СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном методическом пособии представлены методические рекомендации для  эффективной  организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.  Пособие адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений и студентам педагогических колледжей.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе»



4

Учебно-методическое пособие на тему:




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

4 КЛАСС



В данном методическом пособии представлены методические рекомендации для эффективной организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе. Пособие адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений и студентам педагогических колледжей.









ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

4

Проектная работа на тему: «Солнечная система»………………………….

6

Проектная работа на тему: «Природные зоны России»……………………

9

Проектная работа на тему: «Основные отрасли сельского хозяйства»…..

12

Проектная работа на тему: «Древнерусское хозяйство»…………………..

16

Проектная работа на тему: «Царство грибов»………………………………

20

Проектная работа на тему: «Удивительный мир кристаллов»…………….

24

Проектная работа на тему: «Альтернативные источники питьевой воды в современных городских условиях»…………………………………………


28

Проектная работа на тему: «Правила безопасности»……………………..

33

Проектная работа на тему: « В здоровом теле – здоровый дух»……………

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

42






ВВЕДЕНИЕ


Современная государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования и адаптивности образовательной системы к уровням и особенностям развития и обучения учащихся. Реализация общей цели и задач воспитания предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание образовательной среды, способствующей эмоциональному, ценностному, социальному, личностному и познавательному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Несомненно, что эффективное обучение напрямую зависит от уровня активности учащихся в процессе педагогической и познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука находится в поиске наиболее эффективных методов обучения для повышения и развития познавательного интереса учащихся к содержанию образовательного процесса. В связи с этим одним из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников, является формирование педагогической и познавательной деятельности. В настоящее время очень важна способность студентов самостоятельно приобретать знания и применять их в различных ситуациях. Поэтому вместо приобретения готовых знаний на современном этапе общественного развития требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельного мышления и чувства ответственности. Осуществление вышеуказанного в рамках учебно-познавательной деятельности дает возможность проектной деятельности.

Как показывает практика и исследования многих ученых, студентов больше всего интересует практическая деятельность, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с материалами, которые они могут перенести в реальную жизнь и найти непосредственное применение в своей жизни. Программа «Окружающий мир» раскрывает многогранную ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, который возможен только на основе гармоничных отношений с природой.

При этом акцент сместился с традиционно доминирующего практического значения окружающей природы на ее эстетические, познавательные, исследовательские и нравственные ценности. Это особенно важно для развития у ребенка духовно-насыщенного отношения к природе, чтобы воспрепятствовать его обращению с окружающей природной средой узко прагматичным, потребительским образом.

Данное методическое пособие представляет собой тематические единицы, направленные на повышение учебно-познавательной деятельности школьников и на результат, получаемый при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.

Целью данного пособия является: развитие ключевых компетенций обучающихся, подготовка младших школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.п.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Проектная урочная деятельность всего класса необходима на уроке.







Проектная работа на тему: «Солнечная система»


Цель проекта:

Создание альбома о планетах Солнечной системы и макетов планет Солнечной системы.

Задачи проекта:

  1. Расширить и углубить представления ребят о космосе: узнать, что такое Солнечная система, движутся ли вокруг Солнца другие планеты. Похожи ли они на Землю. Каковы особенности планет.

  2. Собрать материал по теме: научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: книги, журналы, интернет.

  3. Проанализировать собранную информацию: научиться формулировать выводы из полученной информации.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.

2 этап:

  • “Планета … (у каждого ученика своя планета)” – рисование.

  • «Узнай об этой планете как можно больше и запиши полученные сведения» – оформление проектной работы.

  • Оформление выставки «Планеты Солнечной системы».

  • Лепка макетов планет.

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Моя солнечная семья»

  • Оформление подвесной конструкции Солнечная система.

Проблемные вопросы:

  1. Как выглядят планеты?

  2. Каковы основные характеристики планет?

  3. Где располагаются эти планеты?

  4. Какие интересные факты вы можете привести?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

  1. Энциклопедия «Планета Земля», «Росмэн», М., 2005 г.

  2. Г. Майорова, “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М. 1999 г.,

  3. Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М., 2004.

  4. Т. Гонтарук, “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига, 2006 г.

