводился с использованием специальной «Оценочной карты»

Этапы оценки

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

1 Актуальность, новизна предлагаемых решений, сложность темы, целеполагание.

15

2 Объем разработок; количество предлагаемых решений

14

3 Практическая ценность

14

4 Уровень самостоятельности учащихся

15

5 Качество оформления записей

15

Оценка защиты

1 Качество доклада

14

2 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

14

3 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

13

4 Ответы на вопросы преподавателей

13

5 Ответы на вопросы аудитории

15

Итоговая оценка проекта

142 балла

(хорошо)

Итоговая оценка (балл):

200 - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»; менее 100 баллов — «удовлетворительно»

Вывод: приступая к данному этапу проектной деятельности, важно отметить, что ученики уже имели небольшой опыт работы. Поэтому в микро- группу из 5 детей привлеклись еще 2 ребенка, заинтересованных ранее данной деятельностью. Что говорит о проявлении познавательной активности, и самостоятельности детей в выборе темы проекта. Наблюдение за работой показало, что в микро – группе царила сплоченность, дети не стеснялись высказывать свои идеи, замечания, пожелания. В микро - группе произошло разделение обязанностей: кто – то занимался сбором информации по теме проекта, были дети, кто формулировал цели, задачи, работал над презентацией. Отозвались на помощь дети, которые подбирали редкие, оригинальные, состаренные временем предметы народного промысла, тем самым привлекая к своей деятельности родных и близких людей. О каждом предмете составлялся рассказ: как, когда при каких обстоятельствах он появился у конкретного человека или семьи. Нашлись объекты народного промысла, которые по праву можно считать реликвией семьи, передающейся из поколения в поколение уже не один десяток лет.

Собрав всю информацию, ученики стали совместно логически выстраивать свою презентацию, и распределять между собой роли: выступающие, технический специалист (работа с презентацией Power Point, своевременное включение и остановка аудиозаписей русской народной песни и мелодии), оформление выставки и др. Материал детьми был представлен эмоционально, логично, интересно так, что не только участники микро – группы, но и слушатели получили эстетическое удовольствие в процессе презентации работы. Прослеживалось это в диалоге между детьми, небольших ремарках учителя в рассказах их собственного опыта. Были ученики, которые высказались за создание в своем классе выставки рисунков по теме: «Народные промыслы».

Можно сказать, что на данном этапе работы познавательная активность детей на уроке русского языка была на высоком уровне так, как практически все ученики проявляли себя полноправными участниками проекта.

Тема проекта №3. «Народные промыслы. Дымковская игрушка». (Презентация Power Point см. Приложение 3).

Скриншот презентации Power Point данного проекта представлен в приложении.

Учениками выявлена проблема исследования [13] :

Поставлена цель: способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.

Сформулированы задачи:

1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;

2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;

3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;

4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.

Объект исследования: дымковская игрушка

Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.

Определен тип проекта: исследовательский.

Поставлены сроки реализации проекта: 1 месяц.

Продумана в проекте логика построения содержания:

Анализ проектной деятельности «Народные промыслы. Дымковская игрушка» за 2019 год проводился с использованием специальной «Оценочной карты»

Этапы оценки

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

1 Актуальность, новизна предлагаемых решений, сложность темы, целеполагание.

16

2 Объем разработок; количество предлагаемых решений

16

3 Практическая ценность

15

4 Уровень самостоятельности учащихся

17

5 Качество оформления записей

17

Оценка защиты

1 Качество доклада

14

2 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

16

3 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

15

4 Ответы на вопросы преподавателей

15

5 Ответы на вопросы аудитории

15

Итоговая оценка проекта

156 баллов

(отлично)

Итоговая оценка (балл):

200 - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»; менее 100 баллов — «удовлетворительно»


По итогам 3- лет работы над данной темой проекта отмечается следующая динамика, представленная в сводной таблице и графике.

Периоды

работы над проектом

Баллы

Итоговая оценка работы

2017

5 класс

121

«хорошо»

2018

6 класс

142

«хорошо»

2019

7 класс

156

«отлично»



Вывод: подводя итоги по работе над проектом по теме «Народные промыслы России», над которым дети работают третий год, можно отметить следующее: ученики обобщили на заключительном этапе ранее полученные знания, могли формулировать цель и задачи проекта, самостоятельно выстраивали логику своего выступления, подбирали материал из разных источников: библиотека, интернет, посещение краеведческого музея г. Тольятти. Так, как дети знали заранее о предстоящей работе над проектом, то весь последующий год уже интуитивна занимаются сбором нужной информацией: делали закладки в книге, вырезали из газет и журналов статьи, привозили из разных мест сувениры или сохранившиеся предметы быта от родственников.

Родители и близкие люди поддерживали проектную деятельность и увлечения детей созданием собственных семейных коллекций и традиций. Можно сказать, что данный вид деятельности способен привлечь общество к образовательной деятельности, что тоже ведет к повышению познавательной активности детей.

Было отмечено то, что ученики к учителю обращаются за помощью как к эксперту, для того, чтобы конкретнее рассмотреть какой – либо аспект по тематике проекта. И понимают ценность и нужность презентуемой ими информации. Каждый из учеников осознает свою роль в проектной деятельности, сами предлагают и выбирают темы.

Дети начинают ориентироваться во временных рамках, отведенных на разработку и реализацию цели и задач проекта. Формируются такие личностные качества: целеустремленность, трудолюбие, общительность, творческий подход, ответственность, толерантность. Так же происходит развитие познавательных интересов, которые могут приобретать стойкий характер, и в последствии приобрести вид увлечения, хобби, что благотворно влияет на становление личности в целом.

Как правило, после подобных мероприятий, дети удовлетворенные своей деятельностью, оценками, отзывами со стороны учителя и одноклассников, начинают проявлять познавательную активность и в последующем в процессе обучения в школе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!