  5. Ж. Парамонова, “Забавная астрономия для малышей”.

  6. Атлас «Мир и человек».

Примерные темы проектов:

  1. Созвездие Большой Медведицы

  2. Созвездия Большой и Малой Медведицы

  3. Созвездия звездного неба

  4. Созвездия и мифы. Секреты звездного неба.

  5. Созвездия и планетные системы

  6. Созвездия северного неба

  7. Создание планеты и жизни на ней

  8. Способы счёта времени. Календари

  9. Сравнительная характеристика космических скафандров России и США.

  10. Структура Галактики



Проектная работа на тему: «Природные зоны России»


Цель проекта:

На основе исследования природных зон создать наглядное пособие для обучающихся по теме «Природные зоны России».

Задачи проекта:

  1. Исследовать климатические условия разных природных зон России.

  2. Исследовать флору и фауну природных зон.

  3. Донести информацию о проблемах природных зон и необходимости сохранения экологии природных зон.

Этапы работы:

1 этап:

- Выявление первоначальных знаний детей о природных зонах (зона арктических пустынь, тундра, леса России, зона степей, зона Черного моря (субтропики).

- Информация для родителей о предстоящей деятельности.

- Подбор литературы о зонах в России, фотографий, плакатов.

2 этап:

  • “Климатическая зона … (у каждого ученика своя зона)” – рисование.

  • Оформление выставки «Климатические зоны».

  • Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: арктические пустыни, тундра, лесотундра.

  • Рассказать о климатических этих условиях природных зон: Рассказать о почвах. Рассказать о растениях и о животных Арктики и тундры. Рассказать о хозяйственной деятельности людей.

  • Коллаж из рисунков и фото.

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Моя страна»

  • Оформление стенда «Моя страна – Россия».

Проблемные вопросы:

  1. Что такое природная зона?

  2. Перечислите основные компоненты природной среды.

  3. Какие природные зоны размещены по территории России? Как они размещены?

  4. Что в первую очередь влияет на размещение природных зон?

  5. Какие компоненты природы тесно взаимосвязаны в природе?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок + самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

1. И.Нагибина, "Природные зоны России", Вако, 2016

2. В.Бианки, "Лесная газета", Амфора, 2013

3. Н.Геращенко, "Прерии и степи", Проф-пресс, 2016

4. Т.Куликовская, "Животные Арктики и Антарктики", Стрекоза, 2016

Примерные темы проектов:

  1. Карта природных зон России

  2. Причина смены природных зон

  3. Хаpaктеристика основных природных зон России

  4. Географическое положение на карте.

  5. Хаpaктеристика климата.

  6. Температура зимой и летом.

  7. Влажность.

  8. Хаpaктеристика почвы.

  9. Хаpaктеристика растительного мира.

  10. Хаpaктеристика животного мира.

  11. Влияние человека на природную зону.


Проектная работа на тему: «Основные отрасли сельского хозяйства»



Цель проекта:

Создание альбома о деятельности основных отраслей сельского хозяйства.

Задачи проекта:

  1. Расширить представление о первичном секторе экономики.

  2. Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.

  3. Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.

  4. Начать формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о деятельности основных отраслей сельского хозяйства.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о деятельности основных отраслей сельского хозяйства (животноводство/ растениеводство).

2 этап:

  • “Сельское хозяйство … (у каждого ученика свое направление)” – рисование.

  • «Узнай о деятельности основных отраслей сельского хозяйства как можно больше и запиши полученные сведения» – оформление проектной работы.

  • Оформление выставки «Отрасли сельского хозяйства в республике Татарстан».

  • Аппликация макетов-продуктов производства.

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Отрасли сельского хозяйства в республике Татарстан»

  • Оформление выставки-презентации «Продукты сельского хозяйства в республике Татарстан».

Проблемные вопросы:

  1. Чем технические культуры отличаются от зерновых?

  2. Какова специализация земледелия в республике Татарстан, в г. Набережные Челны?

  3. Укажите факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

  1. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.          

  2. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

  3. Окружающий мир. 3 - 4 классы: поурочные планы по программе  «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012.

  4. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.

  5. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

  6. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.

  7. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2012.

Примерные темы проектов:

  1. Чем отличается растениеводство от животноводства?

  2. Что относится к отраслям растениеводства?

  3. Что включает в себя животноводство?

  4. Какие отрасли входят в состав сельского хозяйства?

  5. От чего зависит развитие отраслей сельского хозяйства?

  6. - Можно ли в нашей местности выращивать рис и чай? Почему?

  7. - А можно ли выращивать капусту в нашем крае и какие условия для нее нужны?

  8. Как можно повысить плодородие почвы?

  9. Какими способами можно добиться увеличения урожая? Какие способы по вашему лучше?

  10. Какие советы дадите нашим местных огородникам в условиях холодного климата для выращивания хорошего урожая?



Проектная работа на тему: «Древнерусское хозяйство»


Цель проекта:

Создание летописи о жизни древних славян: традициями, обрядами наших предков: что носили, во что играли, какие праздники отмечали и во что верили.

Задачи проекта:

  1. Изучить информацию по теме;

  2. Выяснить основные этапы формирования Древнерусского государства;

  3. Определить причины возникновения древнерусского государства;

  4. Изучить период принятия на Руси христианства;

  5. Рассмотреть информацию о возникновении и развитии древнерусского права.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о Древней Руси: Правление у славян, Призвание варягов, Основание Киева, Византия, Князь Владимир Святославич, Крещение Руси

  • Информация для родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о возникновении древнерусского государства, об исторических личностях – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси).

2 этап:

  • “Картография … (у каждого ученика своя карта:  «Расселение древних славян» – рисование.

  • «Узнай о Древней Руси и быте как можно больше и запиши полученные сведения» (Дома древних славян -пересказ, творческая работа; Славянские праздники – работа с дополнительной литературой) – оформление проектной работы.

  • Оформление выставки «Сплочённость племени».

  • Лепка макетов жилищ и предметов обихода древних славян.

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Во времена Древней Руси»

  • Оформление 3D карты «Карта Древней Руси».

Проблемные вопросы:

  1. Вам интересно, как жили древние славяне, какая у них была вера?

  2. Каким образом и кем происходило крещение Руси?

  3. Почему князь Олег был назван вещим?

  4. За что и кого народ прозвал Красным Солнышком?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

  1. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в.; Учеб пособие. СПб.,1999;

  2. История отечественного государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев (и др.); под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006;

  3. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990;

  4. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»// М. 2002г;

  5. Методическое пособие по истории. Автор Захаров В.Ю. 2000г;

  6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учеб. История России с древнейших времен до наших дней – М 2001;

  7. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.;

  8. Отечественная история: Учебное пособие/ Под редакцией Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака.- 2-е издание, испр. и доп.- Гардарики,2005

Примерные темы проектов:

1. Предпосылки и причины возникновения древнерусского государства.
2. Этапы образования Древнерусского государства.
3. Принятие Русью христианства, его влияние на историческую судьбу государства.
4. Возникновение и развитие Древнерусского права.
5. Историческое значение образования Древнерусского государства.

6.Главой Руси был король.

7. Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.

8.Древние славяне носили одежду изо льна и шерсти.

9.Древние славяне жили племенами.

10. Праздник Ивана Купалы.



Проектная работа на тему: «Царство грибов»


Цель проекта:

Создание памятки - Как предохранить продукты от плесени, определив роль плесневых грибов в жизни человека и природе.

Задачи проекта:

1. Познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневых грибов.

2. Узнать о значении плесени в экологии жилища и здоровье человека.

3. Узнать о роли плесени в природе.

4. Экспериментально определить, какие условия необходимы для жизни плесени. 5. Создать презентацию и буклет по результатам исследования и познакомить своих сверстников.

6. Дать рекомендации по защите продуктов питания от плесени.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей «Что же собой представляет плесень»?

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о Разновидностях плесени, фотографий, плакатов.

2 этап:

  • Изучение условий появления и развития плесени – рисование, составление таблицы.

  • Провести сравнительный анализ «Плесень: враг или помощница? запиши полученные сведения» – оформление проектной работы.

  • Оформление выставки «Плесень удивительная» - презентация способов применения плесени в медицине, производстве, кулинарии.

  • Проведение Медицинского расследования.

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Предупреждён - значит, защищён!»

  • Оформление подвесной конструкции Солнечная система.

Проблемные вопросы:

1. Знаете ли Вы о таком живом организме как плесень?

2 .Как Вы считаете, плесень оказывает влияние на жизнь и здоровье человека?

3. Знаете ли Вы как бороться с плесенью и защитить от нее продукты питания?

4. Опасна, ли плесень для здоровья человека?

5. «Где любит жить плесень? В каких условиях она размножается?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

1. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. - М. : АСТ-ЛТД. – 2008. – 400с.

2. Боннет Б., Кин Д.. Увлекательные опыты и развлечения – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 127с.

3. Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина// Энциклопедия для детей. -Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997 г.

4. Евстигнеев Г.М., Лившиц Ю.А., Сингаевский О.Н. Тайны продуктов питания.- Москва, Изд-во «Пищевая промышленность», 1972.

5. Квасневская П. Третий мир жизни : [роль плесневых грибов в жизни человека] / П. Квасневская, П. Рахманов // Огонек. – 2008. – №48. – С. 42-44.

6. Пасечник В.В. «Биология 5 класс. Бактерии, грибы, растения»-М.: Дрофа-2013г.-145с.

Интернет – ресурсы.

1.https://www.nkj.ru/archive/articles/16507/ (Наука и жизнь «Многоликая плесень»)

2. http://beaplanet.ru/griby/plesnevye_griby

3. https://ru.wikipedia.org/wiki

4. http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm

5. http://www.livt.net/Clt/Myc/myc.htm («Живые существа» Электронная иллюстрированная энциклопедия.)

6. Документальный фильм «Плесень»

Примерные темы проектов:

  1. Царство Грибы

  2. Особенности строения грибов.

  3. Особенности питания грибов.

  4. Особенности размножения грибов.

  5. Шляпочные грибы.

  6. Плесневые грибы и дрожжи.

  7. Грибы-паразиты.

  8. Технология изготовления муляжей грибов из соленого теста.

  9. Сходство грибов с растительными и животными организмами.

  10. Роль грибов в природе и жизни человека.

  11. Фантастические грибы.



Проектная работа на тему: «Удивительный мир кристаллов»


Цель проекта:

Вырастить кристаллы в домашних условиях и провести наблюдение за их ростом.

Задачи проекта:

1) узнать о природе кристаллов и их свойствах;

2) проанализировать значение кристаллов в жизни людей;

3) освоить методику выращивания кристаллов;

4) провести наблюдения за процессом кристаллизации и роста кристаллов;

5) подготовить коллекцию кристаллов;

6) изготовить сувениры, поделки, украшения из выращенных кристаллов;

7) создать мультимедийную презентацию по теме исследования;

8) выпустить буклет с рекомендациями по выращиванию кристаллов.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о том, что такое кристаллы. История происхождения.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о кристаллах, фотографий, плакатов.

2 этап:

  • “Разнообразие кристаллов” – фото выставка.

  • «Узнай о кристаллах как можно больше и запиши полученные сведения: Кристаллы в нашей жизни. Применение кристаллов» – оформление проектной работы.

  • Оформление выставки «Коллекция выращенных кристаллов».

  • Выращивание кристаллов.

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Мои кристаллы»

  • Оформление материалов к выставке, описание результата.

Проблемные вопросы:

1. Что такое кристалл?

2. Где ты встречал (а) кристаллы?

3. Как используются кристаллы?

4. Как вырастить кристалл дома?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

1. Большая книга для любознательных/ Пер. с англ. Е.В.Комиссарова, В.А.Жукова, Е.А.Степанцовой, Н.В.Новиковой – Москва: ООО «Росмен-Издат», 2000.

2. Большая энциклопедия начальной школы/ Г.П.Шалаева и др. – Москва: СЛОВО, Эксмо, 2008.

3. Неизвестное об известном/ Пер. с англ. Е.В.Комиссарова и др. – Москва: «Росмэн», 1998.

4. Окружающий мир/ авторы-составители: И.Р.Колтунова, О.Н.Лазарева, М.Н.Данилова – Екатеринбург: ООО «У-Фактория», 1999.

5. Хочу всё знать про всё на свете/ Пер. с англ. Натела Ярошенко, Виталий Басов, Ирина Дихтер и др. – Лондон- Нью-Йорк – Сидней – Монреаль – Москва: «Ридерз Дайджест», 2001.

6. Что такое. Кто такой: В 3т. – М.: Педагогика – Пресс, 1998.

7. Энциклопедия книжного клуба «XXI век»: В 20 т. Т.10. К-Л – Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

8. http://www.icecave.ru/

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/

10. http://chttp://mindraw.narod.ru/photoalbum4.html.

11. hemexperiment.narod.ru.

12. www.xumuk.ru/encyklopedia.

Примерные темы проектов:

1. В переводе с греческого, слово "кристалл" означал "лед".

2. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы.

3. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.

4. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл!

5. Самые крупные кристаллы существуют в Мексике, в двух пещерах.

6. Кристаллы воспроизводят сами себя и таким образом растут.

7. Все существующие кристаллы выращивают искусственно

8. Производство кристаллов – один из самых дорогостоящих и красивых бизнесов.



Проектная работа на тему: «Альтернативные источники питьевой воды в современных городских условиях»


Цель проекта:

Проверить настолько ли чистая вода в источниках города Набережные Челны, как думают большинство жителей города, можно ли её использовать как альтернативу питьевой воде центрального водоснабжения без опасения за здоровье.

Задачи проекта:

1. Изучить особенности месторасположения и историю происхождения исследуемых источников города Набережные Челны. Правильно выполнить забор проб с изучаемых объектов.

2. Найти определение «родника, источника» в научной литературе.

3. Определить круг учёных, занимавшихся изучением воды.

4. Провести мониторинг актуальности использования родниковой воды из источников в качестве питьевой на основе результатов анкетирования среди одноклассников и их родителей.

5. Подобрать гидрохимические и органолептические показатели воды для лабораторных и домашних исследований.

6. Подготовить условия и необходимые материалы для проведения экспериментов.

7. Определить и провести эксперименты, результаты которых покажут насколько чистой является вода в источниках города, в том числе по сравнению с водопроводной.

8. Выяснить влияние экологической ситуации на родниках, смены времени года (осень/зима) на качество воды из источников.

9. Оформить буклет «Родники Набережных Челнов» и паспорт родников.

10. Научиться анализировать полученные данные и делать выводы.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о воде.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы, изучение научно обоснованных методов исследования, обработки и очистки воды, фотографий, плакатов.

2 этап:

  • “ Живая и мёртвая вода: исследования учёных и народные наблюдения” – проведение исследования.

  • «Метод талой воды – путь к определению содержания примесей в родниковой и водопроводной воде» – оформление проектной работы.

  • Оформление Опыта № 1. Метод А.Маловичко.

  • Анализ эксперимента.

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление эксперимента «Органолептические эксперименты с водой на наличие примесей в домашних условиях»

  • Оформление результатов наблюдений.

Проблемные вопросы:

1. Нужно ли, по-твоему, очищать или кипятить родниковую воду перед употреблением?

2. Знаешь ли ты историю родников нашего города?

3. Знаешь ли ты способы исследования качества воды в домашних условиях?

4. Часто ли ты ощущаешь запах хлора в водопроводной воде?

5. Часто ли ты с родителями набираешь ключевую воду на источниках города?

6. Вы берёте воду с других источников, за пределами нашего города?

7. Хотелось бы тебе помочь в очистке родников от листьев, веток, т.е. оказать экологическую помощь в содержании и уходе за источниками?

8. Слышал ли ты о «живой» и мёртвой» воде? Что это означает?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

1. Большая энциклопедия школьника. Оксфорд/Пер. с англ. У. В. Сапциной, А. И. Кима,Т.В.Сафроновой и др.-М.:ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС»,2007.

2. Газета «Рабочая Балахна», 2016г., статья «За водой к колонке».

3. Географический энциклопедический словарь,М, Просвещение, 1983 г.

4. Журнал «твоё здоровье» Знание, №4, 1994 г.

5. «Русские сказки», М, «Эксмо», 2011 Интернет-РЕСУРСЫ: http://light-team.ru/forum/39-559-10 - свойства талой воды.

6. Метод Маловичко http://biokit.ru/video-instructions/kak-proverit-kachestvo-vody/ - как проверить качество воды http://kavery.livejournal.com/1003349.html - родники

Примерные темы проектов:

1. Физические свойства воды.

2. Опыты с водой. Как можно использовать свойства воды в повседневной жизни?

3. Вода – источник творчества и вдохновенья.

4. Значение пресной воды для жизни человека.

5. Экологическая безопасность пресных вод и ее роль для человека.

6. Виды и методы исследования воды.

7. Экспериментальное определение показателей качества воды и их оценка.

8. Определение pH среды.

9. Химический анализ воды.

10.Обследование воды с помощью тестовых полосок tetra 6in1.



Проектная работа на тему: «Правила безопасности»


Цель проекта:

Целенаправленно овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в  области безопасности жизнедеятельности,  подготовиться к безопасному   поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; рассказать школьникам о необходимости уметь применять полученные знания в нестандартных жизненных ситуациях.

Задачи проекта:

- найти и изучить литературу по теме исследования;

- изучить, проанализировать  свою квартиру с точки зрения возможных опасных ситуаций;

-   изучить и проанализировать  маршрут от школы и дома;

- создать сборник инструкций, который будет помогать правильно действовать в различных конкретных опасных ситуациях;

- выступить  перед одноклассниками с докладом на теме исследования;

- практиковаться в решении ситуационных задач, продумывая свое поведение в  различных условиях;

- оценить значимость своей работы.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о  системе знаний, умений, навыков.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о безопасности, фотографий, плакатов.

2 этап:

  • “ Опасные ситуации техногенного характера” – составление схемы.

  • «Опасные ситуации природного характера» – оформление проектной работы.

  • Оформление выставки «Чрезвычайная ситуация».

  • Составление коллажа – свода правил «Кодекс безопасного школьника».

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

  • Оформление памятки «Правила безопасного поведения в быту».

Проблемные вопросы:

1. Что такое «Опасная ситуация»?

2. Какая служба входит в систему обеспечения безопасности города?

3. Что значит соблюдать «режим дня»?

4. Зачем нужно знать свой организм?

5. Как выглядят запрещающие знаки?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

  1.  Правила дорожного движения. Методическое пособие. 1 – 4 классы. Сюньков В.Я., Ижевский П.В., Хренников Б.О. и др.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации 1 – 4 классы (Школа России). Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.

  3. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1 – 4 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ижевский П.В, Хренников Б.О., Александрова И.В. и др.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Смирнова А.Т.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 – 4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа России). Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.

Примерные темы проектов:

1. Сигналы регулирования дорожного движения.

2. Все о светофоре.

3. Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения.

4. Наш город и его транспорт.

5. Опасный поворот (перекрёсток).

6. Моя дорога в школу.

7. Моя дорога домой.

8. Не отвлекай водителя - правила поведения пассажира в машине.

9. Дорога - не место для игр!

10. Где и как переходить улицу?

11. Где и как кататься на санках?

12. Главные знаки дорожного движения.


Проектная работа на тему: « В здоровом теле – здоровый дух!»



Цель проекта:

Выявление влияния Здорового образа жизни на успеваемость и самочувствие учащихся.

Задачи проекта:

1) Раскрыть понятие Здорового образа жизни.
2) Выяснить, является ли спорт частью Здорового образа жизни. .
3) Изучить отношение ребят к спорту.
4) Выяснить и проанализировать занятость одноклассников в спортивных секциях и кружках.

Этапы работы:

1 этап:

  • Выявление первоначальных знаний детей о здоровом образе жизни.

  • Информация родителей о предстоящей деятельности.

  • Подбор литературы о здоровье, фотографий, плакатов.

2 этап:

  • “ Спорт – часть здорового образа жизни ” – рисование плаката «Питание как одна из составляющих здорового образа жизни".

  • «Технический прогресс – хорошо или плохо для здоровья?

  • Изучить как можно больше на тему: «Что обозначает понятие «Здоровый образ жизни», запиши полученные сведения – оформление проектной работы.

  • Оформление выставки «Спорт – часть здорового образа жизни».

  • Лепка макетов «Физкультура и спорт важны для нашего организма».

3 этап:

  • Итоговая диагностика детей.

  • Оформление альбома «Моя здоровая семья».

Проблемные вопросы:

1. Что позволяет человеку прожить здоровым до глубокой старости?

2. Что даёт человеку соблюдение правильного режима труда и отдыха?

3. Физически развитый человек – это какой человек?

4. Какие люди больше других склонны к вредным привычкам?

5. Как человек должен питаться для сохранения здоровья на многие годы?

Ход проекта:

Этап I. Подготовительный. Получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ. Работа в школьной библиотеке и в компьютерном кабинете. Спланировать, как хранить файлы учеников и как проводить диагностику достижений.

Этап II. (1-й урок). Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» - обсуждение общего плана проекта, обсуждение критериев оценок результатов и содержания конечного образовательного продукта.

Этап III. (2 урок, 3 урок + самостоятельная работа дома). Поиск информации в библиотеке и в интернете. Анализ информации, выбор главного. Подготовка информации для представления результатов в рисунке, в письменном сообщении. Промежуточное оценивание и самооценивание. Выполнение рисунка, письменного сообщения по теме проекта. Самооценивание и корректировка готового образовательного продукта.

Этап IV. (4, 5 урок +самостоятельная работа дома с родителями): работа над макетами планет.

Этап V. (6 урок) Защита проекта на открытом уроке. Рефлексия.

Методы работы:

Анализ литературы, моделирование, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, выявление существенного при помощи взрослых.

Список литературы:

1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе./ А.А.Александров, В.Ю.Александрова, – МЕДИА СФЕРА, 1996.,- 96с.

2. Осипов Ю.С. Большая Российская энциклопедия./ Ю.С. Осипов, – М.научное издательство, 2008г. – 300 с.

3. Профилактика алкоголизма, табакококурения, наркомании и токсикомании у детей и подростков / Под ред. Л.И. Кудря. - Архангельск, 2004. – 70 с.

4. Регулян В.Ф. Путь к силе, красоте и грации / В.Ф. Регулян, - Душанбе: Ирфон, 1990.- 400с.

Примерные темы проектов:

1. Составляющие здорового образа жизни человека.

2. Режим труда и отдыха.

3. Режим сна.

4. Распорядок дня.

5. Режим питания.

6.  Физическая нагрузка.

7.  Влияние вредных привычек на здоровье человека.

8. Закаливание.

9.  Здоровье и окружающая среда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проектная деятельность в данном пособии строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проектная деятельность предполагает ориентацию на получение конкретного результата; предварительное описание результата; относительно жесткую фиксацию срока достижения результата; предварительное планирование действий по достижению результата; планирование отдельных действий с конкретизацией результатов, обеспечивающих достижение общего результата проекта; выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий - подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Основой организации проектной деятельности в данном методическом пособии выступает метод проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией - поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.

Функциями учителя в процессе выполнения обучающимися проектов выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла проекта; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

Реализация проектов, предложенных в пособии, предполагает поиск информации в книгах, справочниках и поисковых системах, ее анализ, обработку, презентацию; работу на компьютере в различных программах, что способствовало формированию информационной культуры младших школьников.

Изучение проблемы использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников в дальнейшем может быть реализовано в следующих направлениях: приемы и методы обучения проектной деятельности младших школьников; разработка проблемного поля для проектов по каждому из учебных предметов в начальной школе; изучение способов мотивации участников проекта; разработка критериев и показателей сформированности информационной культуры младших школьников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Адрианова СА. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология (Основа) – 2015 - № 10 С. 6-8.

  2. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе. [текст] // Классный руководитель – 2015 – № 6 – С. 54-58.

  3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов. [текст] - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015 – 143 с.

  4. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 197с.

  5. Кривова Л.П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий. [текст] // Молодой ученый – 2016 – №9 – С. 50-57.

  6. Мушкин У.Р. Применение метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе. [текст] // Начальная школа – 2017 – №1 С. 94-99.

  7. Носовкина У.К. Педагогика начального образования. [текст] М.:Эксмо, 2016 – С. 43-47.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!